Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ И ЕЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА

 

8.1. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПАМЯТИ

Существует большое число определений памяти, ядерным элементом ко­торых является один процесс — сохранение информации о раздражителе, дей­ствие которого прекратилось. Ему предшествует процесс запечатления (усво­ения, запоминания, регистрации, оставления следа) этой информации, а сопутствует процесс ее извлечения (воспроизведения, использования). Неко­торые авторы выделяют также процесс забывания (временной или безвозврат­ной утраты информации). С психологической точки зрения память обеспе­чивает единство и целостность человеческой личности, руководствующейся в своем поведении накопленным и сохраненным опытом.

В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти, но существуют три принципиальных подхода — психологический (в свою оче­редь представленный ассоционизмом, гештальтизмом, бихевиоризмом, пси­хоаналитическими концепциями и другими взглядами), физиологический (нейронный) и биохимический (молекулярный), каждый из которых на своем уровне и со своим набором гипотез объясняет ее механизмы. В большинстве случаев эти подходы к мнестическим процессам не являются противореча­щими друг другу и могут рассматриваться как взаимодополняющие и отража­ющие механизмы памяти в различных аспектах их реализации. Исследования последних лет показали, что память нужно рассматривать как сложную функ­циональную систему, внутри которой происходит кодирование поступающей в мозг информации.

Теоретический и экспериментальный анализы феноменов памяти показы­вают, что существует довольно много ее форм, которые могут быть системати­зированы и классифицированы исходя из разных предпосылок. При этом от­дельные виды памяти вычленяются в соответствии со следующими основными пересекающимися критериями:



□ по отношению к фило- и онтогенезу:генетическая (генотипическая, наслед­ственная, видовая), сохраняющая информацию об анатомическом строе­нии организма и его инстинктивном поведении, и прижизненная (индиви­дуальная, фенотипическая), определяющая объем информации, накапли­вающийся от рождения до смерти. Промежуточное положение между эти­ми видами занимает импринтинг (запечатлевание) — механизм «одномо­ментного» установления связи между рожденным организмом и каким-то объектом внешней среды (например, связь между ребенком и матерью);

□ по характеру психической активности,преобладающей в деятельности и в зависимости от системы, преимущественно участвующей в мнестическом процессе (здесь же присутствует и критерий по модальности запоми­наемого материала): образная (зрительная, слуховая, тактильная и др.), двигательная или моторная, рано развивающаяся и становящаяся осно­вой автоматизированных навыков. Несколько особняком рассматрива­ется эмоциональная память или память на эмоционально окрашенные со­бытия, которая формируется у ребенка в период от 6 месяцев до 3—5 лет;

□ по направленности хранящейся информации:процедурная, указывающая на то, как нужно действовать, и декларативная (справочная, четко сфор­мулированная);

□ по характеру хранящегося материала:эпизодическая (автобиографичес­кая) — содержащая воспоминания о прошедших событиях жизни и се­мантическая (символическая) — высший вид памяти — встречающаяся в двух подвидах: словесная (лингвистическая, строящаяся по законам языка) и логическая, тесно связанная с мышлением;

□ с точки зрения организации материала:неосмысленная и смыслоорганизованная;

по характеру целей деятельности:непроизвольная (неосознанная, имплицит­ная) и произвольная (осознанная, эксплицитная). В последнем случае за­поминание и воспроизведение выступают как специальные мнемические действия. В произвольной памяти большую роль играют мотивы ипонимание материала, а в непроизвольной — вхождение материала в содержание цели деятельности и наличие трудностей. Эффективность непроизвольной памяти выше в детстве, а начиная с периода полового созревания, в мнестической деятельности начинают доминировать про­извольные процессы;

□ по продолжительности закрепления и сохранения материала:мгновенная (непосредственная, сенсорная, следовая, ультракороткая) — сохраняет следы от долей секунды до одной-двух секунд; кратковременная (от не­скольких секунд до нескольких минут, а иногда и часов), в среднем по объему хранения описываемая числом структурных единиц (информа­ционных блоков, ячеек) 7±2; оперативная (разновидность кратковре­менной, в условиях активных помех или судержанием в памяти проме­жуточных результатов действий); долговременная — обеспечивает хране­ние на протяжении всей жизни — в нее поступает информация, имею­щая стратегическое значение, ее емкость практически не ограничена).

