Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника

Анкетные данные:

Дата заполнения представления ______________20_____ года

Фамилия, имя, отчество ребенка _____________________________________ Дата рождения ___________________

ДОУ______________________ тип_____________ группа_________________ тип группы______________________

Срок пребывания в данном ДОУ___________________ В каком возрасте поступил________________________

Откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ (причина) _________________________________________________

Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая

Физическое состояние ребенка:

Сформированность движений (соответствуют возрасту, скованность, расторможенность, стереотипные и навязчивые движения) ____________________________________________________________________________

Утомляемость ___________________________________________________________________________________

Состояние моторики:

- ведущая рука __________________________________________________________________________________

- точность движений _____________________________________________________________________________

- работа на листе бумаги __________________________________________________________________________

Особенности познавательной сферы:

Познавательные интересы, любознательность _________________________________________________________

Особенности внимания (легко ли привлекается внимание, устойчивость внимания, легко ли переключается с одного вида деятельности на другой) _________________________________________________________________

Сформированность восприятия и наглядно-действенного мышления:

- наличие или отсутствие интереса и побуждения в деятельности _________________________________________

- активность и целеустремленность, наблюдательность _________________________________________________

- продуктивность в работе и обучении _______________________________________________________________

- восприятие величины, формы цвета ________________________________________________________________



- точность и осмысленность восприятия, понимания главного в воспринимаемом _____________________________

- умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия (обобщения строит, опираясь на незначительные признаки; устанавливает с трудом или легко) _____________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

уровень обобщений _________________________________________________________________________________

- адекватное использование помощи ___________________________________________________________________

Особенности памяти:

- преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная) __________________________________

- быстрота и прочность запоминания __________________________________________________________________

- что лучше запоминает: цифры, стихи, события __ _______________________________________________________

Особенности речи:

- понимание обращенной речи (не понимает, ориентируется в пределах ситуации, в пределах обихода) ___________________________________________________________________________________________________

- возможность речевого сотрудничества с взрослым (понимание и выполнение элементарных инструкций) ___________________________________________________________________________________________________

- самостоятельная речь (особенности звукопроизношений: нарушено или нет) ________________________________

- особенности словарного запаса ______________________________________________________________________

- особенности грамматического строя __________________________________________________________________

- объем и типы предложений _________________________________________________________________________

- умение составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок ______________________________________

- наличие заикания __________________________________________________________________________________

Элементарные математические представления:

- механический пересчет в пределах _________________________________________________________________

- возможность соотнесения каждого последующего числа с предметом ____________________________________

- возможность соотнесения заданного количества предметов с количеством пальцев рук или других предметов, с цифрой ________________________________________________________________________________________

- выделение из множества заданного количества предметов _____________________________________________

- пересчет предметов с называнием итогового числа ______________________________________________________

- счетные операции __________________________________________________________________________________

- доступность понятий: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну, больше/меньше ___________________________________________________________________________________________________

Сформированность представлений ребенка о себе и о ближайшем окружении:

- знания о себе, семье, месте проживания, общественной жизни ____________________________________________

- временные представления ___________________________________________________________________________

Особенности игровой деятельности:

- проявляет ли интерес к новым игрушкам (стойкий, кратковременный, избирательный, адекватно ли использует игрушку) ______________________________________________________________________________________

- характер индивидуальной игры (манипуляции, процессуальная игра, наличие элементов сюжета, сюжетно-ролевая игра, использование предметов-заменителей, оречевление игровых действий) _________________________

___________________________________________________________________________________________________

- умение подчиняться игровым правилам _______________________________________________________________

Особенности конструктивной и изобразительной деятельности:

- возможность совместной работы; по подражанию, по образцу; по словесной инструкции, по замыслу

___________________________________________________________________________________________________

- ориентировка в пространстве, в выборе формы и цвета __________________________________________________

- умение обыгрывать постройку, объяснять рисунок и оречевлять свои действия ______________________________

Работоспособность _________________________________________________________________________________

Особенности личности:

- основные черты поведения (активность, пассивность, контактность, потребность в общении) ___________________________________________________________________________________________________

-отношение к самому себе (к своему телу, здоровью, личным вещам) _______________________________________

- реакция на одобрение, замечание ____________________________________________________________________

- склонности, симпатии ______________________________________________________________________________

Навыки самообслуживания ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Заключение ________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолог ____________________________

Приложение 1

Нормативно-правовая документация психолога образовательного учреждения,

в котором студент проходит практику

Нормативная документация

1. Конвенция о правах ребенка (вступила в силу 2 сентября 1990 года)

2. Конвенция ООН о правах инвалидов (вступила в силу 03.05.2008.)

