ВОПРОС 5. Память и деятельность. Особенности деятельности могут определять, влиять на индивидуальные различия в памяти людей. Это связано с тем, что определенный вид деятельности как бы заставляет упражняться соответствующий вид памяти или способ запоминания. Примеры: художники – наглядно-образная память (пишут портрет по памяти); музыканты – слуховая память (музыкальное произведение); математики – вербально-логическая память (формулы, теоремы и т.д.).
ВОПРОС 6. Индивидуальные различия памяти.
Память одних людей отличается от памяти других. Кто-то лучше запоминает предметы, явления, лица и т.д. У этих людей наглядно-образная память. Другие лучше помнят определения, понятия, мысли, формулы и т.д. – у них вербально-логическая память. Есть люди, хорошо запоминающие и наглядно-образный и словесно-логический материал – гармоническая память.
Различия в памяти проявляются и в том, как люди предпочитают запоминать. Кто-то лучше запоминает, если посмотрит, увидит то, что нужно запомнить (зрительный тип памяти ). Кому-то лучше послушать, т.е. ориентироваться на слух (слуховой тип памяти ). Третьим для запоминания необходимо сделать что-то своими руками (двигательный тип памяти ). Есть люди с смешанным типом памяти (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный или слухо-двигательный). Чистые типы встречаются редко, чаще смешанный тип.
Существует тип людей, которых благодаря особому типу памяти называют эйдетиками. Их память заметно отличается от памяти других людей.
В целом можно говорить, что у человека хорошая память, если он отличается:
Быстротой запоминания
Прочностью сохранения
Точностью воспроизведения
И так называемой готовностью памяти (способность вспомнить то, что необходимо в нужный момент)
Наиболее распространенная типология памяти связана с оценкой быстроты запоминания и прочности сохранения. Оптимальным считается быстрое запоминание и прочное сохранение.
Тема 6. Мышление
ВОПРОС 1. Понятие мышления.
Мышление является более сложным познавательным процессом по сравнению с ощущением, восприятием или памятью. Благодаря мышлению мы имеем больше знаний, сведений, информации об окружающей действительности, больше чем могут нам дать просто ощущения и восприятия. Иными словами мышление помогает нам выйти за пределы чувственного познания. Мышление позволяет рассуждать о вещах, которые мы не видим, не воспринимаем, можем предсказывать (предвидеть) различные события. Мышление позволяет отражать действительность (предметы и явления), которую мы никогда не воспринимали сами (непосредственно), однако можем иметь о ней представления из других источников (книги, люди). Таким образом, через эти источники с помощью мышления происходит опосредованное отражение действительности. Поэтому мышление играет важнейшую роль в познании окружающего мира.
ВОПРОС 2. Операции мышления.
К мыслительным операциям (их шесть) относятся: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение и конкретизация. Операции мышления взаимосвязаны и переходят друг в друга. Они представляют собой единый мыслительный процесс, направленный на решение задачи и, в конечном итоге, на более адекватное познание окружающего мира.
1. Cравнение. При помощи сравнения вскрывается тождество и различия вещей и явлений, их свойств. Сравнение приводит к систематизации и классификации вещей.
- Эта операция мышления зачастую первичная и элементарная форма познания.
- Анализ и синтез. При анализе происходит вычленение явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии.
Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов. Абстракция. Эта операция осуществляется когда необходимо выделить, для более углубленного изучения, один признак или свойство предмета, не уделяя внимания другим свойствам.
Обобщение. Обобщение является продуктом мыслительной деятельности, формой отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Выделяют 2 вида обобщения: - формально-эмпирическое – обобщение, осуществляющееся путем сравнения ряда объектов и выявления внешне одинаковых и общих признаков.
- содержательное (теоретическое) – обобщение, основанное на глубоком анализе объектов и выявлении скрытых общих признаков, отношений и зависимостей.
Конкретизация. Конкретизация позволяет правильнее понять действительность, связать абстрактные, обобщенные знания с практикой
ВОПРОС 3. Виды мышления.
Психология изучает мышление как познавательную деятельность, и дифференцирует ее на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности. В этой связи выделяют три вида мышления: предметно-действенное, наглядно-образное, вербально-логическое.
1. Предметно-действенное - вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. Этот вид мышления наиболее свойственен детям в раннем возрасте (от 1 до 3 лет), для которых мыслить о предмете – значит манипулировать им. У взрослых этот вид мышления может быть связан с их деятельн6остью, когда необходим практический анализ.
2. Наглядно-образное - вид мышления, который необходимо опирается на восприятие или представление. Этот вид мышления характерен для дошкольников (от 3 до 7 лет) или для представителей профессий, связанных с яркими и живыми представлениями предметов и явлений (писатели, художники, артисты и т.д.).
3. Вербально-логическое - это мышление понятиями лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению. Такое мышление свойственно взрослым и старшеклассникам.
ВОПРОС 4. Формы мышления.
Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
1. Понятие. Эта форма мышления представляет собой более развитую и всестороннюю форму познания.
Оно шире и полнее отражает действительность, чем представление и восприятие. (Пример: мы не можем видеть или представить стол "вообще", автобус "вообще", но можем мыслить об этом.) В процессе общественно-исторического развития познания содержание понятий изменяется, дополняется. (Пример: в древности "атом" считался основой мироздания, сейчас мы знаем что "атом" сам состоит из элементарных частиц и поэтому не является конечной частицей.) Понятие может быть 2-х видов: конкретным и абстрактным. Наиболее абстрактные понятия называют категориями.
2. Суждение. Эта форма мышления содержит утверждение или отрицание какого-либо положения, относительно предметов или их свойств. (Пример: утвердительное суждение - "Это стол"; отрицательное суждение - "Это не стул").
Суждения бывают:
o общими – отрицается или утверждается что-либо относительно всех предметов и явлений, объединенных понятием. ("Все стулья в этом магазине продаются")
o частными – суждения, в которых речь идет только о части предметов и явлений, объединенных понятием. ("Некоторые из этих стульев уже проданы")
o единичными – суждения, в которых речь идет о каком-то индивидальном понятии. ("Этот стул - спецзаказ")
Суждения раскрывают содержание понятий, поэтому чтобы высказывать суждения, необходимо знать содержание понятий входящих в состав суждения. (Пример: Надо знать что такое "стул", "магазин", "продается" и т.д. для того, чтобы понять фразу "Все стулья в этом магазине продаются").
Правльность суждений проверяются практикой.
3. Умозаключение. Эта форма мышления позволяет человеку, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводить из них новое суждение. (Пример: "Эти две прямые не пересекаются" + "Эти же две прямые лежат в одной плоскости" = "Следовательно, эти две прямые параллельны").
Выделяют 2 вида умозаключений:
o индукция – способ рассуждения от частных суждений к общему суждению. Здесь осуществляется установление общих законов и правил на основании изучения отдельныхфактов и явлений.
|