Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Практическое занятие № 2. Психические процессы

Практическое занятие № 1 Научный этап в развитии психологического знания

 

1. Заполнить таблицу ≪Основные направления психологии ХХ века≫

 

№ пп Направление Представители Основные идеи Достоинства Недостатки
Бихевиоризм        
Гештальтпсихология        
Психоанализ        
Гуманистическая психология        
Когнитивная психология        

 

2. Заполняя таблицу, письменно ответить на вопросы:

1). В чем суть и значение поведенческой психологии, или бихевиоризма?

2). Почему представители когнитивной психологии критиковали теорию бихевиоризма?

3). Как гештальтпсихология развивает идеи когнитивной психологии?

4). Какое влияние на развитие психологии личности оказал психоанализ 3.Фрейда?

5). В чем заключается основное отличие гуманистической психологии от бихевиоризма?

6). Каковы основные идеи теории самоактуализации личности А. Маслоу?

3. С точки зрения современной психологии прокомментируйте высказывания:

· «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней» Марк Аврелий.

· «Человек страдает не столько от того, что происходит, столько от того, как он оценивает происходящее» Мишель Монтень.

· «Страшно не то, что вас обманули или обокрали, страшно, если вы постоянно помните об этом» Конфуций.

· «Я был убит горем, потому что у меня не было туфель, до тех пор, пока не встретил человека, у которого не было ног» Гарольд Абботт.

· «Когда мы наслаждаемся отдыхом и, кажется должны чувствовать себя счастливыми, нас подстерегает дьявол беспокойства. Ведь именно в эти минуты мы задумываемся о том, чего не достигли в жизни, что топчемся на месте, становимся лысыми, некрасивыми и т.д.» Дейл Карнеги.



 

Практическое занятие № 2. Психические процессы

Задание 1. Ощущения и восприятие

1). В приведенных ниже задачах укажите, где речь идет о восприятии? По каким признакам Вы это установили?

Задача 1. Необходимым условием достижения высоких спортивных

результатов является наличие у спортсмена хорошо развитых некоторых ≪чувств≫: чувство мяча у футболистов, чувство воды у пловцов, чувство планки у прыгунов в воду и т.д.

Задача 2.Князь Андрей ... любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца .... Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их.

Задача 3.... Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало

отражение его свечи, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Этот маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами ...

2). Ответьте на вопросы психологии восприятия.

· Верно ли, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать?

· Почему в аэропорту, когда вы ждете прибытия определенного самолета, объявление по радио звучит так: «Самолет, прибывающий рейсом (что-то неразборчиво), опаздывает на (опять неразборчиво) минут» - самые нужные слова расслышать не удается?

· Мог ли Тарзан научиться читать, рассматривая книги в хижине родителей?

· Почему в детстве время субъективно течет медленнее, чем в зрелом возрасте и старости?

· Почему на детских утренниках часто можно услышать «порою волк, сердитый волк, с лисою пробегал» вместо «рысцою пробегал»; а вместо «мороз снежком укутывал» - «мороз мешком укутывал»?

· Почему болевых рецепторов в 10 раз больше на пальцах, чем на ладонях?

3). Установите соответствие между закономерностями ощущений и их описанием.

1) Глухонемые люди помещают ладони на корпус а) адаптация

инструмента, чтобы ощутить музыку

2) После пребывания на кухне человек перестал б) компенсация

ощущать запах гари

3) У Римского-Корсакова был «цветной слух» в) взаимодействие

4) У разведчиков повышается острота зрения, г) контраст

когда они ведут наблюдения

5) Серый квадрат на черном фоне кажется более д) синестезия

светлым, чем такой же на белом фоне

6) Тихая музыка повышает остроту зрения е) сенсибилизация

 

 

Задание 2. Иллюзии восприятия

1). Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый?

Как называется это явление?

 

 

2). Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими?

 

 

3). Какой из горизонтальных отрезков длиннее? в зависимости от соотношения частей и целого могут возникать различные иллюзии восприятия

 

4). Восприятие глубины. Почему мы видим яму?

 

 

Задание 3.Внимание и память

1). На занятиях в институте один преподаватель в тех случаях, когда студенты ведут себя особенно шумно, стучит по письменному столу кусочком мела.

Вопрос: На какой вид внимания рассчитывает педагог? Как долго он может пользоваться приемом?