3. Конституция РФ

4. Закон об образовании РФ (вступил в силу 1 сентября 2013 г.)

5. ФГОС дошкольного/школьного образования (вступил в силу:1 января 2014 г.)

6. Этический кодекс психолога (принят 14 февраля 2012г.)

7. Положение о Службе практической психологии в системе образования Российской Федерации

8. Положение о службе помощи в ОУ (консилиумы, комиссии и т.п.)

9. Должностная инструкция педагога – психолога ОУ

10. Этический кодекс психолога и т.п.

Организационно-методическая документация

1. План работы педагога-психолога ДОУ на год

2. Журнал учета рабочего времени

3. Журнал консультаций педагога-психолога

4. Карта учета проводимой с ребенком коррекционной работы

5. Программа коррекционно-развивающих занятий

6. Списки детей по возрастным группам, с которыми работает специалист.

7. Аналитический и статистический отчеты о работе педагога-психолога и т.п.

 

Приложение 2

Задания на практику в ДОУ

 

I. Психодиагностика (примеры выполнения диагностических заданий) в группе ДОУ (по выбору: средняя, старшая, подготовительная, 2-я младшая):

1) Составьте программу эмпирического исследования (по выбору):

- познавательного или личностного развития:

- нарушений эмоциональной или коммуникативной сфер дошкольников и т.п.

 

II. Консультирование

1) Составьте план консультаций для родителей учащихся/воспитанников выбранной группы на учебный год.

Месяц Тема Цель Задачи
Сентябрь      
     
Май      

Раскройте содержание не менее 4 консультаций в виде конспектов.

2) Составьте план консультаций для педагогов на учебный год.

Месяц Тема Цель Задачи
Сентябрь      
     
Май      

Раскройте содержание не менее 4 консультаций в виде конспектов.

III. Программы коррекционной работы:

1) Составьте план семинаров-практикумом для педагогического коллектива на учебный год.

Месяц Тема Цель План проведения
Сентябрь      
     
Май      

Раскройте содержание не менее 4 семинаров-практикумов в виде конспектов.

2) Составьте план коррекционных мероприятий с учащимися/воспитанниками выбранной группы на учебный год (с учетом проведения занятий - 1 раз в неделю).

Месяц Программа (название, автор) Цель Содержание
Сентябрь      
     
Май      

3) Составьте план занятий/встреч с родителями выбранной группы на учебный год.

Месяц Тема Цель План проведения
Сентябрь      
     
Май      

Раскройте содержание не менее 4 встреч/занятий в виде конспектов.

 

IV. Психологическое просвещение (стендовая информация)

4) Составьте план тем стендовой информации в ДОУ на учебный год

Месяц Тема Цель
Сентябрь    
   
Май    

Представьте не менее 6 тем стендовой информации в виде информационных листков.

По каждому направлению деятельности предоставить список используемой литературы!

 

Приложение 3 (пример стендовой информации)

