Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 3. Методы формирования и изучения командной сплоченности 231

ставление их с оценками самого тренера нередко позволяет тренеру внести существенные коррективы в работу с командой, избежать серь­езных конфликтов и недоразумений, связанных с «неточностями» в субъективном восприятии мнения других. Результаты опросов также помогают тренеру быть чувствительнее ко всему происходящему в ко­манде, улучшают его социально-психологическую наблюдательность.

Задание 3. Изучение привлекательности команды для спортсменов1

Вводные замечания.Кроме информации о состоянии психологиче­
ской атмосферы команды тренеру важно иметь достаточно четкое пред­
ставление о сплоченности команды, т. е. о том, в какой мере ценности
игроков, их устремления и представления о путях достижения обще­
командных целей и конкретных задач совпадают и являются подоб­
ными. Как отмечает проф. Ю. Л. Ханин, «это в известной мере ответ
на вопрос и о том, насколько привлекательна команда для каждого из
спортсменов»2. ^—

Понятно, что удовлетворенность ситуацией в команде у спортсме­нов, как правило, неодинакова, и это может быть одной из причин не­достаточной игровой отдачи и низкой результативности игрока.

Одним из наиболее простых способов оценки привлекательности команды (привлекательности для спортсменов их спортивной группы, организации, клуба и пр.) является метод измерения индекса групповой сплоченности Сишора (ИГС), который был адаптирован в ЛНИИФКе, дополнен и модифицирован для применения в спортивных командах. Полный текст этой шкалы приведен ниже.

Инструкция: «Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркни­те один из ответов, наиболее точно соответствующий вашему мнению». Примечание: шкала ИГС с перечнем вопросов предъявляется ис­пытуемым без указания оценочных баллов в скобках в конце каждого вопроса. 1. Как бы вы оценили свою принадлежность к команде?



1) Чувствую себя членом команды, частью коллектива (5).

2) Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

4) Не чувствую, что являюсь членом команды (2).


232 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение

5) Тренируюсь отдельно от других членов команды (1).

6) Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

2. Перешли бы вы тренироваться в другую команду, если бы предста­
вилась такая возможность (без изменения материальных условий)?

1) Да, очень хотел бы перейти (1).

2) Скорее всего, перешел бы, чем остался (2).

3) Не вижу никакой разницы (3).

4) Скорее всего, остался бы в своей команде (4).

5) Очень хотел бы остаться в своей команде (5).

6) Не знаю, трудно сказать (1).

3. Оцените взаимоотношения между спортсменами в вашей команде.

A. На тренировках.

1) Лучше, чем в большинстве команд (3).

2) Примерно такие же, как и в большинстве команд (2),

3) Хуже, чем в большинстве команд (1).

4) Не знаю (1).

Б. На соревнованиях.

1)Лучше, чем в большинстве команд (3).

2) Примерно такие же, как и в других командах (2).

3) Хуже, чем в большинстве команд (1),

4) Не знаю (1).

B. Вне тренировок и соревнований.

1) Лучше, чем в большинстве команд (3). '

2) Примерно такие же, как и в других командах (2).

3) Хуже, чем в других командах (1).

4) Не знаю (1).

4. Взаимоотношения спортсменов с тренером (тренерами) команды.

1) Лучше, чем в большинстве команд (3).

2) Примерно такие же, как и в большинстве команд (2).

3) Хуже, чем в большинстве команд (1).

4) Не знаю (1).

5. Отношение к делу на тренировках и соревнованиях.

1) Лучше, чем в большинстве команд (3),

2) Примерно такое же, как и в большинстве команд (2).


Тема 4. Изучение влияния соревнований на личность спортсменов 233

3) Хуже, чем в большинстве команд (1).

4) Не знаю (1).

Анализ и интерпретация данных.Обработка протоколов не представ­ляет особой сложности. Спортсмен выбирает один из предлагаемых ему на каждый вопрос ответов, за который ему присуждаются баллы, которые указаны после каждого ответа в скобках. Итоговый показа­тель получают, суммируя отдельные оценки. Суммарная величина ин­декса Сишора может находиться в диапазоне от 7 (очень неблагопри­ятная оценка команды) до 25 баллов (очень высокая оценка привле­кательности команды).

Итоговые показатели анализируются в первую очередь с тем, что­бы выделить спортсменов с крайними оценками. После этого подроб­но рассматривается распределение ответов по каждому вопросу с це­лью выявления наиболее серьезных проблем в команде.

Методики «психологическая атмосфера в команде» и «индекс груп­повой сплоченности Сишора» можно применять для контроля за внут-риколлективными отношениями в команде и повышения:

а) результативности соревновательной деятельности за счет оптими­
зации социально-психологических условий подготовки и выступ­
ления спортсменов;

б) уровня воспитательной работы в команде в результате создания
наиболее благоприятных ситуаций и обстановки для формирова­
ния социально значимых личностных качеств и системы ценностей
у спортсменов.

