Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

СИСТЕМА ТСОНТРОЛЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 6 глава

«Свободно-либеральный стиль общения характе­ризуется попустительством, фамильярностью и анархией. Специальные исследования и педагоги­ческая практика убедительно свидетельствуют, что это наиболее «вредный» для дела и разрушитель­ный стиль. Он порождает неопределенность студен­тов, вызывает у них напряженность и тревогу».

«Либеральный стиль — «плывущий плот» — анархический, попустительский». Преподаватель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, фактически самоустраняет­ся от ответственности за происходящее. Об автори­тете преподавателя тут не может быть и речи.

«Авторитарный стиль — «разящие стрелы». Преподаватель лаконичен, его тон начальственный, он явно не терпит возражений. В его устах даже благодарность звучит как команда и порицание: «Ты xopoшo сегодня ответил. Не ожидал от тебя тако­го!» Такой преподаватель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто и с кем должен сидеть, работать; пресекает всякую инициативу. Основные формы его взаимодействия:

приказ, указание, инструкция, выговор».

«Демократический стиль — «возвращение буме­ранга», когда преподаватель опирается на мнение коллектива, развивает у студентов самоуправление, учитывает индивидуальные способности. Основные способы общения: просьба, совет, информация, стремление включить всех в активную работу, Такой стиль общения отличается прочными учеб­но-научными контактами со студентами, а значит стимулирует их к успешной познавательной дея­тельности. Студенты чрезвычайно высоко ценят та­кого преподавателя. Это подтвердил опрос студен­тов Московского института тонкой химической тех­нологии. В. Г. Айнштейн пишет: «Интересна иерар­хия качеств преподавателя в глазах студентов: при­менительно к лектору на третье место ими поставле­на эрудиция, на второе — педагогическое мастер­ство, а на первое — заинтересованность в успехах студентов» /240, с. 96/.



Несмотря на одинаковые стили общения в шко­ле, вузе и техникуме, педагогическое общение в вузе и среднем специальном учебном заведении «в звене «преподаватель — студент» качественно отличает­ся от взаимоотношений в ходе школьного обучения» /196, с. 260/, ибо «основная задача — формирова­ние личности специалиста — обусловливает взаи­модействие педагогов и студентов» /196, с. 260/.

Чувство профессиональной общности у студентов и преподавателей вуза и техникума является тем социально-психологическим стержнем, который придает педагогическому общению положительную эмоциональную окраску, влияющую на продуктив­ность познавательного процесса студентов. И если преподаватель общеобразовательных дисциплин-опирается на профессиональный мотив студента, на его стремление лучше познать свою профессию,

т. е. опирается на его профессиональный интерес, то сможет лучше понять студента, найти правиль­ные пути взаимодействия и использовать эмоцио­нальные стимулы.

Бесспорно, «все варианты стилей общения мож­но свести к двум типам: диалогическому и моноло­гическому» /215, с. 146/. К сожалению, приходит­ся констатировать, что далеко не все студенты уме­ют вести диалог или построить монолог. Диалог у них часто превращается в спор, а монолог — в кос­ноязычный лепет. Наша задача — научить их тому и другому, ибо они приходят к нам не только для того, чтобы приобрести профессиональные навыки и умения, но и для того, чтобы научиться нелегко­му искусству человеческого общения. Как готовы мы к тому, чтобы удовлетворить это ожидание? Ведь мы их учим творчеству, учим учиться, а творче­ство происходит в общении, и само есть общение, где одни ставят вопросы, другие находят ответы, третьи их опровергают, в конечном счете, идет со­вместный поиск истины в процессе общения.

Диалог отличается от спора тем, что обязатель­ное условие первого — понять оппонента. Истина, вопреки поговорке, в споре не рождается. В споре рождается только склока. Истина открывается в ди­алоге, и условием этого открытия служит понима­ние того, почему к этой же истине не пришли дру­гие. В споре победа возможна за счет неумелой ар­гументации «противника». В диалоге каждый уча­стник обязан укреплять аргументацию противной стороны, находить у «противника» сильные сторо­ны. Собственно, победа в диалоге невозможна. Ра­дость диалога возникает не от превосходства над «противником», а от самого процесса общения, от совместного взаимодействия. Ни в коем случае не рекомендуется обрывать диалог. Оборванный диа-

лог влечет тяжелые потери. Может быть, главная из них — утеря радости открытого диалога.

