Обратная связь
|
СИСТЕМА ТСОНТРОЛЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 6 глава «Свободно-либеральный стиль общения характеризуется попустительством, фамильярностью и анархией. Специальные исследования и педагогическая практика убедительно свидетельствуют, что это наиболее «вредный» для дела и разрушительный стиль. Он порождает неопределенность студентов, вызывает у них напряженность и тревогу».
«Либеральный стиль — «плывущий плот» — анархический, попустительский». Преподаватель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете преподавателя тут не может быть и речи.
«Авторитарный стиль — «разящие стрелы». Преподаватель лаконичен, его тон начальственный, он явно не терпит возражений. В его устах даже благодарность звучит как команда и порицание: «Ты xopoшo сегодня ответил. Не ожидал от тебя такого!» Такой преподаватель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто и с кем должен сидеть, работать; пресекает всякую инициативу. Основные формы его взаимодействия:
приказ, указание, инструкция, выговор».
«Демократический стиль — «возвращение бумеранга», когда преподаватель опирается на мнение коллектива, развивает у студентов самоуправление, учитывает индивидуальные способности. Основные способы общения: просьба, совет, информация, стремление включить всех в активную работу, Такой стиль общения отличается прочными учебно-научными контактами со студентами, а значит стимулирует их к успешной познавательной деятельности. Студенты чрезвычайно высоко ценят такого преподавателя. Это подтвердил опрос студентов Московского института тонкой химической технологии. В. Г. Айнштейн пишет: «Интересна иерархия качеств преподавателя в глазах студентов: применительно к лектору на третье место ими поставлена эрудиция, на второе — педагогическое мастерство, а на первое — заинтересованность в успехах студентов» /240, с. 96/.
Несмотря на одинаковые стили общения в школе, вузе и техникуме, педагогическое общение в вузе и среднем специальном учебном заведении «в звене «преподаватель — студент» качественно отличается от взаимоотношений в ходе школьного обучения» /196, с. 260/, ибо «основная задача — формирование личности специалиста — обусловливает взаимодействие педагогов и студентов» /196, с. 260/.
Чувство профессиональной общности у студентов и преподавателей вуза и техникума является тем социально-психологическим стержнем, который придает педагогическому общению положительную эмоциональную окраску, влияющую на продуктивность познавательного процесса студентов. И если преподаватель общеобразовательных дисциплин-опирается на профессиональный мотив студента, на его стремление лучше познать свою профессию,
т. е. опирается на его профессиональный интерес, то сможет лучше понять студента, найти правильные пути взаимодействия и использовать эмоциональные стимулы.
Бесспорно, «все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому» /215, с. 146/. К сожалению, приходится констатировать, что далеко не все студенты умеют вести диалог или построить монолог. Диалог у них часто превращается в спор, а монолог — в косноязычный лепет. Наша задача — научить их тому и другому, ибо они приходят к нам не только для того, чтобы приобрести профессиональные навыки и умения, но и для того, чтобы научиться нелегкому искусству человеческого общения. Как готовы мы к тому, чтобы удовлетворить это ожидание? Ведь мы их учим творчеству, учим учиться, а творчество происходит в общении, и само есть общение, где одни ставят вопросы, другие находят ответы, третьи их опровергают, в конечном счете, идет совместный поиск истины в процессе общения.
Диалог отличается от спора тем, что обязательное условие первого — понять оппонента. Истина, вопреки поговорке, в споре не рождается. В споре рождается только склока. Истина открывается в диалоге, и условием этого открытия служит понимание того, почему к этой же истине не пришли другие. В споре победа возможна за счет неумелой аргументации «противника». В диалоге каждый участник обязан укреплять аргументацию противной стороны, находить у «противника» сильные стороны. Собственно, победа в диалоге невозможна. Радость диалога возникает не от превосходства над «противником», а от самого процесса общения, от совместного взаимодействия. Ни в коем случае не рекомендуется обрывать диалог. Оборванный диа-
лог влечет тяжелые потери. Может быть, главная из них — утеря радости открытого диалога.
