Обратная связь
|
СИСТЕМА ТСОНТРОЛЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 7 глава • не отвлекайтесь на посторонние разговоры;
• запоминайте существенные моменты из сказанного собеседником;
• не прекращайте слушать, как бы тяжело это
ни было;
• не занимайте негативную позицию по отношению к собеседнику;
• постарайтесь понять, чем вызван спор — различием точек зрения или неодинаковой постановкой вопроса.
Интересны и полезны для преподавателей могут быть советы Д. Блэндина, исполнительного директора американской организации «Бизнес — высшее образование» /288, с. 73/. Целью данной организации является совершенствование взаимных контактов промышленности и университетов. Автор рекомендует использовать для профилактики конфликтов личностные отношения, личные связи, дружеские контакты.
О конфликтах и их разрешении написано немало. Несомненную пользу принесут пять правил овладения конфликтной ситуацией, предложенных Н. Н. Тарасевичем /215, с. 151, 152/ для учителей средней школы, а также рекомендации Е. А, Ермолаевой /236/, работы Л. Симеонова, В. В. Бойко, А. Г. Ковалева и др. /289-292/.
18.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ
Категория «качество» — в равной степени категория и технологическая, и организационная, и психологическая, и нравственная. В современном мировом сообществе пришли к пониманию того, что от качества образования зависят перспективы развития государства и общества целом. От качества образования зависит, кого мы формируем: студента как личность, как хозяина или просто исполнителя чужой воли. Качество подготовки специалиста, нравственного человека должно стать внутренним мотивом и целью человека. До тех пор пока качество является чем-то внешним и чуждым для студента, навязанным ему извне, пока оно не затронуло его душу и сердце, его духовные помыслы, проблема качества остается лишь благим пожеланием. Вот почему важно рассмотреть оценку качества преподавания.
Техника, технология обучения, организация учебного процесса, какими бы совершенными они ни были, никогда не смогут использоваться эффективно, если преподаватели, работающие со студентами, не наладят с ними правильные отношения, если качество психологического климата будет низким, если преподаватель или студент будет приходить в
учебное заведение с ожиданием неприятностей и стрессов;
В разд. 16 «Педагогическое общение» были рассмотрены стили общения, стили взаимодействия преподавателя со студентами. Они, естественно, не являются врожденным качеством. Каждый стиль (авторитарный, либеральный, демократический) формируется и воспитывается в процессе жизнедеятельности преподавателя. Многолетние наблюдения показывают, что абсолютное большинство преподавателей считают свой стиль управления познавательной деятельностью студентов демократическим. Однако известно, что в идеальном варианте стили взаимодействия встречаются редко, это значит, что «демократ» может иметь и качество «либерала» или «автократа». Оценить свой стиль поведения поможет опросник, предложенный В. П. Симоновым, доктором педагогических наук, профессором, действительным членом АПСН /293, с. 60, 61/.
Ниже приведен этот опросник. Загните полоску с литерами и попробуйте ответить на вопросы. Вам нужно выбрать по одному варианту из каждого номера ответа и отметить или записать (например, 1а или 16 и т.д.). После этого (не раньше!) отогните полоску с литерами и посмотрите, какая литера А, Л или Д соответствует вашему номеру ответа. Далее подсчитайте одинаковые литеры, полученные данные умножьте на 2, чтобы ответы на 50 вопросов сразу выразить в процентном отношении.
Например:
А = 22 22 х 2 == 44 (44% авторитаризма);
Д = 16 16-х 2 = 32 (32% демократизма)
Л = 12 12 х 2 = 24 (24% либерализма)
/293. с. 58/.
