Обратная связь
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ МАНИПУЛЯЦИИ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ТЕКСТЕ: ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Актуальность данного исследования заключается в том, что изо дня в день журналисты все чаще прибегают к использованию манипуляций в своих текстах, ориентированных на то, чтобы как можно легче управлять сознанием общественности. При этом существует противоречие между этическими принципами журналистики, указанными в различных кодексах журналистской этики и реалиями современной медиа индустрии, где важным является повышение популярности того или иного СМИ, привлечение внимания аудитории к материалам любыми способами, в том числе с помощью манипулятивных технологий.
В современном мире не выжить без знания и владения законами этики, законами морали. Ты не сможешь иметь контакт с обществом, если не способен отвечать его требованиям. Каждый человек должен уметь сказать, что является нравственным, а что безнравственным, но так ли легко это определить?
Следует отметить, что этика берет свое начало от морали. Мораль – это сложный феномен, который возник вместе с человеческим обществом. Она руководит поведением человека, имеет ценностную природу и является регулятивным механизмом, который основывается на доброй воле человека. Кроме того, мораль является первой исторической формой общественного сознания.
Этика – Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Однако под этикой понимают еще и нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-нибудь общества или общественной группы [4, с. 646.]. Иначе говоря, этика – в широком смысле может пониматься как универсальный закон, который регулирует отношения между частью и целым, а так же регулирующий отношения между частями внутри целого [3].
Этика, в свою очередь делится на три категории:
1. Долг, ответственность, совесть, достоинство, честь (отражает совокупность побуждений, входящих в моральную установку).
2. Моральная установка – система внутренних побуждений к исполнению нравственного закона.
3. Благо, добро, зло, смысл жизни, счастье (отражает ценностные ориентиры, выработанные обществом).
4. Идеал, добродетель, порок (отражает представление о диапазоне морального развития человека) [3].
5. Профессиональная этика – наука о профессиональной морали, которая складывается из содержания конкретной профессиональной деятельности. Совокупность устойчивых норм и правил.
Функции профессиональной этики:
ü Оценочная;
ü Регулятивная;
ü Организационная;
ü Мотивационная;
ü Координирующая;
ü Воспитательная;
ü Коммуникативная;
ü Разрешение противоречий.
Профессиональная этика журналиста (ПЭЖ) – оценочно-императивный уровень освоения журналистом целей и содержания своей профессиональной деятельности.
ПЭЖ имеет свои определенные задачи, которые заключаются в следующем:
1. Систематизировать и предложить вниманию журналиста весь круг выработанных представлений, отражающих различные моменты отношений в журналистской среде.
2. Выявить и сгруппировать стандарты поведения в мировом журналистском сообществе.
3. Выявить коллизии в профессиональной этике журналиста и найти пути выхода из них.
Профессиональное сознание журналистского сообщества – совокупность знаний, норм, ценностей, направляющих профессиональную деятельность журналистского комплекса.
Профессиональное сознание журналиста – (профессиональная позиция) – проявление в самосознании журналиста достигнутого им уровня идентичности с его профессиональной группой. Установка на систему нравственных отношений в журналистском сообществе.
Функция профессионального сознания заключается в отражении и программировании жизнедеятельности профессионального сообщества журналиста.
Для развитого профессионального журналистского сознания, определяющим является три комплекса представлений:
1. Профессионально-этические категории:
ü Профессиональный долг:
ü Профессиональная ответственность;
ü Профессиональная совесть;
ü Профессиональное достоинство;
ü Профессиональная честь.
2. Профессионально-нравственные принципы – условия, при которых действия будут эффективными.
3. Профессионально-нравственные нормы – выработанные в профессии представления, которые регулируют отдельные аспекты профессионального поведения.
Зеркалом профессионального сознания журналиста – являются кодексы этики. Их функция заключается в том, чтобы регулировать взаимоотношения в журналистской среде.
Как и в различных сферах жизни, общества существуют свои принципы и нормы, так и профессиональная этика имеет свои.
