Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

СИСТЕМА ТСОНТРОЛЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 7 глава

• не отвлекайтесь на посторонние разговоры;

• запоминайте существенные моменты из сказан­ного собеседником;

• не прекращайте слушать, как бы тяжело это

ни было;

• не занимайте негативную позицию по отноше­нию к собеседнику;

• постарайтесь понять, чем вызван спор — раз­личием точек зрения или неодинаковой постанов­кой вопроса.

Интересны и полезны для преподавателей могут быть советы Д. Блэндина, исполнительного дирек­тора американской организации «Бизнес — высшее образование» /288, с. 73/. Целью данной организа­ции является совершенствование взаимных контак­тов промышленности и университетов. Автор реко­мендует использовать для профилактики конфликтов личностные отношения, личные связи, дружес­кие контакты.

О конфликтах и их разрешении написано нема­ло. Несомненную пользу принесут пять правил ов­ладения конфликтной ситуацией, предложенных Н. Н. Тарасевичем /215, с. 151, 152/ для учителей средней школы, а также рекомендации Е. А, Ермо­лаевой /236/, работы Л. Симеонова, В. В. Бойко, А. Г. Ковалева и др. /289-292/.

18.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ

Категория «качество» — в равной степени ка­тегория и технологическая, и организационная, и психологическая, и нравственная. В современном мировом сообществе пришли к пониманию того, что от качества образования зависят перспективы раз­вития государства и общества целом. От качества образования зависит, кого мы формируем: студен­та как личность, как хозяина или просто исполни­теля чужой воли. Качество подготовки специалис­та, нравственного человека должно стать внутрен­ним мотивом и целью человека. До тех пор пока качество является чем-то внешним и чуждым для студента, навязанным ему извне, пока оно не зат­ронуло его душу и сердце, его духовные помыслы, проблема качества остается лишь благим пожела­нием. Вот почему важно рассмотреть оценку каче­ства преподавания.



Техника, технология обучения, организация учеб­ного процесса, какими бы совершенными они ни были, никогда не смогут использоваться эффектив­но, если преподаватели, работающие со студента­ми, не наладят с ними правильные отношения, если качество психологического климата будет низким, если преподаватель или студент будет приходить в

учебное заведение с ожиданием неприятностей и стрессов;

В разд. 16 «Педагогическое общение» были рас­смотрены стили общения, стили взаимодействия преподавателя со студентами. Они, естественно, не являются врожденным качеством. Каждый стиль (авторитарный, либеральный, демократический) формируется и воспитывается в процессе жизнеде­ятельности преподавателя. Многолетние наблюде­ния показывают, что абсолютное большинство пре­подавателей считают свой стиль управления позна­вательной деятельностью студентов демократичес­ким. Однако известно, что в идеальном варианте стили взаимодействия встречаются редко, это зна­чит, что «демократ» может иметь и качество «ли­берала» или «автократа». Оценить свой стиль по­ведения поможет опросник, предложенный В. П. Си­моновым, доктором педагогических наук, профессо­ром, действительным членом АПСН /293, с. 60, 61/.

Ниже приведен этот опросник. Загните полоску с литерами и попробуйте ответить на вопросы. Вам нужно выбрать по одному варианту из каждого но­мера ответа и отметить или записать (например, 1а или 16 и т.д.). После этого (не раньше!) отогните полоску с литерами и посмотрите, какая литера А, Л или Д соответствует вашему номеру ответа. Да­лее подсчитайте одинаковые литеры, полученные данные умножьте на 2, чтобы ответы на 50 вопро­сов сразу выразить в процентном отношении.

Например:

А = 22 22 х 2 == 44 (44% авторитаризма);

Д = 16 16-х 2 = 32 (32% демократизма)

Л = 12 12 х 2 = 24 (24% либерализма)

/293. с. 58/.

ОПРОСНИК

Номер ответа   Вариант ответа   Литера  
     
1 а   Я могу быть в хороших отношениях с теми, чьи поступки не одобряю   Л  
б   Мне нравится бывать в компании, где подшучи­вают друг над другом   Д  
в   Я всегда следую чувству долга, которое воспита­но у меня с детства   А  
2 а   Труднее всего мне бороться с самим собой   Д  
б   Я не люблю, когда другие командуют мной   А  
в   Кое-кто имеет что-то против меня   Л  
3 а   Уверен, что многие люди могут солгать, если это им выгодно   А  
б   Бывает, я делаю такое, о чем впоследствии сожа­лею   Д  
в   Я регулярно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях   л  
4 а   Я могу так настаивать на чем-нибудь, что люди теряют терпение   А  
б   У меня отсутствует уверенность в себе    
в   Бывает, что я откладываю на завтра то, что мож­но сделать сегодня   Д  
5 а   Я могу быть снисходительным, когда надо мной посмеиваются   .Д  
б   Люди часто разочаровывают меня   А  
в   Критика или порицание всегда сильно задевают меня   Л  

