Обратная связь
|
Речевые шаблоны для делового взаимодействия Выражения, употребляемые при знакомстве:
Давайте познакомимся (будем знакомы)
Позвольте (разрешите) познакомиться с вами
Позвольте (разрешите) представиться
Познакомьте, пожалуйста, меня с ...
Представьте меня вашему (вашей)...
Позвольте (разрешите) представить вам моего ...
Очень приятно
Счастлива (рада) познакомиться с вами
Ваше лицо мне кажется знакомым и т. п.
Выражение извинения:
Приносим наши извинения за ...
Еще раз прошу извинить меня за...
Примите наши извинения за...
Мы искренне сожалеем, что ...
Я должен извиниться перед вами за...
Выражение просьбы:
Вы нас очень обяжете, если согласитесь ...
Не могли бы вы...
Мы хотим обратиться к вам с просьбой о ...
Если вас особенно не обременит (затруднит) ...
Я буду очень признателен (благодарен), если ...
Мы очень рассчитываем на вашу помощь в ...
С вашей стороны будет очень любезно, если...
Выражение одобрения и согласия:
Ваши условия нас вполне устраивают
Этот пункт наших возражений не вызывает...
Думаю, что мы можем договориться и о...
Я вполне разделяю вашу точку зрения на...
Мы ничего не имеем против ...
Это, на наш взгляд, очень хорошая идея
Я полностью согласен с вашим мнением о ...
Ваши условия в целом для меня приемлемы
Можно считать, что в основном мы договорились.
Речевые клише, завершающие разговор:
Итак, мы подходим к концу нашей беседы
Давайте подведем итоги наших договоренностей
В заключение беседы я хотел бы ...
Я полагаю, что сегодня мы обсудили все наши вопросы
Я считаю, что проблему ... можно считать решенной
Позвольте мне от имени фирмы поблагодарить вас за участие в сегодняшнем обсуждении и выразить надежду на дальнейшее сотрудничество с вами.
Я хочу выразить искреннюю благодарность за то, что вы нашли время принять участие в нашем обсуждении. Думаю, что вы будете довольны своим решением.
§ 4. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Язык науки используется в деловой коммуникации лиц, занимающихся научной деятельностью, вырабатывающих объективные знания о предметах и явлениях, идеях и законах действительности, вскрывающие их закономерности.
Ученые проводят разнообразные теоретические и эмпирические исследования и эксперименты, а затем описывают их в научных трактатах, статьях, тезисах, диссертационных исследованиях, научных трудах, а также докладывают о полученных результатах на конференциях и симпозиумах, на семинарах и лекциях.
Сфера научного взаимодействия ученых требует максимально точного, логичного, однозначного выражения мыслей, а основной формой мышления в науке является понятие.
Самыми общими специфическими чертами научного стиля являются отвлеченная обобщенность, логичность изложенияинформации в виде суждений и умозаключений, веских аргументаций.
Зачастую этому стилю свойственна абстрактная лексика,например: значение, внимание, существуют, имеются, состоит, используются, употребляются и пр. Обобщенности служат и такие языковые единицы, как: нередко, зачастую, как правило, довольно часто, в большинстве случаев, наиболее часты, большей частью, крайне и т. п.
Вместо "Я" чаще используется "Мы",например: нам представляется, мы считаем, мы наблюдаем, по нашему мнению, как показывает наш опыт, по нашим наблюдениям, мы придерживаемся точки зрения и пр.
Используются безличные предложения,например: необходимо отметить, следует остановиться на рассмотрении, представляется возможным, можно сделать вывод, как свидетельствует практика, следует сказать и т. п., а также сложноподчиненные,например: придаточные условные с союзом "если..., то"и придаточные времени с союзом "в то время как".
Логичность информации проявляется на уровне композиционных частей, связного текста, в последовательном переходе от одной мысли к другой, а также в связи между единицами текста. Для связок используются такие, например, речевые конструкции: как уже говорилось, как было отмечено, очевидно, вследствие этого, вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, однако, между тем, в то время как, тем не менее, поэтому, сообразно с..., следовательно, к тому же, обратимся к..., рассмотрим, необходимо остановиться на..., итак, таким образом, в заключение скажем, все сказанное позволяет сделать вывод, как видим, подводя итог, следует сказать.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Современные деловые люди, занимающиеся юридической практикой, менеджментом, экономикой, паблик рилейшнз деятельностью, должны уметь выступать и в публицистическом стиле, например речь адвоката на защите или речь бизнесмена на презентации фирмы. Кроме речей деловым людям приходится работать с прессой, как устно -на пресс-конференции, так и письменно - статья (заметка) в газету, рецензия на профессиональную книгу, а также выступать с публичной лекцией или проводить беседу с потенциальными потребителями услуг. Все это жанры публицистического стиля, который вбирает в себя языковые средства книжно-письменных стилей и разговорной речи, а также средства художественной речи.
