Методическое и организационное Цели и задачи
Реализации Программы
Примерная программа «От рождения до школы» (далее — Программа)
разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для
использования в дошкольных образовательных организациях для форми-
рования основных образовательных программ (ООП).
Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является
создание программного документа, помогающего педагогам организовать
образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требовани-
ями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы
свою ООП.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование
основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических
и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формиро-
вание предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности
жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребен-
ка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у до-
школьников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция,
творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение
к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской де-
ятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-иссле-
довательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.),
музыкальной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитии каждого ребенка
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного от-
ношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны-
ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к само-
стоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской де-
ятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита-
тельно-образовательного процесса;
• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позво-
ляющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклоннос-
тями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного об-
разовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемствен-
ности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании
образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие
давления предметного обучения.
Принципы и подходы
К формированию Программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция
образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориенти-
рующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует
современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы
В. В. Давыдов, В. А. Петров ский и др.) о признании самоценности дошколь-
ного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ре-
бенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и
общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей
и предметный центризм в обучении.10
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции
отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: ком-
плексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей,
всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе
организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в
дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом
принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Вы-
готского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой
развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как
два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом
«воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка»
(В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает
как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные
линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация
этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций
в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоцио-
нального воспитания. Образование рассматривается как процесс приоб-
щения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание,
мораль, искусство, труд).
Главный критерий отбора программного материала — его воспитатель-
ная ценность, высокий художественный уровень используемых произ-
ведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и
зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка
на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина,
Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).
Программа «От рождения до школы»:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которо-
го является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической примени-
мости (содержание Программы соответствует основным положениям возрас-
тной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может
быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разум-
ного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе
реализации которых формируются такие качества, которые являются
ключевыми в развитии дошкольников;11
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей
в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,
спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятель-
ности дошкольников не только в рамках непосредственно образователь-
ной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответс-
твии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошколь-
никами и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости
от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми воз-
растными дошкольными группами и между детским садом и началь-
ной школой.
Методическое и организационное
|