Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ИСПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Прочитайте текст и выполните задания 20-21.

(1)У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от

природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и

горькою. (2)Ты чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь

друга, а его рядом нет. (3)И тогда изумленно и растерянно спрашиваешь себя:

как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся,

страдал и, главное, служил великой цели, но не нашел ни сочувствия, ни

понимания, ни друга? (4)Почему единство идеи, взаимное доверие и

совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и

помощи?

(5)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других

людей: каким образом находят себе настоящих друзей? (6)Как же жили люди

раньше, до нас?

(7)И не утрачено ли начало дружбы в наши дни? (8)Иногда кажется, что

именно современный человек решительно не создан для дружбы и не

способен к ней. (9)И в конце концов неизбежно приходишь к основному

вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

(10)Конечно, люди теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с

другом. (11)Но, Боже мой, как всё скудно, поверхностно и беспочвенно!

(12)Ведь это означает, что им приятно и забавно совместное

времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу. (13)Если в

склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг

друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные

расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню,

слегка польстить, немножко услужить, то вот и довольно: между людьми



завязывается «дружба», которая, в сущности, держится на внешних

условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любезности и

скрытом расчёте.

(14)Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на

взаимном излиянии жалоб. (15)Но бывает и «дружба» лести, «дружба»

тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и

«дружба» собутыльничества. (16)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт

взаймы, и оба считают себя «друзьями». (17)Люди вершат совместно дела и

делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились».

(18)Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее

«увлечение», которое связывает мужчину и женщину, а иногда и

романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей раз и навсегда.

(19)Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди, взаимно посторонние

и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь

поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают,

не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает

столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще

«знакомы».

(20)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга,

словно деревянные шары.

(21)Но истинная дружба проламывает одиночество, преодолевает его и

освобождает человека к живой и творческой любви. (22)Истинная дружба есть

духовная любовь, соединяющая людей. (23)А духовная любовь есть сущее

пламя Божие! (24)Кто не знает Божьего пламени и никогда не испытал его, тот

не поймёт истинной дружбы и не сумеет осуществить её, но он не поймёт

также ни верности, ни истинной жертвенности. (25)Вот почему к истинной

дружбе способны только люди духа. (26)Люди без сердца и без духа

неспособны к дружбе: их холодные, своекорыстные «союзы» всегда остаются

условными и полу предательскими; их расчётливые и хитроумные

объединения держатся на уровне рынка и карьеризма.

(27)Настоящий человек носит в своем сердце некий скрытый жар, как если бы

в нём жил таинственно раскалённый уголь. (28)Бывает так, что лишь совсем

немногие знают об этом угле и что пламя его редко обнаруживается в

повседневной жизни. (29)Его свет светит и в замкнутом пространстве, и искры

его проникают во всеобщий эфир жизни. (З0)Всякая истинная дружба

возникает из этих искр. (31)Эта излетевшая искра духа может быть воспринята

и постигнута только духовно живым и искрящимся духом, только таким

сердцем, которое само любит и излучает. (32)Холодный мрак поглощает всё

бесследно. (ЗЗ)Такая мертвая пустота не может дать ответа. (34)Огонь

стремится к огню, а свет тянется к свету. (35)И когда встречаются два огня, то

возникает новое мощное пламя, которое начинает шириться и пытается

создать новую, живую «ткань» огня.

(З6)Самый слабый луч благожелательства, сострадания, бережного и чуткого

отношения человека к человеку содержит уже начаток, зерно истинной

дружбы. (37)Лестница начинается уже с первой ступени; и пение начинает

свою мелодию уже с первого звука.

(По И.А. Ильину.)

Ильин Иван Александрович (1883-1954) - русский философ, писатель,

публицист, автор книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний».

20.Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера

ответов.

1. Истинная дружба основывается исключительно на том, что людям приятно

совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу.

2. Истинная дружба подразумевает духовное единение людей.

3. Истинная дружба помогает человеку преодолеть мучительное чувство

одиночества и порождает в нем любовь к Богу.

4. Дружба, основанная на гладко-скользкой «обходительности», наиболее

крепка.

5. Основу истинной дружбы составляет бережное и чуткое отношение

человека к другим людям.

21.Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите

номера ответов

1. В предложениях 10-15 представлено рассуждение.

2. Предложения 21-25 содержат повествование.

3. Предложение 2 содержит объяснение высказанного в предложении 1 суждения.

4. Предложение 19 содержит итоговый вывод из представленной в

предложениях 15-17 информации.

5. В предложениях 1-4 представлено описание.