При организации педагогического общения преподавателю следует помнить три очень важных момента:
1. Истины передаются студентам через действия, и нужно дать ему возможность эти действия совершать.
2. Не откладывать на потом развитие умений общения, а воспитывать и развивать эти умения сразу же, с первой встречи со студентами.
3. Чтобы общение воспитывалось, оно должно удаваться. Причем каждому преподавателю важно понять, что общение со студентами не должно ограничиваться только на занятиях. Участие преподавателя в вечерах отдыха студентов, особенно 1-го-курса, очень желательно: от студентов идет экспрессия, от преподавателя — насыщенность содержанием. Нельзя считать вечера отдыха мероприятием, единственная или основная цель которого — занять время студентов и тем самым оторвать их от каких-либо нехороших дел. Вечера отдыха — это прежде всего одна из самых активных форм обучения разностороннему общению.
Естественно, преподавателю необходимо знакомить студентов для начала хотя бы с самыми элементарными правилами общения. Например, если они беседуют с человеком взвинченным, раздражительным, то не следует взывать к его рассудку, лучше подождать, пока он успокоится. Важно уметь мысленно перевоплощаться в партнера по общению, уметь имитировать нужный в данной ситуации тип поведения, например, изображать спокойствие, будучи взволнованным, и т.п. Однако никакая наука не заменяет собственного поведения. Поэтому необходимо организовывать общение студентов на за-
нятиях, устраивая дискуссии, «круглые столы», конференции, экскурсии, деловые игры, а также вне занятий, используя изобразительное искусство, музыку, кино, видеофильмы, театр. Все это делает человека человеком. При педагогическом общении нельзя забывать, что студент — это личность, человек и ничто человеческое ему не чуждо.
Преподаватели больше любят говорить и меньше слушать. Видимо, это результат их профессиональной деятельности. Умение слушать — это составная и не менее важная, чем говорение, часть общения. В. Д. Пекелис, автор замечательной и очень полезной для преподавателя книги «Твои возможности, человек!», подчеркивает: «Недавно психологи установили: хотя почти половина дня уходит у нас на то, что мы слушаем других, большинство из нас слушать не умеет» /286, с. 82/. В этом нам мешает наша вечная спешка, не дослушиваем студента, т.к. нам уже все ясно, но ведь надо же и студенту дать возможность высказаться и, кроме того, показать ему пример того, как надо слушать. Мы не сразу запоминаем фамилии и имена студентов, так как во время их представления мы слушаем их и одновременно рассматриваем, то есть наши мысли заняты его внешним видом или манерами. Мы слушаем студента и уже мысленно готовы исправлять его ошибки или дополнять его. «Наши эмоции оглушают нас: когда кто-либо пытается высказать мнение, противоположное тому, которое мы считаем единственно верным, — мы бессознательно чувствуем, что слушать рискованно, ведь мы можем услышать нечто такое, что заставит нас усомниться в справедливости собственной точки зрения. Мы перестаем мысленно воспринимать говорящего и начинаем планировать собственную словесную контратаку» /286, с. 83/.
Можно ли научиться слушать? Несомненно. Даже нужно, особенно преподавателю. В. Д. Пекелис называет шесть способов для улучшения навыков слушания: учиться медленно сосредоточиваться; например, упражняться в совместном прослушивании радиопередач с кем-либо и затем пытаться «найти общую точку зрения на главную идею, содержащуюся в основных выводах передачи»; отключиться от того, что отвлекает внимание; следить «за своим подсознательным стремлением перестать слушать и придумать «достойный» ответ. Вместо этого готовьте вопрос, относящийся к словам вашего собеседника. Этот вопрос отнюдь не должен «убивать» собеседника, он просто должен дать ему понять, что вы начинаете вникать в смысл сказанного»; помогать слушать другим /286, с. 83, 84/. В целом полезно помнить древнюю поговорку: у человека один язык и два уха, чтобы меньше говорить и больше слушать. И еще одну: разговор — серебро, молчание — золото. (Естественно, там, где это уместно.) Учиться самому и обучать общению студентов — задача каждого преподавателя вуза и техникума.
