Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Дизайнерское мышление, его уровни и параметры

Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления у младших школьников

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Современные подходы к художественно-эстетическому

образованию в начальной школе»

Направление подготовки:

050100.68 «Педагогическое образование»

Магистерская программа «Начальное образование»

Форма обучения: заочная

Магистрантки 3 курса, гр. Мно-31

Елистратовой М. Н.

Проверил: Наталья Ивановна Чиркова

 

Калуга, 2015г.

Введение

Художественное конструирование, являясь одним из видов художественного творчества, позволяет формировать дизайнерское мышление, содействует воспитанию эстетической культуры личности, и в то же время дает возможность закрепить и углубить знания, умения, навыки, полученные детьми на уроках дизайнобразования. Также развивается художественный вкус, способность находить адекватные средства для выражения создаваемого образа, формируя творческий потенциал личности, а также знания, умения, навыки в области художественно-трудовой деятельности. Но вместе с тем художественное творчество, как всякий продуктивный вид деятельности, создает хорошие возможности для моделирования различных типов взаимодействия детей в процессе деятельности, что воспитывает чувство долга, ответственности, умение подчиняться требованиям группы и творчески работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, усваивать нормы общественного поведения. В процессе конструирования у школьников интенсивнее развивается пространственное воображение, вырабатывается способность быстро переходить от мышления к действию, заранее обдумывая ход своей работы, планировать ее, формируется и развивается точность и ловкость движений и т.д.



Художественное конструирование – это процесс рационального проектирования изделий с учетом законов гармонии и красоты. Эстетическая выразительность должна достигаться как результат последовательного осуществления конструкторского замысла. Многие педагоги и психологи (Д.Н.Джола, Б.Т.Лихачев, З.И.Калмыкова, Г.П.Калинина и др.) подтверждают необходимость для воспитательного и общеразвивающего воздействия специально организованной художественно-эстетической деятельности. Выдающиеся педагоги (Сухомлинский В.А., Коротаева Г.С., Пестоногова Л.П., Чуварина Н.П.) придают большое значение эстетическому воспитанию ребенка через воздействие на них природы, эстетики быта, общественных и трудовых отношений. Дети младшего школьного возраста, по утверждению В.В.Алексеевой, Н.А.Дмитриевой, Н.М.Зубаревой, А.А.Мелик-Пашаева, Н.Н.Фоминой, В.С.Щербаковой и др., эмоционально воспринимают изменения планировки и обстановки помещения, достаточно верно ориентируются в этих изменениях. Также они предпочитают художественно – образное оформление предметной среды, их привлекает оригинальная конструкция, необычная цветовая отделка, подвижность предметов. Знания и умения по обращению с инструментами и обработке материала, знания свойств материала и элементарной технологии, умение анализировать трудовые задания, планировать и применять знания на практике, воспринимать окружающие предметы, соотношения различных форм, сочетания цветов, а также знания о различных комбинациях, средств выразительности в художественном конструировании способствуют формированию у ребенка пространственных представлений, цветоощущения, конструкторских знаний и знаний о композиции.

Таким образом, художественно-конструкторские знания необходимо формировать с младшего возраста, так как они помогают восприятию красоты окружающего мира и развитию пространственных представлений.

 

 

Дизайнерское мышление, его уровни и параметры

 

Для раскрытия понятия «дизайнерское мышление» необходимо раскрыть механизмы продуктивного мышления, поскольку они тесно связаны между собой и имеют сходную природу.

Продуктивное мышление рассматривается как высшая ступень творческого мышления. Продуктивное мышление - это такой психический процесс, в результате которого возникает оригинальное, принципиально новое для данного субъекта решение задачи, причем такое, которое не вытекает непосредственно из уже известного, а требует его преобразования, выхода за его пределы.

Рассмотрим основные виды мышления, тесно связанные с продуктивным, творческим. Теоретически - понятийное мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств, как утверждает Симановский А.Э. Теоретико-образное мышление - отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются -не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Оно или непосредственно извлекается из памяти, или творчески воссоздаются воображением.

В результате продуктивного мышления происходит становление психических новообразований - новых систем связей, новых форм психической саморегуляции, свойств личности, ее способностей, что знаменует сдвиг в умственном развитии.

Продуктивность мышления учащихся обеспечивает самостоятельное решение новых для них проблем, глубокое, высокого уровня усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия, т.е. успешность выполнения учебной деятельности.

Главным механизмом продуктивного мышления Л.С.Выготский считает способность комбинировать образы жизненного и культурного опыта на основе ассоциации и диссоциации. Младшие школьники учатся не столько у учителя, сколько вместе с ним. Они вместе проходят по длительной истории вынашивания и развития способов деятельности, завершающихся актом творчества. Возрастные особенности функционирования творческого процесса у детей младшего школьного возраста позволяют обратить внимание на следующее: функционирование психических процессов является предпосылкой и основой для формирования продуктивного мышления.