При организации педагогического общения пре­подавателю следует помнить три очень важных мо­мента:

1. Истины передаются студентам через действия, и нужно дать ему возможность эти действия совер­шать.

2. Не откладывать на потом развитие умений общения, а воспитывать и развивать эти умения сразу же, с первой встречи со студентами.

3. Чтобы общение воспитывалось, оно должно удаваться. Причем каждому преподавателю важно понять, что общение со студентами не должно огра­ничиваться только на занятиях. Участие препода­вателя в вечерах отдыха студентов, особенно 1-го-курса, очень желательно: от студентов идет эксп­рессия, от преподавателя — насыщенность содер­жанием. Нельзя считать вечера отдыха мероприя­тием, единственная или основная цель которого — занять время студентов и тем самым оторвать их от каких-либо нехороших дел. Вечера отдыха — это прежде всего одна из самых активных форм обуче­ния разностороннему общению.

Естественно, преподавателю необходимо знако­мить студентов для начала хотя бы с самыми эле­ментарными правилами общения. Например, если они беседуют с человеком взвинченным, раздражи­тельным, то не следует взывать к его рассудку, луч­ше подождать, пока он успокоится. Важно уметь мысленно перевоплощаться в партнера по общению, уметь имитировать нужный в данной ситуации тип поведения, например, изображать спокойствие, бу­дучи взволнованным, и т.п. Однако никакая наука не заменяет собственного поведения. Поэтому необ­ходимо организовывать общение студентов на за-

нятиях, устраивая дискуссии, «круглые столы», конференции, экскурсии, деловые игры, а также вне занятий, используя изобразительное искусст­во, музыку, кино, видеофильмы, театр. Все это де­лает человека человеком. При педагогическом об­щении нельзя забывать, что студент — это личность, человек и ничто человеческое ему не чуждо.

Преподаватели больше любят говорить и мень­ше слушать. Видимо, это результат их профессио­нальной деятельности. Умение слушать — это со­ставная и не менее важная, чем говорение, часть общения. В. Д. Пекелис, автор замечательной и очень полезной для преподавателя книги «Твои воз­можности, человек!», подчеркивает: «Недавно пси­хологи установили: хотя почти половина дня ухо­дит у нас на то, что мы слушаем других, большин­ство из нас слушать не умеет» /286, с. 82/. В этом нам мешает наша вечная спешка, не дослушиваем студента, т.к. нам уже все ясно, но ведь надо же и студенту дать возможность высказаться и, кроме того, показать ему пример того, как надо слушать. Мы не сразу запоминаем фамилии и имена студен­тов, так как во время их представления мы слуша­ем их и одновременно рассматриваем, то есть наши мысли заняты его внешним видом или манерами. Мы слушаем студента и уже мысленно готовы ис­правлять его ошибки или дополнять его. «Наши эмоции оглушают нас: когда кто-либо пытается высказать мнение, противоположное тому, которое мы считаем единственно верным, — мы бессозна­тельно чувствуем, что слушать рискованно, ведь мы можем услышать нечто такое, что заставит нас усом­ниться в справедливости собственной точки зрения. Мы перестаем мысленно воспринимать говорящего и начинаем планировать собственную словесную контратаку» /286, с. 83/.

Можно ли научиться слушать? Несомненно. Даже нужно, особенно преподавателю. В. Д. Пекелис на­зывает шесть способов для улучшения навыков слу­шания: учиться медленно сосредоточиваться; напри­мер, упражняться в совместном прослушивании ра­диопередач с кем-либо и затем пытаться «найти об­щую точку зрения на главную идею, содержащую­ся в основных выводах передачи»; отключиться от того, что отвлекает внимание; следить «за своим подсознательным стремлением перестать слушать и придумать «достойный» ответ. Вместо этого готовьте вопрос, относящийся к словам вашего собеседника. Этот вопрос отнюдь не должен «убивать» собесед­ника, он просто должен дать ему понять, что вы начинаете вникать в смысл сказанного»; помогать слушать другим /286, с. 83, 84/. В целом полезно помнить древнюю поговорку: у человека один язык и два уха, чтобы меньше говорить и больше слушать. И еще одну: разговор — серебро, молчание — золото. (Естественно, там, где это уместно.) Учить­ся самому и обучать общению студентов — задача каждого преподавателя вуза и техникума.