А. А. Леонтьев приводит целый ряд упражнений, способствующих развитию педагогического общения /263, с. 39 и далее/. Основные его рекомендации сводятся к наблюдению за общением других преподавателей, а также к самонаблюдению и самоанализу, не говоря уже о чтении литературы по педагогическому общению. Полезно приглашать к себе на занятия знакомых преподавателей для наблюдения за вами, значительно больший эффект дает заснятие занятия на видеопленку. Последующее обсуждение принесет несомненную пользу. Предложенные А. А. Леонтьевым упражнения на развитие предкоммуникативной ориентировки, умений вступать в контакт и в целом умений общения
способствуют снятию мышечного напряжения в процессе общения, т. е. «работе на расслабленных мышцах», по К. С. Станиславскому, что ведет к естественному общению, которое не утомляет ни преподавателя, ни студентов.
Наблюдение позволяет условно выделить четыре группы преподавателей с точки зрения интенсивности их общения со студентами: первая группа — это те, кто общение ограничивает узкими рамками деловых вопросов (учеба, дисциплина) и не стремится к более близкому общению (о жизни, счастье, труде и т. п.). Вторая группа явно стремится к близкому общению, но не достигает его по разным причинам (нет времени, нерасположенность студентов к этим преподавателям, так как они становятся в позу ментора, либо не умеют хранить доверенной им тайны, либо не вызывают симпатии студентов). К третьей группе относятся те преподаватели, кто с уважением относится к студентам, пользуется их доверием и симпатией, но по разным причинам общение с ними не имеет регулярного характера. Однако в тех случаях, когда у студентов возникают трудности, они идут к этому преподавателю и общение протекает на самом доверительном и откровенном уровне. К четвертой группе относятся те, кто постоянно общается со студентами, причем общение выходит за рамки повседневных наставнических обязанностей и отличается высокой степенью доверительности и интенсивности.
В психологии известны пять уровней общения:
ритуальный (приветствие, прощание), информационный (умение изъясняться и понимать то, что говорят), дискуссионный (умение отстоять свою точку зрения), деловой и исповедальный. Деловое общение — это высокий уровень, а исповедальный — самый высокий, это уровень высказывания эмоций,
т. е. когда человек вступает в общение, чтобы продемонстрировать свои чувства. Совершенно очевидно, что преподаватели представленной выше третьей и четвертой группы достаточно компетентны в области педагогического общения и знают, что, где и как сказать или промолчать. Но даже самый талантливый педагог не добьется успеха, если будет рассчитывать только на себя и на свое влияние на каждого в отдельности без учета роли всего коллектива, взаимовлияния друг на друга. Хорошо получается, если преподаватель выбирает лидеров и незаметно строит общение так, что эти лидеры ведут за собой других. Вот в таком случае получается действительно полезное и эффективное педагогическое общение.
Важнейшим условием того/чтобы педагогическое общение было эффективным, является соблюдение закона целесообразности, а также доверие студентов к преподавателю, его честность, требовательность и справедливость.
«Общение преподавателя со студентами — это суть педагогического процесса, и оно никогда не утратит своего основополагающего значения. Выполняя свою ответственную миссию, преподаватель должен активно утверждать новое и передовое в обучении и в науке, а его научный, идейный и моральный облик призваны являться жизненным образцом, на котором воспитываются будущие специалисты. Именно таковы наши лучшие преподаватели, именно так должны понимать свое предназначение научно-педагогические работники всех вузов», — вот так немного высокопарно по форме, но справедливо по содержанию оценил педагогическое общение бывший министр высшего и среднего специального образования В. П. Елютин /287, с. 51/.