2. Прочитайте текст и выполните задания 20-21.

(1)Каждый человек есть живой излучающий личный центр. (2)Каждый взгляд,

каждое слово, каждая улыбка, каждый поступок излучают в общий духовный

эфир бытия особую энергию тепла и света. (3)И даже тогда, когда человек, по-

видимому, ни в чём не проявляя себя, просто находится рядом, мы осязаем

посылаемые им лучи. (4)И притом тем сильнее, тем определеннее и

напряженнее, чем значительнее и своеобразнее его духовная личность.

(5)Получая первое восприятие чужой антипатии, мы чувствуем, что

посылаемые нами жизненные лучи не приемлются другим человеком,

отталкиваются или упорно не впускаются им в себя. (6)Это уже неприятно и

тягостно. (7)Это может вызвать в нас самих некоторое смущение или даже

замешательство. (8)В душе возникает странное чувство неудачи, или

собственной неумелости, или даже неуместности своего бытия. (9)Воля к

общению пресекается, лучи не хотят излучаться, слова не находятся,

жизненный подъём прекращается, сердце готово замкнуться. (10)Замкнутые и

малообщительные люди нередко вызывают такое чувство у общительных и

экспансивных людей даже тогда, когда об антипатии не может быть и речи.

(11)Но антипатия, раз только возникнув, обостряется до враждебности,

сгущается в отвращение и углубляется до ненависти.

(12)Когда я встречаюсь в жизни с настоящею ненавистью ко мне, то во мне

просыпается чувство большого несчастья, потом огорчение и ощущение

своего бессилия.

(13)Вслед за тем я испытываю настойчивое желание во что бы то ни стало уйти

от своего ненавистника, исчезнуть с его глаз, никогда больше с ним не

встречаться и ничего о нём не знать. (14)Если это удаётся, то я быстро

успокаиваюсь, но потом скоро замечаю, что в душе осталась какая-то

удручённость и тяжесть, ибо чёрные лучи его ненависти всё-таки настигают

меня, проникая ко мне через общее эфирное пространство. (15)Тогда я

начинаю невольно вчувствоваться в его ненавидящую душу и вижу себя в её

черных лучах их объектом и жертвою. (16)В духовном эфире мира

образовалась рана; надо исцелить и зарастить её.(17)Мой ненавистник должен

простить меня и примириться со мною. (18)Он должен испытать радость от

того, что я живу на белом свете, и дать мне возможность радоваться его

бытию. (19)Ибо, по слову великого православного мудреца Серафима

Саровского, «человек человеку - радость».

(20)Прежде всего мне надо найти и установить, нет ли и моей вины в том, что

мы оба теперь страдаем: он, ненавидящий, и я, ненавидимый? (21)Может быть,

я нечаянно задел какую- нибудь старую, незаживающую рану его сердца?

(22)Вслед за тем мне надо простить ему его ненависть. (23)Я не должен, я не

смею отвечать на его чёрный луч таким же чёрным лучом презрения и

отвержения. (24)Мне не следует уклоняться от встречи с ним, я не имею права

на бегство. (25)Отныне я буду встречать луч его ненависти белым лучом,

ясным, кротким, добрым, прощающим и добивающимся прощения.

(26)Я должен обходиться с моим ненавистником так, как обходятся с тяжело

больным человеком, не подвергая его новым, добавочным страданиям. (27)Я

должен посылать ему в моих лучах понимание, прощение и любовь до тех пор,

пока он не восстановит оборванную им нить, ведущую ко мне.Ненависть

исцеляется любовью и только любовью. (29)Луч настоящей любви укрощает

диких зверей. (З0)Излучение любви действует умиряюще и обезоруживающе.

(31)Напряжение злобы рассеивается: злой инстинкт теряется, уступает и

вовлекается в атмосферу мира и гармонии. (32)Всё это не пустые слова:

любовь заклинает бури и умиротворяет духовный эфир вселенной.

(33)А если однажды это состоится, ненависть его преобразится и рана

духовного эфира исцелится и зарастёт. (34)Тогда мы оба будем радоваться

радостью избавления и услышим, как высоко над нами всё, ликуя, празднует

до самого седьмого неба, ибо Божия ткань любви едина и целостна во всей

Вселенной.

(По И.А. Ильину.)

Ильин Иван Александрович (1883-1954) - русский философ, писатель,

публицист, автор книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний».

20.Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера

ответов.

1. На ненависть окружающих следует отвечать такой же неприязнью.

2. Не все люди способны излучать в духовный эфир бытия свою энергию.

3. Человек, который тебя ненавидит, заслуживает любви и прощения.

