Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ВОПРОС 5. Память и деятельность.

Особенности деятельности могут определять, влиять на индивидуальные различия в памяти людей.
Это связано с тем, что определенный вид деятельности как бы заставляет упражняться соответствующий вид памяти или способ запоминания.
Примеры:
художники – наглядно-образная память (пишут портрет по памяти);
музыканты – слуховая память (музыкальное произведение);
математики – вербально-логическая память (формулы, теоремы и т.д.).

ВОПРОС 6. Индивидуальные различия памяти.

Память одних людей отличается от памяти других.
Кто-то лучше запоминает предметы, явления, лица и т.д. У этих людей наглядно-образная память.
Другие лучше помнят определения, понятия, мысли, формулы и т.д. – у них вербально-логическая память.
Есть люди, хорошо запоминающие и наглядно-образный и словесно-логический материал – гармоническая память.

Различия в памяти проявляются и в том, как люди предпочитают запоминать.
Кто-то лучше запоминает, если посмотрит, увидит то, что нужно запомнить (зрительный тип памяти ).
Кому-то лучше послушать, т.е. ориентироваться на слух (слуховой тип памяти ).
Третьим для запоминания необходимо сделать что-то своими руками (двигательный тип памяти ).
Есть люди с смешанным типом памяти (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный или слухо-двигательный).
Чистые типы встречаются редко, чаще смешанный тип.

Существует тип людей, которых благодаря особому типу памяти называют эйдетиками.
Их память заметно отличается от памяти других людей.

В целом можно говорить, что у человека хорошая память, если он отличается:

Быстротой запоминания

Прочностью сохранения

Точностью воспроизведения



И так называемой готовностью памяти (способность вспомнить то, что необходимо в нужный момент)

Наиболее распространенная типология памяти связана с оценкой быстроты запоминания и прочности сохранения.
Оптимальным считается быстрое запоминание и прочное сохранение.

Тема 6. Мышление

ВОПРОС 1. Понятие мышления.

Мышление является более сложным познавательным процессом по сравнению с ощущением, восприятием или памятью.
Благодаря мышлению мы имеем больше знаний, сведений, информации об окружающей действительности, больше чем могут нам дать просто ощущения и восприятия. Иными словами мышление помогает нам выйти за пределы чувственного познания.
Мышление позволяет рассуждать о вещах, которые мы не видим, не воспринимаем, можем предсказывать (предвидеть) различные события.
Мышление позволяет отражать действительность (предметы и явления), которую мы никогда не воспринимали сами (непосредственно), однако можем иметь о ней представления из других источников (книги, люди). Таким образом, через эти источники с помощью мышления происходит опосредованное отражение действительности.
Поэтому мышление играет важнейшую роль в познании окружающего мира.

ВОПРОС 2. Операции мышления.

К мыслительным операциям (их шесть) относятся: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение и конкретизация.
Операции мышления взаимосвязаны и переходят друг в друга.
Они представляют собой единый мыслительный процесс, направленный на решение задачи и, в конечном итоге, на более адекватное познание окружающего мира.

1. Cравнение. При помощи сравнения вскрывается тождество и различия вещей и явлений, их свойств.
Сравнение приводит к систематизации и классификации вещей.

  1. Эта операция мышления зачастую первичная и элементарная форма познания.
  2. Анализ и синтез. При анализе происходит вычленение явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии.

    Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.

Абстракция. Эта операция осуществляется когда необходимо выделить, для более углубленного изучения, один признак или свойство предмета, не уделяя внимания другим свойствам.


  1. Обобщение
    . Обобщение является продуктом мыслительной деятельности, формой отражения общих признаков и качеств явлений действительности.
    Выделяют 2 вида обобщения:
    • формально-эмпирическое – обобщение, осуществляющееся путем сравнения ряда объектов и выявления внешне одинаковых и общих признаков.
    • содержательное (теоретическое) – обобщение, основанное на глубоком анализе объектов и выявлении скрытых общих признаков, отношений и зависимостей.

Конкретизация. Конкретизация позволяет правильнее понять действительность, связать абстрактные, обобщенные знания с практикой

ВОПРОС 3. Виды мышления.

Психология изучает мышление как познавательную деятельность, и дифференцирует ее на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности.
В этой связи выделяют три вида мышления: предметно-действенное, наглядно-образное, вербально-логическое.

1. Предметно-действенное - вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами.
Этот вид мышления наиболее свойственен детям в раннем возрасте (от 1 до 3 лет), для которых мыслить о предмете – значит манипулировать им.
У взрослых этот вид мышления может быть связан с их деятельн6остью, когда необходим практический анализ.

2. Наглядно-образное - вид мышления, который необходимо опирается на восприятие или представление.
Этот вид мышления характерен для дошкольников (от 3 до 7 лет) или для представителей профессий, связанных с яркими и живыми представлениями предметов и явлений (писатели, художники, артисты и т.д.).

3. Вербально-логическое - это мышление понятиями лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению.
Такое мышление свойственно взрослым и старшеклассникам.

ВОПРОС 4. Формы мышления.

Основные формы мышления:
понятие, суждение, умозаключение.

1. Понятие. Эта форма мышления представляет собой более развитую и всестороннюю форму познания.

Оно шире и полнее отражает действительность, чем представление и восприятие. (Пример: мы не можем видеть или представить стол "вообще", автобус "вообще", но можем мыслить об этом.)
В процессе общественно-исторического развития познания содержание понятий изменяется, дополняется. (Пример: в древности "атом" считался основой мироздания, сейчас мы знаем что "атом" сам состоит из элементарных частиц и поэтому не является конечной частицей.)
Понятие может быть 2-х видов: конкретным и абстрактным. Наиболее абстрактные понятия называют категориями.

2. Суждение. Эта форма мышления содержит утверждение или отрицание какого-либо положения, относительно предметов или их свойств. (Пример: утвердительное суждение - "Это стол"; отрицательное суждение - "Это не стул").

Суждения бывают:

o общими – отрицается или утверждается что-либо относительно всех предметов и явлений, объединенных понятием. ("Все стулья в этом магазине продаются")

o частными – суждения, в которых речь идет только о части предметов и явлений, объединенных понятием. ("Некоторые из этих стульев уже проданы")

o единичными – суждения, в которых речь идет о каком-то индивидальном понятии. ("Этот стул - спецзаказ")


Суждения раскрывают содержание понятий, поэтому чтобы высказывать суждения, необходимо знать содержание понятий входящих в состав суждения. (Пример: Надо знать что такое "стул", "магазин", "продается" и т.д. для того, чтобы понять фразу "Все стулья в этом магазине продаются").

Правльность суждений проверяются практикой.

3. Умозаключение. Эта форма мышления позволяет человеку, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводить из них новое суждение. (Пример: "Эти две прямые не пересекаются" + "Эти же две прямые лежат в одной плоскости" = "Следовательно, эти две прямые параллельны").

Выделяют 2 вида умозаключений:

o индукция – способ рассуждения от частных суждений к общему суждению. Здесь осуществляется установление общих законов и правил на основании изучения отдельныхфактов и явлений.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.