Терминологически необходимо также выделить эйдетическую память, обес­печивающую исключительную детализацию образа, недоступную обычному представлению.

Согласно широко распространенной гипотезе, существуют различия ней­рофизиологических механизмов кратковременной и долговременной памя­ти. Считается, что кратковременная память обусловлена реверберацией (мно­гократной циркуляцией) возбуждения по замкнутым нейрональным цепям. Со временем этот процесс приводит к относительно стойким биохимическим изменениям на клеточном уровне, что составляет основу долговременной па­мяти. Процесс преобразования динамических электрофизиологических про­цессов в структурные изменения на клеточном уровне получил название «кон­солидации следа памяти» (В. В. Захаров, Н. Н. Яхно).

Запоминание, хранение и извлечение структурированы в самостоятельные фазы, каждая из которых имеет свою специфику. Из них процессы считывания запечатленных ранее следов (энграмм) и их воспроизведения при различных патологических состояниях, и в частности при локальных поражениях мозга, являются наиболее ранимыми. Энграмма — общее название структурных и функциональных изменений, возникающих в нервных образованиях всей цен­тральной нервной системы при воздействии на организм раздражителей и со­храняющихся некоторое время или долго и оказывающих существенное влия­ние как на реакции организма, так и на деятельность человека.

Каждая из упомянутых фаз работы памяти в своей логической целостнос­ти представлена несколькими процессуальными составляющими.

Процесс запоминания информации на первых этапах является прямым про­должением процесса восприятия и опознания формирующихся образов, что требует сохранности первичных гностических операций. В первые доли се­кунды процесса доминирующее место обычно занимают относительно про­стые, сенсорные операции. Они оставляют свой след, сохраняющийся очень короткое время и составляющий содержание ультракороткой памяти. Здесь происходит превращение сигнала в кратковременные образы. Этот этап быс­тро уступает место следующему — синтетическому запечатлению материала.

Он начинается с того, что из каждого поступившего в кратковременную память материала выделяется комплекс признаков, часть из которых носит элементарный, сенсорный характер, а часть — имеет отношение к смысловой составляющей воспринятого. Этот процесс позволяет структурировать, упо­рядочить информацию и выделить ее важнейшие признаки, по которым она в дальнейшем может быть извлечена из памяти и ассоциирована со всей сово­купностью второстепенных компонентов воспоминания. По существу про­исходит кодирование полученных сигналов, благодаря чему осуществляется переход от быстрой, но узкой по своим возможностям кратковременной па­мяти в неограниченную по своим объемам память долговременную. В ней, в отличие от кратковременной, хранятся в основном не сенсорные образы, а смысловая или событийная составляющая информации. Результатом запоми­нания становится закрепление новой информации путем связывания ее с при­обретенной ранее.

Процессом перевода следов из кратковременной памяти в долговременную, по мнению ряда специалистов, занимаются такие мозговые структуры, как гиппокамп (рис. 19), медиальная височная область, а также сложная нейронная система, в которой сигнал циркулирует между корой и таламусом. Предполага­ется, что системы нейронных связей, в которые вводятся следы доходящей до субъекта информации, строятся на основе различных кодов и, следовательно, являются многомерными. Из них субъект должен каждый раз производить со­ответствующий выбор. Таким образом, запоминание в своей основе представ­ляет собой не пассивный процесс, а имеет активную и сложную природу и все­гда предусматривает избирательность информации, то есть подключение к процессам памяти и процесса внимания. Кроме того, через гиппокамп осуще­ствляется оценочная функция мозга, реализующаяся благодаря сравнению вновь возникающих внешних и внутренних стимулов с теми, которые хранятся в дол­говременной памяти и уже способствовали или препятствовали достижению желаемой цели. Такая задача во многом осуществляется и с участием тех струк­тур мозга, которые имеют отношение к эмоциональной стороне оценки.

