Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ЛЕКЦИЯ 16. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СЛАБЫМ И ОДАРЕННЫМ ДЕТЯМ

 

Обучение в нашей стране, как и во многих других, носит массовый (групповой) характер. И сегодняшние программы общеобразовательных школ ориентированы на среднего ученика. Хотя у родителей и их детей есть возможность выбирать себе школы или классы с углубленным изучением предметов.

Перед учителем общеобразовательной школы всегда стоит две проблемы - это слабые дети и одаренные. Начнем с того, что слабые дети и одаренные - это "патология". Так как 50% людей имеет средний уровень интеллекта. Чем выше или ниже уровень КИ, тем меньше число людей, обладающих им. Из 1000 имеют КИ выше 140 только 4 ребенка

Западные психологи считают, что КИ на 70% определяется наследственностью и на 30% — воздействием среды. При чем это усредненный % для группы детей, в индивидуальном порядке он колеблется. Из 30%: 20% на межсемейные отношения, 10% — на внутрисемейные факторы.

Для того чтобы обеспечить индивидуальный подход в обучении к слабым и одаренным детям следует сначала разобраться, кто же они такие?

 

Слабые (педагогически запущенные дети).

В чем же причины, порождающие неуспеваемость учащихся:

- педагоги-ученые видят основную причину, прежде всего, в несовершенстве методов преподавания;

- учителя объясняют недостатком волевых, нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания.

В действительности же в основе неуспеваемости лежит не одна причина, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Бывает и так, что на первоначальную причину неуспеваемости наслаиваются новые, вторичные причины как следствие отставания в учебе.

В младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к окружающему, определяют положительный эмоциональный настрой на учебу. Часто плохие оценки доводят детей до слез.



Подростки гораздо меньше внимания уделяют учебе из-за расширения сферы своей деятельности (спорт, кружки, увлечения).

Старшие школьники дифференцировано относятся к предметам, это связано и с их профессиональным выбором.

Рассмотрим психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости.

Первая группа причин — это недостатки познавательной деятельности (когда школьник плохо понимает, не способен усваивать качественно школьные предметы, не умеет на должном уровне выполнять учебные действия). Здесь лежит 3 причины:

- несформированность приемов учебной деятельности;

- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;

- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.

Рассмотрим особенности школьников, отличающихся несформированностью правильных приемов учебной деятельности. О них можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться,

Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками. Счет в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворения наизусть — даже такие несложные на взгляд взрослого человека действия можно делать по-разному, и не все способы будут правильными и одинаково эффективными, Дети, приходя в школу, ищут эти способы интуитивно и не всегда их навыки и приемы эффективны.

Первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей является не внимание и память, а специфика мыслительной деятельности.

Ребенок, придя в школу, обладает конкретным, наглядным мышлением. Речь недостаточно развита. Детям трудно отбирать главное, трудно абстрагировать.

Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые называют " обходными путями". К их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту, или выполняют новое задание тем же способом, что и раньше.

Неумение и нежелание активно мыслить - это отличительная особенность группы неуспевающих учащихся называемых "интеллектуально пассивными". Психологи рассматривают интеллектуальную пассивность как следствие неправильного воспитания и обучения, когда ребенок не прошел в течение жизни до школы определенный путь умственного развития, не научился необходимым интеллектуальным навыкам и умениям.

Еще одной причиной, которую нельзя не рассматривать - это неадекватное использование учащимися своих устойчивых индивидуально-психологических особенностей.

Среди основных свойств нервной системы выделим силу и подвижность.

Сила нервной системы характеризуется выносливостью, работоспособностью, помехоустойчивостью к раздражителям. Человек со слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью, неустойчивостью к раздражителям.

Подвижность нервной системы определяется скоростными характеристиками основных нервных процессов: возбуждение и торможение. Человек с инертной нервной системой отличается замедленным протеканием нервных процессов, хуже учится.

Выделим виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой.

1. Длительная напряженная работа (ребенок быстро устает, начинает допускать ошибки, медленно усваивает материал).

2. Самостоятельные, контрольные, экзамены. Особенно если на них отводится ограниченное время.

3. Вопросы, заданные в высоком темпе и требующие немедленного ответа.

4. Неожиданный вопрос (благоприятные ситуации письменных ответов).

5. Работа после отрицательно оцененного ответа.

6. Работа после резкого замечания, работа в шуме.

7. Работа под руководством вспыльчивого несдержанного педагога.

Таких детей нужно научить планировать свои действия; дать им перечень необходимых умений и навыков по теме, где они могут отмечать сами, что усвоили, что нет; повышать интерес путем экскурсий, викторин и т.д.

Всегда нужно помнить, что нормальному здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. В том, что ребенок отстает в учебе, чаще всего виноваты взрослые (школа и родители).

 

Одаренные дети — кто они?

Они очень разные, не похожие друг на друга, впрочем, как и все дети. Одаренного ребенка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде деятельности.

Проблема детской одаренности давно исследовалась в психологии. Существуют следующие виды одаренности:

- интеллектуальная

- художественно-эстетическая

- психомоторная

В основе одаренности лежат нейрофизиологические особенности: повышенная активность; двигателъность; короткое время, отведенное для сна. Рассмотрим способности. Способности — это индивидуальные психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям, навыкам.

Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности. В психологии различают общие и специальные способности. Выделяют 3 группы одаренных детей:

1.Учащиеся с ранним подъемом интеллектуальных способностей (в 3-4 года читает, быстрый темп обучения в школе, постоянное неудержимое стремление к умственным знаниям, умственной нагрузке).

2.Менее очевидные случаи детской одаренности, незаурядные способности проявляются в более старшем возрасте. (Рано проявляются математические способности; музыкальные, литературные способности проявляются относительно поздно к 17-18 годам).

3.Дети, которые не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на незаурядные способности (особая оригинальность и самостоятельность суждений, неординарная точка зрения).

Одаренные дети в общеобразовательной школе вызывают некоторые проблемы — это враждебное отношение к ним неподготовленных учителей или учителя используют тактику увеличения заданий, а не их качественного изменения. Не уместны как неумеренные восторги, так и критическое недоверчивое отношение к детям. Одаренного ребенка никогда не следует выставлять на показ, возвеличивать, делать его предметом радости и гордости школы. Единственное что следует поощрять в ребенке — это его желание работать ради работы, а не его стремление обогнать товарищей.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.