Развитие продуктивного мышления у детей младшего школьного возраста заключается в развитии следующих качеств, лежащих в основе данного процесса, сформулированных на основе психологически исследованных фактов: цепкости и цельности восприятия; различных видов памяти, включая обогащение эмпирического опыта ребенка; логических операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации; воображения на основе ассоциирования образного сравнения, овладение различными способами формирования образов воображения; интуиции; интеллектуальных, эстетических, морально-нравственных качеств личности, включая способность к доведению дела до конца и к оценочным действиям. Развитие перечисленных качеств осуществляется в учебно-воспитательном процессе посредством использования элементов художественного конструирования при организации эстетико-педагогических условий, обеспечивающих функционирование данных качеств на всех этапах творческой деятельности.

«Дизайнерское мышление» - это такой тип мышления, при котором имеется определенное количество специальных знаний (конструкторских, художественных и других), а также сформировано нестандартное отношение к действительности и способу существования в ней.

Дизайнерское мышление имеет следующие основные уровни:

1. Элементарное дизайнерское мышление включает основные структурные компоненты зрелого дизайнерского мышления, но в том виде, который соответствует возрастным возможностям младших школьников. Оно формируется через специальную информацию, постановку задач по созданию отдельной среды и поиск способов их реализации.

Это первый, сформированный под руководством учителя, уровень дизайнерского мышления. Его следует отличать от стихийного, неуправляемо сложившегося уровня, формирующегося до начала систематического обучения и зависящего от специальных условий и индивидуальных способностей ребенка.

2. Стихийное дизайнерское мышление. Этому виду мышления присущи бессистемность, отсутствие стремления к системности, бессознательность и отсутствие в сознании.

3. Системное дизайнерское мышление. Владение логическими операциями будет выглядеть как стремление к системности, наличие новизны, оригинальности - как возможность принимать не один усвоенный вариант, понимание эстетической целесообразности будет ограничиваться оценивающей (критической) функцией.

Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя следующие параметры:

а) конструктивность;

б) целесообразность;

в) вариативность, гибкость;

г) чувство стиля и стилевой гармонии.

Конструктивностью мы называем такое качество мышления, которое позволяет осуществлять преобразовательную деятельность на основе функционального анализа исходной предметной ситуации. Фактически это общая способность к преобразовательной деятельности.

При получении сведений о том, что та или иная вещь или система вещей не соответствует предъявляемым требованиям (утилитарным или эстетическим), возникает проблемная ситуация. Для ее разрешения должна быть намечена система действий, направленных на преобразование несовершенного предмета или на создание нового, отвечающего требованиям. Конструктивность мышления позволяет в этой ситуации создать идеальный (т.е. мысленный) образ, который и будет направлять практические действия по его воплощению. Конструктивность - это способность к производству проектных идей. Эта стадия в проектной деятельности является, пожалуй, наиболее важной, так как позволяет «проиграть» в модельно-знаковой форме «сценарий» будущего функционирования вещи и тем самым выявить и устранить ее несовершенства еще на стадии проектной разработки.

Целесообразность как качество дизайнерского мышления тесно связана с конструктивностью. Если конструктивность можно определить, как способность к постановке целей (т.е. целеполагание), то целесообразность - это способность строить систему действий в точном соответствии с этими целями.

Целесообразность проявляется уже на стадии разработки конструкторской идеи: чем точнее мысленная модель будет соответствовать стоящим требованиям, т.е. цели, тем она удачнее. Последующая деятельность, направленная на материализацию идеальных построений, также должна строиться, сообразуясь с поставленной целью. В целесообразности отражается понимание связи декоративно-художественных и конструктивных свойств предмета с областью его функционирования. Наличие этого качества мышления обусловливает возможность разработки конструкции с учетом функциональных и эстетических требований к ней. Выбор материала, цвета, декора также происходит на основе целесообразности.

Вариативность и гибкость мышления позволяют создавать и разрабатывать не один, а несколько вариантов проектов, соответствующих цели. Творчески мыслящий дизайнер старается построить по возможности больше гипотез, из которых можно выбрать один - самый лучший вариант, а можно разрабатывать и многие варианты как разновидности творческого решения проблемы. Вариативность мышления, безусловно, повышается с расширением опыта и знаний, но помимо них в учебном процессе большую роль играет и использование соответствующих методов, специально стимулирующих решение творческих задач.

Чувство стиля и стилевой гармонии позволяет подходить к оценке и созиданию окружающей предметной среды как к единому целому. Понятие «стиль» означает именно устойчивое единство. Обычно это единство выражается через определенные признаки и приемы художественного оформления, о которых у учащихся также должны быть сформированы соответствующие знания. Вообще понятие «стиль» объединяет в себе довольно сложный комплекс диалектических отношений содержания и формы, в том числе культурно-исторические особенности эпохи, ее мировоззрение и т.д.

Формирование элементов дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественно-конструкторской деятельности.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.