Режим и его значение в жизни детей раннего возраста
Основа нормального развития и правильного воспитания маленького ребенка — режим. Режим — это распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне, пище), а также чередование раз­личных видов деятельности во время его бодрствования. Соблюдение режима обеспечивает физиологически необхо­димую продолжительность сна и бодрствования, определенное чередование всех гигиенических процессов и кормления, свое­временность занятий и самостоятельных игр, прогулок, зака­ливающих процедур.
Режим способствует нормальному функ­ционированию организма, является основным условием своевременного и правильного физического и нервно-психичес­кого развития, бодрого настроения, спокойного поведения ма­лыша. В результате точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления, определенной их последовательности у ребенка вырабатывается динамический стереотип поведения. Благода­ря этому потребность в еде, сне возникает в установленное вре­мя, и предложение взрослого идти спать, есть, гулять не вызы­вает у малыша возражений. Правильный ритм охраняет нервную систему от переутомления, благоприятно влияет на ка­чество сна, характер и длительность бодрствования. Бодрствование — это дея­тельное состояние коры больших полушарий головного мозга и подкорковых отделов, находящихся в активном взаимодействии с окружающей средой. Длительность бодрствования определяется пределом работоспособности нервной системы. Наиболее существенную роль в поддержании активного бодрствования играют зрительные впечатления, полученные из наблюдений за окружающим миром. После этого необходимы отдых, сон. Чем младше ребенок, тем короче периоды ero бодрствования и чаще сон. Сон — жизненная потребность человека. Он предохраняет нервные клетки от переутомления: во время сна восстанавлива­ется их работоспособность. Сон характеризуется прекращением реакции на внешние раздражители, понижением, ослаблением восприимчивости органов чувств (слух, зрение, осязание), снижением двигательной активности. Бодрствование и сон — взаимосвязанные состояния нервной системы: после активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон обеспечивает активное бодрствование. С возрастом существенно изменяются не только длитель­ность бодрствования ребенка, но и характер, его деятельность становится более разнообразной. Это способствует поддержа­нию активности на протяжении все более длительного времени. Однако выносливость нервной системы остается невысокой. Поэтому длительные однообразные занятия, одно и то же положение тела приводят к быстрому снижению актив­ности во время бодрствования и появлению утомления. Чем мо­ложе дети, тем больше они нуждаются в частой смене деятель­ности, изменении характера активности. Этим определяется и длительность занятий в детском учреждении. Установлено, что лучшее время для занятий — первая поло­вина бодрствования, когда нервная система ребенка находится в состоянии оптимальной возбудимости (но не сразу после еды, а спустя 30 мин). Не следует проводить занятия сразу после сна, когда ребенок еще несколько заторможен, или после прогулки, когда он утомлен, непосредственно перед едой и перед сном, осо­бенно ночным (малыш перевозбуждается, долго не засыпает). С изменениями длительности бодрствования, сна и перерывов между кормлениями в течение первых трех лет режим меняется несколько раз. Каждый ребенок должен жить по режи­му своего возраста. Но длительность бодрствования и потребность в сне у детей одного и того же возраста может быть различной