Обычно принципы, которыми руководствуется журналистское сообщество, проявляют себя в нормах, положениях, указанных в журналистских кодексах различного уровня (национального, международного, регионального, локального – на уровне одной редакции).
Принципы базируются на правильном использовании знаний и проявляются в поведении журналиста. Профессионально-нравственное поведение - система реакций личности в виде поступков на отношение с людьми, со своей профессиональной общностью, с источниками информации в ходе решения профессиональных задач.
Все принципы имеют свойство проявляться в этических нормах. Этическая норма – исходная точка профессиональной морали; выработанные представления, подталкивающие к поведению, которое позволяет добиться хорошего результата.
Существуют главные нормы поведения журналиста, которые называют «требования-ориентиры»:
1. Всемирно защищать свободу прессы, как право человечества;
2. Уважать право людей «знать правду»;
3. Предоставлять максимально правдивую и объективную информацию;
4. Противодействовать сокрытию социально-значимой информации;
5. Уважать право людей на участие в самоопределении;
6. Уважать моральные ценности и культурные стандарты;
7. Укреплять доверие людей к СМИ.
Манипуляции изучают гуманитарные науки. Манипуляция – это скрытое управление человеком против его воли, приносящая инициатору преимущество, вид тайного воздействия. Тайное воздействие на подсознание людей, скрытое управление сознанием и поведением людей с целью убедить их действовать или бездействовать с интересами манипулятора, так же существуют и другие определения [2; 6].
Существует и другой феномен, более близкий к области журналистики – медиаманипуляции или манипуляции в средствах массовой информации, осуществляемые в основном посредством манипуляции словом.
Манипулятивное воздействие СМИ (медиа воздействие) – это вид манипулятивного воздействия, имеющий скрытый, одномерный, целенаправленный информационный характер, осуществляемый средствами массовой информации (субъектом), целью которого является незаметное изменение или внедрение определенных установок, мнений, взглядов в сознании аудитории (объекта) в отношении тех или иных событий, лиц, явлений действительности, путем применения различных технологий и техник манипуляции [10, с. 35].
Как правило, можно утверждать, что манипуляция построена на наличии идеи или мнения, которое необходимо «продвинуть» в массовое сознание, и средстве данного продвижение, т.е. технике манипуляции.
Манипуляции с использованием средств языка – языковые манипуляции, активно используемые в современных СМИ пишущими журналистами для привлечения внимания аудитории к публикации, для создания сенсаций, внедрения в сознание аудитории тех или иных идей и мнений [9].
Таблица 1.
Основные виды и языковые средства манипуляционных техник в СМИ
Наименование манипуляционной техники
| Характеристика манипуляционной техники
| неопределенный рефлекторный индекс (1)
| используется для умолчания об источнике информации, или ложной ссылке на его наличие, когда источник отсутствует; эксплуатируется авторитет эксперта, новости предается большая весомость
| предложения со сказуемым в страдательном залоге и номинализация (2)
| обеспечивается исчезновение субъекта того о чем говориться, что снимает ответственность за ложные обещания и факты с отсутствующих субъектов
| использование безличных конструкций и мультипликация (3)
| вместо указания на конкретных людей, о которых идет речь, конструкции, обезличиваются; происходит умножение имен действия
| Пассивизация (4)
| размывается фокус внимания читателя, выводя из обсуждения субъектов действия, вплоть до умолчания о них
| безальтернативные точки зрения, искажение цитат (5)
| используется в новостях для замены факта комментарием, а так же фальсификации высказываний тех или иных лиц
| гиперболизация, расширение обобщений, плюрализация действий и ситуаций (6)
| внутренняя смысловая конструкция таких оборотов содержит аргумент к норме, настраивает реципиенты на автоматическое согласие с информацией и точкой зрения автора
| восклицательные предложения, риторические вопросы, лексические повторы, эмоционально окрашенные прилагательные (7)
| настраивает реципиента на определенное эмоциональное отношение к событию, новости