На образование энграмм влияет:

□ произвольность или непроизвольность запоминания;

□ степень и направленность внимания;

□ длительность обращения внимания;

□ степень заинтересованности (эмоциональное отношение к информации); □ содержание информации;

□ самочувствие, степень утомления;

□ форма, в которую облечена информация.

Хранение (ретенция) следов в скрытом состоянии носит не статический, а, как показали исследования, динамический характер и сопряжено с их серьез­ными изменениями: следы подвергаются трансформации, становятся более обобщенными и схематичными. Это отличает старый запечатленный матери­ал от только что запомненного.

Воспроизведение активируется каким-то внешним стимулом или осознава­емой потребностью. Оно бывает двух видов: припоминание и узнавание (с опорой на повторное восприятие). В настоящее время припоминание мате­риала рассматривается как процесс активного поиска и выбора нужной ассо­циации из многих возможных. Успех этой операции зависит от сложности применяемых систем кодирования, способа организации хранения информа­ции, от «стратегии» поиска, которую использует субъект, пытающийся вос­произвести имеющийся материал и от других обстоятельств (числа равнове­роятных или схожих элементов, ценности информации для достижения цели, внутренней предуготовленности к тем или иным психическим операциям, степенью логической упорядоченности хранящегося материала и др.). Ряд факторов, таких как электростимуляция некоторых отделов мозга, прием от­дельных фармакологических препаратов, сильное повышение температуры при ряде заболеваний и гипноз могут обусловливать неупорядоченное или условно упорядоченное воспроизведение хранящихся в памяти образов.

Воcпоминание — это воспроизведение образов прошлого, локализованных во вре­мени и пространстве.

Забывание — процесс, противоположный воспроизведению, а не сохране­нию, поскольку в мозговых структурах предположительно сохраняется прак­тически вся информация. Забытым считается то, что в данный момент не может быть воспроизведено. Забывание не рассматривается как только спон­танное угасание следов. В нем, по мере увеличения интервала времени, про­является и активное торможение, которое в одних случаях является блокадой следов побочными и интерферирующими (накладывающимися) очагами воз­буждения, а в других — охранительной реакцией организма на избыточную или негативную информацию. В целом это целесообразное явление, обеспе­чивающее селекцию важнейшего. Специфика возрастного забывания храня­щейся в памяти информации подчиняется закону регрессии, сформулиро­ванному в конце позапрошлого века французским психологом Т. Рибо [Theodule-Armand Ribot]: возрастное разрушение памяти начинается с недав­них воспоминаний, затем распространяется на умственную деятельность и заканчивается распадом инстинктивной памяти.

В нейро- и патопсихологии описывается несколько основных вариантов нарушений памяти.

Гипомнезия — ослабление памяти, ухудшение точности воспроизведения информации — может быть связана с переутомлением (забывчивость), астенизацией, невротическими состояниями, возрастными изменениями (особен­но часто на почве склероза сосудов головного мозга) либо быть врожденной или появляться как следствие какого-либо мозгового заболевания. Такие боль­ные, как правило, характеризуются ослаблением всех видов памяти.

Амнезия — тип аномалии памяти, характеризующийся значительным сни­жением или отсутствием памяти (утрачивается энграмма). Этот симптом дол­гое время расценивался как общемозговой, не имеющий локального значе­ния, но более поздними исследованиями было показано, что различные звенья мнестической деятельности имеют различные мозговые механизмы. Чаще всего амнезия является следствием повреждения структур лимбической сис­темы. Существует большое число разновидностей амнезий.

Ретроградная амнезия — потеря памяти на события, непосредственно пред­шествующие заболеванию, серьезной физической или психической травме.

Лнтероградная амнезия — утрата воспоминаний о событиях, переживаниях и фактах, следующих за острым этапом болезни. Теряется способность к по­лучению новой вербальной и невербальной информации.