в зависимости от их индивидуальных особенностей. Пристального внимания требуют дети после болезни, в период выздоровления, физически ослабленные. Вследствие меньшей выносливости и работоспособности нервной системы, ослабленные болезнью, они нуждаются в более частом отдыхе и длительном сне. Иногда взрослые, идя на поводу у ребенка (случайный отказ от сна, длительное засыпание), преждевременно меняют ре­жим — переводят малыша с трехразового дневного сна на двух­разовый или с двух дневных снов на один, т.е. на режим детей более старшего возраста. Следует помнить, что каким бы дли­тельным ни был сон, он не может компенсировать затрат энер­гии при чрезмерно длительном бодрствовании малыша, в ре­зультате чего он переутомляется. Переводить детей на следующий возрастной режим надо с учетом не одного, а нескольких показателей, свидетельствую­щих о том, что физиологически ребенок уже подготовлен к это­му: возраст ребенка; характер (си­стематическое очень медленное) засыпание или отказ от дневного сна; раннее пробуждение после дневного сна; сохра­нение активности до конца бодрствования; беспокойство после кормления и признаки голодного возбуждения, возникающие задолго до кормления (на первом году жизни). Особенно труден для детей переход на режим с 2-х разовым, а затем с 1-о разовым дневным сном, так как при этом меня­ются не только ритм, но и последовательность всех режимных процессов. Поэтому переходить надо постепен­но. Сначала сокращать длительность каждого дневного сна и увеличивать бодрствование, затем сокращать общее количество дневного сна за счет увеличения длительности каждого перио­да бодрствования. До полного привыкания ребенка к новому ритму необходимо максимально сократить длительность его бодрствования, раньше накормить, сразу уложить спать и т.д. Необходимо следить за поведением детей и свое­временно переводить того или иного малыша на новый возра­стной режим в соответствии с теми изменениями, которые произошли в его поведении. Показатель правильности режима — поведение малыша: он спокоен и активен, не плачет, не возбужден, не отказывается от еды, быстро засыпает, крепко спит и просыпается бодрым. При составлении режима дня детей раннего возраста необходимо учитывать следующее: 1. Возможная длительность бодрствования ребенка определяется пределом работоспособности его нервной системы. Периоды дневного сна обеспечивают своевременное и полное восстановление затраченной энергии, правильный ритм работы и отдыха нервной системы. 2. Ритм кормления должен быть согласован с ритмом бодр­ствования и сна. Но недостаточно только установить правильный режим, очень важно методически правильно осуществлять все режим­ные процессы. От того, как организованы кормление, уклады­вание спать, какие приемы взрослые при этом используют, в большой степени зависит физическое развитие ребенка. При организации и проведении режимных процессов важно соблюдать правила: 1. Предложения ребенку идти спать, есть и др. должны со­впадать с его потребностями. Это возможно, если точно выпол­няется режим, осуществляются наблюдения за поведением малыша с целью определения его состояния. 2. Необходимо создавать условия, которые исключат непри­ятные ощущения у ребенка. Условные связи у маленьких де­тей образуются легко и быстро. И если однажды малыш был чем-то огорчен, то в дальнейшем будет к этому относиться негативно (плотно сжимать губы при виде ложки, хотя и хочет есть, кричать во время умывания или купания). 3. При введении чего-то нового (новой пищи) приучать следует к ним постепенно. 4. Начинать режимный процесс следует тогда, когда нервная система ребенка находится в спокойном состоянии. Ничегонельзя делать в момент плача, возбуждения малыша. 5. С первых месяцев жизни малыша все свои действия, а за­тем и ребенка взрослый сопровождает соответствующими сло­вами. Это настраивает ребенка на предстоящее, вызывает к нему интерес. 8. Во время каждого режимного процесса необходимо при­влекать детей к активному участию в посильном для них деле. Это создает положительное эмоциональное отношение к про­исходящему, способствует формированию навыков самообслу­живания. 10. Необходимо соблюдать постоянство требований к ребен­ку, методики организации режимных процессов и единство методических приемов со стороны всех взрослых, причастных к воспитанию малыша.    