 

6 а   Работа для меня почти всегда связана с боль­шим напряжением   Л  
б   В играх я принимаю участие с определенной це­лью выиграть   А  
в   Я любил(а) школу   Д  
7 а   Я очень люблю туризм и бываю счастлив, когда где-нибудь путешествую   Д  
б   Я часто многое теряю из-за своей нерешитель­ности   Л  
в   Раздражаюсь, когда меня отвлекают от выпол­нения важного дела   А  
8 а   Я против подачи милостыни   А  
б   Я привык обращаться к людям за советом   Д  
в   Меня часто пытаются обмануть   Л  
9 а   Меня мало трогает, что думают обо мне другие   Л  
б   Я стесняюсь дурачиться в компании, даже если другие это делают   А  
в   Меня трудно рассердить   Д  
10 а   Считаю, что ряд моих поступков нельзя простить   Д  
б   У меня часто наступает безразличие и все ка­жется одинаковым   Л  
в   Я отношусь спокойно к виду страдающих жи­вотных   А  
11а   Жизнь мало меня щадит   Л  
б   Меня легко охватывает гнев, но я так же быстро успокаиваюсь   А  
в   Я верю в конечное торжество справедливости   Д  

 

12 а   Уверен, что любые проступки рано или поздно обнаруживаются   д  
б   Согласен с теми, кто пытается взять от жизни все, что можно   л  
в   Большинству людей безразлично, что может слу­читься с другими   А  
13 а   Самое трудное для меня в любом деле — это начало   Л  
б   Моя повседневная жизнь заполнена интересными делами   Д  
в   Мне часто говорят, что я вспыльчивый   А  
14 а   Мне кажется, что передо мной специально созда­ются трудности   Л  
б   Меня очень привлекает в газетах и журналах раз­дел юмора   Д  
в   Обычно я рассчитываю на успех в своих делах   А  
15 а   Я умею заставлять людей бояться меня и порой в шутку это делаю   А  
б   Есть тот, кто управляет моими мыслями   Д  
в   Мое здоровье требует постоянного внимания   Л  
16. а   Иногда меня так забавляет ловкость плута, что я начинаю ему сочувствовать   Д  
б   Иногда я чувствую, что окружающие смотрят на меня осуждающе   А  
в   Люди часто придираются ко мне   Л  
17. а   Человек, оставляющий вещи без присмотра, так же виноват в их краже, как и вор   А  
б   Иногда я думаю о вещах слишком плохих, чтобы говорить о них   Д .  
в   Многие меня не понимают   Л  

 

18 а   Я общительный человек   Д  
б   Проблемы качества труда у меня на первом месте   А  
в   Люблю работать не торопясь   Л  
19 а   Я избегаю оставаться один в темноте   Л  
б   Я люблю танцевать   Д  
в   Лошадей, которые плохо тянут, следует бить   А  
20 а   Я склонен иметь, скорее, несколько разных ув­лечений   Д  
б   Уверен в том, что существует единственно пра­вильное понимание жизни   А  
в   Я редко чувствую себя счастливым и энергич­ным   Я  
21 а   Окружающие меня товарищи по работе люди честные   Д  
б   На собраниях предпочитаю сидеть в стороне   Л  
в   Мне не нравится, что женщины курят   А  
22 а   Меня очень раздражает человек, пытающийся пролезть впереди меня без очереди   А  
б   Порой мне кажется, что я мало на что годен   Д  
в   Я часто встречаю начальников, которые знают не больше меня   Л  
23 а   Я готов на многое, чтобы победить в споре   А  
б   Я настораживаюсь, когда кто-нибудь смотрит на меня в упор   Л  
в   Я очень люблю быть с людьми   Д  
24 а   Я прекращаю работу, которая не клеится   д  
б   Я хочу, чтобы судьба была более благосклонна   л  
в   Люблю беседовать на темы нравственности и . морали   А  

 