2). Нарисуйте в тетради усеченную объемную пирамиду (вид сверху). Такой рисунок называется ≪двойственное изображение≫. В течение нескольких минут, напрягая произвольное внимание рассматривайте данное изображение, стараясь увидеть по очереди обе видимые фигуры. Затем сосредоточте свое внимание на одной (выпуклой или вогнутой фигуре). Вам это не удастся. Каждый раз когда у вас будет ≪проскакивать≫ в сознании другая фигура, ударяйте по столу пальцем.

Попросите кого-нибудь записать сколько раз вы ударяли пальцем в течении 3-х минут. Сравните свои результаты с результатами других. Сделайте выводы.

Результаты исследования сопоставьте с типами нервной системы, которые вы определите, на занятии по теме ≪Темперамент≫ тестом Айзенка.

3). Требуется одновременно гладить себя по животу и чесать голову.

Постарайтесь не допускать ошибок в этом простом упражнении. Если ошибки возникают, дайте им объяснения.

 

4).Установите соответствие между названием и описанием свойств внимания.

 

1) Объем а) деятельность учителя сложна: он должен

одновременно видеть класс, следить за

ответами учеников и помнить план урока.

2) Распределение б) начинающий учитель не видит всех учеников,

только тех, кто сидит возле его стола.

3) Переключение в) дети полутора лет могут играть 14 минут,

а шестилетние – полтора часа, не отвлекаясь.

4) Устойчивость г) учитель настолько глубоко овладел вниманием

учеников, что никто не услышал звонок.

5) Сосредоточенность д) первоклассники долго не могут успокоиться

после перемены, поэтому учитель тратит

много времени на организационный момент.

 

 

5) Установите соответствие между видом памяти и его описанием.

1) Герой фильма «Сдвинутый» Александр а) зрительная

Алтайский забыл шифр сейфа, но рука

сама правильно набрала номер.

2) Математик Леонард Эйлер помнил шесть б) слуховая

первых степеней всех чисел до 100

3) Художник Айвазовский писал морские в) эмоциональная

пейзажи по памяти

4) Оглохший Бетховен писал музыку для оркестра г) двигательная

5) 80 % людей долго помнят обиды и только

20 % - радостные события д) вербальная

 

6). Установите соответствия между процессами памяти и их описанием.

1) «Это ты, Коля?» - обратился к прохожему человек а) запоминание

2) Ученик точно пересказал содержание параграфа б) заучивание

3) Таблицу умножения люди помнят всю жизнь в) воспроизведение

4) Школьник прочитал параграф, разделил его на г) узнавание

части, озаглавил их, выделил в них опорные д) сохранение

слова, составил опорную схему и стал учить

5) Школьник повторяет правило правописания

 

Задание 4. Мышление и речь

 

1). Попробуйте описать, как происходит мыслительный процесс, если:

· Вам необходимо ответить на вопрос, есть ли у лягушки губы и хвост.

· у Вас в ящике есть черные и белые носки, смешанные в пропорции 4 к 5, сколько носков Вам придется вытащить, чтобы убедиться, что у Вас есть пара одного цвета?

· у Вас есть песочные часы, рассчитанные на 7 и на 11 минут, какой самый простой способ засечь 15 минут?

· Вам необходимо посадить четыре маленьких дерева, так чтобы каждое из них находилось на одинаковом расстоянии друг от друга?

 

2) Тест Липпмана ≪Логические закономерности≫

Ход опыта. Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.

1) 2,3,4,5,6,7

2) 6,9,12,15,18,21

3) 1,2,4,8,16,32

4) 4, 5, 8, 9, 12, 13

5) 19,16,14,11,9,6

6) 29, 28, 26, 23, 19, 14

7) 16; 3; 4; 2; 1; 0,5

8) 1,4,9, 16,25,36

9) 21,18,16,15,12,10

10) 3,6,8, 16, 18,36

 

3) Тест ≪Логичность умозаключений≫

Ход опыта.Испытуемым предъявляются на слух задания. В

каждом задании два связанных между собой суждения и вывод-

умозаключение. Некоторые умозаключения правильны, а другие

заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы

правильны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого за-

дания — 10 с.

МАТЕРИАЛ:

1. Все металлы проводят электричество. Ртуть— металл.

Следовательно, ртуть проводит электричество.

2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед —

араб.

3. Некоторые капиталистические страны — члены НАТО.

Япония — капиталистическая страна. Следовательно, Япония —

член НАТО.

4. Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов — Герой Советского Союза.

5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к

уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности.

6. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов — студент вуза.

7. Некоторые работники 2-го управления — юристы. Фомин —

юрист. Следовательно, Фомин — работник 2-го управления.

8. Все граждане России имеют право на труд. Иванов гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

9. Все металлы куются. Золото — металл. Следовательно, золото куется.