17.
КОНФЛИКТЫ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА
Услово «конфликт» (от лат. — conflictus — «столкновение») означает столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; распря, разногласие, спор, грозящий осложнениями /57, с. 361/. Впервые теорию конфликтов разработал Г. Гегель, естественно, с философской точки зрения. Нас же интересует практическая сторона конфликтов, ибо жизнь без конфликтов не бывает. В ситуациях вынужденного выбора человек оказывается ежедневно. Однако конфликты конфликтам рознь. Есть созидательные, а есть и разрушительные конфликты. Нам необходимы конфликты, позволяющие глубже понять друг друга, мобилизовать творческие способности, волю, разум, и противопоказаны те, что мешают нормально трудиться, подрывают здоровье. Поэтому рассмотрим конфликты с педагогической и психологической точки зрения.
В психологии под конфликтами понимают одновременное действие противоположных тенденций, мотивов и интересов. Одни из них обусловлены социально-экономическими противоречиями, системой общественных отношений, другие — психологическими особенностями личности, ее поведением, устремлениями.
Конфликты могут быть парными, межгрупповыми, скрытыми и открытыми, случайными и преднамеренными, внутри- и межличностными. Среди преподавателей и студентов преобладают внутри-и межличностные конфликты. Поэтому обратим на них особое внимание.
Внутриличностный конфликт — это внутренняя борьба мотивов, выбор цели и поведения- И.П. Павлов называл внутриличностный конфликт «сшибкой», когда происходит столкновение двух противоположных импульсов, каждый из которых идет из коры головного мозга. Внутреннее побуждение приказывает поступать так, а человек заставляет себя делать нечто противоположное, ибо этого требует логика поведения, Внутриличностный конфликт может быть созидательным,например, если он возникает в процессе творческой работы: на стадии формирования творческого замысла, во время его реализации или после достижения каких-либо результатов. Чувство неудовлетворенности заставляет человека искать лучший вариант решения проблемы, когда он найден, конфликт решается.
Но бывает и разрушающий внутриличностный конфликт. Он возникает, если человек долго не может найти удовлетворяющего его решения проблемы. Можно и неверно оценить свои способности, поставить перед собой цель, которая окажется «не по зубам». Такого человека ждут разочарование, недовольство собой, повышенная раздражительность, угнетающая неуверенность, словом, отрицательные эмоции. Длительное пребывание в таком состоянии ведет к неврозам и более сложным психическим заболеваниям. Симптомы внутриличностного конфликта: повышенная психическая напряженность, эмоциональная возбудимость, неудовлетворенность собой, чувство обиды.
При межличностных конфликтах сталкиваются интересы личностей, их взгляды, нормы поведения, отношение к тем или другим ситуациям. Есть люди, которые очень любят выискивать чужие ошибки и неточности. В соответствии с пословицей они чаще всего «бухают в колокола, не заглянув в святцы». Таково, видимо, свойство их человеческой природы, особенность их центральной нервной системы или плохого воспитания. Ошибки руководителя или своих коллег им доставляют удовольствие. Это явное отклонение от нормы здравомыслящего человека. У них наблюдается спешка и деловитость как самоцель. Очень хорошо выявлено это качество в сценке Аркадия Райкина: человек спешит на работу, хватает все подряд, одевается наспех, кое-как, прилетает на работу, садится за рабочий стол... и засыпает. Среди таких людей чаще всего бывают интриганы, способные перессорить целый коллектив, или анонимщики, которые обличают недостатки именно в том конкретном месте, где застопорилась их собственная карьера, ущемлены их собственные интересы. Симптомы межличностных конфликтов: крайне обостряется распространяющаяся на все области взаимоотношений психическая напряженность; искажается адекватное понимание мыслей и поведения друг друга; каждый стремится оправдаться в собственных глазах, защитить цельность своего «я»; прислушивается к собственным переживаниям без малейшего желания поставить себя на место другого, найти компромисс; суждение о противнике самое категоричное, случайное и обобщенное. При межличностном конфликте нарушается необходимый для творческих людей контакт. Личная неприязнь распространяется на деловые отношения. В организме при этом наблюдаются самые
разнообразные отклонения: перестраивается нейроэндокринный аппарат, учащается пульс, повышается артериальное давление, становится поверхностным сон. Отсюда до сердечно-сосудистых и нервных заболеваний один шаг.