25 а   Считаю, что человек не имеет права игнориро­вать никакие правила   А  
б   Меня мало кто понимает   Л  
в   У меня есть дурные привычки   Д  
26 а   Если это возможно, я избегаю конфликтов   Д  
б   Я всегда избегаю конфликтов   Л  
в   Я не могу отказаться от своих намерений   А  
27 а   Я охотно делюсь своими мыслями и идеями   Д  
б   Я хотел бы избавиться от своей застенчивости   Д  
в   Я придерживаюсь принципов нравственности и морали более строго, чем большинство людей   А  
28 а   Я полностью уверен в себе   А  
б   Следует больше доверять людям   Д  
в   Я часто мучаюсь выбором темы для разговора   Л  
29 а   Не люблю обсуждать проблемы моей работы   Л  
б   Мне всегда легко выступать перед аудиторией   Д  
в   Я отказываюсь играть в игры, потому что не тер­плю проигрыша   А  
30 а   Я бываю просто счастлив, когда остаюсь один   Л  
б   Я предпочитаю заговаривать с людьми первым   А  
в   Я иногда испытываю чувство вины перед подчи­ненными мне людьми   Д  
31 а   Мне трудно удерживать свое внимание на чем-нибудь одном   Л  
б   Я нетерпелив при общении с непонятливыми людьми   А  
в   Я иногда испытываю чувство тревоги   Д  

 

32 а   Мне легко удается сосредоточиться на любой ра­боте   А  
б   Поменьше препятствий, и я достиг бы гораздо больших успехов   Л  
в   Знаю, что лучше помолчать, когда я взволнован   Д  
33 а   Друзья полезны и потому нужны   А  
б   Уверен, что в мое отсутствие обо мне говорят плохо   Л  
в   Бывает, что нескромные шутки вызывают у меня смех   Д  
34 а   Мне приходится ругать других людей за лень   А  
б   Меня часто несправедливо обижают другие люди   Л  
в   Всякая грязь пугает меня   Д  
35 а   Лучше, если бы многие законы были отменены   Л  
б   Меня трудно увлечь новой идеей   Д  
в   Я разбираюсь в работе сам и не люблю, чтобы мне объясняли   А  
36 а   Я очень серьезно отношусь к работе   А  
б   Я понимаю, что работа и дом — это важные, но разные вещи   Д  
в   Не люблю быть на виду на своей работе   Л  
37 а   Уверен, что большинство начальников просто при­диры   л  
б   Меня раздражает и сердит, когда меня торопят   А  
в   Иногда я понимаю, что излишне строг к людям   Д  
38 а   Как правило, я упорно отстаиваю свое мнение   А  
б   Считаю, что в опозданиях на работу нет ничего страшного   Л  
в   Люди могут изменить мое сложившееся мнение   Д  

 

39 а   Предпочитаю, чтобы люди всегда знали мою точ­ку зрения   д  
б   Я всегда говорю правду человеку в глаза   А  
в   Я человек нервный и легко ранимый   Л  
40 а   Я не испытываю смущения, входя впервые в кол­лектив   А  
б   Я иногда сомневаюсь в своих способностях   Л  
в   Плохие слова иногда приходят мне в голову   Д  
41 а   Я постоянно озабочен своими личными делами   л  
б   Иногда я не в силах сдержать свои эмоции   Д  
в   Я всегда озабочен своими служебными делами   А  
42 а   Я легко плачу   Л  
б   Сейчас — самое счастливое время в моей жизни   Д  
в   Я практически никогда не признаю свое пораже­ние   А  
43 а   Я всегда читаю о том, чем в данное время зани­маюсь   А  
б   Мне бы не хотелось познакомиться с известным лицом   Л  
в   Без боязни имею дело с новым коллективом   Д  
44 а   Мое поведение зависит от общественного мнения   Д  
б   Я всегда чувствую себя полезным   А  
в   Я не мог бы служить в армии   Л  
45 а   Я легко забываю то, о чем мне говорят   Л  
б   У меня бывает ощущение, что окружающие ста­раются мне досадить   А  
в   Вряд ли я имею много врагов   Д  

 

46 а   Большинство людей опасаются за свой престиж   А  
б   Мои манеры дома менее хороши, чем в гостях   Д  
в   Может быть, против меня что-то готовится   Л  
47 а   Мне не нравятся драматические спектакли   Л  
б   Е виду крови я отношусь спокойно   А  
в   Я лишен боязни чем-нибудь заразиться   Д  
48 а   Всегда отстаиваю то, что считаю справедливым   Д  
б   Соблюдение законов является безусловно обяза­тельным   А  
в   Бывает, чувствую, что окружающие слишком тре­бовательны ко мне   Л  
49 а   В трудных ситуациях я всегда советуюсь   Д  
6 -   Полагаю, что у меня приличная память   А  
в   Мне трудно поддержать разговор с незнакомыми людьми.   Л  
50 а   Я часто первым заговариваю с незнакомыми людьми   Д  
б   Обычно я работаю с большим напряжением   л  
в   Временами я изматываюсь, так как беру на себя слишком много   А  

 

Если вы ответили на вопросы и подсчитали ре­зультаты, то вы можете объективно оценить свой стиль взаимодействия. Однако для качества препо­давания этого недостаточно. В. П. Симонов и его соавторы совершенно справедливо говорят о том, что «главное условие качества преподавания — это качество преподавателя» /295/. Попытки оценить качества преподавателя предпринимались давно.