Тема 4. Изучение влияния соревнований на личность спортсменов

Пояснения к теме.Соревнование составляет квинтэссенцию спорта как социального явления.

При изучении отношений спортсменов к соревнованиям, по мне­нию проф. А. Ц. Пуни1, необходимо «выделить следующие специфи­ческие условия спортивной деятельности.

Первое специфическое условие деятельности в физическом воспи­тании и спорте заключается в том, что предметом ее является сам за­нимающийся, самостоятельность его мыслей и действий. <...>

Пуни А. Ц. Предмет психологии физического воспитания и спорта // Психология: Учебник для техникумов ФК. - М.: ФиС, 1984. - С. 157-159.


234 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение

Второе специфическое условие относится только к спорту. Оно за­ключается в том, что сущностью спорта является соревнование. Без соревнования нет и спорта. Пользуясь философским термином, мож­но сказать, что соревнование — атрибут, т. е. неотъемлемый признак спорта. Психологически оно характеризуется стремлением к дости­жению все более и более высокого спортивного результата в регла­ментированных правилами условиях борьбы с другими людьми.

Третье специфическое условие деятельности в физическом воспи­тании спортсменов экстракласса и в профессиональном спорте высших достижений — необычные по интенсивности и длительности физиче­ские и психические напряжения. Необычны они потому, что превышают границы повседневных напряжений, нередко бывают околопредель­ными и даже предельными для организма и психики спортсменов. Но они совершенно неизбежны и необходимы в физическом воспитании и тем более в спорте. <...>

Четвертое специфическое условие деятельности в физическом вос­питании и спорте — ее продукт (результат)... спортивное достижение. Оно нередко бывает рекордным <...>.

Таковы специфические условия деятельности в физическом воспи­тании и спорте. Они определяют возможности и особенности психи­ческого развития людей, занимающихся физической культурой и спор­том. Известное влияние оказывают также специализированные усло­вия деятельности в каждом конкретном виде спорта».

По существу, вся работа тренера с командой, особенно непосредст­венная предсоревновательная подготовка, направлена на формирова­ние «боевого настроя», активного желания играть, установки на агрес­сивно-дружную игру.

Задание 1. Изучение влияния зрелищных

эффектов на психику соревнующихся спортсменов1

Вводные замечания.Для целей и выбора адекватных методов психо­логической подготовки спортсменов к предстоящему соревнованию тренеру важно знать и учитывать индивидуальные особенности вос­приятия спортсменами факторов публичности соревнований. Публич­ность соревнований выражает массовую психологию зрелища. Толпа спортивных болельщиков-зрителей на стадионе является своеобраз-

1 Волков И. П., Меньшикова А. Л. Отношение к соревнованию // Практические занятия по психологии: Учеб. пос. для студентов ИФК. — М: ФиС, 1989. — С. 124-125.


Тема 4. Изучение влияния соревнований на личность спортсменов 235

ным «социальным зеркалом» для спортсменов, которое способствует актуализации у спортсменов предстартовых состояний. Формиро­вание у тренера практического умения диагностировать отношение (установку) спортсмена к условиям и факторам публичности сорев­нований является важным элементом тренерского искусства «подвод­ки» спортсмена к соревнованию. Ниже предлагается опросный лист и балльная шкала для оценок факторов публичности соревнований спортсменами. Опрос спортсменов проводится непосредственно за 1-2 часа до соревнований либо ретроспективно после соревнований. Результаты обоих вариантов опроса помогают выявить меру субъек­тивной реакции спортсмена на соревновательный стресс.

Инструкция.

Первый вариант:«Вам предлагается участвовать в психологиче­ском опыте с целью изучения установок спортсменов при восприятии различных факторов публичных соревнований. Отвечая на вопросы, выбирайте ответ А или Б и отмечайте свой ответ в протоколе опыта оценкой в баллах от 0 до 5».

Второй вариант:«Воспользуйтесь своим спортивным опытом и заполните опросник, в котором в каждой паре утверждений вы може­те выбрать либо один вариант (А или Б), либо можете отвечать на оба варианта (А и Б), отмечая свои ответы в баллах от 0 до 5».

Инструкция для ретроспективной оценки: «Прежде всего вспомните свои старты и представьте себя на соревнованиях. Затем оцените сте­пень значимости или влияния на вас предложенных в таблице сужде­ний по биполярной шкале (см. ниже). Работайте самостоятельно».


