Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ВОПРОС 5. Наблюдение и наблюдательность.

Восприятие – это активный процесс (см. вопрос №4 этой темы). Активность проявляется в преднамеренном, целенаправленном и систематическом восприятии – такое восприятие называетсянаблюдением.
Наблюдение всегда имеет свою цель, определенные задачи и план его проведения.
Оно связано с мышлением (с анализом, сравнением) и, таким образом, характеризуется с осмыслением воспринимаемого объекта.
Результаты наблюдения зависят от опыта человека, его знаний: чем больше знает, тем больше видит – апперцепция.
В отличие от наблюдения (как процесса), наблюдательность выступает как личностное свойство человека.
Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте.
Наблюдательность является основой для адекватного восприятия дествительности.

5.ПАМЯТЬ

ВОПРОС 1. Определение памяти.

Находясь в окружении действующих на нас раздражителей, мы можем сохранять впечатления об увиденном или услышанном.
Мы можем также припоминать пережитое в прошлом, узнавать ранее воспринятые образы.
Сохранение этих образов, их хранение и воспроизведение осуществляется с помощью памяти.
Память имеет для нас огромное значение.
Сеченов И.М. говорил, что человек лишенный памяти был бы существом не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами.
Память дает возможность восстановить знания в отсутствие предмета.
Информация, хранящаяся в памяти, может быть использована в любой другой ситуации, когда и где бы это ни потребовалось.

ВОПРОС 2. Процессы и виды памяти.

Память включает в себя ряд процессов:



· запоминание

· узнавание

· воспроизведение

· припоминание

· сохранение

· забывание

1. Запоминание. Этот процесс направлен на закрепление материала в памяти и может осуществляться в форме:

o непроизвольного запечатления (когда не ставится задача запомнить);

o сознательного, преднамеренного заучивания (когда специально ставится цель или задача запомнить);

o систематически организованного заучивания (когда учат стихотворение наизусть).

2. Узнавание. Оно проявляется тогда, когда человеку представлен (повторно) объект, с которым он уже предварительно ознакомился.

3. Воспроизведение. Оно может выражаться в форме:

o представлений;

o знаний;

O воспоминаний.

То, что воспроизводится, может всплывать непроизвольно, но может и активно припоминаться.
Воспроизведение иногда может быть затруднено. Причины плохого воспроизведения могут быть различными, вот некоторые из них:

o недостаточное понимание запоминаемой информации;

o долгое отстуствие необходимости в данной информации;

O негативное отношение к данной информации.

4. Припоминание. Оно разворачивается в тех случаях, когда невозможно или затруднительно воспроизведение.
Припоминание пройдет лучше и быстрее, если воспроизводить забытое не изолированно, не отдельно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти. 5.Сохранение. Оно представляет собой борьбу с забыванием.
Бороться с забыванием необходимо, т.к. иногда человек может забыть то, что нужно, важно помнить.
Борьба с забыванием ведется не вообще, а с забыванием нужной информации, т.к. забывание, в общем, не зло, а благо. 6.Забывание. Это естественный и необходимый процесс.
Если бы мы не забывали, наш мозг был бы перегружен, засорен обилием ненужной, несущественной информацией, которая нам мешала бы.
Забывается обычно то, что не имеет важного значения, не вызывает интереса, не занимает существенного места в деятельности человека.
Классификация видов памяти основывается на трех (3) признаках:

· объект запоминания

· степень волевой регуляции

· длительность сохранения в памяти

1. Объект запоминания. Под этот признак попадают те виды памяти, которые выделяются на основании того что запоминается.
В зависимости от объекта запоминания выделяют следующие виды:

o наглядно-образная память;

o вербально-логическая память;

o двигательная память;

O эмоциональная память.

Степень волевой регуляции. Под этот признак попадают те виды памяти, которые выделяются на основании того как запоминается информация.
В зависимости от того, как запоминается выделяют следующие виды:

  • непроизвольная память;
  • произвольная память.

3. Длительность сохранения в памяти. Под этот признак попадают те виды памяти, которые выделяются на основании того как долго помнится информация.
В зависимости от того, как долго сохраняется информация выделяют следующие виды:

  • кратковременная память;
  • оперативная память;
  • долговременная память.

ВОПРОС 3. Физиологические основы памяти.

В основе памяти лежат физиологические процессы, которые у человека протекают в полушариях головного мозга. Они выражаются в свойствах нервной ткани изменяться под влиянием действий раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения.
Эти "следы" представляют собой определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах. От вида произошедших изменений (биохимические или электрохимические) зависит прочность следов:

· электрохимические изменения обеспечивают работу кратковременной памяти

· биохимические изменения обеспечивают работу долговременной памяти

Произошедшие изменения в нейронах приводят к тому, что облегчается распространение нервных процессов именно в этом направлении (по проторенному следу).
Следы могут в определенных условиях оживляться, актуализироваться, т.е. в них возникает процесс возбуждения в отсутствие раздражителя, вызвавшего указанные изменения.

ВОПРОС 4. Теории памяти. Существует ряд подходов к объяснению механизмов лежащих в основе памяти, но единой теории нет.
Наиболее известны три подхода (теории):

· Психологический

· Физиологический

· Биохимический

1. Психологический подход. Этот подход представлен в частности ассоциативной теорией памяти.
Согласно этой теории между отдельными предметами, событиями и т.д. образуются связи называемые ассоциациями.
Сущность ассоциативной связи заключается в том, что появление в сознании одного элемента этой связи вызывает появление в сознании и другого элемента этой связи.

2. Физиологический подход. К этому подходу относится нейронная теория памяти.
Согласно этой теории нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки.
Под влиянием биотоков происходят изменения в местах соединения нервных клеток (в синапсах), что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям.
Различный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закрепленной информации.

3. Биохимический подход. Этот подход характеризуется молекулярной теорией памяти.
Согласно этой теории под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые молекулы, на которых "записывается" поступающая в мозг информация (как на ленту магнитофона или CD).
Ученые даже пытаются извлечь "молекулы памяти" с тем, чтобы потом создать "таблетки памяти" и т.о. пересаживать знания другим людям.

Пока эти попытки воспринимаются с иронией и относятся к ним как к фантазиям.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.