Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Активность личности (наличие познавательной деятельности, деятельности направленной на преобразование природы и себя).

В основе становления, развития личности лежит система отношений. Речь идет об отношении:

1. к себе;

2. к другим;

3. к труду (учебе);

4. к жизни;

К вещам, предметам (природе).

На основе этой системы отношений складывается структура личности, в которую входят интересы, потребности, мотивы поведения, особенности характера, те или иные способности и т.д.

Все внутреннее содержание личности, ее структура, своими корнями уходит в то социальное окружение, в котором находится человек.

Иными словами, личность по своей природе социальна: все ее психические свойства, активность и т.д. находятся в окружающей среде, в обществе.

Это общество и формирует человека как личность ("С кем поведешься, от того и наберешься").
Зарубежные концепции личности.

1. БИХЕВИОРИЗМ - направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды (Э. Торндайк, Д. Уотсон).

2. ФРЕЙДИЗМ - названное по имени австрийского психолога 3. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, фрейдизм в дальнейшем возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре, приобретя большое влияние. Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение - либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде.



3. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Когнитивная психология возникла в конце 50 - начале 60-х гг. XX в. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов. В своих исследованиях сторонники этого напрвления исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Когнитивная психология не оправдала возлагавшихся на нее надежд, поскольку ее представителям не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе.
Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

4. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку. Основные положения гуманистической психологии:

o человек должен изучаться в его целостности;

o каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

o человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;

o человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

o человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

o человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

O человек - это активное, интенциональное, творческое существо.

Гуманистическая психология противопоставила себя в качестве "третьей силы" бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней, согласно гуманистической психологии, устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения "идеального Я" (Г. Олпорт, А. Маслоу , К. Роджерс).

ВОПРОС 2. Индивид, личность, индивидуальность.

Применительно к человеку часто используют такие понятия как индивид, личность, индивидуальность.
Индивидом является каждый человек, с момента его рождения.
Для того, что бы стать личностью он должен пройти определенный путь развития.
Это развитие предполагает своим результатом формирование индивида как активного субъекта социальных отношений, т.е. способного активно выстраивать свои собственные отношения с окружающей его социальной средой (с обществом).
Кроме того, он должен обладать сознанием для осуществления подлинно человеческой деятельности (субъект деятельности).
Каждый человек, каждая личность по-своему выстраивает свои отношения с окружающими его людьми.
Это своеобразие относится и к его отношению к деятельности, а также другим отличительным особенности: интересам, потребностям, привычкам и т.д.
Все эти отличительные особенности личности, в конечном счете, и определяют ее неповторимость, ее индивидуальность.

ВОПРОС 3. Биологическое и социальное в структуре личности.

Говоря о личности, мы всегда имеем в виду социальную, общественную сущность человека.
Но человек так же и биологическое (живое) существо, с присущими всем живым организмам особенностями и свойствами: рождение и смерть, питание и размножение.
С момента рождения и до конца жизни человек - живой организм.
И только в процессе жизни, под влиянием обучения и воспитания человек превращается в личность, которая стремиться к развитию и совершенству, которая преобразует окружающий ее мир.
Человек, став личностью, не перестает быть биологическим существом. Поэтому в течение всей его жизни в нем, в его поведении, поступках и т.д. находят свое отражение как биологические, так и социальные факторы.
Поэтому степень развития личности можно определить по тому, как и в какой мере на действия человека оказывают влияния те или факторы: биологические или социальные.
Противоречия между биологическим и социальным в природе человека выступает как движущие силы развития личности.

ВОПРОС 4. Потребностно-мотивационная сфера личности.

У каждого человека есть потребности.

Потребности могут быть:

Естественные (природные, витальные)

Духовные (социальные)

У человека есть и мотивы.

Мотивы могут быть:

1. в виде идеалов

2. в виде убеждений

Механизмом возникновения мотивов является реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотив.
Развитие мотивов происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность.
Все мотивы выстраиваются в определенную иерархию.
У каждого человека есть своя иерархия мотивов, которую возглавляют наиболее важные, имеющие для личности наибольшее значение мотивы. Они образуют так называемую систему доминирующих мотивов.
Именно эти мотивы лежат в основе большинства поступков человека.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.