 



236 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение

Анализ и интерпретация результатов опыта.После заполнения про­токола опыта экспериментатор (тренер) может выделить те утвержде­ния в протоколе опыта, которые оцениваются максимально больши­ми баллами (4-5 баллов). Это — опорные отношения, или «позитив­ные установки» к факторам публичности соревнований. Они являются доминирующими в структуре сознательного отношения спортсмена к соревнованию как зрелищу. Максимально оцененные спортсменом факторы публичности его выступления в соревнованиях оказывают на психику испытуемого наиболее сильное влияние, влияют на фор­мирование его предстартовых состояний. Утверждения, оцененные средними по величине баллами (1-2 балла), — это отношения к фак­торам, которые оказывают меньшее влияние на психику спортсмена. Утверждения, оцененные в 0 баллов, — это отношения к факторам, оказывающим вероятностное сенсибилизирующее влияние на психику спортсменов и часто выпадающим из сферы сознания спортсменов в условиях реальных соревнований.


Тема 4. Изучение влияния соревнований на личность спортсменов 237

При использовании данной методики экспериментатору (трене­ру) необходимо также обратить внимание на два возможных типа вос­приятия обстановки соревнований: 1) персонифицированный (конкрет­но-образный) тип восприятия («На старте я хорошо различаю лица вокруг»); и 2) неперсонифицированный (обобщенно-мыслительный) тип восприятия («На старте я никого не замечаю»). Первый тип вос­приятия является показателем распределенного произвольного вни­мания с большим объемом сознательного контроля обстановки сорев­нований, что типично для спортсменов с сильной нервной системой. Второй тип — показатель узко сфокусированного произвольного вни­мания с суженным объемом сознательного контроля, что может быть характерным для спортсменов со слабой нервной системой.

При использовании данной методики в работе со студентами им предлагается дать письменную характеристику индивидуальных осо­бенностей своего восприятия и отношения к факторам публичных со­ревнований. При работе с действующими спортсменами их просят выделить опорные и сенсибилизирующие установки в структуре их отношения к факторам публичности соревнований. Завершение работы.Занятие может завершиться групповой дискус­сией по проблеме отношения к соревнованию, что обладает психотре-нирующим воздействием на психику спортсменов.

Задание 2. Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию1

Вводные замечания.Каким образом можно оперативно выявить от­ношение спортсменов к конкретному соревнованию? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, как каждый спортсмен субъек­тивно воспринимает предстоящие соревнования, как оценивает шан­сы свои лично и своей команды на выигрыш и т. д. Как считает проф. Ю. Л. Ханин, единственным надежным способом исследования осо­бенностей субъективного отношения к предстоящей игре является уме­ло проведенный психологический опрос в форме интервью или анкеты. Косвенное представление об установке на соревнование у конкрет­ного спортсмена можно получить методом наблюдения за его внеш­ним поведением, за активностью в контрольных двусторонних играх, за общением с партнерами, по самооценке его аппетита и качества сна


238 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение

накануне соревнований и др. Однако внешне наблюдаемое поведение нередко может быть обманчивым даже для опытных тренеров.

Давая установку на соревнование, тренер нередко видит, что от­дельные игроки недостаточно серьезно воспринимают его указания или призывы «собраться на самую важную в сезоне игру». Это проис­ходит чаще всего потому, что воздействия тренера направлены на спорт­сменов без учета или без точного знания того, как именно спортсмен относится к предстоящим стартам.

Познакомимся еще с одной методикой, которая была разработана в ЛНИИФКе проф. Ю. Л. Ханиным (1977)1 для диагностики отноше­ния спортсмена к предстоящему соревнованию (ОПС). Шкала позво­ляет выявлять особенности восприятия спортсменом предсоревнова-тельной ситуации и предсказывать его состояние перед ответствен­ным стартом.

Шкала «отношение к предстоящему соревнованию» (ОПС) состо­ит из 28 вопросов (по 7 суждений на каждый компонент), на которые спортсмен должен ответ «да» или «нет». В шкале ОПС И положи­тельных суждений по всем компонентам чередуются с 17 отрицатель­ными. Это сделано для того, чтобы избежать формирования нежела­тельной установки при опросе.

Обычно опрос спортсменов по шкале ОПС проводится индивиду­ально (или фронтально в группе с соблюдением самостоятельности опрашиваемых). Каждому из спортсменов дается протокол для реги­страции своих ответов. Ниже приведены полный текст шкалы ОПС и форма протокола опыта.

Инструкция. «Постарайтесь как можно ярче мысленно представить предстоящие соревнования и ответьте на каждое из приведенных ни­же суждений. Если вы согласны с приведенным суждением, то по­ставьте в регистрационном бланке против номера соответствующего вопроса значок «х» в строке «да»; если вы думаете иначе, то поставьте значок «х» в строке «нет». Постарайтесь долго не думать, доверяйте своим чувствам».

Шкала ОПС

1. Я готов показать высокий результат.