А. А. Леонтьев приводит целый ряд упражне­ний, способствующих развитию педагогического общения /263, с. 39 и далее/. Основные его реко­мендации сводятся к наблюдению за общением дру­гих преподавателей, а также к самонаблюдению и самоанализу, не говоря уже о чтении литературы по педагогическому общению. Полезно приглашать к себе на занятия знакомых преподавателей для наблюдения за вами, значительно больший эффект дает заснятие занятия на видеопленку. Последую­щее обсуждение принесет несомненную пользу. Предложенные А. А. Леонтьевым упражнения на развитие предкоммуникативной ориентировки, уме­ний вступать в контакт и в целом умений общения

способствуют снятию мышечного напряжения в процессе общения, т. е. «работе на расслабленных мышцах», по К. С. Станиславскому, что ведет к естественному общению, которое не утомляет ни преподавателя, ни студентов.

Наблюдение позволяет условно выделить четыре группы преподавателей с точки зрения интенсив­ности их общения со студентами: первая группа — это те, кто общение ограничивает узкими рамками деловых вопросов (учеба, дисциплина) и не стре­мится к более близкому общению (о жизни, счас­тье, труде и т. п.). Вторая группа явно стремится к близкому общению, но не достигает его по разным причинам (нет времени, нерасположенность студен­тов к этим преподавателям, так как они становятся в позу ментора, либо не умеют хранить доверенной им тайны, либо не вызывают симпатии студентов). К третьей группе относятся те преподаватели, кто с уважением относится к студентам, пользуется их доверием и симпатией, но по разным причинам общение с ними не имеет регулярного характера. Однако в тех случаях, когда у студентов возникают трудности, они идут к этому преподавателю и об­щение протекает на самом доверительном и откро­венном уровне. К четвертой группе относятся те, кто постоянно общается со студентами, причем об­щение выходит за рамки повседневных наставни­ческих обязанностей и отличается высокой степе­нью доверительности и интенсивности.

В психологии известны пять уровней общения:

ритуальный (приветствие, прощание), информаци­онный (умение изъясняться и понимать то, что го­ворят), дискуссионный (умение отстоять свою точ­ку зрения), деловой и исповедальный. Деловое об­щение — это высокий уровень, а исповедальный — самый высокий, это уровень высказывания эмоций,

т. е. когда человек вступает в общение, чтобы про­демонстрировать свои чувства. Совершенно очевид­но, что преподаватели представленной выше тре­тьей и четвертой группы достаточно компетентны в области педагогического общения и знают, что, где и как сказать или промолчать. Но даже самый та­лантливый педагог не добьется успеха, если будет рассчитывать только на себя и на свое влияние на каждого в отдельности без учета роли всего кол­лектива, взаимовлияния друг на друга. Хорошо получается, если преподаватель выбирает лидеров и незаметно строит общение так, что эти лидеры ведут за собой других. Вот в таком случае получа­ется действительно полезное и эффективное педа­гогическое общение.

Важнейшим условием того/чтобы педагогичес­кое общение было эффективным, является соблю­дение закона целесообразности, а также доверие студентов к преподавателю, его честность, требова­тельность и справедливость.

«Общение преподавателя со студентами — это суть педагогического процесса, и оно никогда не утратит своего основополагающего значения. Вы­полняя свою ответственную миссию, преподаватель должен активно утверждать новое и передовое в обучении и в науке, а его научный, идейный и мо­ральный облик призваны являться жизненным об­разцом, на котором воспитываются будущие спе­циалисты. Именно таковы наши лучшие препода­ватели, именно так должны понимать свое предназ­начение научно-педагогические работники всех ву­зов», — вот так немного высокопарно по форме, но справедливо по содержанию оценил педагогическое общение бывший министр высшего и среднего специального образования В. П. Елютин /287, с. 51/.