| техника двойного стандарта, эвфемия и дисфемия (8)
| манипуляция лексической многозначностью, изменение отношения объекта к определенному явлению осуществляется с помощью изменения ассоциативного поля слова, привнесения в него новых смыслов
| деление на «мы» и «они», антитеза (9)
| категория «мы» используется в нейтральном или позитивном контексте, а категория «они» в негативном. Часто происходит смешение с приемом двойного стандарта
| императивы, повеления, требования, призывы (10)
| создание назидательных конструкций, свойственных стилю инструкций
| Метафоры (11)
| задействуют механизмы ассоциативного мышления реципиента, рождают устойчивый образ. Их использование сводится к подмене рационального суждения иррациональным, имеющим формальные признаки непреложной истины
| ложные аналогии (обвинение по ассоциации) (12)
| отождествление какого-либо политика, деятеля, с негативно оцениваемой социальной группой, смещение внимания с происходящего события, на события в прошлом через ложные ассоциации
| создание комплексной эквивалентности (13)
| разрушение рациональных связей, для того, что бы выдать гипотетическое за реальное. Рациональное обоснование связей при этом отсутствует
| Трюизмы (14)
| банальные фразы, универсальные высказывания, используемые перед информацией, которую нужно внедрить в сознание адресата. Это позволяет настроить читателя на согласие с предложенной информацией и направить его на некритическое восприятие
| фингирующие преобразования (15)
| внимание реципиента концентрируется не на основной мысли, стоящей за текстом новости события, а рассеивается в мозаике незначительных подробностей
| использование аффективов и слов-амеб (идеологемы) (16)
| эмоционально нагруженные слова, которые адресованы к ценностным установкам реципиентов
| Ярлыки (17)
| используются для дискредитации какого-либо образа события, личности, страны, и является основным практическим проявлением технологии стереотипизации, мифологизации сознания
| Инвективы (18)
| прием нацелен на оскорбление, отрицательную оценку объекта, бранной лексики; инвективы разнообразны, действуют напрямую, направлены на достижение максимальной экспрессивности статьи
| Интимизация (19)
| медиатексты, повествующие «от себя» создают эффект доверительного общения автора и аудитории, что увеличивает аттракцию, расположенность к некритическому восприятию
| создание и использование каламбуров, трансформация фразеологизмов, изменение грамматической формы (20)
| обеспечивает запоминаемость материала за счет ироничности и сарказма
| композиционные приемы манипуляции (21)
| семантические особенности вступления и заключения, повторение внедряемой информации в начале и конце, манипулятивные особенности заголовков
|
Наиболее результативной методикой исследования манипулятивных практик в современных СМИ является контент-анализ.
Контент-анализ (от англ. contents – содержание, содержимое) или анализ содержания – стандартная методика исследования в области общественных наук, имеющая своим предметом анализ содержания текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции [5].
В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста.
Этапы контент-анализа:
1. Определение совокупности изучаемых источников.
2. Формирование выборочной совокупности сообщений, в т. ч. случайной.
3. Выявление единиц (переменных) анализа. Ими могут быть слова, словосочетания, заголовки.
4. Процедура подсчета.
5. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования.
В данном исследовании совокупностью изучаемых источников были выбраны следующие популярные сетевые СМИ:
1. Rbc.ru;
2. Lenta.ru;
3. Newsru.com;
4. Vesti.ru;
5. Gazeta.ru.
Для исследования из каждого сетевого СМИ были случайным образом выбраны небольшие публикации. Иллюстрации применения манипуляционных техник в СМИ будут представлены ниже. Для выявления манипулятивных техник в интернет СМИ, мной было проанализировано 50 заголовков и статей. Для наглядности, представим более яркие примеры по 1-2 от сетевого информатора.
Единицами (переменными) анализа являются конкретные техники манипуляции, соответствующие перечню манипулятивных техник с 1 по 21. Их нумерация (см. в таблице 1 в разделе 1.2. настоящего исследования) будет соответствовать нумерации единиц контент-анализа.
Таблица 2
|
|