Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Специальные правила квалификации преступлений (2 часа)

1. Правила квалификации преступлений при неоконченной преступной деятельности.

2. Формы и виды соучастия и их отражение при квалификации преступлений.

3. Квалификация при множественности преступлений.

4. Квалификация при конкуренции уголовно-правовых норм.

3.5. Самостоятельная работа студента

В процессе обучения дисциплины «Теоретические основы квалификации преступлений» студенты всех форм обучения выполняют следующие виды самостоятельной работы:

1. Поиск и изучение рекомендованной литературы, а также специальной научной литературы и доктринальных материалов в рамках соответствующих тем дисциплины.

2. Поиск и изучение нормативно-правовых актов, в том числе с использованием электронных баз данных.

3. Изучение изменений, вносимых в нормативно-правовые акты, сравнение с ранее действующими их редакциями, анализ достоинств и недостатков вновь принятых правовых источников.

4.Подготовка к лекциям. Для правильного понимания лекции необходимо ознакомиться с соответствующими темами в учебных пособиях Корнеевой А. и Плотникова А.И. с одноименными названиями «Теоретические основы квалификации преступлений», сформулировать и задать вопросы относительно не достаточно ясных или спорных положений.

5. Подготовка к практическим занятиям. Наряду с изучением рекомендованной литературы, законодательства студент в письменном виде решает задачи по теме практического занятия, приведенные в соответствующей теме практического занятия.

При решении задачи (казуса) студенту всегда следует исходить из всей совокупности данных, изложенных в ее фабуле. Эти обстоятельства считаются доказанными. При письменным или устном решении казуса (задачи) а) излагается нормативная база, претендующая на применение как итог выдвижения квалификационных версий; б) обоснование правильности ответа со ссылкой на положения закона и фабулу дела; в) дается ответ по существу дела (т.е. квалификация содеянного).



При решении студент должен также ясно представлять себе исходную теоретическую концепцию, которая является научной основой для решения подобного рода вопросов. При необходимости обучающийся должен уметь ее четко сформулировать.

При наличии разъяснения Пленума Верховного Суда РФ — это разъяснение приводится. Приветствуются также примеры из опубликованной и неопубликованной судебной практики по конкретным делам, если они помогут разъяснить эти сложные вопросы. Если при решении задачи необходимо квалифицировать преступление, квалификация приводится в том полном виде, в каком она должна быть указана в резолютивной части приговора суда.

6. Выполнение заданий преподавателя, предложенных в порядке индивидуальной работы со студентом:

- поиск и изучение материалов судебной практики по уголовным делам, в том числе с использованием ГАС «Правосудие» и других электронных ресурсов;

- обобщение материалов судебной практики по уголовным делам, выявление судебных ошибок и недостатков составления процессуальных документов практическими работниками;

- самостоятельное составление студентами проектов процессуальных документов;

- подготовка устных докладов, эссе, рефератов по отдельным темам дисциплины.

7. Подготовка тезисов и докладов для участия в научно-практических конференциях, круглых столах как регионального, так и всероссийского уровня.

8. Разработка научных кроссвордов по отдельным темам.

9. Подготовка сценариев и проведение ролевых игр.

10. Разработка схем, таблиц по отдельным темам дисциплины.

В самостоятельной работе студент руководствуется тематическим планом для соответствующей формы обучения, программой курса, расписанием занятий (при подготовке к семинарам) и стремится к достижению планируемых результатов освоения учебной дисциплины.

При возникновении каких-либо проблем и сложностей в ходе самостоятельной работы студент обращается к преподавателю за консультацией. Преподавателям рекомендуется сообщать студентам свой адрес электронной почты, по которому студент может получить необходимые ему консультации и советы по освоению дисциплины.

Образовательные технологии

При освоении программы используются аудиторные занятия (лекции и практические занятия) и самостоятельная подготовка студента.

Часть лекций проходит в классической информационной форме. Наиболее практически значимые темы (их перечень обговаривается со студентами) выносятся на обсуждение в рамках проблемной лекции. Студенты предлагают свои решения предложенной научной проблемы. Предполагается дискуссия и диалог студентов и преподавателя.

При чтении лекций рекомендуется использование наглядных пособий, в том числе электронных презентаций. Презентация позволяет сосредоточить внимание студента на ключевых вопросах темы и основных системных взаимосвязях, без понимания которых сложно правильно уяснить проблематику лекции. Лектор самостоятельно готовит презентации с учетом тех педагогических задач, которые он намерен решить при проведении занятия, если он сочтет, что использование презентации в конкретном случае целесообразно.