ОПРОСНИК
Номер ответа
| Вариант ответа
| Литера
|
|
|
| 1 а
| Я могу быть в хороших отношениях с теми, чьи поступки не одобряю
| Л
| б
| Мне нравится бывать в компании, где подшучивают друг над другом
| Д
| в
| Я всегда следую чувству долга, которое воспитано у меня с детства
| А
| 2 а
| Труднее всего мне бороться с самим собой
| Д
| б
| Я не люблю, когда другие командуют мной
| А
| в
| Кое-кто имеет что-то против меня
| Л
| 3 а
| Уверен, что многие люди могут солгать, если это им выгодно
| А
| б
| Бывает, я делаю такое, о чем впоследствии сожалею
| Д
| в
| Я регулярно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях
| л
| 4 а
| Я могу так настаивать на чем-нибудь, что люди теряют терпение
| А
| б
| У меня отсутствует уверенность в себе
|
| в
| Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня
| Д
| 5 а
| Я могу быть снисходительным, когда надо мной посмеиваются
| .Д
| б
| Люди часто разочаровывают меня
| А
| в
| Критика или порицание всегда сильно задевают меня
| Л
|
6 а
| Работа для меня почти всегда связана с большим напряжением
| Л
| б
| В играх я принимаю участие с определенной целью выиграть
| А
| в
| Я любил(а) школу
| Д
| 7 а
| Я очень люблю туризм и бываю счастлив, когда где-нибудь путешествую
| Д
| б
| Я часто многое теряю из-за своей нерешительности
| Л
| в
| Раздражаюсь, когда меня отвлекают от выполнения важного дела
| А
| 8 а
| Я против подачи милостыни
| А
| б
| Я привык обращаться к людям за советом
| Д
| в
| Меня часто пытаются обмануть
| Л
| 9 а
| Меня мало трогает, что думают обо мне другие
| Л
| б
| Я стесняюсь дурачиться в компании, даже если другие это делают
| А
| в
| Меня трудно рассердить
| Д
| 10 а
| Считаю, что ряд моих поступков нельзя простить
| Д
| б
| У меня часто наступает безразличие и все кажется одинаковым
| Л
| в
| Я отношусь спокойно к виду страдающих животных
| А
| 11а
| Жизнь мало меня щадит
| Л
| б
| Меня легко охватывает гнев, но я так же быстро
успокаиваюсь
| А
| в
| Я верю в конечное торжество справедливости
| Д
|
12 а
| Уверен, что любые проступки рано или поздно обнаруживаются
| д
| б
| Согласен с теми, кто пытается взять от жизни все, что можно
| л
| в
| Большинству людей безразлично, что может случиться с другими
| А
| 13 а
| Самое трудное для меня в любом деле — это начало
| Л
| б
| Моя повседневная жизнь заполнена интересными делами
| Д
| в
| Мне часто говорят, что я вспыльчивый
| А
| 14 а
| Мне кажется, что передо мной специально создаются трудности
| Л
| б
| Меня очень привлекает в газетах и журналах раздел юмора
| Д
| в
| Обычно я рассчитываю на успех в своих делах
| А
| 15 а
| Я умею заставлять людей бояться меня и порой в шутку это делаю
| А
| б
| Есть тот, кто управляет моими мыслями
| Д
| в
| Мое здоровье требует постоянного внимания
| Л
| 16. а
| Иногда меня так забавляет ловкость плута, что я начинаю ему сочувствовать
| Д
| б
| Иногда я чувствую, что окружающие смотрят на меня осуждающе
| А
| в
| Люди часто придираются ко мне
| Л
| 17. а
| Человек, оставляющий вещи без присмотра, так же виноват в их краже, как и вор
| А
| б
| Иногда я думаю о вещах слишком плохих, чтобы говорить о них
| Д .
| в
| Многие меня не понимают
| Л
|
18 а
| Я общительный человек
| Д
| б
| Проблемы качества труда у меня на первом месте
| А
| в
| Люблю работать не торопясь
| Л
| 19 а
| Я избегаю оставаться один в темноте
| Л
| б
| Я люблю танцевать
| Д
| в
| Лошадей, которые плохо тянут, следует бить
| А
| 20 а
| Я склонен иметь, скорее, несколько разных увлечений
| Д
| б
| Уверен в том, что существует единственно правильное понимание жизни
| А
| в
| Я редко чувствую себя счастливым и энергичным
| Я
| 21 а
| Окружающие меня товарищи по работе люди честные
| Д
| б
| На собраниях предпочитаю сидеть в стороне
| Л
| в
| Мне не нравится, что женщины курят
| А
| 22 а
| Меня очень раздражает человек, пытающийся пролезть впереди меня без очереди
| А
| б
| Порой мне кажется, что я мало на что годен
| Д
| в
| Я часто встречаю начальников, которые знают не больше меня
| Л
| 23 а
| Я готов на многое, чтобы победить в споре
| А
| б
| Я настораживаюсь, когда кто-нибудь смотрит на меня в упор
| Л
| в
| Я очень люблю быть с людьми
| Д
| 24 а
| Я прекращаю работу, которая не клеится
| д
| б
| Я хочу, чтобы судьба была более благосклонна
| л
| в
| Люблю беседовать на темы нравственности и . морали
| А
|
25 а
| Считаю, что человек не имеет права игнорировать никакие правила
| А
| б
| Меня мало кто понимает
| Л
| в
| У меня есть дурные привычки
| Д
| 26 а