Причины конфликтов условно подразделяют на организационно-творческие, личностные и поведенческие. Организационно-творческие порождаются слабой организацией труда, в частности преподавательского и студенческого; стилем общения преподавателей друг с другом и со студентами; игнорированием условий жизнедеятельности коллектива. Известно, что кто хочет работать, учиться, ищет способы, а кто не хочет, ищет предлог не делать этого. Как показывает практика, конфликты неизбежны там, где:
• нет перспективы творческого роста,
• не уточнены функциональные обязанности,
• установлены непродуманные и нереальные нормы работы, критерии оценки труда,
• не разработаны системы морального и материального поощрения,
• отсутствует необходимая для работы и учебы информация.
Все это нарушает спокойствие человека.
В. А. Сухомлинский отмечал: «Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Без душевного равновесия невозможно нормально работать; там, где нарушается это равновесие, жизнь коллектива превращается в ад» /228, с. 81/.
Личностные конфликты возникают на основе характерологических и ситуативных предпосылок.
К характерологическим относятся устойчивые, предрасполагающие к столкновению с окружающими черты характера: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчинить других себе. Большую роль здесь играет установка, т. е. возникающая естественно неосознанная готовность человека воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее подготовленным образом на часто повторяющиеся ситуации, события, людей без полного объективного анализа данной ситуации, т. е, человек ведет себя как бы по привычке, думая, что он ведет себя правильно. Это важно учесть при решении конфликта.
Ситуативные предпосылки для конфликтов:
• чувство неуверенности и неопределенности в
реализации своих возможностей;
• недостаточная или искаженная информированность;
• непризнание коллег;
• отрицательная реакция на сложившуюся ситуацию.
Известно, что нельзя предъявлять одинаковые требования и подходы ко всем людям, ибо в силу их темперамента, в основе которого лежит тип центральной нервной деятельности, по-разному будут реагировать на то или иное требование или подход. Так, у энергичного, подвижного человека может возникнуть конфликт в ситуациях: жесткой дисциплины, монотонной деятельности или вынужденного одиночества. У ригидного же человека, склонного к пониженному настроению, конфликт может быть вызван ситуациями, требующими бурной деятельности, изменения привычного образа мышления, быстрой и частой сменой деятельности.
Поведенческие конфликты формируются в процессе общения и в тех случаях, когда ожидания обмануты, слова расходятся с делом. Некоторые причины конфликтных ситуаций в педагогической деятельности:
• перегрузка преподавателей и студентов, завышенные требования;
• неудачное расписание;
• рассогласование личных интересов с общественными;
• избыточная эмоциональная реакция. Неадекватность реакции значимости причины, обусловливающей данную реакцию;
• недостаточная информированность о данном событии;
• незаслуженное обвинение, бездушие, оскорбление человеческого достоинства. Недостаток воспитания в целом;
• отсутствие четких примеров оценки работы преподавателей, знаний и умений студентов, т. е. отсутствие благоприятного психологического климата для работы и учебы.
Таковы в основном виды конфликтов и их причины. Зная их, можно продумать и систему профилактики конфликтов. К ним относится прежде всего учет характера человека. Если у человека доминантный характер: жесткий, напористый, решительный, самоуверенный, т. е. он действует по принципу «хочу и буду», то ему надо дать возможность выявить свою доминантность, не пресекать его, но спокойно держаться своей точки зрения, и он умерит свой непроизвольный натиск. В противном случае общение может перейти в ссору.