Публицистический стиль (от лат. publicus - общественный) обслуживает сферу общественных отношений: общественно-политических, идеологических, экономических, культурных. Этот стиль речи используется в средствах массовой информации, на собраниях и митингах, в торжественной или траурной обстановке, на юбилеях и чествованиях и т. п.
Важная функцияэтого стиля - информативная.С помощью разнообразной информации происходит просвещение, агитация, разъяснение тех или иных событий, формирование общественно-политического сознания. Информативная функция публицистического стиля предполагает документально-фактологическую точность, собирательность, официальность.
Вкаком бы жанре этого стиля вы ни выступали, необходимо сообщать только проверенные факты, использовать документальные источники, анализировать и разъяснять реальные жизненные явления.
Публицистический стиль предполагает воздействие не только на разум, но и на чувства слушателей, а для этого нужны экспрессивность, повышенная эмоциональность, доступность.Используемые факты оцениваются, комментируются, интерпретируются.
Языкпублицистического стиля речи использует книжно-абстрактные средства,например: деятельность, обсуждение, исследование, понимание, доминирует, соотносить, процесс, понятие, система, востребованный, свидетельствует, предполагается, проводится, означает, требует, сказывается и пр.
Тексты официально-информативной направленности, как правило, характеризуются новизной фактов, в основе которых - реальное событие, бизнес-акция, информационное сообщение, вести с мест, рассказы очевидцев. Широко используется прием адресации,то есть слова выступающего направлены к какому-то конкретному лицу. Это в свою очередь, предполагает "обратную связь", - вопросы и ответы.
Выступление в таком стиле предполагает использование речевых средств, возбуждающих определенные эмоции и чувства слушающих. Это пословицы,например: "Нет такого свинства, из которого нельзя было бы вырезать кусочек ветчины"; художественный образ:"...Разгневан - потерпи, немного охладев, рассудку уступи, смени на милость гнев. Разбить любой рубин - не долго и не сложно, но вновь соединить осколки невозможно" (Саади); повторение слов:"В правовом государстве суд должен иметь право рассматривать любые конфликты любых граждан с любыми властями"; метафоры:самостоятельная ветвь власти, находятся на острие общественных интересов; сравнения:писатель Джонатан Свифт заметил как-то, что "Лесть, говорят, пища глупых. Между тем, сколько умных людей готовы, от времени до времени, отведать хоть глоток этой пищи".
Публичные выступления требуют тщательной шлифовки материала. Американский политик А. Гамильтон рекомендует: "Еще раз прокрути свою речь от начала до конца и проверь, нельзя ли ее улучшить, расположив материал в иной последовательности". Теодор Фонтане, немецкий писатель, рассказывая о своем литературном труде, также отмечал: "Три четверти моей литературной деятельности заключаются, в сущности, в правке и шлифовке. И, возможно, три четверти - сказано слишком мало". Данные примеры свидетельствуют о том, что прежде чем выходить с публичным выступлением, нужно его тщательно отредактировать, убрав все второстепенное и лишнее.
Следующая характеристика публицистического стиля речи - лаконичность.Вольтеру принадлежат слова: "Тайна скучного состоит в том, чтобы сказать все". Невозможно ни в одном выступлении исчерпать всю тему и нельзя злоупотреблять вниманием слушающих. Марк Твен рассказывал, как однажды ему так понравился миссионер-проповедник, что он решил пожертвовать ему доллар. Проповедь длилась уже час, и Марк Твен понизил свое подаяние на половину доллара. Проповедь продлилась еще полчаса, и он решил, что не даст ничего. Когда священник спустя два часа наконец закончил, Марк Твен взял доллар с тарелки для подаяний, чтобы компенсировать свою потерю времени.
По поводу лаконичности существует много иронических и саркастических высказываний. Как известно, древние спартанцы были врагами многословия. Однажды в голодное время посланец другого города долго просил мешок зерна. Спартанец отказал ему: "Мы забыли начало твоей речи, а потому не поняли ее конца". Второй посланник показал пустой мешок и только сказал: "Вы видите: он пуст; пожалуйста, положите в него хоть что-нибудь". Спартанец исполнил желание, но не без поучения: "В следующий раз говори короче. Что мешок пуст, мы видим. О том, чтобы его наполнить, можешь не упоминать".
Многословие равнозначно скуке, а скучных ораторов не ценили никогда и нигде. В 1962 г. в Аргентине, сообщали газеты, политик Луис Мигель вызвал одного врача на дуэль - драться на саблях. Причина: Мигель узнал, что медик прописывал своим пациентам его речи в качестве снотворного.
