Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Лекция 10. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ 12 глава

 

 

Основы конфликтологии 2О2

 

пропаганды и ее постоянное повторение придает ей правдоподобие и обеспечивает успех.

 

Могущественным фактором политической борьбы ныне выступает общественное мнение, формируемое политическими конкурентами. В настоящее время только наивные люди, выдающие желаемое за действительное, могут говорить о свободном, демократически складывающемся общественном мнении. Еще более четверти века тому назад Президент Финляндии Урхо Кекконен говорил: "...на самом деле ... мнение народа представляет собой лишь эхо вещания, которое распространила небольшая горстка привилегированных людей, держащих в своих руках власть и каналы воздействия на общественное мнение".13

 

Чтобы формировать желаемое общественное мнение, создается система масс медиа. Это - совокупность множества средств массовой информации, составляющая единое целое, со сложной структурой, с разнообразными частями и функциями. В США, например, как пишет Зиновьев А., в конце 80-х гг. печаталось 1645 ежедневных газет с тиражом 63 млн. экземпляров, 11200 иллюстрированных и периодических изданий, вещало более 9000 коммерческих и 1420 некоммерческих радиостанций, функционировало 1440 телевизионных станций (три четверти из которых коммерческие), 6900 кабельных систем. В Западной Германии в 1965 г. выпускалось 1253 ежедневные газеты и 6900 журналов; в 1969 г. работало 4,9 млн. радиоаппаратов и 4,2 млн. телевизоров.14 Вся эта огромная фабрика воздействия на умы и чувства людей не просто влияет на них, но проявляет власть, причем власть диктаторскую.

 

2ОЗ ___Лекция 5

 

Политическая борьба в развитых демократических странах носит конкретный и целенаправленный характер: она прежде всего связана и подчинена обеспечению легитимности политических сил, стоящих у власти, через выборы. Это - борьба за электорат, ибо он представляет формальную общность народа, а именно ту часть, которая определяет один раз в конституционный срок кому будет принадлежать политическая власть, кто станет хозяином в коридорах власти. Только на время выборных кампаний народ (в виде электората) как бы возвращается власть имущими из той "отставки" в которую его обычно "отправляют" после избрания своих правителей. "В отставке" народ становится лишь фоном, на котором совершаются политические действа правящей элиты, лишь зрителем "театра", где свои роли играет политическая бюрократия. Однако и будучи "отправленным" в политическую "отставку", народ не перестает оставаться потенциальной силой, способной, хотя бы косвенно, влиять на динамику политического конфликта. Поэтому участники последнего стремятся формировать сознание, чувства и вкусы огромных масс людей в желаемом духе, в соответствии со своими политическими и идеологическими ценностями и интересами.



 

Политическая борьба - классовая и за электорат - породила и специфическую форму его активности - политическую оппозицию. Термин "оппозиция" (лат. opposition) обозначает противодействие партий, парламентских фракций и других общественно-политических объединений и организаций интересам, ценностям, взглядам и целям господствующих в данной системе сил, имеющих власть. Политическая оппозиция - необходимый элемент демократического режима. Ее наличие - показатель

 

Основы конфликтологии 204

 

зрелости конфликта, а также организованности и конкретной целенаправленности политической борьбы. Характер оппозиции свидетельствует о целях, способах и методах борьбы. Так называемая непримиримая оппозиция может пойти на применение насильственных методов, тем более, если ее на то спровоцирует господствующий в конфликте субъект. Для оппозиции, интегрированной в политическую систему, подобные методы неприемлемы; она "играет" по правилам последней.

 

Противодействуя целям и действиям властвующих сил, оппозиция выступает основным организованным субъектом, критикующим политику, ущемляющую интересы тех социальных слоев, которых власти "не милуют". Она предлагает свое понимание общественных потребностей и интересов, а также политику, противоположные официально одобренным. Критика, контроль и альтернатива - такова "триада" действий оппозиции. В горниле оппозиционной борьбы выявляются и формируются политические лидеры. Известные вожди революционных и национально-освободительных движений воспитывались не в душных коридорах власти, а проходили суровую школу борьбы народных масс с реакционными режимами, овладевая ее стратегией и тактикой.