4. Ненависть не может быть исцелена любовью.

5. Излучение любви приводит к тому, что напряжение злобы рассеивается.

21.Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите

номера ответов.

1. Предложение 19 содержит объяснение высказанного в предложении 18 суждения.

2. Предложения 33-34 содержат рассуждение.

3. Предложение 31 содержит подтверждение высказанного в предложении 30

суждения.

4. Предложения 20-25 содержат повествование.

5. Предложения 1-2 представляют собой описание.

3.Прочитайте текст и выполните задания 20-21.

(1)Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать. (2)Поймут ли?

(З)Увидят ли то, что он хотел доказать? (4)Почувствуют ли то, что любило его

сердце? (5)И кто будет его читатель? (6)От этого зависит, состоится ли у него

желанная, духовная встреча с теми далекими, но близкими, для которых он

втайне писал свою книгу?

(7)Далеко не все читающие владеют искусством чтения: глаза бегают по

буквам, из букв выходит слово, а всякое слово что-то означает. (8)Слова и их

значения связываются друг с другом, и читатель представляет себе что-то

расплывчатое, иногда непонятное, иногда приятно-мимолетное, что быстро

уносится в позабытое прошлое. (9)И это называется «чтением». (10)Механизм

без духа. (11)Безответственная забава. (12)Такого «чтения» ни один писатель

себе не желает. (13)Таких «читателей» мы все опасаемся, ибо настоящее

чтение происходит совсем иначе и имеет совсем иной смысл.(14)Как возникло,

как созрело написанное?

(15)Какой-то человек жил, любил, страдал и наслаждался; наблюдал, думал,

желал, надеялся и отчаивался. (16)Захотелось ему поведать другим о чём-то

таком, что для всех важно, что нам необходимо духовно увидеть,

прочувствовать, продумать и усвоить. (17)Что-то значительное о чём-то

важном и драгоценном. (18)И вот он начинал отыскивать верные образы, ясно-

глубокие мысли и точные слова. (19)Это было нелегко, удавалось не всегда и

не сразу. (20)Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго: годами, а

иногда всю жизнь. (21)Он не расстаётся с нею ни днем, ни ночью, отдаёт ей

свои лучшие силы, свои вдохновенные часы, «болеет» её темою и

«исцеляется» писанием. (22)Ищет сразу и правды, и красоты, и точности, и

верного стиля, и верного ритма, и всё для того, чтобы рассказать, не искажая,

видение своего сердца. (23)И, наконец, произведение готово. (24)Последний

просмотр строгим, зорким глазом, последние исправления, и книга,

сокровищница человеческой мудрости, отрывается и уходит к читателю,

неизвестному, далекому, может быть, легковесно-капризному, может быть,

враждебно-придирчивому. (25)Уходит без него, автора. (26)Он выключает себя

и оставляет читателя, которого совсем не знает, со своею книгою «наедине».

(27)И вот мы, читатели, беремся за эту книгу. (28)Перед нами накопление

чувств, постижений, идей, образов, волевых разрядов, указаний, призывов,

доказательств. (29)Иными словами, целое здание духа, которое дается нам при

помощи шифра. (З0)Оно скрыто за этими чёрными мертвыми крючками, за

этими общеизвестными, поблекшими словами, за этими общедоступными

образами, за этими отвлеченными понятиями. (31)Жизнь, яркость, силу, смысл,

дух - должен из-за них добыть сам читатель. (32)Он должен воссоздать в себе

созданное автором; и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него

не сделает этого никто: книга пройдет мимо него.

(ЗЗ)Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. (34)Но, к

сожалению, это совсем не так. (35)Почему? (Зб)Потому, что настоящий

читатель отдаёт книге своё свободное внимание, все свои душевные

способности и своё умение вызывать в себе ту верную духовную установку,

которая необходима для понимания книги. (37)Настоящее чтение не сводится к

бегству напечатанных слов через сознание. (38)Оно требует сосредоточенного

внимания и твердого желания верно услышать, о чём говорит голос автора.

(39)Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно.

(40)Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца. (41)Надо пережить

страсть страстным чувством. (42)В нежном лирическом стихотворении надо

внять всем вздохам, вострепетать всею нежностью, взглянуть во все глуби и

дали.

(43)Читатель призван верно воспроизвести в себе душевный и духовный акт

писателя, зажить этим актом и доверчиво отдаться ему. (44)Только при этом

условии состоится желанная встреча между обоими, и читателю откроется то

важное и значительное, чем болели над чем трудился писатель. (45)Искусство

чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху.