Гипермнезия — болезненное обострение памяти, резкое увеличение объема и прочности, как правило, механически запоминаемого материала по сравне­нию со средними нормами. Помимо гипоманиакальных состояний, эпилеп­сии и опьянений некоторыми наркотиками может возникать при наличии опухолевого процесса в мозгу. Гипермнезия как феноменальная память иног­да встречается и в норме при особой одаренности индивида.

Парамнезия — обманы памяти, ложные узнавания или искаженные воспо­минания, особые состояния, при которых человек испытывает ощущение «знакомости» при встрече с незнакомыми объектами и наоборот (симптомы «deja vu» и «jamais vu» — «дежавю» и «жемевю»). Разновидностью парамнезий яв­ляются конфабуляции — расстройства памяти, при которых пробелы памяти «творчески» восполняются вымыслами или смешением воспоминаний про­шлого и настоящего. Кроме хронического утомления эта симптоматика воз­можна при некоторых психозах, эпилепсии и травмах мозга.

Псевдоамнезия — память как таковая не нарушается, но страдает возмож­ность постановки задачи что-либо запомнить (например, при массивных конвекситальных лобных поражениях, приводящих к нарушениям процесса формирования планов, намерений и программ поведения). Больной не «при­нимает» задания, но узнает знакомые картинки и при чтении списка узнает знакомые слова. Активная мнестическая деятельность грубо нарушается и превращается в пассивное запечатление предлагаемого материала. Патологи­ческая инертность раз возникших следов не позволяет перейти к активным поискам запомненного материала и приводит к стереотипным повторениям последнего без критического к тому отношения.

Персеверация — (применительно к памяти) навязчивое повторение слов, фраз, мелодий, движений, зрительных образов и др., в норме возникающее как следствие переутомлений, а также при неврозах и некоторой мозговой патологии.

Реминисценция — явление более полного отсроченного воспроизведения по сравнению с оперативным. В норме оно чаше встречается у детей, чем у взрослых.

 

8.2. НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ

Память обеспечивается интегративной деятельностью всей нервной сис­темы, и ни один участок мозга сам по себе не является критически необходи­мым для реализации мнестической деятельности. Однако роль тех или иных структурных элементов ЦНС неодинакова, что и выражается различной сим­птоматикой при их поражении. В качестве составных компонентов структур­но-функциональной организации памяти чаще всего называют следующие.

Префронталъная кора больших полушарий — реализовывает так называемую «рабочую» память, благодаря которой в необходимый момент времени, на­пример при возникновении проблемной ситуации, из других мозговых источ­ников отбирается и извлекается именно та информация, которая может быть привлечена для ее разрешения. При повреждении префронтальных участков коры у человека в основном сохраняется накопленная в долговременной памяти информация, но в актуальной деятельности она оказывается непри­менимой.

Кора второго блока мозга в целом — зона хранения сенсорно-перцептивной информации, поступающей со стороны зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов. Искусственное раздражение этих участков моз­га приводит к появлению простых и сложных галлюцинаций (образов, извле­каемых из долговременной памяти). Их разрушение своим следствием часто имеет утрату памяти на модально-специфическую информацию, связанную с работой конкретного анализатора, либо утрату комбинированной информации.

Кора височных долей — обеспечивает временное хранение и консолидацию следов памяти о недавних событиях. Особую роль в этом отношении играет медиальная поверхность височных долей.

Гиппокамп — имеет большое число связей со многими участками мозга и обеспечивает перевод информации (перекодирование) из кратковременной памяти в долговременную. Основная потеря при его поражении или недоста­точном функционировании — неспособность к обучению. При этом память на события, предшествующие заболеванию, почти полностью сохраняется.

Миндалина — составная часть лимбической системы, которая предположи­тельно связана с обеспечением эмоциональной памяти (при воспоминаниях об эмоционально значимых событиях прошлой жизни регистрируется замет­ная активация со стороны этого органа). Миндалина тесно функционально взаимодействует с гиппокампом и образует с ним единый комплекс.