17.

КОНФЛИКТЫ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Услово «конфликт» (от лат. — conflictus — «стол­кновение») означает столкновение противополож­ных интересов, взглядов, стремлений; распря, разногласие, спор, грозящий осложнениями /57, с. 361/. Впервые теорию конфликтов разработал Г. Гегель, естественно, с философской точки зре­ния. Нас же интересует практическая сторона кон­фликтов, ибо жизнь без конфликтов не бывает. В ситуациях вынужденного выбора человек оказы­вается ежедневно. Однако конфликты конфликтам рознь. Есть созидательные, а есть и разрушитель­ные конфликты. Нам необходимы конфликты, по­зволяющие глубже понять друг друга, мобилизо­вать творческие способности, волю, разум, и про­тивопоказаны те, что мешают нормально трудить­ся, подрывают здоровье. Поэтому рассмотрим конфликты с педагогической и психологической точ­ки зрения.

В психологии под конфликтами понимают одно­временное действие противоположных тенденций, мотивов и интересов. Одни из них обусловлены со­циально-экономическими противоречиями, систе­мой общественных отношений, другие — психоло­гическими особенностями личности, ее поведени­ем, устремлениями.

Конфликты могут быть парными, межгрупповы­ми, скрытыми и открытыми, случайными и пред­намеренными, внутри- и межличностными. Среди преподавателей и студентов преобладают внутри-и межличностные конфликты. Поэтому обратим на них особое внимание.

Внутриличностный конфликт — это внутренняя борьба мотивов, выбор цели и поведения- И.П. Пав­лов называл внутриличностный конфликт «сшиб­кой», когда происходит столкновение двух проти­воположных импульсов, каждый из которых идет из коры головного мозга. Внутреннее побуждение приказывает поступать так, а человек заставляет себя делать нечто противоположное, ибо этого тре­бует логика поведения, Внутриличностный конф­ликт может быть созидательным,например, если он возникает в процессе творческой работы: на стадии формирования творческого замысла, во время его реализации или после достижения каких-либо ре­зультатов. Чувство неудовлетворенности застав­ляет человека искать лучший вариант решения проблемы, когда он найден, конфликт решается.

Но бывает и разрушающий внутриличностный конфликт. Он возникает, если человек долго не может найти удовлетворяющего его решения про­блемы. Можно и неверно оценить свои способнос­ти, поставить перед собой цель, которая окажется «не по зубам». Такого человека ждут разочарова­ние, недовольство собой, повышенная раздражитель­ность, угнетающая неуверенность, словом, отрица­тельные эмоции. Длительное пребывание в таком состоянии ведет к неврозам и более сложным пси­хическим заболеваниям. Симптомы внутриличностного конфликта: повышенная психическая напря­женность, эмоциональная возбудимость, неудовлет­воренность собой, чувство обиды.

При межличностных конфликтах сталкиваются интересы личностей, их взгляды, нормы поведения, отношение к тем или другим ситуациям. Есть люди, которые очень любят выискивать чужие ошибки и неточности. В соответствии с пословицей они чаще всего «бухают в колокола, не заглянув в святцы». Таково, видимо, свойство их человеческой приро­ды, особенность их центральной нервной системы или плохого воспитания. Ошибки руководителя или своих коллег им доставляют удовольствие. Это яв­ное отклонение от нормы здравомыслящего челове­ка. У них наблюдается спешка и деловитость как самоцель. Очень хорошо выявлено это качество в сценке Аркадия Райкина: человек спешит на рабо­ту, хватает все подряд, одевается наспех, кое-как, прилетает на работу, садится за рабочий стол... и засыпает. Среди таких людей чаще всего бывают интриганы, способные перессорить целый коллек­тив, или анонимщики, которые обличают недостат­ки именно в том конкретном месте, где застопори­лась их собственная карьера, ущемлены их собствен­ные интересы. Симптомы межличностных конфлик­тов: крайне обостряется распространяющаяся на все области взаимоотношений психическая напряжен­ность; искажается адекватное понимание мыслей и поведения друг друга; каждый стремится оправдать­ся в собственных глазах, защитить цельность свое­го «я»; прислушивается к собственным пережива­ниям без малейшего желания поставить себя на место другого, найти компромисс; суждение о про­тивнике самое категоричное, случайное и обобщен­ное. При межличностном конфликте нарушается не­обходимый для творческих людей контакт. Лич­ная неприязнь распространяется на деловые отно­шения. В организме при этом наблюдаются самые