Такого рода высказывания можно прочитать даже в "святых" источниках. Например, евангелист Матфей предупреждает, цитируя речь Христа, обращенную к фарисеям: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день страшного суда" (от Матф., 12, стих 36).
И наконец, публицистический стиль речи обязательно включает остроты, юмор, иронию.Как известно, фраза, брошенная со смехом, может беззвучно плакать. Нам, россиянам, это очень понятно. Все наши отечественные юмористы смеются над нашими нерешенными проблемами и глупостями, иронизируют и острят, порой весьма жестко, а мы слушаем и смеемся до слез. Юмор и остроты будоражат и оживляют любое выступление, особенно они важны, когда самое важное и трудное уже сказано. Юмор - лучшая приправа к горькой действительности. Один анекдот может охарактеризовать человека лучше, чем целая биография. Как говорил Ницше, "в трех анекдотах можно дать образ человека".
Вместе с тем следует помнить, что юмор и ирония всегда должны быть уместны. Недаром французские писатели братья Гонкур отмечали: "Смех - это мерка, показатель умственного развития.Люди, смеющиеся глупо, никогда не бывают остроумны. Смех - это физиология ума".
Отечественный философ А. Н. Лук разработал классификацию приемов остроумия, которая включает: ложное противопоставление,основанное на псевдоконтрасте; ложное усиление(известно изречение Марка Твена из книги "Простаки за границей": "У меня, судя по всему, громадные запасы ума, - для того, чтобы ими пораскинуть, мне иногда требуется неделя"); доведение до абсурда; остроумие нелепости("Слухи о моей смерти сильно преувеличены", написал ответ в газету М. Твен); намек; двойное истолкование; ирония; обратное сравнение("Небо, усеянное звездами, всегда уподоблю груди заслуженного генерала", К. Прутков); сравнение и сопоставлениепо случайному признаку (известен следующий рассказ Плутарха: "Некий римлянин, разводясь с женой и слыша порицания друзей, которые твердили ему: "Разве она не целомудренна? или нехороша собой? или бесплодна?", выставил вперед ногу, обутую в башмак... и сказал: "Разве он не хорош? или стоптан? Но кто из вас знает, где он жмет мне ногу?"); повторение(сложную интерпретацию этого приема дает Б. Шоу: "Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков"); парадокс(итальянский физик Э. Ферми, как говорят, написал на конверте одного из своих писем: "Совершенно секретно, сжечь до прочтения").
Вместе с тем, едкая ирония, безжалостная насмешка, злой сарказм по поводу тех или иных деловых партнеров в публицистическом стиле речи не всегда применимы. Некоторые приемы, высказанные ораторами, вызывают двойное толкование: смех единомышленников и бешенство оппонентов. Например: "Господин министр, я только что услышал Вашу речь, однако теперь шутки в сторону..."; или (из речи адвоката перед судом): "...если мы откажемся от какой бы то ни было логики и примем во внимание только мнение прокурора..." или один политик кричит другому: "Если Вы соглашаетесь со мной, я чувствую, что я сказал что-то неверное". Подобные саркастические шутки, хотя и выглядят остроумно, к сожалению, действуют порой разрушительно, уводя разговор от его конструктивных положений. 46
Публицистический стиль предполагает "говорение" перед аудиторией, озвучивание текста и контакт глаз.
Вот некоторые различия между речью звучащей и речью письменной (записанной):
Звучащая речь Действие через содержание и выступление.Ограничение в отборе фактов и мыслей, Редакция ключевых слов с возможностью их вариации (остается, пространство для спонтанных идей; фиксируются только обороты, требующие особой точности).Больше повторений и обобщений, чем в "письме", так как у слушателя нет возможности навести справки. Зависимость от момента произнесения речи; однократное исполнение… Обращается в первую очередь к определенному обществу, группе, слушателей, отдельному конкретному слушателю.
Записанная речь
Действие только через содержание.
По возможности полное и законченное выражение замысла.
Однократная и точная фиксация; предельная стилистическая шлифовка
Большее напряжение в манере изложения; меньше повторений и обобщений, так как у читателя есть возможность навести справки. "Написан читатель имеет в своем распоряжении, так как оно не связано со временем и однократностью исполнения.
Обращается в первую очередь к не определенному читателю
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ
Стиль разговорной речи обслуживает сферу неформальных
отношений, которые бывают не только в быту, семье, дружественном кругу, но и в профессиональной сфере. Разговорная речь,как известно, выполняет функцию общения,поэтому наиболее часто
проявляется в устной форме, в диалоге, в котором говорящие участвуют часто спонтанно. Предварительное обдумывание в таком общении не предусмотрено.