 

В арсенале оппозиции в основном те же технологии, что присущи другим видам политического противостояния. Вместе с тем ею в наибольшей мере используются методы, способствующие привлечению на свою сторону масс и достижению легитим-ности альтернативных программ и практических действий. В предвыборных баталиях это - главное. Все другие, честные и бесчестные приемы борьбы подчинены конечной цели: провести своих кандида-

 

2О5______________Лекция 5

 

тов во власть. А при благоприятной возможности - обеспечить себе статус господствующего субъекта.

 

В совокупности методов оппозиционной борьбы на первом месте - формирование критического общественного мнения и оценки политики правящей элиты; информирование общества о проблемах, не решаемых властями; пропаганда предлагаемых оппозицией проектов.

 

Оппозиционная борьба может приобретать острые формы и развертываться по шмиттовской формуле: "друг-враг". В таком виде она не будет гармонировать с демократическими принципами системы как ее элемент, а приобретет качество политического антагонизма внесистемного характера.

 

Деятельность оппозиции обременена некоторыми негативными для общества последствиями. По своему существу и природе оппозиция - это отрицание единства политического общества и, следовательно, стабильности. Она в любом варианте выступает в качестве дезинтегрирующего фактора. Дезинтегрирующая роль возрастает по мере обострения конфликта и сопротивления правящих сил своевременному его разрешению. Негативный эффект деятельности оппозиции так же закономерен, как и политический конфликт. Политические оппоненты, а точнее, противники, не могут его избежать, но в силах сократить "муки родов" прогрессивного предмета борьбы.

 

3. Модификация политического конфликта в России.

 

Анализ политического конфликта будет корректным в научном отношении при условии его связи с конкретными, историко-временными параметрами.

 

Основы конфликтологии 206

 

В данном случае они определены. Это - период, очерченный так называемой перестройкой (середина 80-х гг.) и политическим переворотом (август 1991 г. - октябрь 1993 гг.). Рассматриваемый период по сути составил целую эпоху в истории страны, заполненную качественными изменениями общественной системы. Соответственно выделяются два этапа модификации политического конфликта. Они характеризуются четкими отличительными признаками всех главных элементов конфликта, при сохранении общих черт ядра - борьбы за власть; основных агентов - сил, отстаивающих существующую систему, и сил, выступающих за ее разрушение, противоборствующих организаций и идеологий.

 

Первый этап развития конфликта (1985 г. - август 1991 г.) реализуется в политическом пространстве Советского Союза. Его содержание определялось провозглашенной руководством страны политикой "перестройки" с помощью гласности и демократии. В этот период зародились и быстро прогрессировали массовые оппозиционные движения протеста и формировались антикоммунистические партии; развертывалась критика марксистско-ленинской идеологии - опоры КПСС и советского режима; началась дискредитация всей господствующей социалистической системы ценностей. Завершением данного этапа развития конфликта стали: ликвидация КПСС как правящей партии и легализация еще слаборазвитой многопартийности.

 

Произошло "перераспределение" политического поля, поскольку лишилась своего сектора бывшая правящая партия. Ее развал стал возможным главным образом потому, что она была обременена скрытым внутренним противоречием между иерархическим партаппаратом и партийными массами и

 

2О7 __________Лекция 5

 

поражена идеологическим догматизмом. Место распавшейся КПСС в политическом пространстве заняли группировки общественно-политического движения "Демократическая Россия", выполнявшего роль организатора и идеолога борьбы против КПСС и советского строя.

 

В числе позитивных последствий конфликта - идеологическое раскрепощение политического сознания и расширение свободы выборов в высшие органы государственной власти. Вместе с тем в нарастающей мере над конструктивными доминиро вало разрушительное воздействие конфликта на все сферы общественной жизни. Общество в целом с его политической системой вступило в полосу глобального кризиса.

 

Второй этап развития политического конфликта (август 1991 г. - сентябрь-октябрь 1993 г.) характеризовался качественным изменением (сменой на противоположные признаки) всех главных его элементов. В первую очередь - содержания борьбы за власть, ибо другим теперь стал господствующий режим (по определению либерально-демократическим, а по существу - полудемократическим и полуавторитарным). Его носителями и защитниками стали антисоветские общественные силы, ранее являвшиеся оппозиционными. Их составляли: часть бывшей советской партийно-государственной элиты, отдельные слои интеллигенции, хозяйственных руководителей, политически активные владельцы капитала, а также рабочая аристократия, выращенная советской властью. В совокупности эти группы политизированного населения послужили социальной базой для формирования доминирующего субъекта политического конфликта на новом этапе его развития. Разрешение назревших проблем ре-

 

Основы конфликтологии 2О8

 

формирования общественно-политической системы переросло в ее разрушение. А это привело к воспроизведению конфликта в новой модификации. Теперь можно сказать: в не менее острой форме, чем конфликт характеризовался прежде.