(46)По чтению можно узнавать и определять человека, ибо каждый из нас есть

то, что он читает. (47)Каждый человек есть то, как он читает. (48)Все мы

становимся незаметно тем, что вычитываем из прочтенного, как будто бы

букетом собранных нами в чтении цветов.

(По И.А. Ильину)

Ильин Иван Александрович (1883-1954) - русский философ, писатель,

публицист, автор книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний».

20. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера

ответов.

1. Искусство чтения - сложный процесс, поэтому у читателя должны быть

врожденные способности, чтобы овладеть им в полной мере.

2. Литературное творчество - игра фантазии, писатель никогда не вкладывает

частичку собственной души в написанное.

3. Писатель создает свои произведения, не надеясь, что его чувства и переживания будут поняты читателем.

4. Морально-нравственные качества человека и круг его чтения взаимосвязаны.

5. Чтение помогает человеку победить одиночество.

21.Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите

номера ответов.

1. В предложении 48 дано оценочное суждение по поводу содержания предложения 46.

2. В предложениях 15-18 содержится повествование.

3. В предложении 7 содержится описание.

4. В предложениях 33-38 представлено повествование.

5. Предложение 29 содержит объяснение высказанного в предложениях 27-28

суждения.

4. Прочитайте текст и выполните задания 20-21.

(1)Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. (2)Он

работал в кузнице при большой московской дороге. (З)Звали его Ефимом, но

все люди называли его Юшкой. (4)Он был мал ростом и худ; на сморщенном

лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы;

глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как

неостывающие слезы.

(5)Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие

годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и

закопченных от работы, прожжённых искрами насквозь, так что в нескольких

местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх

блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в

валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и

ту же пару.

(6)Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи

подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и

будили молодых. (7)А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди

говорили, что пора ужинать и спать ложиться — вон и Юшка уж спать пошел.

(8)А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо

бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и

кричали:

(9)— Вон Юшка идет! (10)Вон Юшка!

(11)Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в

Юшку.

(12)— Юшка! — кричали дети. (13)— Ты правда Юшка?

(14)Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шёл тихо и не

закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.

(15)По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц.

(16)Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно

быть, родственники. (17)Никто не знал, кем они ему приходились. (18)В пути он

дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в

небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек,

бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он

более не чувствовал своего недуга — чахотки. (19)Уйдя далеко, где было вовсе

безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. (20)Он

склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не

испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки

бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица,

чувствуя себя без них осиротевшим. (21)Но живые птицы пели в небе,

стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и

поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух

цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

(22)По дороге Юшка отдыхал: он садился в тень подорожного дерева и дремал

в покое и тепле. (23)Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о

болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. (24)Юшке было сорок

лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени,

так что он всем казался ветхим.

(25)И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю

деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, — об этом

никому в городе не было известно.

(26)Через месяц Юшка обыкновенно возвращался обратно в город и опять

работал с утра до вечера в кузнице. (27)Он снова начинал жить по-прежнему,

и опять дети и взрослые, жители улицы, потешались над Юшкой, упрекали его

за безответную глупость и терзали его.

(28)Юшка смирно жил до лета будущего года, а среди лета надевал котомку за

плечи, складывал в отдельный мешочек деньги, что заработал и накопил за

год, всего рублей сто, вешал тот мешочек себе за пазуху на грудь и уходил

неизвестно куда и неизвестно к кому.

(29)Но год от году Юшка все более слабел, потому шло и проходило время его

жизни и грудная болезнь мучила его тела и истощала его, из-за неё он и умер.

(30)Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. (31)В один темный

непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-

кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

(32)— Какого Ефима Дмитриевича? — удивился кузнец. (ЗЗ) — У нас такого

сроду тут и не было.

(34)Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. (35)Кузнец

поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. (36)Девушка на вид

была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо её было столь

нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы

были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на

гостью, и вдруг догадался:

(37)— Уж не Юшка ли он? Так и есть — по паспорту он писался Дмитричем...

(38)— Юшка, — прошептала девушка. — (39)Это правда. (40)Сам себя он

называл Юшкой.

(41)Кузнец помолчал.

(42)— А вы кто ему будете? — (43)Родственница, что ль?

— (44)Я никто. (45)Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня,

маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом...(46)

Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год,

чтоб я жила и училась. (47)Теперь я выросла, я уже окончила университет, а

Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать.

(48)Он закрыл кузницу и повел гостью на кладбище. (49)Там девушка припала к

земле, в которой лежал Юшка, человек, кормивший её с детства, никогда не

евший сахара, чтоб она ела его.

