Обратная связь
|
ТЕХНОЛОГИИ И ВИДЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ Аспекты ' технологии
| Виды цивилизации
| аграрная
| индустриальная
| постиндустриальная
| Первичный
продукт
| пища
| товары
| услуги
| Первичный
фактор производства
| земля
| капитал
| знания и опыт человека
| Ключевые технологии
| ручные и орудийные
| машинные
| организационные, деятель. постные, информационные
| Роль человека
| мастеровой
| оператор
| творец
| Ключевой результат образования
| опыт и навыки
| научные знания
| методологии деятельности
|
Отсюда видно, что с изменением цивилизации меняется роль человека и все остальное. Следовательно, необходима и смена образовательной парадигмы или ее преобразование, что мы видим в госстандартах. Рассмотрим основы инновации.
«Основное противоречие современной системы образования — это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогиче-
скую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу — максимальному развитию способностей человека к саморегуляции (или самообразованию)» /61, с. 36/. Вот оно (!), идущее от К. Д. Ушинского стремление научить человека учиться, максимально развивать свои способности. Это именно то, что является неподнятой целиной в системе образования, хотя были попытки развивать творчество обучаемого, его мыслительную деятельность и в ряде случаев способности в русле формирования всесторонне развитой личности. К сожалению, ожидания не оправдались, не удалось сформировать всесторонне развитые личности, но некоторый опыт накоплен и надо пересмотреть свою систему обучения и воспитания, чтобы использовать его для максимального развития способностей обучаемых. Необходимо видеть, какие способности нужны будущим специалистам. Так, для инженеров важны исследовательские, проектные, организаторские, предпринимательские способности, поскольку они «реализуют свои возможности соответственно: в развитии наук, в проектировании, менеджменте и производстве, а также в распределении товаров и услуг» /122, с. 15/. При этом очень важно сохранить принцип природосообразности в обучении, т. е. максимально развивать те способности, которыми одарила человека природа. У кого-то ярко выражены склонности к проектированию и конструированию, а у кого-то к менеджменту и т.п. И первое в инновационном обучении — это развитие этих способностей на основе образования и самообразования.
Далее я бы назвала фундаментализацию образования, что нашло отражениев ГОСах и Меморан-
думе симпозиума ЮНЕСКО «Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское образование» — 1994 /II б/, в котором фундаментальность, наряду с целостностью и направленностью на удовлетворение интересов личности, образует основные черты новой парадигмы образования. «Высшая школа должна давать целостное представление о современной естественнонаучной картине мира, заложить научный фундамент для оценки 'последствий профессиональной деятельности, способствовать творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека» /II 6, с. 4/.
Если в 60-80-е годы была характерна формула образования знать все о немногом и немного обо всем, то 90-е породили новую формулу — знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность. Познать сущность, самую суть из множества дисциплин и обилия информации в каждой дисциплине — вот цель современного студента. Это же является и импульсом для преподавателей к пересмотру системы образования. Сущностный подход предполагает синтез естественных, гуманитарных и технических наук, что требует новой парадигмы образования. Сущностный подход — это системный, синергетический подход.
Синергетика как термин введен проф. Штутгартского университета (Германия) Германом Хакеном в 1978 г. Вот данное им определение: «Синергетика занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем самой различной природы, таких как электроны, атомы, молекулы, клетки, нейтроны, механические элементы, фотоны, органы, животные и даже люди» /129, с.26/. Для того чтобы
было понятнее, поясню: слово «синергеты» происходит от гр. synergetes — «сотрудник» и означает органы (мышцы), действующие в одном и том же направлении. Синергия — от гр. synergia — означает содружественное ( совместное) действие двух или нескольких органов (мышц) в одном и том же направлении. Отсюда вытекает возрастающая роль межпредметных связей, работа всех преподавателей в одном направлении, а именно в направлении развития способностей студентов на основе формирования сущностных системных знаний, создания у них целостного представления не только о научной теории и ее структуре, но и о каждом элементе теории: понятиях, основных положениях или законах и следствиях. (Вспомните принцип Г. Лозанова обучать крупными блоками, который успешно использовал В. Ф. Шаталов, или Вальдорфскую школу и интегральный способ обучения, где все дисциплины преследуют цель одного направления.)