Поскольку разговорная речь способствует самовыражению, проявлению индивидуальных особенностей личности, постольку она эмоционально окрашена.Большую роль здесь играют невербальные средства коммуникации, то есть мимика, жесты, взгляд, интонирование,
дистанцирование и другие экспрессивные сигналы языка тела.
В отличие от функционально-деловой речи, в разговорной почти отсутствуют книжная лексика, иностранная терминология, зато широко используется обиходно-бытовая лексика:просторечия, слова субъективной оценки, экспрессивно-эмоционально окрашенные. Кроме того в неформальном общении достаточно часто используются разнообразные упрощения типа: читалка, вечёрка, общага, прокурорша и т. д., а также разговорно-бытовая фразеология,например: гол как сокол, бежит как угорелый, как снег на голову, заморить червячка, упрям как осел, где тебя черти носили и др.; глагольные междометиятипа прыг, шмяк, скок, шмыг. Часто используются частицы:этот-то, дай-ка, ну, вот, ведь и т. п.
Эмоциональность разговорной речи реализуется не только через жестикуляциюи мимику, паузыи многозначительные позы,но и через использование вопросительных, побудительных и восклицательных предложений. Таким образом, разговорная речь специфична, поэтому она тоже должна быть ситуативно уместна.
§ 7. ПОДТЕКСТ
Подтекст - это неявный смысл речевого сообщения, осознаваемый лишь в контексте общения.
Признаки подтекста могут скрываться:
— в содержании речи;
(Опера Генделя "Ринальдо" была издана одним ловким коммерсантом и в течение нескольких дней распродана, принеся большую сумму денег, из которых Гендель получил лишь ничтожную часть.
-Послушайте, - сказал коммерсанту Гендель, когда получил свои деньги, - чтобы между нами не было обиженных, в следующий раз вы напишите оперу, а я ее издам.);
— в характеристикахее звучания (тон, сила голоса, паузы, смешки и пр.);
(Врач-косметолог сделал пациентке древнегреческий профиль, разгладил морщины, удалил двойной подбородок, уменьшил рот.
- Что изволите еще?
- А можно сделать большие выразительные глаза?
- Конечно, - тихо сказал врач. - Взгляните на счет.);
— в невербальных характеристиках поведения (позы, размещение деловых партнеров в пространстве, мимика, жесты); (Например, стоят двое и разговаривают на конфиденциальную тему, подошел третий. Двое постояли несколько секунд и разошлись, договорившись встретиться позже: подтекст здесь в том, что не впустили третьего в пространство общения, замолчали; но третий не понял намека на нежелательность вторжения, поэтому пришлось закончить разговор и разойтись).
Та или иная информация может быть воспринята как скрытый смысл тогда, когда между элементами, составляющими ее основу, есть смысловое противоречие или несоответствие.
Известна острота, которая приписывается английскому драматургу Б. Шоу. Оркестр в ресторане играл шумно и не очень хорошо. Один из посетителей спросил у официанта: "А играют ли музыканты по заказу?" - "Конечно". - "В таком случае передайте им фунт стерлингов, и пусть они сыграют в покер". Суть остроты в том, что слово "игра" имеет не одно толкование; кроме того, здесь явный намек на плохую игру музыкантов: посетитель готов заплатить, лишь бы оркестр замолк.
По характеру передачи и приема информации можно выделить три вида подтекста:
1. Действительный подтекст - скрытый смысл имеет место и воспринят.
2. Скрытого смысла в сообщении не было, но он был приписан, то есть подтекст мнимый.
3. Скрытый смысл был, но остался незамеченным - пропущенный подтекст.
Деловым людям, общаясь с деловыми партнерами, важно помнить следующее:
а) если вы не сумели раскрыть содержание подтекста - вы рискуете не понять собеседника; к тому же если человек не понимает намека, то его оценка в глазах партнера снижается;
б) юмор, ирония и сарказм выступают как своеобразный способ проверки собеседника: на живость ума, на "адекватность", на то, из "нашего лагеря" партнер или нет;
в) обнаруженный намек на подтекст не является гарантией понимания самого подтекста.
Доказано, что все непонятное, оригинальное и неожиданное для других - ПОДТЕКСТОГЕННО.
С понятием подтекста соприкасается понятие РЕДУЦИРОВАННОГО ДИАЛОГА, то есть обмена "свернутыми", краткими, как бы пунктирными репликами. Обычно они используются между партнерами, понимающими друг друга с полуслова. В деловом взаимодействии такое общение весьма распространено как в менеджменте, так и в бизнес-практике.
|
|