Таламус — промежуточное звено в обработке почти всей информации, направляемой в кору головного мозга. Различные его ядра имеют связи с раз­ными участками коры, из-за чего их поражение будет сопровождаться и соот­ветствующими мнестическими потерями. При поражении дорсомедиального (дорсально — к спине) ядра таламуса утрачивается способность усваивать новый вербальный материал, поражение медиального ядра приводит к сни­жению способности переучиваться и т. д.

Полосатое тело (стриатум) — составная часть базальных ганглиев и экст­рапирамидной системы. Его повреждения приводят к ухудшению выработки (запоминанию) автоматизированных движений.

Мозжечок — контролирует и координирует двигательные акты. Одновре­менно с корой формирует все виды классических условных рефлексов, глав­ными из которых для мозжечка являются двигательные.

Подкорковые системы — обусловливают качество эмоций человека. Нали­чие эмоционального фона снижает пороговое восприятие для нейронов и су­щественно способствует процессам запоминания.

Ретикулярная формация и зоны ее распространения — обеспечивают форми­рование энграммы (устойчивость следа) и ее извлечение в нужный момент -благодаря общему активационному потенциалу.

Нарушения памяти встречаются примерно у половины больных с очаго­выми поражениями мозга и могут проявляться на различных уровнях мнестической деятельности. В одних случаях они равномерно распространяются на все уровни, начиная с элементарных сенсомоторных процессов и кончая слож­нейшими формами их смысловой организации. В других случаях проявления нарушения могут ограничиваться лишь одним из уровней (А. Р. Лурия).

Основное условие запечатления любых следов — сохранение оптимально­го тонуса коры, за который несут ответственность глубокие отделы мозга (ре­тикулярная формация ствола, таламус, лимбические образования, среди которых особую роль играет гиппокамп), являющиеся анатомическими эле­ментами первого блока мозга. Показано, что при локализации патологиче­ского процесса на разных уровнях вертикальной организации этого блока могут возникать мнестические дефекты, отличающиеся по степени выражен­ности в диапазоне от серьезных до стертых нарушений памяти, не имеющих клинических проявлений и обнаруживающихся лишь при специальных экс­периментальных условиях.

Снижение тонуса коры делает невозможным хранение следов и приводит к первому типу мнестической патологии — нарушениям общей модально-не­специфической памяти, которые в грубых случаях сопровождаются изменени­ями сознания в виде дефектов ориентировки в месте и времени. При патоло­гии со стороны первого блока расстройства памяти можно выявить в любой сфере деятельности больного, они одинаково проявляются как в элементар­ном непроизвольном запечатлении следов, так и в специальной мнестичес­кой деятельности.

При патологии на уровне продолговатого мозганарушения памяти обычно носят «биологизированный» характер, связанный с забыванием мозгом струк­туры ритмики привычной активности, что приводит, в частности, к измене­нию цикла «сон-бодрствование». Эти изменения могут протекать на фоне нарушенного сознания, а в случаях травматического повреждения сопровож­даться ретроградной и антероградной амнезией (Е. Д. Хомская).

Диэнцефальный уровень— страдает преимущественно кратковременная память или память на текущие события, что редко регистрируется в обычных экспериментах по тестированию, а требует специальных форм проверки с за­полнением паузы между заучиванием и воспроизведением дополнительной деятельностью. Это указывает на то, что даже при массивных поражениях мнестический дефект связан не столько с самим процессом запечатления, сколько с усиленным интерферирующим (здесь: ослабляющим при наложе­нии) действием побочных раздражителей в отношении ранее существовав­ших следов. Посторонняя деятельность (и гомогенная — однородная, и гете­рогенная — иная по характеру) как бы стирает предшествующую информацию, что почти не распространяется на более высокие уровни организации мате­риала, например пересказ сюжета. Другая особенность изменений памяти на этом уровне — повышенная реминисценция. При большом интересе и мотива­ции диэнцефальные больные обнаруживают резерв запоминания.