 

Второй этап политического конфликта, как и первый, был связан с борьбой за демократическое обновление общества, за утверждение подлинного народовластия, против авторитаризма; источником противоборства является антагонизм, порожденный отчуждением власти от основной массы народа и приобретшей олигархический характер. Устранение явно выраженной партийной власти не привело к преодолению ее бюрократической клановости и оли-гархичности. "Новое" проявилось лишь в том, что в органы власти активно пошли представители финансово-капиталистических кругов, включая криминальные элементы, да коррумпированные субъекты российской элиты.

 

На современном (с октября 1993 г.) этапе развития конфликта, качественно изменился характер и состав оппозиции: ее главная, ведущая часть - Компартия РФ и союзник - народно-патриотическое движение, участники которого не во всем разделяют идеи и политические цели коммунистов. В парламенте, избранном в декабре 1995 г., оппозиция представлена фракцией КП РФ, депутатскими группами "Народовластие" и аграриями. В рядах оппозиции считают себя также фракции ЛДПР и "Яблоко". Ясно, что оппозиция коммунистов по отношению к правящему режиму антагонистична, непримирима в своей сущности, поскольку конфликтующие стороны взаимоисключают компромисс по отношению к самому существованию нынешнего режима. Оппозиция же партий и движений, при-

 

2О9 ________Лекция 5

 

числяющих себя к демократической, неантагонистична; проявляющийся конфликт не затрагивает основу режима, а распространяется на тактику проводимой капитализации страны, связан в большей мере с борьбой за места в структурах государственной власти, с неудовлетворенностью деятельностью отдельных персон из состава чиновничества. Для неантагонистической оппозиции блок коммунистов и народно-патриотических сил так же враждебен, как и для "партии власти". Позиции бывших соперников Ельцина Б.Н. - Явлинского, Жириновского и других - во втором туре президентских выборов (июль 1996 г.) продемонстрировали подлинные политические симпатии и интересы антиподов кандидата от КП РФ Зюганова Г.

 

Политическая разношерстность оппозиции отражает, с одной стороны, реальный социальный раскол общества, а с другой, - еще не сложившуюся структуру политических интересов и предпочтений у значительной части народа, не адаптировавшейся к новой политической ситуации, в которой продолжают сожительствовать утвердившиеся структуры либерально-демократического и осколки советского режимов.

 

Политическое здание нынешней России напоминает сооружение в состоянии некачественного ремонта. Разрушены основные опоры, но еще не завершено создание многих новых; приходится использовать детали и материал разрушенного. Их влияние сказывается на поведении большинства "жильцов" на всех этажах политического здания. Эклектическое восприятие действительности устраивает новые власти, привычные и неосознанные еще изменения блокируют конфронтационные позиции и ожидания, а также народные слои, что позволяет

 

Основы конфликтологии 21О

 

им легче пережить неприятности деятельности политиков, именующих себя демократами.

 

Характерная особенность политической диалектики нынешней России в том, что несмотря на отрицательное общественное мнение по отношению к правящему режиму, в стране пока нет сплоченного и организованного большинства населения, руководимого какой-либо партией, открыто противостоящего властной системе. Хотя и произошла струк-турализация электората, и она в последнее время достаточно стабильна, тем не менее пока еще электорат не поляризован по классовым признакам. Последние проявляются только частично. По данным фонда "Общественное мнение", 21% избирателей принадлежит демократической оппозиции, 23% - коммунистам и патриотам, 12% - центристским блокам и партиям, 44-45% населения составляет "молчаливое" большинство, отказавшееся участвовать в голосовании.

 

Политический конфликт в его российской модификации иначе идеологически мотивирован. По крайней мере, это относится к доминирующему субъекту, его интересам и взглядам. Власть предержащие отвергли марксистскую коммунистическую идеологию вообще, а не только как государственную. В аморфном виде ее место занял антикоммунизм и ориентация на религиозную идеологию и верования. Марксизм же и коммунистическая идеология отнюдь не искоренены; в их "гроб не заколочен последний гвоздь", что много раз намеревались сделать демократы, публично объявляя миру о своих намерениях. Ведущая оппозиция продолжает выступать под знаменем марксизма и социализма, хотя и стремится освободиться от наиболее одиозных идеологических догматов. Следовательно, по-

 

211 Лекция 5

 

литический конфликт остается и конфликтом одновременно идеологическим.

