Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ МАНИПУЛЯЦИИ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ТЕКСТЕ: ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Актуальность данного исследования заключается в том, что изо дня в день журналисты все чаще прибегают к использованию манипуляций в своих текстах, ориентированных на то, чтобы как можно легче управлять сознанием общественности. При этом существует противоречие между этическими принципами журналистики, указанными в различных кодексах журналистской этики и реалиями современной медиа индустрии, где важным является повышение популярности того или иного СМИ, привлечение внимания аудитории к материалам любыми способами, в том числе с помощью манипулятивных технологий.

В современном мире не выжить без знания и владения законами этики, законами морали. Ты не сможешь иметь контакт с обществом, если не способен отвечать его требованиям. Каждый человек должен уметь сказать, что является нравственным, а что безнравственным, но так ли легко это определить?

Следует отметить, что этика берет свое начало от морали. Мораль – это сложный феномен, который возник вместе с человеческим обществом. Она руководит поведением человека, имеет ценностную природу и является регулятивным механизмом, который основывается на доброй воле человека. Кроме того, мораль является первой исторической формой общественного сознания.

Этика – Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Однако под этикой понимают еще и нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-нибудь общества или общественной группы [4, с. 646.]. Иначе говоря, этика – в широком смысле может пониматься как универсальный закон, который регулирует отношения между частью и целым, а так же регулирующий отношения между частями внутри целого [3].



Этика, в свою очередь делится на три категории:

1. Долг, ответственность, совесть, достоинство, честь (отражает совокупность побуждений, входящих в моральную установку).

2. Моральная установка – система внутренних побуждений к исполнению нравственного закона.

3. Благо, добро, зло, смысл жизни, счастье (отражает ценностные ориентиры, выработанные обществом).

4. Идеал, добродетель, порок (отражает представление о диапазоне морального развития человека) [3].

5. Профессиональная этика – наука о профессиональной морали, которая складывается из содержания конкретной профессиональной деятельности. Совокупность устойчивых норм и правил.

Функции профессиональной этики:

ü Оценочная;

ü Регулятивная;

ü Организационная;

ü Мотивационная;

ü Координирующая;

ü Воспитательная;

ü Коммуникативная;

ü Разрешение противоречий.

Профессиональная этика журналиста (ПЭЖ) – оценочно-императивный уровень освоения журналистом целей и содержания своей профессиональной деятельности.

ПЭЖ имеет свои определенные задачи, которые заключаются в следующем:

1. Систематизировать и предложить вниманию журналиста весь круг выработанных представлений, отражающих различные моменты отношений в журналистской среде.

2. Выявить и сгруппировать стандарты поведения в мировом журналистском сообществе.

3. Выявить коллизии в профессиональной этике журналиста и найти пути выхода из них.

Профессиональное сознание журналистского сообщества – совокупность знаний, норм, ценностей, направляющих профессиональную деятельность журналистского комплекса.

Профессиональное сознание журналиста – (профессиональная позиция) – проявление в самосознании журналиста достигнутого им уровня идентичности с его профессиональной группой. Установка на систему нравственных отношений в журналистском сообществе.

Функция профессионального сознания заключается в отражении и программировании жизнедеятельности профессионального сообщества журналиста.

Для развитого профессионального журналистского сознания, определяющим является три комплекса представлений:

1. Профессионально-этические категории:

ü Профессиональный долг:

ü Профессиональная ответственность;

ü Профессиональная совесть;

ü Профессиональное достоинство;

ü Профессиональная честь.

2. Профессионально-нравственные принципы – условия, при которых действия будут эффективными.

3. Профессионально-нравственные нормы – выработанные в профессии представления, которые регулируют отдельные аспекты профессионального поведения.

Зеркалом профессионального сознания журналиста – являются кодексы этики. Их функция заключается в том, чтобы регулировать взаимоотношения в журналистской среде.

Как и в различных сферах жизни, общества существуют свои принципы и нормы, так и профессиональная этика имеет свои.