Лимбическая система — ее поражения приводят к патологи, обозначаемой в литературе как корсаковский синдром (впервые выделен отечественным пси­хиатром С. С. Корсаковым в 1887 г. в контексте описания хронического алко­голизма): даже при односторонних поражениях на фоне повышенной утом­ляемости и раздражительной слабости теряется память на текущие события при сравнительно хорошо сохранных следах долговременной памяти на дале­кое прошлое, в том числе касающихся профессиональных знаний. Логика нарушений памяти у этих больных сходна с диэнцефальными расстройствами (интерференция и поме­хи выступают в качестве ведущих факторов), с той разницей, что резерва памяти при лимбических по­ражениях уже нет, а ее пробелы заполняются конфабуляциями. Расстройства кратковременной памяти на этом уровне в клинике часто связывают с двухсто­ронними очагами деструкции в гиппокампе и в мин­далине (рис. 106). В тяжелых случаях присоединяются нарушения сознания в форме онейроидного (сновидного) состояния и общей спутанности, дезориенти­ровки во времени и месте, тогда же разрушается и долговременная память. Признаки корсаковского синдрома также обнаруживаются при поражениях поясной извилины и маммилярных тел.

Медиобазальные отделы лобных долей— поражения этой области приво­дят к тому, что к потерям кратковременной памяти присоединяются расстрой­ства семантической памяти или памяти на понятия — больной не может по смыслу и логически точно повторить только что прочитанный рассказ, при­вносит в запоминаемые списки слова, которых не было, но ассоциирующие с предложенными, страдает опосредованное запоминание материала (Е. Д. Хомская). На фоне типичной для дисфункции базальных отделов лобных долей расторможенности (а в тяжелых случаях дезориентации в месте и времени) на первое место выступает дефект избирательности воспроизведения и наруше­ния критики. При снижении контроля над протеканием психических процес­сов возникает оживление побочных ассоциаций, которые приводят к соскаль­зыванию на побочные связи и клинически проявляются в конфабуляции. Кроме того, при поражениях этого уровня может нарушаться и установка на запоминание. Охват очагом поражения медиальных отделов височных долей утяжеляет мнестические расстройства.

Модально-специфические нарушения памяти распространяются только на раздражители, адресуемые какому-то конкретному анализатору или связан­ные с узкоспециализированным способом обработки информации. Подобные нарушения возникают при поражении второго и третьего функциональных блоков, причем обычно параллельно с изменением соответствующих гности­ческих функций (являются составными частями и предпосылками симптома­тики разнообразных агнозий), хотя возможны и без них. Как правило, в слу­чаях ограниченных поражений височной области коры дефекты памяти проявляются в слуховой (при поражении левого полушария — в слухоречевой) сфере; при поражении затылочных отделов коры, сопровождающихся оп­тико-гностическими расстройствами, они ограничиваются нарушениями зри­тельной памяти, а при поражении нижнетеменных или теменно-затылочных отделов коры наблюдаются нарушения пространственной памяти. Кроме того, говорят о нарушениях таких системно-специализированных видов памяти, как речевая, двигательная, эмоциональная, музыкальная и др. При подобных расстройствах больные почти всегда сохраняют общую ориентировку, отчетливо осознают свои дефекты и пытаются их компенсировать.

В отличие от модально-неспецифических нарушений, при которых основ­ным физиологическим механизмом их возникновения является механизм интерференции, при модально-специфических мнестических расстройствах доминируют непосредственная слабость следов (энграмм) и их быстрое уга­сание. Вероятно, что определенную роль здесь же играет фактор сужения объе­ма непосредственного воспроизведения.

Особый тип мнестических расстройств возникает при поражении лобных конвекситальных отделов. В связи с дефектами таких компонентов любой де­ятельности, как целенаправленность, целеполагание и контроль, нарушения памяти касаются преимущественно произвольного запоминания, в то время как продуктивность непроизвольного продолжает соответствовать таковой у здоровых людей. Дефекты памяти обнаруживаются у этих больных в области высших, опосредованных форм памяти. Значительная часть феноменологии лобных конвекситальных поражений описывается явлениями псевдоамнезии.

