Упражнение «Город нашего отряда» Приветствие.
Информирование.
Субъектом образовательно-оздоровительного процесса является ребенок. Поэтому все внимание педагога нацелено на подростка. В настоящее время продолжается усиление внимания педагогической общественности к выбору форм, средств, методов воспитания современных подростков. Активный поиск воспитателями новых технологий приводит к внедрению в их педагогическую деятельность практических наработок социально-психологического профиля. В работе с детьми педагогу-практику необходимо уметь прослеживать социально-психологические изменения в отряде, формирование межличностных отношений; ценностные приобретения и характерологические продвижения. Чтобы корректировать свою профессиональную деятельность, он должен уметь и регулярно проводить анализ воспитательных результатов, сопоставляя их с целью своей деятельности.
Диагностика (в практике педагога) — это деятельность воспитателя, направленная на изучение личности подростка, особенностей подросткового коллектива, результативности собственной педагогической деятельности.
Использование любой диагностической процедуры в практике воспитателя должно определяться выбранной педагогической целью и служить достижению поставленных задач. Диагностика не должна проводиться ради диагностики, полученные данные необходимо использовать для коррекции программы отрядной деятельности или программы детского лагеря.
Сегодня мы с вами поговорим о том, какими способами можно изучать:
- индивидуально-психологические особенности подростка (эмоциональное состояние, ценности, установки, цели, мотивации, личностные качества, способности и пр.), определение которых помогает педагогу быстрее понять подростка, своевременно оказывать ему помощь в решении выявленных психологических проблем.
- межличностные отношения во временном детском объединении (эмоционально-психологический климат, социометрический статус, общение, лидерство, взаимодействие, референтность, дружба и пр.), которые способствуют правильному пониманию педагогом социально-психологических процессов, протекающих в подростковой группе.
Упражнение «Я особенный»
Цель: знакомство педагогов друг с другом для оптимизации взаимодействия.
Содержание: участники делятся на подгруппы по 5-6 человек и рассаживаются отдельно друг от друга. Каждой подгруппе раздается анкета «Я особенный» (приложение 1).
1), задача педагогов набрать максимальное количество баллов за короткий промежуток времени.
Необходимое оборудование: карандаши, готовые листы с анкетой.
Упражнение «Вот он я»
Цель: знакомство, определение цели пребывания в лагере, ценностей, личностных качеств подростков, по средствам самопрезентации.
Содержание: участникам необходимо закрыть глаза и подумать над такими вопросами: «Какой я человек? Что меня отличает от других людей? Мое жизненное кредо? Моя мечта? Мои интересы? Почему я приехал в этот лагерь? Что бы я хотел получить полезного для себя, находясь тут? К чему я буду стремиться тут?» Обдумав вопросы, участники отражают это на бумаге в виде рисунка, схемы (как угодно). По итогам своей работы каждый делится с остальными своим творчеством и рассказывает о себе. В конце можно сделать выставку этих работ, чтобы ребята лучше ознакомились со всеми рисунками. Сохранив эти рисунки, в течение смены можно использовать их в работе, дополняя чем-то тем, что узнали или чему научились ребята в лагере.
Необходимое оборудование: листы бумаги, карандаши, фломастеры, ножницы, краски, мелки.
Упражнение «Древо цели»
Цель:диагностика целей пребывания детей в лагере.
Содержание: На листе ватмана изображается дерево с корнями, стволом, кроной. Участникам предлагается проиграть данную методику на себе. Для этого они должны ответить на следующие вопросы: «Что я хочу? (ответы записываются напротив корней — основа желаний ребенка, пребывающего в лагере). Что я могу? (ответы записываются напротив ствола дерева — путь к осуществлению желаний). Что надо? (ответы записываются напротив кроны дерева — то, что скорректирует цель)». В середине ствола можно указать общую цель отряда. В конце смены можно говорить об исполнении желаний, проанализировать то, что удалось осуществить, каковы были трудности, что в последующем можно изменить.
Оборудование: лист бумаги с изображением дерева, фломастер.
Игра «Цветик-семицветик»
Цель: определение направленности потребностей, устремлений младшего подростка по его заветным желаниям.
Содержание: ребятам читается (или напоминается) известная сказка В. Катаева «Цветик-семицветик». (Возможен просмотр мультфильма).
Каждому из подростков предлагается сделанный из бумаги цветик-семицветик и дается возможность поставить себя на место девочки из сказки и задумать желания. Желания пишутся на лепестках или проговариваются вслух в момент отрывания лепестка по данному в сказке стихотворному образцу: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели. Вели, чтобы …»
Рекомендация: проводящему игру надо фиксировать желания ребят в заранее подготовленной таблице:
По итогам игры хорошо бы определить не только направленность желаний каждого подростка (на себя, на людей вообще, на свой коллектив, на близких людей), но и степень ценностного единства всех ребят по схожести желаний.
Данные таблицы можно проанализировать и по вертикальным столбцам. Если в детском объединении существуют сложившиеся микрогруппы, то можно провести также вариант игры, составляя цветочки коллективно. При этом каждый ребенок получает лепесток определенного цвета, записывает на нем свое желание одновременно с другими ребятами своей микрогруппы (звена, группы тесного дружеского общения), - в итоге получается «семицветик» (или «пятицветик», или «четырехцветик»), отражающий групповые ценности, групповое ценностное единство или разобщенность.
Оборудование: лепестки цветка, карандаши, фломатеры.
Упражнение «Самооценка»
Цель:определение самооценки подростка.
Содержание: нарисуй себя каким-либо символом, обозначением, можно написать имя на любой из ступенек, на всех лестницах.
Оборудование: бланки (возможно нарисованные от руки вожатым, либо совместно с детьми) с лестницами, карандаши фломастеры.
Упражнение «Город нашего отряда»
Цель: определение межличностных отношений, личностных предпочтений взаимодействия, социальных ролей («звезд», «предпочитаемых», «принимаемых», «отвергаемых»).
Содержание: участникам раздаются шаблоны домиков, которые они раскрашивают с помощью красок, карандашей, фломастеров. После этого, наклеивают на ватман, создавая город. Домики соединяются мостами, дорожками, тропинками — прорисовывается интерьер города. Затем проводиться экскурсия, где каждый участник рассказывает о своем домике, об улице, соседях.
Анализируются: цвета, в которые раскрашены домики, домики отгороженные от остальных (забором, речкой), одинокий домик — домик аутсайдера, несколько домиков близко — референтные группы, наличие мостиков или калиток в заборе говорит об открытости группы.
Оборудование: заготовленные шаблоны домиков, ватман, карандаши, фломастеры.
Упражнение «Фотография»
Цель: определение социального положения каждого подростка в группе, уровня сплоченности, готовности помочь сверстнику, лидерских способностей.
Содержание: дается задание участникам встать для фотографии общего отряда, нет ограничений во времени и пространстве, можно встать где угодно и как угодно.
Анализируется: положение каждого члена отряда, с кем стоит рядом, либо он отдален от всех, определяется лидер, который организует, насколько к нему прислушиваются остальные, есть ли скрытые лидеры, насколько сплочен коллектив — стоят все вместе, дружно, обнявшись, взявшись за руки и т.д.
|