Все практические занятия проводятся в интерактивных формах. Преподавателями кафедры активно внедряются интерактивные методы преподавания юридических дисциплин кафедры. Среди интерактивных методов наиболее часто используются следующие методы: направляемая дискуссия, метод демонстрации, ролевые игры, «мозговой штурм», творческие (проблемные) задания, метод работы в малых группах. У каждого из них есть свои правила и свои педагогические секреты. Одни из них могут применяться при проведении любого вида занятий. Например, мозговой штурм, дискуссия, демонстрация могут с успехом дополнять традиционные методы преподавания, как при чтении лекций, так и при проведении практических занятий.

Работа в малых группах, ролевые игры более эффективны при проведе­нии практических занятий. Такие методы связаны с «погружением студента в ситуацию профессиональной деятельности».

Взаимодействие преподавателя и студента строятся не по поводу знаний, а по поводу применения этих знаний путем выполнения каких-либо элементов профессиональной деятельности. Студенты ставятся в ситуацию действия, посредством которого и преподаватель, и сами студенты могут выявить знания предмета или пробелы в этих знаниях. Студенты получают возможность понять и оценить прикладное значение этих знаний для будущей профессиональной деятельности.

В основе практических заданий при применении интерактивных методов, как правило, используются материалы из реальной практики: фактические обстоятельства уголовных дел или обстоятельств производства отдельных следственных или иных процессуальных действий; процессуальные документы (постановления, обвинительные заключения, обвинительные приговоры, протоколы).

Целью практических занятий с использованием интерактивных методов является более подробное углубленное изучение сложных актуальных дискуссионных вопросов теории и практики изучаемой дисциплины. Ценность проводимых занятий состоит в том, что их темы рассматриваются с позиции судебной и следственной практики, сложившейся как на территории Вологодской области, так и в других регионах, что существенно помогает студентам правильно применять положения уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства при квалификации преступлений в их дальнейшей практической деятельности.

При этом интерактивные методы позволяют развивать междисциплинарные связи и обучать студентов применению одновременно и уголовно-процессуальных и уголовно-правовых, поскольку в реальной практике все аспекты правового регулирования выступают в комплексе, в своей связи и взаимозависимости.

Традиционные (диалоговые методы), которые могут иметь место и в ходе зачета, предполагают вза­имный обмен информацией между преподавателем и студентом ни в коей мере нельзя сбрасывать со щитов. Они предоставляют студенту возможность высказать накопленную им при подго­товке к занятию информацию по отдельной теме или курсу в целом.

Образовательные технологии

(очная форма обучения)

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
Лекция на тему «Понятие, виды, этапы квалификации преступлений» Лекция с элементами дискуссии на тему «Стадии уголовного процесса и их значение для квалификации преступлений», лекция с разбором ситуаций на практических примерах 0,5
Лекция на тему «Состав преступления и его значение для квалификации преступлений» Лекция с элементами дискуссии на тему «Значение нетрадиционных классификаций признаков состава преступления для квалификации преступлений» 0,5
Лекция на тему «Особенности квалификации по объективным признакам состава преступления» Лекция с элементами дискуссии на тему «Предмет, средства и орудия преступления: из соотношение и разграничение» 0,5
Лекция на тему «Особенности квалификации по субъективным признакам состава преступления» Лекция с элементами дискуссии на тему «Значение специального субъекта преступления. Виды специальных субъектов преступления», «Соотношение понятий субъект и исполнитель преступления» 0,5
Лекция на тему «Квалификация неоконченной преступной деятельности» Лекция с элементами дискуссии на тему «Влияние причин недоведения преступления до конца на квалификацию общественно опасного деяния» 0,5
Лекция на тему «Квалификация преступлений, совершенных в соучастии» Лекция с элементами дискуссии на тему «Виды посредственного исполнителя преступления» 0,5
Лекция на тему «Изменение квалификации преступлений» Лекция с элементами дискуссии на тему «Обратная сила уголовного закона»
Практическое занятие по теме «Понятие, виды, этапы квалификации преступлений» Направляемая дискуссия на тему «Значение выделения различных видов квалификации преступлений» , творческое задание
Практическое занятие по теме «Состав преступления и его значение для квалификации преступлений» Дискуссия, творческое задание, разбор ситуаций на практических примерах 0,5
Практическое занятие по теме «Особенности квалификации по объективным признакам состава преступления» Направляемая дискуссия на тему «Влияние субъективной ошибки в объективных признаках состава преступления на квалификацию», творческое задание, разбор ситуаций на практических примерах
Практическое занятие по теме «Особенности квалификации по субъективным признакам состава преступления» Направляемая дискуссия на тему «Влияние состояния опьянения на квалификацию преступлений», разбор ситуаций на практических примерах, работа в малых группах
Практическое занятие по теме «Квалификация неоконченной преступной деятельности» Направляемая дискуссия на тему «Квалификация действий соучастников преступления при недоведении исполнителем преступления до конца», разбор ситуаций на практических примерах 0,5
Практическое занятие по теме «Квалификация при множественности преступлений» Направляемая дискуссия на тему «Особенности квалификации «сопряженных преступлений»». Творческое задание, разбор ситуаций на практических примерах 0,5
Практическое занятие по теме «Квалификация преступлений, совершенных в соучастии» Направляемая дискуссия на тему «Соотношение понятия и признаков банды, экстремистской организации, экстремистского сообщества, террористической организации, террористического сообщества», работа в малых группах, разбор ситуаций на практических примерах
Практическое занятие по теме «Изменение квалификации преступлений» Дискуссия на тему «Промежуточный уголовный закон: понятие, значение, правила квалификации», «Промежуточный закон и обратная сила уголовного закона», работа в малых группах, творческое задание 0,5
Итого:

Образовательные технологии

(заочная форма обучения)

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
Лекция на тему «Понятие, виды, этапы квалификации преступлений» Лекция с элементами дискуссии на тему «Стадии уголовного процесса и их значение для квалификации преступлений», лекция с разбором ситуаций на практических примерах 0,5
Практическое занятие по теме «Состав преступления и его значение для квалификации преступлений» Направляемая дискуссия, разбор ситуаций на практических примерах 0,5
Практическое занятие по теме «Квалификация неоконченной преступной деятельности» Направляемая дискуссия на тему «Квалификация действий соучастников преступления при недоведении исполнителем преступления до конца», разбор ситуаций на практических примерах 0,5
Практическое занятие по теме «Квалификация при множественности преступлений» Направляемая дискуссия на тему «Особенности квалификации «сопряженных преступлений»», разбор ситуаций на практических примерах 0,5
Практическое занятие по теме «Квалификация преступлений, совершенных в соучастии» Направляемая дискуссия на тему «Соотношение понятия и признаков банды, экстремистской организации, экстремистского сообщества, террористической организации, террористического сообщества», разбор ситуаций на практических примерах 0,5
Итого: 2,5

Образовательные технологии

(заочная форма ускоренного обучения)

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
Лекция на тему «Понятие, виды, этапы квалификации преступлений» Лекция с элементами дискуссии на тему «Стадии уголовного процесса и их значение для квалификации преступлений», лекция с разбором ситуаций на практических примерах 0,5
Практическое занятие по теме «Состав преступления и его значение для квалификации преступлений» Направляемая дискуссия, разбор ситуаций на практических примерах 0,5
Практическое занятие по теме «Специальные правила квалификации преступлений» Направляемая дискуссия на тему «Квалификация действий соучастников преступления при недоведении исполнителем преступления до конца» , разбор ситуаций на практических примерах
Итого:

5.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие, виды и значение квалификации преступлений.

2. Этапы процесса квалификации преступлений.

3. Принципы квалификации преступлений.

4. Понятие и классификация правил квалификации преступлений.

5. Понятие уголовно-правовых презумпций и фикций, их использование при квалификации преступлений. Правила знаковой фиксации результатов квалификации преступлений.

6. Состав преступления как уголовно-правовая модель преступления определенного вида.

7. Элементы и признаки состава преступления и значение их установления при квалификации преступления.

8. Позитивные и негативные признаки состава преступления. Их использование при квалификации преступлений. Постоянные и переменные признаки состава преступления. Их виды и значение при квалификации преступлений.

9. Использование постановлений Пленума Верховного Суда РФ при квалификации преступлений.

10. Предмет преступления и потерпевший, их влияние на квалификацию преступления.

11. Правила квалификации по объекту преступления.

12. Квалификация преступлений при преступном бездействии.

13. Последствия преступления, их виды, способы законодательного описания и квалификация преступлений.

14. Правила квалификации по признакам объективной стороны преступления.

15. Вина и ее влияние на квалификацию преступлений.

16. Направленность умысла и ее влияние на квалификацию преступлений. Определенность умысла и ее влияние на квалификацию преступлений.