В 80-х годах по вузам была разослана анкета «Пре­подаватель глазами студентов», в которой студен­там предлагалось оценить следующие качества пре­подавателя, ответив на вопросы анкеты:

1. Излагает материал ясно, доступно.

2. Разъясняет сложные места.

3. Выделяет главные моменты.

4. Умеет вызвать и поддержать интерес аудито­рии к предмету.

5. Следит за реакцией аудитории.

6. Задает вопросы, побуждает к дискуссии.

7. Соблюдает логическую последовательность в изложении.

8. Демонстрирует культуру речи, четкость дик­ции, нормальный темп изложения.

9. Умеет снять напряжение и усталость аудитории.

10. Ориентирует на использование изучаемого материала в будущей профессиональной и обще­ственной деятельности.

11. Творческий подход и интерес к своему делу.

12. Доброжелательность и такт по отношению к студентам.

13. Терпение.

14. Требовательность.

15. Заинтересованность в успехах студентов.

16. Объективность в оценке знаний студентов.

17. Уважительное отношение к студентам.

18. Располагает к себе высокой эрудицией, ма­нерой поведения, внешним видом.

19. Сумма баллов.

20. Вы закончили оценку мастерства ваших пре­подавателей.

Чтобы оценить ее обоснованность, просим ука­зать, какую часть занятий преподавателя вы посе­тили (с точностью до 10%).

Как видим, в анкете перечислены основные про­фессиональные и личностные качества преподава­теля. Студентам предлагалось оценить эти качества по десятибалльной шкале, где:

9—8 баллов — качество проявляется практичес­ки всегда;

7—6 баллов — качество проявляется часто;

5-4 баллов — качество проявляется на уровне 50%;

3—2 балла — качество проявляется редко;

1 балл — качество практически отсутствует;

О баллов — не могу оценить.

Результаты изучения мнения студентов о каче­стве преподавания учебных дисциплин и педагоги­ческого мастерства преподавателей учитывались при проведении аттестации преподавателей и конкурс­ного избрания на должность. С переходом на кон­трактную процедуру избрания на должность эти анкеты утратили свое значение. Однако вопрос о качестве преподавания по-прежнему актуален.

Значительно полнее оценивает профессиональные качества преподавателя В. П. Симонов /293—298/. Автор разработал оригинальную методику оценки учебного занятия, представленного как измеряемый процесс /294/. Не пересказывая ее здесь (с ней луч­ше познакомиться, читая работу В. П. Симонова), отметим, что его методика позволяет «оценивать две важнейшие характеристики эффективности образо­вательного процесса: уровень требований препода­вателя и фактическую эффективность его образова­тельной деятельности» /295, с. 67/. Опираясь на его таблицу /294, с 55/ и адаптировав ее, мы разра­ботали представленную ниже схему анализа заня­тий (авторы: Н. В. Басова и И. П. Дусева).

СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

Дата _________ Дисциплина __________

Группа ______ Преподаватель _________

Тема _____________________

1. Оценка цели занятия

— степень конкретности, четкости, лаконич­ности формулировки цели занятия;

— реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели;

— сообщены ли цель и план занятия студен­там.

Подготовленность занятия

— планирование;

— материальная обеспеченность оборудованием;

— подготовленность к занятию студентов.

Оценка содержания

— научность, доступность и посильность изу­чаемого учебного материала;

— актуальность и связь с жизнью (теории с практикой);

— степень новизны, проблемности я привлекательности учебной информации;

— оптимальность объема материала, предло­женного для усвоения.

4. Оценка эффективности способов дея­тельности преподавателя и студентов

— рациональность и эффективность использо­вания времени занятий;

— оптимальность темпа, чередования и сме­ны видов деятельности;

— степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы;

— степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО;

— уровень обратной связи со всеми студента­ми в ходе занятия;

— эффективность контроля за работой студен­тов и уровень требований, на котором про­водилась оценка их знаний, умений и на­выков;

— привитие студентам навыков самостоятель­ной работы и культуры труда;

— степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и студентами в ходе занятия.

5. Оценка основных характеристик сту­дентов на занятии

— степень познавательной активности, твор­чества и самостоятельности;

— уровень развития общеучебных и специ­альных умений и навыков;

— наличие и эффективность групповых форм работы в ходе занятия;

— степень дисциплинированности, организо­ванности и заинтересованности.

6. Реализация психологических основ обу­чения

— учет возрастных и индивидуальных психо­логических особенностей студентов;

— развитие мышления студентов;

— формирование интереса к знаниям;

— учет психологических закономерностей ов­ладения знаниями, умениями и навыками;

— целесообразная эмоциональность занятия.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.