Недоминантный характер чуток к внешним признакам силы, такой человек уступчив, легко теря-
ется, терпеливо сносит, когда его перебивают. Он нуждается в поощрении, подбадривании. Ему необходимо показать, что он может многое, вселить в него веру в себя (как преподавателя) и в него самого. Ни в коем случае не кричать (крик и педагог — несовместимые понятия), крик вселяет в него веру в его недоминантность. Встречаются ригидные люди, которые не любят, чтобы их перебивали, с ними необходимо педагогическое терпение.
Каждому преподавателю необходимо умение определять характер студента и выбирать стиль общения с ним. Так, экстраверт расположен к общению, для него непонятно, как это другой избегает общения, его дружелюбие может быть поверхностным. Он — соловей, слушает только себя. В общении с ним не стоит разрушать естественную для него атмосферу взаимной симпатии. Его «перехлесты» лучше умерить беззлобной иронией, ибо экстраверт особенно чувствителен к ироническому тону, боится выглядеть смешным.
Интраверт любит одиночество, уходит в себя.
С ним полезно держаться учтиво, даже немного суховато, обсуждать вопросы профессиональные и абстрактные, стараться побольше молчать и быть готовым к затяжным паузам.
Основная профилактика конфликтов с человеком любого характера — это творчество. Именно творчество или работа, учеба может стать основой сплочения коллектива. Главными условиями при этом является свобода действий, самостоятельность, обмен мнениями, самовыражение каждого. Если преподаватель создал условия для творческого развития студентов, то он создал гарантию спокойной и плодотворной учебы для них. По Бернарду Шоу, «творческие люди не ищут счастья, они ищут дело!».
Найти дело каждому — одно из профилактических средств конфликта. К эффективным профилактическим средствам легко можно отнести ряд правил:
• замечание лучше делать наедине и по принципу: «да, да, но...» Это поможет выявить причину конфликта;
• предоставлять ссорящимся психологическую паузу, она снимает эмоциональный накал и заставляет обратиться к рассудку;
• не отвергать сразу и резко точку зрения другого;
• свой неверный шаг лучше признать как можно быстрее и решительнее, опередив возможную критику;
• дискутировать в доброжелательном тоне, начиная с вопросов, мнения по которым совпадают;
• обсуждать с коллегами или студентами пути выхода из конкретной ситуации;
• использовать «эффект отказа», по К. С. Станиславскому, т. е. отказаться от недостатков человека и искать, что в нем есть хорошего. Это поможет установить доброжелательные отношения;
• быть вежливым, вежливость снимает напряженность во взаимоотношениях;
• аргументировать поступки, а не давать оценку личности, т. е. обсуждать поступки, а не личность, совершившую их.
Но самой главной профилактикой конфликтов является создание благоприятного психологического климата. Разработка четких критериев оценки знаний и умений студентов снимает конфликты по поводу оценки их ответов и работ. Запись календарного плана работы студентов на весь семестр с указанием даты, времени сдачи домашних заданий по конкретным материалам, конкретизирование уров-
ня знаний и умений по конкретным разделам и т.п. предотвращает конфликты в плане невыполнения заданий или их качества.