Приложение 4 (пример консультации психолога)

  Консультация по теме: Сенсомоторное развитие: игры-занятия для детей второго и третьего года жизни
Венгер Л. А. утверждает, что «сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование пред­ставлений о внешних свойствах предметов: их форме, цве­те, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п.». С восприятия предметов и явлений окружаю­щего мира начинается познание. Все другие формы позна­ния — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их пе­реработки. Венгер считает, что важно иметь в виду значе­ние высокого уровня сенсорного развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой дея­тельности: «Важнейшее место в ряду способностей, обеспе­чивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способнос­ти, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точнос­тью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и яв­лений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние перио­ды детства». Ребенок приходит в мир с очень большим потенциалом сенсорных способностей. Задача взрослых — выявить их и своевременно спс ствовать их дальнейшему развитию. Именно сенсорное развитие имеет важнейшее значен» для полноценного психического развития детей раннего дошкольного возраста, т. к. это время наиболее благощ ятно для развития и совершенствования деятельности орг нов чувств, накопления разнообразных представлений окружающем мире. Сенсорное развитие на первом гол жизни служит основой для формирования всех линий развития ребенка, поэтому сенсорному воспитанию уделяется приоритетное внимание. Начиная осваивать разнообразные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и т. д.), ребенок сталки­вается с необходимостью освоения внешних свойств пред­метов, их учета и адекватного использования. Так, для того чтобы добиться в рисунке сходства с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особен­ности его формы, цвета. Ребенок выясняет взаимоотноше­ния частей в пространстве и соотносит свойства образца co свойствами имеющегося материала. Формирование представлений о явлениях живой и неживой природы также требует умения ориентироваться во внешних свойствах предметов. При знакомстве с родным языком и освоением грамоты большую роль играет фонематический слух (точное дифференцирование речевых зву­ков) и зрительное восприятие начертания букв. Основой для формирования математических представлений является знакомство с геометрическими формами и их разно­видностями, умение сравнивать объекты по величине. Та­кие свойства восприятия, как гибкость и точность опреде­ляют успешность обучения ребенка в школе. Сущность сенсорного воспитания ребенка заключается: в целенаправленном педагогическом руководстве сенсор­ным развитием и освоением сенсорной культуры человечества в противовес стихийному, обеспечивающему лишь поверхностные и неполноценные представления. Большое значение в сенсорном воспитании имеет фор­мирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. В ка­честве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спек­тра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуко-высотные отношения), свои — во вкусовом, обонятельном восприятии. Но нельзя однозначно понимать сенсор­ное воспитание как процесс усвоения сенсорных эталонов. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Несомненно, что форма, величина и цвет имеют опре­деляющее значение для формирования зрительных представ­лений о предметах и явлениях действительности. Кроме того, обязательным является и сенсорное воспитание в области слухового восприятия, которое является составной частью работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкаль­ному воспитанию дошкольников.  
  На первом году жизни сенсорное воспитание является основным видом воспитания вообще. Своевременный при­ток новых ярких впечатлений является необходимым не толь­ко для развития деятельности органов чувств, но и для об­щего нормального развития, как физического, так и психического. Известно, что в условиях ограниченности впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голе ведущий к значительным задержкам общего развития. С 2,5—3 до 5—6 месяцев происходит интенсивное накопление и развитие сенсорных впечатлений на основе осязания. Развитие движений руки позволяет ребенку сочетать их со зрительным восприятием. Вначале ребенок только осваивает предметы (распашонку, собственные руки и т. п.), видя их. А потом учится направлять руки в сторону интересующего его предмета, схватывать и удерживать его. В возрасте от 2,5—3 до 5—6 месяцев любимым занятие малышей является рассматривание разнообразных цветных сочетаний на коврах, шторах. Сенсорное развитие ребенка от 5—6 до 9—10 месяцев характеризуется повышенным вниманием к предметам, находящимся на разном расстоянии от него. Это объясняется новыми возможностями в овладении пространством, так как в этом возрасте малыш начинает ползать, самостоятельно садиться, а потом и вставать. С развитием умения вставать, младенец тянется вверх: различными предметами, с большим удовольствием бросает или сталкивает игрушку вниз, прислушивается к тому как игрушка стучит, ударяясь об пол, наблюдает, как она откатывается, и т. д. С 9—10 месяцев и до года ребенок проявляет все больше самостоятельности при исследовании игрушек и предметов, сравнивает величины предметов, практически овладе­вая умением заталкивать небольшие игрушки и подходящие емкости. Для развития восприятия очень важен факт узнавания исчезнувших на его глазах и появившихся вновь предметов, что и проявляется в действиях по вкладыванию и выниманию предметов, проталкиванию их в отверстия коробки, в игре в прятки и т. п. Уже к первому году жизни у малыша складываются це­лостные впечатления о предметах, наиболее часто встре­чающихся в быту и имеющих практическое значение. Упорядочению сенсорного опыта в значительной мере способствует развитие понимания речи. Ребенок по прось­бе взрослого находит среди игрушек большой и маленький мяч, разные машины, куклы и т. п., узнает и показывает близких взрослых, домашних животных. Основная задача сенсорного воспитания ребенка первого года жизни состоит в предоставлении ему достаточного богат­ства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внима­ния к свойствам предметов. С момента формирования хвата­тельных движений к этой задаче присоединяется еще одна - развитие умения приспосабливать хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно это приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («малень­кое» — это то, что можно