| Если это возможно, я избегаю конфликтов
| Д
| б
| Я всегда избегаю конфликтов
| Л
| в
| Я не могу отказаться от своих намерений
| А
| 27 а
| Я охотно делюсь своими мыслями и идеями
| Д
| б
| Я хотел бы избавиться от своей застенчивости
| Д
| в
| Я придерживаюсь принципов нравственности и морали более строго, чем большинство людей
| А
| 28 а
| Я полностью уверен в себе
| А
| б
| Следует больше доверять людям
| Д
| в
| Я часто мучаюсь выбором темы для разговора
| Л
| 29 а
| Не люблю обсуждать проблемы моей работы
| Л
| б
| Мне всегда легко выступать перед аудиторией
| Д
| в
| Я отказываюсь играть в игры, потому что не терплю проигрыша
| А
| 30 а
| Я бываю просто счастлив, когда остаюсь один
| Л
| б
| Я предпочитаю заговаривать с людьми первым
| А
| в
| Я иногда испытываю чувство вины перед подчиненными мне людьми
| Д
| 31 а
| Мне трудно удерживать свое внимание на чем-нибудь одном
| Л
| б
| Я нетерпелив при общении с непонятливыми
людьми
| А
| в
| Я иногда испытываю чувство тревоги
| Д
|
32 а
| Мне легко удается сосредоточиться на любой работе
| А
| б
| Поменьше препятствий, и я достиг бы гораздо больших успехов
| Л
| в
| Знаю, что лучше помолчать, когда я взволнован
| Д
| 33 а
| Друзья полезны и потому нужны
| А
| б
| Уверен, что в мое отсутствие обо мне говорят плохо
| Л
| в
| Бывает, что нескромные шутки вызывают у меня смех
| Д
| 34 а
| Мне приходится ругать других людей за лень
| А
| б
| Меня часто несправедливо обижают другие люди
| Л
| в
| Всякая грязь пугает меня
| Д
| 35 а
| Лучше, если бы многие законы были отменены
| Л
| б
| Меня трудно увлечь новой идеей
| Д
| в
| Я разбираюсь в работе сам и не люблю, чтобы мне объясняли
| А
| 36 а
| Я очень серьезно отношусь к работе
| А
| б
| Я понимаю, что работа и дом — это важные, но разные вещи
| Д
| в
| Не люблю быть на виду на своей работе
| Л
| 37 а
| Уверен, что большинство начальников просто придиры
| л
| б
| Меня раздражает и сердит, когда меня торопят
| А
| в
| Иногда я понимаю, что излишне строг к людям
| Д
| 38 а
| Как правило, я упорно отстаиваю свое мнение
| А
| б
| Считаю, что в опозданиях на работу нет ничего страшного
| Л
| в
| Люди могут изменить мое сложившееся мнение
| Д
|
39 а
| Предпочитаю, чтобы люди всегда знали мою точку зрения
| д
| б
| Я всегда говорю правду человеку в глаза
| А
| в
| Я человек нервный и легко ранимый
| Л
| 40 а
| Я не испытываю смущения, входя впервые в коллектив
| А
| б
| Я иногда сомневаюсь в своих способностях
| Л
| в
| Плохие слова иногда приходят мне в голову
| Д
| 41 а
| Я постоянно озабочен своими личными делами
| л
| б
| Иногда я не в силах сдержать свои эмоции
| Д
| в
| Я всегда озабочен своими служебными делами
| А
| 42 а
| Я легко плачу
| Л
| б
| Сейчас — самое счастливое время в моей жизни
| Д
| в
| Я практически никогда не признаю свое поражение
| А
| 43 а
| Я всегда читаю о том, чем в данное время занимаюсь
| А
| б
| Мне бы не хотелось познакомиться с известным
лицом
| Л
| в
| Без боязни имею дело с новым коллективом
| Д
| 44 а
| Мое поведение зависит от общественного мнения
| Д
| б
| Я всегда чувствую себя полезным
| А
| в
| Я не мог бы служить в армии
| Л
| 45 а
| Я легко забываю то, о чем мне говорят
| Л
| б
| У меня бывает ощущение, что окружающие стараются мне досадить
| А
| в
| Вряд ли я имею много врагов
| Д
|
46 а
| Большинство людей опасаются за свой престиж
| А
| б
| Мои манеры дома менее хороши, чем в гостях
| Д
| в
| Может быть, против меня что-то готовится
| Л
| 47 а
| Мне не нравятся драматические спектакли
| Л
| б
| Е виду крови я отношусь спокойно
| А
| в
| Я лишен боязни чем-нибудь заразиться
| Д
| 48 а
| Всегда отстаиваю то, что считаю справедливым
| Д
| б
| Соблюдение законов является безусловно обязательным
| А
| в
| Бывает, чувствую, что окружающие слишком требовательны ко мне
| Л
| 49 а
| В трудных ситуациях я всегда советуюсь
| Д
| 6 -
| Полагаю, что у меня приличная память
| А
| в
| Мне трудно поддержать разговор с незнакомыми
людьми.
| Л
| 50 а
| Я часто первым заговариваю с незнакомыми
людьми
| Д
| б
| Обычно я работаю с большим напряжением
| л
| в
| Временами я изматываюсь, так как беру на себя
слишком много
| А
|
Если вы ответили на вопросы и подсчитали результаты, то вы можете объективно оценить свой стиль взаимодействия. Однако для качества преподавания этого недостаточно. В. П. Симонов и его соавторы совершенно справедливо говорят о том, что «главное условие качества преподавания — это качество преподавателя» /295/. Попытки оценить качества преподавателя предпринимались давно.
