Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ВОПРОС 2. Развитие психики в онтогенезе.

В онтогенезе психика так же, как и в филогенезе , проходит ряд изменений.

Процесс развития психики у конкретной особи как бы "повторяет" исторический процесс (т.е. филогенез) до того уровня развития, на котором стоит данный вид животных.

С рождения особь имеет инстинкты – по мере взросления у нее появляется способность к овладению навыками – затем, на их основе, появляется интеллектуальное поведение – и, наконец, высшие психические функции (ВПФ) человека.

ВОПРОС 3. Психофизиологическая проблема.

Суть проблемы – отношение психического и физического.
В широком смысле – вопрос о месте психики в природе.
В узком – соотношение психических и физиологических (нервных) процессов.

Существеут четыре подхода к решению этой проблемы:

· теория психофизического взаимодействия

· теория психофизического параллелизма

· теория психофизического тождества

· принцип психофизического единства

1. Теория психофизического взаимодействия.
Появление научного интереса к психофизической проблеме относится к 17 в., т.к. законы механики сформировали понятие об объективной реальности: все объяснялось механикой, и психика тоже.
Р. Декарт предпринял попытку объяснения поведения животных по образцу механического взаимодействия. Отсюда и название – теория психофизического взаимодействия.
Его рассуждения строились следующим образом.
Физиологическое и психическое суть разное. Тело только движется ("машина тела"), а душа только мыслит.
Но при определенных условиях они могут влиять друг на друга, оказывать друг на друга соответствующее воздействие, соприкасаясь в определенной части мозга. Так, при эмоциональных реакциях (аффектах – по Р.Декарту) физиологические процессы могут оказывать влияние на психические проявления.



2. Теория психофизического параллелизма.
Согласно этой теории психическое и физиологическое представляют собой два самостоятельных ряда процессов, неотделимых друг от друга, коррелирующих, но не связанных между собой отношениями причины и следствия.
Каждому психическому проявлению соответствует физиологический процесс.
Вывод: можно изучать физиологические явления – их раскрытие дает возможность рассмотреть собственно психические проявления.

3. Теория психофизического тождества. В подходе к этой теории было идеалистическое и материалистическое направление.
Оба направления сходились в том, что не существует качественной разницы между психическим и физиологическим.
Но для идеалистов это означало следующее: то, что есть в ощущениях является истинным, таким образом сознание выступает как непрерывный поток ощущений.
Материалисты в свою очередь считали, что сами физиологические процессы и есть психические.

4. Принцип психофизического единства.
В 50-60 гг. С.Л. Рубинштейн сделал попытку объяснить соотношение психических и физиологических процессов (подход, который и называется принцип психофизического единства).
Для объяснения взаимодействия физиологического и психического уровня необходимо подойти с диалектической точки зрения, т.е. рассмотреть в реальном процессе существования.
Согласно С.Л. Рубинштейну - психическое не существует без физического, но сам по себе физиологический процесс психического содержания не порождает.
Для физиологического субстрата надо внешнее воздействие, которое бы воспринималось субъектом активно.
Для запуска физиологических процессов необходим внешний раздражитель, который воспринимался (идентифицировался) бы субъектом как конкретный предмет или явление.

ВОПРОС 4. Возникновение и развитие сознания.

В процессе эволюции древняя обезьяна (как и весь животный мир) подвергалась воздействию окружающей среды и должна была приспосабливаться к ее изменениям.
Это привело, со временем, к появлению нового способа передвижения – прямохождению.
В результате освободились руки. Они стали специализироваться на иных трудовых операциях.
Эти трудовые операции все более усложнялись и, со временем, превращались в трудовые процессы.
Человек научился изготавливать орудия труда – он понимал и осознавал их значение.
Этими своими соображениями они должны были поделиться друг с другом. Такую возможность давал зарождавшийся язык.
С начала он был ситуативен, затем становился отвлеченным. Они уже могли договариваться о своих целях, планировать действия, абстрагируясь от ситуации и обдумывать ее на основе своих знаний об окружающем мире.
Так появляется сознание – высшая ступень развития психики.
Сознание реализуется через понятийно-знаковую систему.
Между познаваемым объектом и познающим субъектом возникает промежуточное звено – знак, с помощью которого познаваемое кодируется.
Этим знаком стал язык (понятия, слова). В этом главное отличие между психикой животных и сознанием человека – наличие опосредующего знака.
Человек может абстрагироваться от предмета, от явления и оперировать лишь знаниями. Поэтому сознание рассматривают как осознание субъектом самого факта своего знания.
Другое важное отличие сознания человека в наличии самосознания – способности сознавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности.
Самосознание дает человеку возможность самосовершенствования самого себя, самоконтроля и самовоспитания.
И сознание, и самосознание имеют общественную (социальную) природу.
Сознание каждого человека уникально, но не произвольно – оно обуславливается внешними по отношению к сознанию и независимыми от него факторами, прежде всего структурами той социальной системы, в которой существует индивид.
Общественно-исторические изменения влекут за собой и изменения в сознании людей.
В итоге можно такое определение сознания:
сознание есть высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью языка.

 

Ощущения.

ВОПРОС 1. Определение понятия ощущения. Ощущение - это простейший познавательный процесс.
Ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости.
Ощущения свойственны человеку и животным.
Отличие в том, что ощущения человека обогащаются его мышлением и опосредованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества.
При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками.
Однако, с помощью только ощущений, мы не сможем назвать предмет.
Для этого необходимы более сложные психические процессы, такие как восприятие, мышление, воображение, а ощущения дают материал для этих процессов.
Наиболее известные ощущения это такие как зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и вкусовые.
Многообразие ощущений отображает качественное многообразие окружающего мира.
Ощущения, по своим физиологическим механизмам, являются целостным рефлексом, объединяющим прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора.

ВОПРОС 2. Физиологические основы ощущений.Мозг получает информацию об окружающем мире через ощущения.
Для этого существуют специальные каналы связи мозга с внешним миром, по которым в мозг поступает разнообразная информация.
И.П. Павлов назвал их анализаторами.
Анализаторы делятся по модальности, т.е. каждый вид анализатора выделяет определенное свойство предмета или явления: зрительный анализатор, слуховой анализатор и т.д.
Анализатор состоит из трех частей:1.периферический отдел – здесь находятся рецепторы, преобразующие определенный вид физической энергии в нервный процесс (возбуждение);

1. проводящие пути – двух видов:






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.