разнообразные отклонения: перестраивается нейроэндокринный аппарат, учащается пульс, повыша­ется артериальное давление, становится поверхнос­тным сон. Отсюда до сердечно-сосудистых и нервных заболеваний один шаг.

Причины конфликтов условно подразделяют на организационно-творческие, личностные и поведен­ческие. Организационно-творческие порождаются слабой организацией труда, в частности преподава­тельского и студенческого; стилем общения препо­давателей друг с другом и со студентами; игнори­рованием условий жизнедеятельности коллектива. Известно, что кто хочет работать, учиться, ищет способы, а кто не хочет, ищет предлог не делать этого. Как показывает практика, конфликты неиз­бежны там, где:

• нет перспективы творческого роста,

• не уточнены функциональные обязанности,

• установлены непродуманные и нереальные нор­мы работы, критерии оценки труда,

• не разработаны системы морального и матери­ального поощрения,

• отсутствует необходимая для работы и учебы информация.

Все это нарушает спокойствие человека.

В. А. Сухомлинский отмечал: «Характерной осо­бенностью душевного равновесия является спокой­ная обстановка целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздра­жительности. Без душевного равновесия невозможно нормально работать; там, где нарушается это рав­новесие, жизнь коллектива превращается в ад» /228, с. 81/.

Личностные конфликты возникают на основе характерологических и ситуативных предпосылок.

К характерологическим относятся устойчивые, пред­располагающие к столкновению с окружающими черты характера: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчинить других себе. Большую роль здесь играет установка, т. е. возникающая естествен­но неосознанная готовность человека воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее подготовленным образом на часто повторяющиеся ситуации, собы­тия, людей без полного объективного анализа дан­ной ситуации, т. е, человек ведет себя как бы по привычке, думая, что он ведет себя правильно. Это важно учесть при решении конфликта.

Ситуативные предпосылки для конфликтов:

• чувство неуверенности и неопределенности в

реализации своих возможностей;

• недостаточная или искаженная информирован­ность;

• непризнание коллег;

• отрицательная реакция на сложившуюся си­туацию.

Известно, что нельзя предъявлять одинаковые требования и подходы ко всем людям, ибо в силу их темперамента, в основе которого лежит тип цен­тральной нервной деятельности, по-разному будут реагировать на то или иное требование или подход. Так, у энергичного, подвижного человека может возникнуть конфликт в ситуациях: жесткой дис­циплины, монотонной деятельности или вынужден­ного одиночества. У ригидного же человека, склон­ного к пониженному настроению, конфликт может быть вызван ситуациями, требующими бурной дея­тельности, изменения привычного образа мышле­ния, быстрой и частой сменой деятельности.

Поведенческие конфликты формируются в про­цессе общения и в тех случаях, когда ожидания обмануты, слова расходятся с делом. Некоторые причины конфликтных ситуаций в педагогической деятельности:

• перегрузка преподавателей и студентов, завы­шенные требования;

• неудачное расписание;

• рассогласование личных интересов с общественными;

• избыточная эмоциональная реакция. Неадек­ватность реакции значимости причины, обусловли­вающей данную реакцию;

• недостаточная информированность о данном со­бытии;

• незаслуженное обвинение, бездушие, оскорб­ление человеческого достоинства. Недостаток вос­питания в целом;

• отсутствие четких примеров оценки работы пре­подавателей, знаний и умений студентов, т. е. от­сутствие благоприятного психологического клима­та для работы и учебы.