10. Когда идет дождь — крыши домов мокрые. Крыши домов

мокрые. Следовательно, идет дождь.

11. Все коммунисты выступают против войны. Джонс

выступает против войны. Следовательно, Джонс — коммунист.

12. Все коренные жители Конго — негры. Мухамед — негр.

Следовательно; Мухамед — житель Конго.

13. Все студенты 3-го курса выполнили нормы ГТО второй

ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступени.

Следовательно, Володя — студент 3-го курса.

14. Некоторые капиталистические страны входят в Общий

рынок. Австрия — капиталистическая страна. Следовательно,

Австрия входит в Общий рынок.

 

4) Роль представления в решении мыслительной задачи

Ход опыта. Предъявляются две задачи, которые необходимо

решить в течение нескольких минут.

1. В книжном шкафу стоят два тома собрания сочинений, в

первом томе 300 страниц. Во втором томе 200 страниц. В шкафу

завелся книжный червь и стал прогрызать книга. Он прогрыз от

первой страницы первого тома до последней страницы второго

тома. Сколько страниц прогрыз книжный червь?

2. От города А до города Б — 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу Б и шел без остановки со скоростью 30 км в час. В то же самое время из города Б по направлению к городу А вылетела ласточка, летевшая со скоростью 6 км в час. Она долетела до поезда, повернула обратно и полетела в

город Б. Долетев до города Б, она снова повернула по направлению к поезду к, долетев до него, опять повернула к городу Б и т, д. Так она летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город Б. Сколько километров пролетела ласточка?

 

5) Определите какие виды речи описаны в примерах: а) внешняя,

б) внутренняя, в) эгоцентрическая, г) диалогическая, д) монологическая,

е) невербальная, ж) вербальная, з) устная, и) письменная.

1) Учитель задает вопрос ученику, на который тот ему отвечает.

2) Аудитория с большим вниманием слушала выступление известного артиста.

3) Дети дошкольного возраста во время игры сопровождают свои действия их громким словесным описанием.

4) Колька заглядывал в окно и жестами показывал, что пора идти гулять.

5) Человек продумывает заранее свои действия и содержание разговора с руководителем.

 

 

6). Прокомментируйте следующие афоризмы. Какие известные сейчас закономерности и механизмы они иллюстрируют?

· Нет ничего более живучего, чем воспоминания (Гарсиа Лорка)

· Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным. (Самюэл Джонсон)

· Метод – мать памяти (Томас Фуллер)

· Забвение – непременное условие памяти (Жарри)

· Кого редко видят, того скоро забывают. (Джон Хейвуд)

· То, что трогает сердце, запечатлевается в памяти. (Вольтер)

· Мы забываем по необходимости, а не по своему желанию. (Мэтью Арнольд)

 

Задание 6. Воображение

 

1. Определите, какие виды воображения описаны ниже: а) активное,

б) пассивное, в) воссоздающее, г) творческое, д) преднамеренное,

е) непреднамеренное, ж) мечта.

1) Открытие всегда наступает внезапно … За какие-то секунды мозг Андрея представил стружку в виде специальной обмотки, которую вот таким же способом можно растягивать, изменяя характеристику. (Д.Гарин. Искатели).

2) Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам … Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать сам те вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам. (К.Паустовский. Золотая роза).

3) И Ромашов поразительно живо увидел себя ученым офицером Генерального штаба, подающим большие надежды…(А. Куприн. Поединок).

4) Началось воспаление легких. Яше становилось все хуже. Вдруг он убедился, что находится внутри металлического шара, фантастического межпланетного корабля … Шар почему-то вращался, и Яшу с большой

силой прижимало к его гладкой раскаленной поверхности (Борис Фрадкин. Дорога к звездам).

5) Мастер по чертежу изготовил деталь

 

2. Определите, какой способ создания образов воображения использован в каждом

примере: а) агглютинация, б) гипербола, в) литола, г) акцентирование,

д) типизация.

1) Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него как у медведя, а пасть у него - как пасть льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть (Библия).

2) «Что сделаю я для людей»? - сильнее грома крикнул Данко. (М.Горький).

3) Художники при создании дружеских шаржей подчеркивают наиболее характерные признаки внешности человека или его функции.

4) Я видел такого маленького человечка, что, когда ему нужно было взобраться на песчинку, он приставлял к ней лестницу. (Американский анекдот).

5) Горький говорил: «Они (литературные образы) строятся, конечно, не портретно, не берут определенного какого-нибудь человека, а берут тридцать - пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.