Обычно принципы, которыми руководствуется журналистское сообщество, проявляют себя в нормах, положениях, указанных в журналистских кодексах различного уровня (национального, международного, регионального, локального – на уровне одной редакции).

Принципы базируются на правильном использовании знаний и проявляются в поведении журналиста. Профессионально-нравственное поведение - система реакций личности в виде поступков на отношение с людьми, со своей профессиональной общностью, с источниками информации в ходе решения профессиональных задач.

Все принципы имеют свойство проявляться в этических нормах. Этическая норма – исходная точка профессиональной морали; выработанные представления, подталкивающие к поведению, которое позволяет добиться хорошего результата.

Существуют главные нормы поведения журналиста, которые называют «требования-ориентиры»:

1. Всемирно защищать свободу прессы, как право человечества;

2. Уважать право людей «знать правду»;

3. Предоставлять максимально правдивую и объективную информацию;

4. Противодействовать сокрытию социально-значимой информации;

5. Уважать право людей на участие в самоопределении;

6. Уважать моральные ценности и культурные стандарты;

7. Укреплять доверие людей к СМИ.

Манипуляции изучают гуманитарные науки. Манипуляция – это скрытое управление человеком против его воли, приносящая инициатору преимущество, вид тайного воздействия. Тайное воздействие на подсознание людей, скрытое управление сознанием и поведением людей с целью убедить их действовать или бездействовать с интересами манипулятора, так же существуют и другие определения [2; 6].

Существует и другой феномен, более близкий к области журналистики – медиаманипуляции или манипуляции в средствах массовой информации, осуществляемые в основном посредством манипуляции словом.

Манипулятивное воздействие СМИ (медиа воздействие) – это вид манипулятивного воздействия, имеющий скрытый, одномерный, целенаправленный информационный характер, осуществляемый средствами массовой информации (субъектом), целью которого является незаметное изменение или внедрение определенных установок, мнений, взглядов в сознании аудитории (объекта) в отношении тех или иных событий, лиц, явлений действительности, путем применения различных технологий и техник манипуляции [10, с. 35].

Как правило, можно утверждать, что манипуляция построена на наличии идеи или мнения, которое необходимо «продвинуть» в массовое сознание, и средстве данного продвижение, т.е. технике манипуляции.

Манипуляции с использованием средств языка – языковые манипуляции, активно используемые в современных СМИ пишущими журналистами для привлечения внимания аудитории к публикации, для создания сенсаций, внедрения в сознание аудитории тех или иных идей и мнений [9].

Таблица 1.

