Установление правильных иерархических отношений в «стае» человек-собака. Секция: «Мир моих увлечений»
ОСНОВЫ КЛИКЕР-ТРЕНИНГА.
Автор:
Бондарева Анна,
Клуб юных собаководов
Научный руководитель:
Рудашевский Михаил Александрович,
Педагог ГДТЮ
Пермь-2002
Схема кликер-тренинга.
Содержание.
Схема кликер-тренинга. 2
Содержание. 3
Введение. 4
Актуальность темы. Происхождение и источники кликер-тренинга. 4
Актуальность темы. 4
Сравнение имеющихся и предлагаемых методов решения проблемы. 4
Происхождение кликер-тренинга. 4
Источники кликер-тренинга 4
Основная часть. 6
Установление правильных иерархических отношений в «стае» человек-собака. 6
Обучение поведению с помощью кликер-тренинга. 6
Обуславливание сигнала. 6
Обучение новому поведению. Повышение критериев. 6
Окончание повышения критериев. 6
Взятие поведения под стимульный контроль. 7
Включение поведения в репертуар. 7
Вариабельный режим подкрепления. 7
Включение отвлечений, усложнений. 7
Совершенствование навыка. 7
Включение очень редкого вариабельного подкрепления. 7
Заключение. 8
Предложения по практическому использованию результатов. 8
Список литературы. 9
Введение.
Актуальность темы. Происхождение и источники
Кликер-тренинга.
Актуальность темы.
В масштабах планеты, методики обучения с помощью положительного подкрепления произвели настоящую революцию в методике обучения и, особенно, дрессировки в 90-х годах. Лидирующее положение среди этих методик занял кликер-тренинг. Этот вид обучения пока мало известен в России среди практиков – дрессировщиков собак. Насколько мне известно, именно наша группа собаководов стала первой в России, приступившей к изучению и применению кликер-тренинга, начиная осени 2000 года. Задачи адаптации этой методики к отечественному поголовью собак, развития методики с учетом богатых традиций российского соревновательного собаководства являются актуальнейшими для дрессировки России.
Сравнение имеющихся и предлагаемых методов решения проблемы.
Кликер-тренинг отличается от преобладающих в России вариантов контрастного метода обучения. Главные отличия:
1. Отсутствие наказания – обучаемый не выполняет поведение от страха, чтобы избежать наказания. Обучаемый «работает» только, чтобы заслужить подкрепление. Даже при обучении животных никогда не применяется сила (поводок – только, чтобы животное не убежало).
2. Развитие творчества обучаемого. К минимуму сведены подсказки. Обучаемый предлагает варианты поведения, заранее не зная, что от него требуется. Нужные варианты подкрепляются.
Происхождение кликер-тренинга.
Кликер-тренинг - это вид обучения не только собак, но и других живых существ включая людей. Настоящий доклад основан на материалах обучения нескольких собак и одной кошки.
Зародился кликер-тренинг в среде дрессировщиков дельфинов. При обучении и аттестации кликер-тренеров в США работают с цыплятами.
При кликер-тренировке используется методика положительного подкрепления, о которой будет сказано ниже.
Теория кликер-тренинга основана на трёх источниках: положительное подкрепление, оперантный метод научения и сигнал.
Источники кликер-тренинга
Положительное подкрепление – это то, к чему собака стремится, вероятность чего она старается повысить своим поведением. Особенность метода положительного подкрепления в том, что правильное поведение поощряется, а неправильное игнорируется.
Следующий источник кликер-тренинга – оперантный метод научения.
Оперантный метод научения основан на выработке оперантного рефлекса.
Оперантным он назван от слова «oперант», что означает «действие».
Главные особенности оперантного метода научения:
· это обучение новому поведению без стартового стимула,
· разучивание поведения не целиком, а последовательными фрагментами
· реакция обучающего идёт за действиями обучаемого.
И, наконец, третий источник кликер–тренинга – это сигнал.
Выбирая сигнал, нужно прежде всего думать о выборе значения сигнала и о выборе звука сигнала.
Поговорим сначала о выборе значения сигнала. Основных значений сигнала всего два: сигнал = «молодец, продолжай дальше» и сигнал = «молодец, можешь закончить». При работе с кликером нам безусловно подходит вариант сигнал = «молодец, можешь закончить», потому что сочетание условного подкрепления с безусловным подкреплением должно быть постоянным и без отсрочки по времени, иначе ослабевает значение сигнала условного положительного подкрепления.
Далее о выборе звука сигнала. Мы выбрали сигнал кликера, потому что он по нескольким параметрам лучше других источников сигнала. Вот главные из достоинств кликера:
· Сигнал кликера не может быть услышан собакой в обычной жизни.
· Сигнал кликера звучит всегда одинаково, в отличии от других источников сигнала, которые трудно повторить дважды одинаково.
· Кликер очень удобен в применении (маленький, дешёвый).
· В шуме обучаемый может не услышать другой условный раздражитель, в то время как сигнал кликера хорошо различим среди посторонних звуков, к тому же он отлично воспринимается обучаемым на расстоянии.
· Кликер очень быстро издает звук.
Главными «конкурентами» кликера являются: пищащая игрушка, свисток и голосовой сигнал, но все же кликер превосходит их в скорости воспроизведения звука. Свисток и голосовой сигнал – наиболее распространенные и удобные «конкуренты» кликера. Но у них имеются следующие недостатки: медленная скорость произведения звука, звуковой сигнал подается неодинаково. Если Вам, кроме точной отметки желательного поведения кликером, потребуется поощрить или поддержать обучаемого голосом, то Вы не сможете этого сделать, потому что у Вас будет занят рот.
При дрессировке экстра-класса «на послушание» некоторые дрессировщики иногда одинаково обуславливают два разных сигнала в качестве сигналов условного положительного подкрепления: сигнал кликера и вербальный (словесный, голосовой). Это может пригодиться на случай, если будут заняты обе руки дрессировщика.
Например: многие дрессировщики знают, как трудно добиться от молодой собаки надежной выдержки в положении «стоять». Эффективно применять для стабилизации выдержки метод «провокации». В этом случае, дрессировщик одной рукой слегка надавливает на спину собаки, а другой потягивает ее вниз за лапы. Как только мышцы собаки напрягаются, оказывая сопротивление «провоцирующему» воздействию, нужно очень точное по времени условное положительное подкрепление. Так как руки заняты, точную по времени отметку желательного мускульного усилия, можно сделать только вербально.
Игрушка, в общем, не хуже голосового сигнала и свистка. Но у нее есть еще один минус: если Вы захотите позаниматься с собакой на дрессировочной площадке, то высока вероятность, что при первом же звуке Вы окажетесь в кольце желающих поучиться именно у Вас собачек, сбежавших от своих дрессировщиков.
Как обучение поведению с помощью кликер-тренинга осуществляется на практике, описано в следующей главе.
Основная часть.
Установление правильных иерархических отношений в «стае» человек-собака.
Этот процесс происходит постоянно. Подробное рассмотрение иерархии не является предметом данной работы. Отметим два момента:
1. Так как кликер-тренинг основан на том, что собака систематически «зарабатывает» пищу, а дрессировщик пищу контролирует, этот метод хорошо подходит для корректировки иерархических отношений;
2. Необходимо, чтобы собака позволяла дрессировщику укладывать себя как угодно, трогать, вставлять градусник, чистить уши и зубы и т.п. Такая покорность собаки удобно обуславливается с помощью кликера.
|