схватить одной рукой, «большое» — двумя руками, «круглое» — то, что охватывается всей ла­дошкой, «квадратное» — то, что берется пальцами, обхва­тывающими предмет с двух сторон, и т. п.). На втором-третьем году жизни происходит усложнение задач сенсорного воспитания. Начинается постепенное на­копление ребенком представлений о цвете, форме, вели­чине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. А это значит, что следует знакомить его со всеми основными разновидностя­ми свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник. Доминирующим в сенсор­ном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями — хватанием и удерживанием предметов, манипулированием ими, передвижением в простран­стве. В связи с тем, что на первом году жизни сенсорное раз­витие в значительной мере осуществлялось в процессе хвата­ния предметов и манипулирования ими, наиболее интенсив­но формировалось восприятие их величины и формы. Много­кратные уподобления положения руки величине и форме пред­метов при их схватывании, удерживании и манипулировании ими позволяют ребенку все более точно учитывать свойства предметов, способствуют совершенствованию восприятия. Что же касается цвета, то, несмотря на свою эмоцио­нальную привлекательность, его восприятие наиболее слож­но с точки зрения осуществления практических действий с цветом. К двум годам восприятие становится более точным и ос­мысленным в связи с овладением функциями сравнения и сопоставления. Характерной чертой сенсорного развития в период от полутора до двух лет является опредмеченность восприятия, выделение свойств знакомых конкретных предметов, а не рядов основных сенсорных эталонов. Развитие предметных действий осуществляется путем примеривания и многократного сравнения величины, фор­мы и цвета предметов. Ярко это проявляется при действиях ребенка с пирамидками, матрешками, грибоч­ками, т. е. с игрушками, которые разбираются. Первоначально сравнение является приблизительным: ребенок примеривается, пробует и через ошибки и их ис­правление достигает результата. Однако в возрасте 1 года 9 месяцев — 1 года 10 месяцев, число проб и предварительных примерок быстро сокращается. Происходит переход к зрительному восприятию. На втором году жизни интенсивно развивается как зри­тельное, так и слуховое восприятие. Значение имеет развитие фонематического слуха, осуществляемого в про­цессе речевого общения окружающими. Совершенствование осязательного восприятия осуществ­ляется вместе со зрительным восприятием и развитием дви­жений руки, а также таких психических функций, как вни­мание, память, мышление. Основной задачей сенсорного развития является созда­ние условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. Павлова Л. Н. предлагает систему работы, по которой обогащение сенсорного опыта происходит в про­цессе проведения специальных игр-занятий по группировке похожих предметов одного из восьми цветов (красный, оран­жевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый), а затем соотнесению их по величине или по фор­ме, путем размещения вкладышей в соответствующие гнез­да; по выбору предметов по форме или цвету из двух, затем трех, четырех разновидностей. Основным методом организации игр-занятий, в этой сис­теме, является пробуждение интереса к игрушкам, дидакти­ческим материалам, прежде всего изготовленным из дерева (матрешки, большие и маленькие пирамидки, кубы-вклады­ши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика - к концу второго года жизни). Считается, что именно деревян­ные игрушки нужны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементар­ных действий с ними удобны для детей раннего возраста. Детям нужно предоставлять возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений, об­ращать их внимание на листья деревьев, превращение буто­нов в распустившиеся цветы, облака, игру красок, затей­ливые узоры мороза на окнах, яркие краски осенних ков­ров в садах и др.). На втором голу жизни дети усваивают форму как при­знак предметов: они легко выбирают необходимые детали из строительного набора для «крыши» и т. д. Использова­ние опредмеченных слов-названий помогает углублению вое приятия формы. Венгер Л. А. отмечает, что для полноценного сен­сорного развития необходимо исключить практику знаком­ства детей раннего возраста с двумя-тремя цветами и фор­мами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Такое обучение ограничивает круг получаемых ребенком представлений о свойствах предметов, а заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что лети перестают обращать внимание на другие их разно­видности. Результатом такого обучения является возникно­вение ошибок восприятия. Главное, на что следует обра­щать снимание, это чтобы ребенок умел учитывать свой­ства предметов во время действий с ними. Взрослый, за­нимаясь с детьми, должен употреблять названия форм и цветов, но не требовать этого обязательно от детей. Для дошкольников достаточно, если дети научатся правильно понимать смысл слов «форма», «цвет», «такой же». Ис­ключение может составить ознакомление с эталонами вели­чины, которая не имеет абсолютного значения. Она вос­принимается только в сравнении с другой величиной. Пред­мет оценивается как большой по сравнению с другим пред­метом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме. Для детей третьего года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Основную трудность вставляет необходимость учета свойств отображаемых во­лей и используемого материала. Поэтому необходимо до­живаться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, кото­рые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. При осуществлении систематического сенсорного вос­питания к трем годам завершается подготовительный этап и начинается организация усвоения сенсорной культуры. С 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей за­нимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хромати­ческие («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахро­матические цвета (белый, серый, черный). Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов — оттенок (красно-оранжевый, желто-зеленый и др.). Хроматические цвета делятся на две группы — теплых (от красного до жел­того) и холодных тонов (от зеленого до фиолетового). Каж­дый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определенную светлоту и насыщенность; Светлота - это степень близости данного цвета (оттенка) к белому, а насыщенность — степень его чистоты, т. е. примеси к дан­ному цвету серого цвета той же светлоты.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.