 

Политические силы - субъект буржуазно-демократического режима - официально ратуют за деи-деологизацию, но одновременно вынуждены (такова объективная необходимость) искать "единую идею для России". Причем, ее пытаются создать по инициативе "сверху" и навязать "низам"- массам. Отношение к идеологической затее правящей элиты неоднозначно, даже противоположно. Например, авторитетный защитник режима академик Лихачев считает, вопреки мнению Президента Ельцина Б.Н., что "общенациональная" идея в качестве панацеи от всех бед - "это не просто глупость, это крайне опасная глупость! А разве гитлеровская идея не была национальной? Я категорический противник такого подхода". 15

 

Один из бывших советников Президента РФ утверждает, что запрет государственной идеологии не означает запрета на общую национальную идею, якобы потому, что государственная идея - это понятие политическое, а государство не тождественно политике. Политика - сфера гражданского общества. Как только идеология становится государственной - политика кончается, поскольку она существует, пока существуют разные политики. А когда существует одна единственная политика - политической сферы не существует, "Когда государство и политика совпадают - это тоталитаризм".16 Приведенные путанные рассуждения политика скорее служат цели придумать любую аргументацию модифицированной идеологизации общероссийского политического конфликта и путей его разрешения в интересах правящего режима.

 

Основы конфликтологии 212

 

Проблема идеологизации конфликта не исчерпывается поиском "русской идеи". В обществе, включая правящие круги, все чаще звучит вопрос: "Куда мы идем, какую социальную систему строим?". Президент однажды обещал дать на него ответ. Ближайшие к нему, так называемые, молодые реформаторы, опережая лидера, заявляют, что речь идет о "народном" капитализме. Выходит, что без идеологической базы, даже в самом ее абстрактном виде, политический конфликт немыслим, изгоняя один тип идеологии, протаскивают в политику другой.

 

В новой социально-политической среде расширилась зона многих политических конфликтов, что нашло выражение в разнообразии типологии. В нашей стране в настоящее время наряду с макроконфликтами высшего уровня - между институтами федеральной власти и народными массами - соседствуют конфликты регионального уровня, общероссийские - с местными, социально-классовые - с национальными и т.д. Их многообразие не закрывает коренной конфликт между правящими кругами и массами подвластных. Согласно опросам, проведенным социологами в 62 субъектах Федерации, в 250 больших и малых городах, поселках городского типа и селах, ныне власти доверяют 14-15% из числа респондентов.17 По данным института парламентаризма, 23% опрошенных готовы прибегнуть к крайним мерам против властей, вплоть до вооруженных выступлений.18

 

Модификация российского политического конфликта произошла по линии изменения главных центров борьбы, ее форм, средств и методов. На первый план выдвинулись избирательные кампании и парламентская форма борьбы. Выборы непосред-

 

213 ___________Лекция 5

 

ственно правящих субъектов (персонального состава, учреждений, лидеров и др.) сами по себе суть общественный, демократически регулируемый, ле-гитимный конфликт с известной вероятностью непредсказуемости его завершения. Отсюда стремление конкурирующих политических сил обеспечить максимально возможные для себя, соответствующие своим интересам и амбициям, результаты. Будучи по сути своей механизмом свободного волеизъявления народа, выборы в практическом исполнении могут ограничивать это волеизъявление. В таком случае они узаконивают лишь волю привилегированного меньшинства. Выборы призваны обеспечивать отбор лучших членов общества, способных к управлению общественными делами. Однако выигрывают в них не всегда достойные кандидаты на руководящие должности. Таково реальное противоречие демократии, что служит источником выборного конфликта, борьбы между общественными группами и отдельными политиками.

 

Будучи по природе формой выражения правового конфликта, выборы в российских условиях приобрели политико-правовой характер. Чем выше уровень избираемых властей, тем ярче выражено их политическое содержание. Выборы депутатов в Государственную Думу, а тем более Президента, в основном были акциями политическими. Политизируются избирательные кампании в субъектах Федерации.