Таковы в основном виды конфликтов и их при­чины. Зная их, можно продумать и систему профи­лактики конфликтов. К ним относится прежде все­го учет характера человека. Если у человека доми­нантный характер: жесткий, напористый, решитель­ный, самоуверенный, т. е. он действует по принци­пу «хочу и буду», то ему надо дать возможность выявить свою доминантность, не пресекать его, но спокойно держаться своей точки зрения, и он уме­рит свой непроизвольный натиск. В противном слу­чае общение может перейти в ссору.

Недоминантный характер чуток к внешним при­знакам силы, такой человек уступчив, легко теря-

ется, терпеливо сносит, когда его перебивают. Он нуждается в поощрении, подбадривании. Ему необ­ходимо показать, что он может многое, вселить в него веру в себя (как преподавателя) и в него само­го. Ни в коем случае не кричать (крик и педагог — несовместимые понятия), крик вселяет в него веру в его недоминантность. Встречаются ригидные люди, которые не любят, чтобы их перебивали, с ними необходимо педагогическое терпение.

Каждому преподавателю необходимо умение оп­ределять характер студента и выбирать стиль общения с ним. Так, экстраверт расположен к об­щению, для него непонятно, как это другой избега­ет общения, его дружелюбие может быть поверхно­стным. Он — соловей, слушает только себя. В об­щении с ним не стоит разрушать естественную для него атмосферу взаимной симпатии. Его «перехлес­ты» лучше умерить беззлобной иронией, ибо экст­раверт особенно чувствителен к ироническому тону, боится выглядеть смешным.

Интраверт любит одиночество, уходит в себя.

С ним полезно держаться учтиво, даже немного суховато, обсуждать вопросы профессиональные и абстрактные, стараться побольше молчать и быть готовым к затяжным паузам.

Основная профилактика конфликтов с человеком любого характера — это творчество. Именно твор­чество или работа, учеба может стать основой спло­чения коллектива. Главными условиями при этом является свобода действий, самостоятельность, об­мен мнениями, самовыражение каждого. Если пре­подаватель создал условия для творческого разви­тия студентов, то он создал гарантию спокойной и плодотворной учебы для них. По Бернарду Шоу, «творческие люди не ищут счастья, они ищут дело!».

Найти дело каждому — одно из профилактических средств конфликта. К эффективным профилакти­ческим средствам легко можно отнести ряд правил:

• замечание лучше делать наедине и по принци­пу: «да, да, но...» Это поможет выявить причину конфликта;

• предоставлять ссорящимся психологическую паузу, она снимает эмоциональный накал и застав­ляет обратиться к рассудку;

• не отвергать сразу и резко точку зрения дру­гого;

• свой неверный шаг лучше признать как мож­но быстрее и решительнее, опередив возможную критику;

• дискутировать в доброжелательном тоне, на­чиная с вопросов, мнения по которым совпадают;

• обсуждать с коллегами или студентами пути выхода из конкретной ситуации;

• использовать «эффект отказа», по К. С. Ста­ниславскому, т. е. отказаться от недостатков чело­века и искать, что в нем есть хорошего. Это помо­жет установить доброжелательные отношения;

• быть вежливым, вежливость снимает напря­женность во взаимоотношениях;

• аргументировать поступки, а не давать оценку личности, т. е. обсуждать поступки, а не личность, совершившую их.

Но самой главной профилактикой конфликтов является создание благоприятного психологического климата. Разработка четких критериев оценки зна­ний и умений студентов снимает конфликты по по­воду оценки их ответов и работ. Запись календар­ного плана работы студентов на весь семестр с ука­занием даты, времени сдачи домашних заданий по конкретным материалам, конкретизирование уров-

ня знаний и умений по конкретным разделам и т.п. предотвращает конфликты в плане невыполнения заданий или их качества.