При таком подходе важно, чтобы гуманитаризация образования не сводилась к простому увеличению гуманитарных дисциплин, что «вызывает недовольство студентов и преподавателей» /130, с. 81/, а была направлена на «развитие и проявление способностей человека» /130, с. 84/. Для этого необходим синтез двух культур — технической и гуманитарной, причем это не просто смесь технических и гуманитарных курсов, а «содержательное единство» /131, с. 88/. Эту мысль высказывают многие авторы научных статей /132—136 и др./. Интересной представляется мысль В. Никитаева о роли гуманитарных наук в техническом вузе в плане практического знания «о культуросообразном преодолении проблемной ситуации» /131, с. 91/. (Как
тут не вспомнить принцип культуросообразности обучения, выдвинутый Дистервегом в XIX в.)
И, наконец, нельзя не сказать об акмеологическом подходе, тесно связанном с сущностным подходом при организации инновационного образования.
«Акмеология (от гр. akme — «пик, вершина, высшая ступень чего-либо, цветущая сила») — новая область научного знания, комплекс научных дисциплин, объектом изучения которых является человек в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных жизненных сферах самореализации» /137, с. 4/. «Понятие акмеологии впервые было введено в научный оборот Н. А. Рыбниковым еще в 1928 г. для обозначения науки о развитии зрелых людей. Основоположниками этой науки являются Б. Г. Ананьев и ряд ученых из ленинградской школы психологов.
Предмет акмеологии — творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения субъектом деятельности (индивидом или объединением индивидов) различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин самореализации.
Задача акмеологии — вооружение субъекта деятельности знаниями и технологиями, обеспечивающими возможность его успешной самореализации в различных сферах деятельности, в том числе и в области избранной профессии или профессий» /137, с. 5/.
«По сути дела — это наука о прогрессивном развитии зрелых людей» /138, с. З/. Преподавателям необходимо помнить, что «акме» — вершины бывают разными по уровням и в педагогическом деле тоже. Тем не менее каждому преподавателю следует знать, что включает в себя профессионализм как
высокий стандарт. «Прежде всего это стабильность высоких результатов деятельности. Профессионализм как бы не допускает большого разброса показателей. Далее — надежность. Работать профессионально — значит не иметь срывов, грубых ошибок, промахов» /138, с. б/. Кроме того, творчество — естественный компонент профессионализма, а также вдохновение и индивидуальный стиль деятельности. Именно эти качества надо развивать в студентах — будущих инженерах.
«Саморазвитие — путь достижения вершин профессионализма» /138, с. II/. Для преподавателя важно знать, какие качества для какой специальности следует развивать у студентов. Для будущих управленцев это в первую очередь «умение предвидеть, умение принимать решение» /138, с. 10/. Всем студентам необходимо выработать привычку саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля, ибо это «основные факторы достижения состояния «акме». Однако для того, чтобы эти акмеологические факторы, что называется, «сработали», необходимы сильные побудительные причины. Таковыми могут стать мотивы достижения или потребности достижения» /138, с. 12/.
Задача преподавателя — помочь студентам в формировании их мотивов и потребностей, для чего стоит ознакомиться со следующими работами /139-142 и др./.
Естественно, «важной составляющей подготовки современного специалиста является широкое применение компьютерных систем, предназначенных для автоматизации профессиональной деятельности: систем автоматизации проектирования (САПР), автоматизированных научных исследований (АСНИ) и т.п.» /109, с. 31/, о чем говорилось в разд.5.10.
Таким образом, инновационное образование подразумевает личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, синтез двух культур (технической и гуманитарной), использование новейших информационных технологий.
7.
|
|