 

В предвыборной политической борьбе формируются политические блоки, укрепляют или, наоборот, теряют свое лицо и позиции отдельные партии и общественные движения. Предвыборные баталии способствуют становлению многопартийной системы. В избирательной декабрьской (1995 г.) кампа-

 

Основы конфликтологии___

 

нии приняли участие 43 партии и объединения. Не все из них были и стали политическими партиями (к примеру, так называемая "Партия любителей пива", объединение адвокатов). Подавляющее большинство участников предвыборной гонки не прошло пятипроцентный барьер и по сути сошли с арены активной политической борьбы. Разрешение выборного конфликта по формуле: "выигрыш-проигрыш" оказалось наиболее успешным для КП РФ (получила 23% мандатов, с союзниками - 46%). За про-правительственное движение "Наш дом - Россия" проголосовало до 10% избирателей - убедительный показатель негативного отношения большинства электората к политике правительства. Руководство "Наш дом - Россия", провозглашало, что это объединение должно стать общенародным и "навсегда", однако его лозунг оказался далеким от реальности.

 

Прошедшие в 1997 г. довыборы в Государственную Думу, а также выборы глав администраций и депутатов местных парламентов показали, что левая оппозиция продолжала наращивать свой политический потенциал, имея теперь в числе депутатского корпуса (вместе с союзниками) уже 54% мандатов. Вместе с тем КПРФ не провела ни одного своего представителя в московский городской парламент. Оппозиция не добилась победы в Саратове, в Мордовии (при выборах президента) и в ряде других регионов. Эти факты говорят сами за себя: выборный конфликт в России на всех его уровнях проявляется в весьма острых и бескомпромиссных формах. Крайней степени остроты он достиг еще в избирательной президентской кампании.

 

Победа Президента Ельцина Б.Н. (за него проголосовало 53% - 40 млн. граждан, пришедших к

 

215 ______Лекция 5

 

избирательным урнам) над лидером КПРФ - Зюгановым Г.В. (его поддержали 40% -30 млн. избирателей) позволяет поразмышлять о некоторых характерных для политической ситуации особенностях. Во-первых, победитель формально не выдвигался какой либо политической партией, он выступал от большинства общества, которое, не симпатизирует ни одной из партии. Партии, в качестве субъекта политических отношений, пока в стране не занимают ведущего места. Это свидетельствует о слабой политической организованности населения, более того, - политической аморфности общества, переживающего времена крушения прежних политических идеалов и не нашедших еще новых ценностей, которые соответствовали бы интересам большинства народа. Во-вторых, в ситуации пика политического конфликта, когда противостояние основных соперников достигло своего апогея и предельной четкости, борьба общественных сил отождествлялась с противостоянием лидеров, короче говоря, индивидуализировалась. Конфликт общественно-политический виделся людьми как противоборство личностей. Результаты президентских выборов зафиксировали влияние на политическое поведение части избирателей фактора харизмы стоящего у власти лица, что мешало избирателям принимать осознанное решение. Вера в вождей, похоже, пока оказывается сильнее влияния политических интересов и позиций. Это лишний раз демонстрирует возросшую роль политических лидеров в общероссийском конфликте. В-третьих, в предвыборной борьбе на стороне действующего Президента принял самое активное участие государственный аппарат со всей его материальной, политической, административной и информационной мощью. Ра-

 

Основы конфликтологии 216

 

зумеется, вмешательство властей в политическую конкуренцию до предела обострило конфликт, придало ему характер антагонизма между системой государственной власти в целом и миллионами избирателей, голосовавших за лидера блока КПРФ и Народно-патриотического Союза. Тем самым завершение выборного конфликта не только не способствовало преодолению политического разлома общества, а напротив, послужило стимулом для возможных новых конфликтов. Говорить о демократических методах и формах борьбы в такой ситуации - значит выдавать черное за белое. Вместо того, чтобы предложить правовую и политическую оценку антидемократической практике борьбы, политические аналитики поспешили закрепить ее на будущее введением в политический российский словарь таких понятий, как "контролируемое голосование", "республиканские сценарии" выборов, "красный пояс" субъектов Федерации. В-четвертых, результаты выборного конфликта вновь подтвердили ошибочность традиционно-марксистской догматической точки зрения, согласно которой на решение избирателей может эффективно влиять в основном только социально-экономический фактор. Реальная картина электорального поведения по ряду северных регионов была иной. Существенное и даже определяющее воздействие на исход борьбы оказал ряд факторов: адаптация избирателей к новым условиям жизни; стремление к стабильности в политической жизни; боязнь возможных радикальных перемен в случае прихода к власти левых сил; разнообразные формы воздействия властных структур на избирателей; нарушение избирательного законодательства и т.д. В так называемом "красном поясе", где материальное и культурное положение