17. Субъективное отношение к квалифицирующим признакам преступления и квалификация преступлений.

18. Квалификация преступлений с двумя формами вины.

19. Мотив и цель, их влияние на квалификацию преступлений.

20. Правила квалификации по признакам субъективной стороны преступления.

21. Субъективная ошибка, ее виды и влияние на квалификацию преступлений.

22. Возраст и его влияние на квалификацию преступлений.

23. Особенности квалификации деяний посредственного исполнителя преступления.

24. Квалификация преступлений, совершаемых специальным субъектом. Ненадлежащий специальный субъект преступления.

25. Правила квалификации по признакам субъекта преступления.

26. Правила квалификации при неоконченной преступной деятельности.

27. Правила квалификации преступлений при различных видах соучастия.

28. Виды соучастников и особенности квалификации их деятельности.

29. Правила квалификации при неудавшемся подстрекательстве. Эксцесс исполнителя.

30. Правила квалификации преступлений при различных формах соучастия.

31. Правила квалификации при совокупности преступлений.

32. Правила квалификации сложных единичных преступлений.

33. Правила квалификации преступлений при конкуренции уголовно-правовых норм.

34. Правила квалификации преступлений при изменении уголовного закона.

35. Правила квалификации при наличии промежуточного закона.

36. Правила квалификации преступлений при изменении фактических материалов дела.

 

5.2.Модельные задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

При проведении текущего контроля и промежуточной аттестации могут использоваться творческие задания, примеры практических ситуаций, приведенные в планах практических занятий, материалы практикума, тестовые задания, примеры которых приводятся в рабочей программе, задания предложенные студентам для самостоятельной работы.

 

Модельное задание для проведения текущего контроля

по теме«Понятие, виды, этапы квалификации преступлений»

Технологии: направляемая дискуссия, творческое задание.

Содержание задания:студентам предлагается подискутировать по вопросу:«Значение выделения различных видов квалификации преступлений». Преподаватель инициирует полемику по проблемам выделения видов квалификации преступлений в теории уголовного права, их значения. Студентам предлагается сформулировать собственную точку зрения по рассматриваемого вопросу.

Далее преподаватель моделирует ситуацию: «В лесу обнаружен труп мужчины с огнестрельным ранением» и предлагает студентам выполнить творческое задание: исходя из данного факта, предложить все возможные варианты квалификации совершенного деяния.

Соблюдая все правила проведения первого этапа метода «Мозгового штурма», и ознакомив студентов с этими правилами, преподаватель фиксирует ответы студентов на доске.

Далее преподаватель переходит ко второму этапу «Мозгового штурма». Он предлагает студентам остановиться и обсудить предложенные идеи.

Например, предлагает подумать: а может ли в данной ситуации иметь место самоубийство? Путем логический рассуждений всего вероятнее последует вывод, о том, что в такой ситуации самоубийство не могло иметь место.

Далее предлагается для обсуждения следующий предложенный вариант оценки содеянного. В итоге, преподаватель останавливается, оставляя нетронутыми несколько вариантов, и подводит студентов к выводу о том, что действительно версий на первом этапе квалификации может быть большое количество, но и при наличии минимальной информации о содеянном, число таких гипотез все же ограничено. Преподаватель, воздействуя на аудиторию, обеспечивает конструктивный и продуктивный характер дискуссии для всестороннего, полного и глубокого раскрытия значимого вопроса.

Хронология занятия:

1.Проверка явки студентов – 5 минут;

2.Постановка вопроса для дискуссии, выступления студентов, полемика по рассматриваемой проблеме – 15 минут;

3.Постановка творческого задания, обдумывание студентами вариантов ответов – 10 минут;

4. Выступление студентов, фиксация результатов выступлений на доске, обсуждение предложенных вариантов – 20 минут;

5. Подведение итогов – 10 минут.

 

 

Примеры тестовых заданий

1. Под квалификацией следует понимать:

а) логический процесс, умственную деятельность.

б) правовую оценку деяния.

в) установление тождества между фактом реальности и правовой нормой.

г) все перечисленное.

2.Квалификация преступления- это:

 

а) правоприменительная деятельность;

б) установление сходства между совершенным общественно опасным деянием и признаками состава преступления;

в) установление тождества между совершенным общественно опасным деянием и признаками состава преступления;

г) судейское усмотрение.

 

3. Покажите, в каких статьях УК РФ имеется отличие по объекту преступления:

а) 111, 112, 115;

б) 105, 277, 295;

в) 105, 109, 110;

г) 105, 106, 107

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.