В 80-х годах по вузам была разослана анкета «Преподаватель глазами студентов», в которой студентам предлагалось оценить следующие качества преподавателя, ответив на вопросы анкеты:
1. Излагает материал ясно, доступно.
2. Разъясняет сложные места.
3. Выделяет главные моменты.
4. Умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету.
5. Следит за реакцией аудитории.
6. Задает вопросы, побуждает к дискуссии.
7. Соблюдает логическую последовательность в изложении.
8. Демонстрирует культуру речи, четкость дикции, нормальный темп изложения.
9. Умеет снять напряжение и усталость аудитории.
10. Ориентирует на использование изучаемого материала в будущей профессиональной и общественной деятельности.
11. Творческий подход и интерес к своему делу.
12. Доброжелательность и такт по отношению к студентам.
13. Терпение.
14. Требовательность.
15. Заинтересованность в успехах студентов.
16. Объективность в оценке знаний студентов.
17. Уважительное отношение к студентам.
18. Располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом.
19. Сумма баллов.
20. Вы закончили оценку мастерства ваших преподавателей.
Чтобы оценить ее обоснованность, просим указать, какую часть занятий преподавателя вы посетили (с точностью до 10%).
Как видим, в анкете перечислены основные профессиональные и личностные качества преподавателя. Студентам предлагалось оценить эти качества по десятибалльной шкале, где:
9—8 баллов — качество проявляется практически всегда;
7—6 баллов — качество проявляется часто;
5-4 баллов — качество проявляется на уровне 50%;
3—2 балла — качество проявляется редко;
1 балл — качество практически отсутствует;
О баллов — не могу оценить.
Результаты изучения мнения студентов о качестве преподавания учебных дисциплин и педагогического мастерства преподавателей учитывались при проведении аттестации преподавателей и конкурсного избрания на должность. С переходом на контрактную процедуру избрания на должность эти анкеты утратили свое значение. Однако вопрос о качестве преподавания по-прежнему актуален.
Значительно полнее оценивает профессиональные качества преподавателя В. П. Симонов /293—298/. Автор разработал оригинальную методику оценки учебного занятия, представленного как измеряемый процесс /294/. Не пересказывая ее здесь (с ней лучше познакомиться, читая работу В. П. Симонова), отметим, что его методика позволяет «оценивать две важнейшие характеристики эффективности образовательного процесса: уровень требований преподавателя и фактическую эффективность его образовательной деятельности» /295, с. 67/. Опираясь на его таблицу /294, с 55/ и адаптировав ее, мы разработали представленную ниже схему анализа занятий (авторы: Н. В. Басова и И. П. Дусева).
СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
Дата _________ Дисциплина __________
Группа ______ Преподаватель _________
Тема _____________________
1. Оценка цели занятия
— степень конкретности, четкости, лаконичности формулировки цели занятия;
— реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели;
— сообщены ли цель и план занятия студентам.
Подготовленность занятия
— планирование;
— материальная обеспеченность оборудованием;
— подготовленность к занятию студентов.
Оценка содержания
— научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала;
— актуальность и связь с жизнью (теории с практикой);
— степень новизны, проблемности я привлекательности учебной информации;
— оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.
4. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и студентов
— рациональность и эффективность использования времени занятий;
— оптимальность темпа, чередования и смены видов деятельности;
— степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы;
— степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО;
— уровень обратной связи со всеми студентами в ходе занятия;
— эффективность контроля за работой студентов и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков;
— привитие студентам навыков самостоятельной работы и культуры труда;
— степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и студентами в ходе занятия.
5. Оценка основных характеристик студентов на занятии
— степень познавательной активности, творчества и самостоятельности;
— уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков;
— наличие и эффективность групповых форм работы в ходе занятия;
— степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.
6. Реализация психологических основ обучения
— учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей студентов;
— развитие мышления студентов;
— формирование интереса к знаниям;
— учет психологических закономерностей овладения знаниями, умениями и навыками;
— целесообразная эмоциональность занятия.
|
|