С точки зрения межполушарной асимметрии были обнаружены следую­щие феномены памяти: при элементарном, непроизвольном, автоматизи­рованном запоминании и воспроизведении в мнестическую деятельность прежде всего включается правое полушарие, а при произвольном и сложном запоминании — левое. Другая гипотеза относится к временным параметрам развертывания произвольной мнестической деятельности. Непосредствен­ное и отсроченное запоминание рассматриваются как два последовательных этапа осуществления мнестической функции. На первом этапе — этапе не­посредственного запоминания и воспроизведения — в мнестическую дея­тельность включается правое полушарие, а на втором — левое. При пораже­нии левого полушария мозга интерферирующая информация в промежутке между запоминанием и воспроизведением резко снижает продуктивность мнестической деятельности. Непосредственное воспроизведение при этом остается сохранным. Поражения правого полушария приводят к обратной картине — нарушению непосредственного воспроизведения. Это касается как вербального, так и невербального материала. Кроме того, есть основа­ния считать, что левое полушарие специализируется на узнавании ведущих признаков того или иного материала, а правое — специфических (Н. К. Кор­сакова, Ю. В. Микадзе).

 

Вопросы для самостоятельной проверки знаний

1. Какие процесы обеспечивают работу памяти?

2. Как классифицируются виды памяти?

3. Что такое энграмма?

4. Перечислите варианты нарушений памяти.

5. Поражение каких уровней мозга может приводить к патологии неспе­цифической памяти?

6. Какая локализация очага поражения может сопровождаться корсаковским синдромом?

7. Как в структуре патологии неспецифической памяти меняется ее про­извольный и непроизвольный компоненты при смещении очага пора­жения с нижележащих мозговых структур к вышележащим?

8. Чем отличаются модально-специфические нарушения памяти от неспе­цифических?

9. В чем заключаются различия в работе памяти правого и левого полуша­рия головного мозга?

Основные литературные источники

1. Апчел В. Я., Цыган В. Н. Память и внимание — интеграторы психики. СПб.: ЛОГОС, 2004. 120 с.

2. Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. Изд. 2-е. Ростов-на-Дону: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 1998. 416 с.

3. Захаров В. В., Яхно Н. Н. Нарушения памяти. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. 160 с.

4. Зейгарник Б. В. Патопсихология. Изд. 2-е. М.: МГУ, 1986. 287 с.

5. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. 551 с.

6. ЛурияА. Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973. 375 с.

7. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю. А. Александров. М.: ИНФРА-М, 1997.432 с.

8. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1987. 288 с.

9. Хрестоматия по обшей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романцова. М.: МГУ, 1979. 272 с.

10. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская: Учебное пособие. М.: Рос­сийское психологическое общество, 1999. 526 с.

 

Глава 9

ВНИМАНИЕ, ЕГО НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Эту задачу решает такая форма пси­хической активности, как внимание. Несмотря на довольно большое число работ и теорий, посвященных данному феномену, до сих пор по вопросу при­роды и механизмов внимания существуют две противоположные точки зре­ния. В соответствии с первой, внимание является самостоятельным психи­ческим процессом, имеющим свой специфический продукт и собственные психофизиологические механизмы. В соответствии с другой — в отличие от аффективно-волевых и познавательных процессов (восприятия, памяти и мышления), внимание своего содержания не имеет, а проявляется внутри них и, будучи неотделимым, характеризует динамику их протекания (С. Л. Рубин­штейн). Его результатом является улучшение любого психического действия, на котором оно сосредотачивается.

В настоящее время также принято отождествлять внимание с «уровнем бод­рствования» или «уровнем активации». Эти категории (особенно первая) в основном соответствуют базовой характеристике сознания и различным сте­пеням его ясности. Вместе с тем внимание к сознанию не сводимо, а лишь составляет определенный компонент внешнего с ним сходства.