 

217 ___________Лекция 5

 

большинства избирателей лучше, доминировали антирежимные политико-идеологические и моральные факторы. Оппозиция не использовала их в полной мере в других регионах, где она потерпела поражение.

 

В демократическом государстве, а таким стремится быть Россия, одним из основных полей легитим-ной политической борьбы становится парламент. Парламентская форма борьбы для нашей страны новая; впервые ее элементы проявились на съездах Народных депутатов СССР. За прошедший после них драматический период в политической истории страны был накоплен определенный опыт такой борьбы, несмотря на то, что высшая исполнительная власть постоянно стремилась блокировать его. Основным же препятствием для действительно свободной парламентской борьбы и ее положительных результатов стало политическое бесправие парламента РФ, а тем более - парламентов субъектов Федерации. Но даже в таких, установленных Конституцией, рамках политическая борьба между депутатами различных и противоположных фракций была и есть. В парламенте постоянно возникают политические и правовые конфликты; они чаще всего обсуждаются по принятым "правилам игры", когда депутаты "сталкиваются не лбами, а умами". В результате достигаются согласованные решения. Конечно, не всегда и не во всех случаях торжествует политический разум, находится компромисс и реализуется формула разрешения конфликта: "взаимный выигрыш". Депутатский корпус, избранный в декабре 1995 г., руководство Государственной Думы пошли значительно дальше предыдущего состава корпуса и руководства в направлении критического анализа кризисного положения в стране

 

Основы конфликтологии 218

 

и законодательной деятельности, направленной на развитие демократических основ регулирования и преодоления политически значимых для государства коллизий.

 

В парламентской борьбе сформировалась политическая оппозиция. Для России феномен оппозиции - это то новое, что прививается с большими трудностями. Советская традиция рассматривать оппозицию как враждебное для общества и политической системы явление дает о себе знать постоянно. Исключают нормальное демократическое отношение к оппозиции, за которой стоят миллионы избирателей, авторитарные, даже диктаторские формы политического мышления и поведения субъектов исполнительной власти и практика СМИ. Последние постоянно пытаются дискредитировать парламентские дискуссии как "пустую болтовню" и "ненужную трату" народных средств на содержание депутатов. Чтобы парламентская оппозиция стала постоянным субъектом эффективной борьбы за реальные, причем общие, а не корпоративные, интересы народа, нужны некоторые существенные политические и правовые предпосылки: конституционное закрепление за Федеральным Собранием РФ контрольных функций за деятельностью правительства и ограничивающих единовластие президента РФ; осуществление действительно свободных выборов депутатов, исключающих подкуп и прочие антизаконные действия и позволяющих избирать лучших представителей общества; объективная систематическая информация общественности (через СМИ) о дискуссиях в Федеральном Собрании РФ и ее фактических результатах; всестороннее освещение и анализ в периодической прессе конфликтных си-

 

219 _______Лекция 5

 

туаций, возникающих и разрешающихся в парламенте, и др.

 

Внутрипарламентская борьба эффективна, если она увязывается с непарламентскими формами, с массовыми акциями в поддержку позиции парламентских фракций и инициатив отдельных депутатов. Пока в российской практике такая связь незначительна; даже политические решения, принимаемые Госдумой по самым острым, затрагивающим судьбы страны, вопросам, иногда остаются вне поля политических действий избирателей. Например, не было должной положительной реакции общественности в защиту принятого в 1996 г. Постановления Государственной Думы об отмене решений о денонсации Договора об образовании СССР. В противоположность пассивной позиции общественности, проправительственная пресса, телевидение подняли подлинную политическую бурю против политического решения Госдумы и добились известных результатов в дискредитации его в интересах инициаторов беловежской акции. Между тем в ходе прошлых выборов в Госдуму около 70% опрошенных социологами заявили, что "Беловежский заговор, разрушивший СССР, был и остается преступлением перед народами".19






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.