Педагогу важно прогнозировать, анализировать возможные последствия своих слов и поступков. Иначе то, что происходит, застает врасплох, бывает неожиданным. Приходится по ходу преодолевать возникшие препятствия, конфликты. Человеческое мышление способно на 80% спрогнозировать последствия. Необходимо использовать эти способности. Но это все из арсенала профилактики конфликтов. А если конфликт возник? Прежде всего надо проанализировать причины как внутриличностного, так и межличностного конфликта, его возможные последствия. Внушить себе, что ты способен к самоуправлению и преодолению недостатков. Причины недоразумений следует устранять не за счет нервотрепки, а путем психологической переориентации. Аргументированность и спокойный тон — необходимые элементы для решения конфликтов. При межличностных конфликтах необходимо дать возможность высказаться конфликтующим сторонам. Иногда открытое предъявление претензий в коллективе к личности или одной личности к другой способствует в дальнейшем, как правило, снижению напряженности и часто разрешению конфликта. Конфликты быстро решаются при условии:
• признания позиции или превосходства одной стороны и подчинения ее другой;
• согласия на основе взаимных уступок при сохранении своих основных несхожих позиций;
• взаимного согласия за счет формирования общих интересов. Человек оценивает вероятность своих потребностей, сопоставляя знания о том, как можно достичь цели, с собственными возможнос-
тями. Если итогом этого сопоставления окажется высокая вероятность удовлетворения потребности, значит, ждите в гости положительные эмоции.
Часто в межличностных конфликтах каждый что-то доказывает, не слыша другого. Для решения же конфликта необходимо найти сначала общее во взглядах, затем — новое, над чем раньше не думал, но не разрушающее собственные противоречия; после этого выявить противоречащее и обдумать его;
а может быть, другой прав больше, чем я?
Различают три уровня разрешения конфликтов:
1. Немедленное срочное вмешательство, когда нет времени и возможности долгое время разбираться со взаимными претензиями сторон, их требованиями, интересами, основаниями, ценностями, просто надо «развести» конфликтующие стороны и начать с ними «переговоры», вести открытый разговор.
2. Достигнутое «перемирие» делает возможным углубленные переговоры, направленные уже на принципиальное разрешение конфликта.
3. Профилактика конфликтов, своевременное раскрытие, обнаружение неизбежных конфликтов и введение их в конструктивное русло разрешения,
Задачи и функции профилактики конфликтов:
1. Диагностика и отслеживание конфликтных ситуаций;
2. Поддержка сил каждой стороны, стремящейся к мирному и справедливому разрешению конфликта;
3. Предоставление необходимой помощи одному или другому или тому и другому;
4. Посредничество в переговорах сторон;
5. Опора на права и обязанности сторон;
6. Механизм штрафных санкций для тех, кто не идет на разумные решения.
Наиболее вредны для здоровья скрытые конфликты, особенно между руководителями и подчиненными, преподавателями и студентами. Главный путь их преодоления — познание друг друга, умелое взаимное обхождение, терпение и чуткость, откровенный разговор, который можно вести как наедине друг с другом, так и в присутствии третьего лица. Этот третий должен быть авторитетным человеком, занимающим объективную позицию по отношению к предмету разногласий. Именно при посредничестве третьих лиц лучше разрешаются тяжелые и длительные скрытые конфликты.
Здесь не рассматривались возможные мелкие конфликтные ситуации в нашей педагогической практике, например, опоздание студентов, их пассивность, поведение студентов-выскочек, подсказки на занятиях и пр. Все они решаются с помощью общих рекомендаций, изложенных в данном разделе. Правила педагогической этики помогут вам найти верное профилактическое средство, чтобы не
возник конфликт.
Каждому преподавателю полезно ознакомится с рекомендациями Д. Карнеги «Как расположить к себе собеседника». Напомню основные из них.
Когда говорите сами:
• следите, чтобы слушающий вас понимал;
• подбирайте слова, соответствующие подготовке собеседника;
• прежде чем высказать указание, обдумайте его;
• распоряжение должно быть максимально кратким по форме;
• высказывайте мнение как можно определеннее;
• поощряйте вопросы;
• снижайте или наоборот усиливайте аргументы собеседника;
• старайтесь, чтобы подчиненные не во всем соглашались с вами;
• наблюдайте, какое впечатление производит ваша речь.
Когда слушаете собеседника:
• не спешите прервать разговор или сказать что-либо наперекор;
• смотрите собеседнику в глаза;
|
|