Основные виды и языковые средства манипуляционных техник в СМИ

Наименование манипуляционной техники Характеристика манипуляционной техники
неопределенный рефлекторный индекс (1) используется для умолчания об источнике информации, или ложной ссылке на его наличие, когда источник отсутствует; эксплуатируется авторитет эксперта, новости предается большая весомость
предложения со сказуемым в страдательном залоге и номинализация (2) обеспечивается исчезновение субъекта того о чем говориться, что снимает ответственность за ложные обещания и факты с отсутствующих субъектов
использование безличных конструкций и мультипликация (3) вместо указания на конкретных людей, о которых идет речь, конструкции, обезличиваются; происходит умножение имен действия
Пассивизация (4) размывается фокус внимания читателя, выводя из обсуждения субъектов действия, вплоть до умолчания о них
безальтернативные точки зрения, искажение цитат (5) используется в новостях для замены факта комментарием, а так же фальсификации высказываний тех или иных лиц
гиперболизация, расширение обобщений, плюрализация действий и ситуаций (6) внутренняя смысловая конструкция таких оборотов содержит аргумент к норме, настраивает реципиенты на автоматическое согласие с информацией и точкой зрения автора
восклицательные предложения, риторические вопросы, лексические повторы, эмоционально окрашенные прилагательные (7) настраивает реципиента на определенное эмоциональное отношение к событию, новости
техника двойного стандарта, эвфемия и дисфемия (8) манипуляция лексической многозначностью, изменение отношения объекта к определенному явлению осуществляется с помощью изменения ассоциативного поля слова, привнесения в него новых смыслов
деление на «мы» и «они», антитеза (9) категория «мы» используется в нейтральном или позитивном контексте, а категория «они» в негативном. Часто происходит смешение с приемом двойного стандарта
императивы, повеления, требования, призывы (10) создание назидательных конструкций, свойственных стилю инструкций
Метафоры (11) задействуют механизмы ассоциативного мышления реципиента, рождают устойчивый образ. Их использование сводится к подмене рационального суждения иррациональным, имеющим формальные признаки непреложной истины
ложные аналогии (обвинение по ассоциации) (12) отождествление какого-либо политика, деятеля, с негативно оцениваемой социальной группой, смещение внимания с происходящего события, на события в прошлом через ложные ассоциации
создание комплексной эквивалентности (13) разрушение рациональных связей, для того, что бы выдать гипотетическое за реальное. Рациональное обоснование связей при этом отсутствует
Трюизмы (14) банальные фразы, универсальные высказывания, используемые перед информацией, которую нужно внедрить в сознание адресата. Это позволяет настроить читателя на согласие с предложенной информацией и направить его на некритическое восприятие
фингирующие преобразования (15) внимание реципиента концентрируется не на основной мысли, стоящей за текстом новости события, а рассеивается в мозаике незначительных подробностей
использование аффективов и слов-амеб (идеологемы) (16) эмоционально нагруженные слова, которые адресованы к ценностным установкам реципиентов
Ярлыки (17) используются для дискредитации какого-либо образа события, личности, страны, и является основным практическим проявлением технологии стереотипизации, мифологизации сознания
Инвективы (18) прием нацелен на оскорбление, отрицательную оценку объекта, бранной лексики; инвективы разнообразны, действуют напрямую, направлены на достижение максимальной экспрессивности статьи
Интимизация (19) медиатексты, повествующие «от себя» создают эффект доверительного общения автора и аудитории, что увеличивает аттракцию, расположенность к некритическому восприятию
создание и использование каламбуров, трансформация фразеологизмов, изменение грамматической формы (20) обеспечивает запоминаемость материала за счет ироничности и сарказма
композиционные приемы манипуляции (21) семантические особенности вступления и заключения, повторение внедряемой информации в начале и конце, манипулятивные особенности заголовков

 

Наиболее результативной методикой исследования манипулятивных практик в современных СМИ является контент-анализ.

Контент-анализ (от англ. contents – содержание, содержимое) или анализ содержания – стандартная методика исследования в области общественных наук, имеющая своим предметом анализ содержания текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции [5].

В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста.

Этапы контент-анализа:

1. Определение совокупности изучаемых источников.

2. Формирование выборочной совокупности сообщений, в т. ч. случайной.

3. Выявление единиц (переменных) анализа. Ими могут быть слова, словосочетания, заголовки.

4. Процедура подсчета.

5. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования.

В данном исследовании совокупностью изучаемых источников были выбраны следующие популярные сетевые СМИ:

1. Rbc.ru;

2. Lenta.ru;

3. Newsru.com;

4. Vesti.ru;

5. Gazeta.ru.

Для исследования из каждого сетевого СМИ были случайным образом выбраны небольшие публикации. Иллюстрации применения манипуляционных техник в СМИ будут представлены ниже. Для выявления манипулятивных техник в интернет СМИ, мной было проанализировано 50 заголовков и статей. Для наглядности, представим более яркие примеры по 1-2 от сетевого информатора.

Единицами (переменными) анализа являются конкретные техники манипуляции, соответствующие перечню манипулятивных техник с 1 по 21. Их нумерация (см. в таблице 1 в разделе 1.2. настоящего исследования) будет соответствовать нумерации единиц контент-анализа.

Таблица 2






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.