2. К этим соревнованиям я готов лучше, чем мои соперники.

3. В этих соревнованиях я хочу показать высокий результат.


Тема 4. Изучение влияния соревнований на личность спортсменов 239

4. Я боюсь подвести команду.

5. Физически я хорошо готов к этим соревнованиям.

6. На этих соревнованиях будет много равных соперников.

7. Это очень важные для меня соревнования.

8. У меня сейчас натянутые отношения с тренером.

9. Я нахожусь в хорошей спортивной форме.

 

10. Я плохо знаю своих соперников.

11. На этих соревнованиях многое для меня решится.

12. Конфликты с товарищами по команде мешают мне как следует на­строиться на предстоящие соревнования.

13. Я уверен, что смогу выполнить задачу, поставленную передо мной в этих соревнованиях.

14. Я не боюсь своих соперников.

15. Думаю, что это будут трудные соревнования.

16. Мое успешное выступление на этих соревнованиях важно для всей команды (клуба, общества, города, республики, страны).

17. Я доволен результатом последних соревнований.

18. На предстоящих соревнованиях у меня будут «неудобные» сопер­ники.

19. В этих соревнованиях мне очень важно хорошо выступить.

20. Мне кажется, что товарищи по команде не верят в мой успех.

21. Я уверен в своих силах.

22. Я уже выигрывал у своих соперников.

23. Я постоянно думаю о предстоящих соревнованиях.

24. На этих соревнованиях я боюсь подвести своего тренера.

25. Технически я.хорощо готов к предстоящим соревнованиям.

26. Среди моих соперников есть такие, которых я совсем не знаю.

27. Я с нетерпением жду предстоящих соревнований.

28. Тренер высоко оценивает мою готовность к этим соревнованиям.


 


240, Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение

Анализ и интерпретация данных.Каждый вопрос по шкале ОПС, сов­падающий с ключом, оценивается в 1 балл. Обработка протокола опро­са осуществляется с помощью ключа «работающих» ответов по каж­дому из компонентов. В результате получают 4 показателя и итого­вый индекс с лимитом от 7 до 0 баллов. Чем выше показатель, тем «не­благоприятнее» отношение спортсмена к предстоящему соревнованию.

1. Показатель уверенности в себе (Ув) — «смогу ли я?» (вопросы 1, 5,9,13,17,21,25). Высокие показатели означают: заниженная субъек­тивная самооценка своих возможностей достижения успеха; неуве­ренность в своих силах; отсутствие желания выступать; нереальность выполнения поставленных задач и т. д. Показатель Ув в 7 баллов пока­зывает, что спортсмен субъективно не готов к соревнованию. Показа­тель Ув в 0 баллов — высокая готовность к соревнованию.

2. Показатель восприятия и оценки возможностей соперников (Сп) — «смогут ли соперники?» (вопросы 2,6,10,14,18,22, 26). Сопоставле­ние своих возможностей с возможностями своих соперников. Показа­тель Сп в 7 баллов — высокая оценка готовности соперников; 0 бал­лов — низкая оценка возможностей соперников.

 

3. Показатель желания участвовать и значимость соревнования (Зн) — «хочу ли я?» (вопросы 3, 7,11,15, 19, 23, 27); Показатель Зн в 7 баллов — высокая субъективная значимость соревнования и боль­шое желание выступать. Показатель в 0 баллов — низкая значимость и отсутствие желания соревноваться.

4. Показатель зеркальной самооценки спортсмена (т. е. показатель субъективного восприятия спортсменом оценки его возможностей со стороны других людей (Др) — «смогу ли я с точки зрения других лю­дей (тренера, товарищей по команде, зрителей)?» (вопросы: 4, 8, 12, 16, 20,24, 28). Показатель Др в 7 баллов свидетельствует о занижен­ной зеркальной (или отраженной в социуме) самооценке спортсменом его возможностей в соревновании. Показатель в 0 баллов — высокая самооценка.

Если используется приведенная выше форма регистрационно­го бланка, то показатели по каждому из компонентов можно сумми­ровать, т. е. суммируют число ответов, совпадающих с трафаретом,


Тема 4. Изучение влияния соревнований на личность спортсменов 241

вырезанным по ключу (по горизонтали). Итоговый индекс представ­ляет собой сумму всех компонентов.

Примечание: М - средний показатель по выборке; о - стандартное отклонение. Завершение работы.Исследование на различных выборках спортсме­нов позволило стандартизировать показатели шкалы ОПС. В таблице (см. выше) представлены результаты этой стандартизации на выбор­ке 270 квалифицированных спортсменов, опрошенных по шкале ОПС накануне ответственных соревнований (см. таблицу выше). Более на­глядно эти результаты будут выглядеть графически после предвари­тельного нормирования по среднему квадратическому отклонению.


Раздел 5






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.