Внимание — это психический процесс селекции и избирательности любой психической деятельности, направленный на улучшение контроля за деятель­ностью, связанной с ситуативно или устойчиво значимым объектом. После осуществления выбора возникает вторая задача внимания — удержание соот­ветствующего объекта в фокусе сознания и сопротивление побочным отвле­кающим раздражителям.

Одним из приспособительных психофизиологических механизмов, объяс­няющих эволюционный генез внимания как особой психической реальнос­ти, является несоответствие между широчайшим по спектру и объему сенсор­ным входом информации и ограниченным по возможностям одномоментной обработки потенциалом мозговых центральных структур.

Как вытекает из определения, может существовать несколько основных форм внимания, соответствующих тем процессам, которые реализуются в дан­ной деятельности:

□ сенсорное;

□ двигательное; □ эмоциональное;

□ интеллектуальное.

По уровням внимание делится на непроизвольное и произвольное. С первым ребенок рождается, и оно осуществляется при помощи наследственных не­рвных механизмов, организующих протекание рефлексов по известному фи­зиологическому принципу доминанты (в работе нервной системы организую­щим моментом является наличие одного главенствующего очага возбуждения, притягивающего к себе возбуждение из других нервных центров, одновремен­но подавляя их). У новорожденного есть только две доминанты — пищевая и связанная с переменой положения. Позднее формируются зрительная и слу­ховая. В основе развития внимания в этот период (первые годы) лежит гетерохронность органического процесса роста, созревания и развития нервных аппаратов ребенка. Классическим примером непроизвольного внимания яв­ляется ориентировочный рефлекс, выделяющий наиболее интенсивный, новый или биологически значимый (соответствующий потребностям организма) раз­дражитель и придающий всему поведению организованный характер. Уже на первых месяцах жизни у ребенка можно наблюдать поворот глаз, а потом и головы в сторону раздражителя, а также в прекращении всех остальных по­бочных видов деятельности, отчетливый комплекс дыхательных, сердечно­сосудистых и кожно-гальванических реакций. Ориентировочный рефлекс, будучи по сути охранительным, считается одной из самых элементарных форм адаптации к внешней среде.

Произвольное внимание (это его высшая форма) качественно отлично и обус­ловливается социальной и культурной средами. В период своего формирова­ния оно совершенствуется благодаря взаимодействию ребенка со взрослыми, которые, кроме предметного стимула, предъявляют ему и стимулы речевые, связывая одно с другим (Л. С. Выготский). В более или менее законченном виде произвольное внимание формируется к дошкольному возрасту — оно начинает подчиняться не только громкой речи взрослого — инструкции, но и собственной внутренней. По данным физиологии, этот процесс окончатель­но созревает к 12-15 годам. Как специальное психологическое явление про­извольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой со­знательные цели, то есть связывает деятельность с целью, а не с предметом. А это, в свою очередь, для сохранения объекта сосредоточения требует усилия воли — поддержания определенной интенсивности сосредоточения вопреки посторонним воздействиям. Поэтому произвольное внимание во многом — внимание волевое. Категория, которая характеризует длительное удержание внимания на каком-то объекте, явлении или ситуации, называется бдитель­ностью. Одним из отличительных аспектов произвольного внимания являет­ся то, что оно способно ориентироваться как на прошлое, так и на будущее (в форме сознательного ожидания вероятного события).

Внимание характеризуется:

□ устойчивостью (длительным сохранением интенсивности, концентри­рованности), в норме подверженной непроизвольным колебаниям;

□ быстротой переключения (переходом от одной деятельности или опе­рации к другой);

□ распределенностью (характеризуемой успешностью одновременного выполнения двух или более деятельностей) — это достаточно условное качество внимания, за которым, по-видимому, скрывается плохо осоз­наваемая быстрота переключения между разнородными видами деятель­ности;

□ концентрацией (интенсивностью сосредоточения на определенном объекте или стороне действительности);

□ объемом (максимальным количеством объектов, которые могут воспри­ниматься одновременно).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.