Педагогу важно прогнозировать, анализировать возможные последствия своих слов и поступков. Иначе то, что происходит, застает врасплох, быва­ет неожиданным. Приходится по ходу преодолевать возникшие препятствия, конфликты. Человеческое мышление способно на 80% спрогнозировать послед­ствия. Необходимо использовать эти способности. Но это все из арсенала профилактики конфликтов. А если конфликт возник? Прежде всего надо про­анализировать причины как внутриличностного, так и межличностного конфликта, его возможные по­следствия. Внушить себе, что ты способен к само­управлению и преодолению недостатков. Причины недоразумений следует устранять не за счет нерво­трепки, а путем психологической переориентации. Аргументированность и спокойный тон — необхо­димые элементы для решения конфликтов. При межличностных конфликтах необходимо дать воз­можность высказаться конфликтующим сторонам. Иногда открытое предъявление претензий в коллек­тиве к личности или одной личности к другой спо­собствует в дальнейшем, как правило, снижению напряженности и часто разрешению конфликта. Конфликты быстро решаются при условии:

• признания позиции или превосходства одной стороны и подчинения ее другой;

• согласия на основе взаимных уступок при со­хранении своих основных несхожих позиций;

• взаимного согласия за счет формирования об­щих интересов. Человек оценивает вероятность сво­их потребностей, сопоставляя знания о том, как можно достичь цели, с собственными возможнос-

тями. Если итогом этого сопоставления окажется высокая вероятность удовлетворения потребности, значит, ждите в гости положительные эмоции.

Часто в межличностных конфликтах каждый что-то доказывает, не слыша другого. Для решения же конфликта необходимо найти сначала общее во взглядах, затем — новое, над чем раньше не думал, но не разрушающее собственные противоречия; пос­ле этого выявить противоречащее и обдумать его;

а может быть, другой прав больше, чем я?

Различают три уровня разрешения конфликтов:

1. Немедленное срочное вмешательство, когда нет времени и возможности долгое время разбираться со взаимными претензиями сторон, их требования­ми, интересами, основаниями, ценностями, просто надо «развести» конфликтующие стороны и начать с ними «переговоры», вести открытый разговор.

2. Достигнутое «перемирие» делает возможным углубленные переговоры, направленные уже на принципиальное разрешение конфликта.

3. Профилактика конфликтов, своевременное раскрытие, обнаружение неизбежных конфликтов и введение их в конструктивное русло разрешения,

Задачи и функции профилактики конфликтов:

1. Диагностика и отслеживание конфликтных ситуаций;

2. Поддержка сил каждой стороны, стремящей­ся к мирному и справедливому разрешению конф­ликта;

3. Предоставление необходимой помощи одному или другому или тому и другому;

4. Посредничество в переговорах сторон;

5. Опора на права и обязанности сторон;

6. Механизм штрафных санкций для тех, кто не идет на разумные решения.

Наиболее вредны для здоровья скрытые конф­ликты, особенно между руководителями и подчи­ненными, преподавателями и студентами. Главный путь их преодоления — познание друг друга, уме­лое взаимное обхождение, терпение и чуткость, от­кровенный разговор, который можно вести как на­едине друг с другом, так и в присутствии третьего лица. Этот третий должен быть авторитетным че­ловеком, занимающим объективную позицию по отношению к предмету разногласий. Именно при посредничестве третьих лиц лучше разрешаются тяжелые и длительные скрытые конфликты.

Здесь не рассматривались возможные мелкие конфликтные ситуации в нашей педагогической практике, например, опоздание студентов, их пас­сивность, поведение студентов-выскочек, подсказ­ки на занятиях и пр. Все они решаются с помощью общих рекомендаций, изложенных в данном разде­ле. Правила педагогической этики помогут вам найти верное профилактическое средство, чтобы не

возник конфликт.

Каждому преподавателю полезно ознакомится с рекомендациями Д. Карнеги «Как расположить к себе собеседника». Напомню основные из них.

Когда говорите сами:

• следите, чтобы слушающий вас понимал;

• подбирайте слова, соответствующие подготов­ке собеседника;

• прежде чем высказать указание, обдумайте его;

• распоряжение должно быть максимально крат­ким по форме;

• высказывайте мнение как можно определен­нее;

• поощряйте вопросы;

• снижайте или наоборот усиливайте аргументы собеседника;

• старайтесь, чтобы подчиненные не во всем со­глашались с вами;

• наблюдайте, какое впечатление производит ваша речь.

Когда слушаете собеседника:

• не спешите прервать разговор или сказать что-либо наперекор;

• смотрите собеседнику в глаза;






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.