(50)Она знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и

приехала сюда, чтобы лечить того, кто её любил больше всего на свете и кого

она сама любила всем теплом и светом своего сердца...

(51)С тех пор прошло много времени. (52)Девушка-врач осталась навсегда в

нашем городе. (53)Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила

по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за

свой труд. (54)Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему

весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание

и отдалять смерть от ослабевших.

(По рассказу А. Платонова «Юшка».)

Андрей Платонов (1899-1951) — русский советский писатель, прозаик, один

из наиболее самобытных по стилю русских литераторов первой половины XX

века.

21.Какие высказывания не соответствуют содержанию текста? Укажите номера

ответов.

1. Раз в год Юшка месяц проводил в лесу.

2. Раз в год Юшка отдыхал на море.

3. Юшка целый год откладывал деньги, чтобы потратить их на воспитание и

обучение девочки-сироты.

4. Юшка никогда не тратил свои сбережения на собственный отдых.

5. Утром Юшка вставал позже всех.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите

номера ответов.

1. В предложении 28 перечислены последовательные действия персонажа.

2. В предложении 36 представлено рассуждение.

3. Предложения 3-5 включают элемент описания.

4. Предложения 19-21 содержат повествование.

5. В предложениях 48-49 представлено описание.

5. Прочитайте текст и выполните задания 20-21.

(1)Внутри дворца господствовали мрак и тишина. (2)И внутрь прокуратор, как и

говорил Афранию, уйти не пожелал. (3)Он велел постель приготовить на

балконе, там же, где обедал, а утром вел допрос. (4)Прокуратор лег на

приготовленное ложе, но сон не пожелал прийти к нему. (5)Оголенная луна

висела высоко в чистом небе, и прокуратор не сводил с нее глаз в течение

нескольких часов.

(6)Примерно в полночь сон наконец сжалился над игемоном. (7)Судорожно

зевнув, прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху

ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа,

снял сандалии и вытянулся. (8)Банга поднялся к нему на постель и лег рядом,

голова к голове, и прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец

глаза. (9)Только тогда заснул и пес.

(10)Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней

крыльца тянулась к постели лунная лента. (11)И лишь только прокуратор

потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно

тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. (12)Он

даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и

неповторимо на прозрачной голубой дороге. (13)Он шел в сопровождении

Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. (14)Они спорили о чем-то очень

сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. (15)Они

ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно

интересен и нескончаем. (16)Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь

оказалась чистейшим недоразумением - ведь вот же философ, выдумавший

столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом,

следовательно, он был жив. (17)И, конечно, совершенно ужасно было бы даже

помыслить о том, что такого человека можно казнить. (18)Казни не было!

(19)Не было! (20)Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице

луны. (21)Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет

только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных

пороков.(22)Так говорил Иешуа Га-Ноцри. (23)Нет, философ, я тебе возражаю:

это самый страшный порок.

(24)Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший

трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не

загрызли Крысобоя-великана. (25)Но, помилуйте меня, философ! (26)Неужели

вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего

преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?

(27) - Да, да, - стонал и всхлипывал во сне Пилат.

(28)Разумеется, погубит. (29)Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив

все, согласен погубить. (З0)Он пойдет на все, чтобы спасти от казни

решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!

(31)- Мы теперь будем всегда вместе, - говорил ему во сне оборванный

философ- бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с

золотым копьем.

(32)- Раз один - то, значит, тут же и другой! (ЗЗ)Помянут меня, - сейчас же

помянут и тебя! (34)Меня - подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя -

сына короля- звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.

(35)- Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, - просил во сне Пилат.

(36)И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида,

жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.

(37)Все это было хорошо, но тем ужаснее было пробуждение игемона.

(38)Банга зарычал на луну, и скользкая, как бы укатанная маслом, голубая

дорога перед прокуратором провалилась. (39)Он открыл глаза, и первое, что

вспомнил, - это что казнь была. (40)Первое, что сделал прокуратор, - это

привычным жестом вцепился в ошейник Банги, потом больными глазами стал

искать луну и увидел, что она немного отошла в сторону и посеребрилась.

(По М.А. Булгакову.)

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) - русский писатель и драматург.

Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух

десятков пьес.

20. Какие высказывания не соответствуютсодержанию текста? Укажите номера

ответов.

1. Только во сне прокуратор готов пожертвовать своей карьерой ради

человека, совершившего преступление против кесаря.

2. Прокуратор Иудеи ради истины не был готов пожертвовать своей карьерой.

3. Прокуратор Иудеи не погубил свою карьеру ради человека, совершившего

преступления против кесаря.

4. Прокуратор Иудеи всегда был трусом.

5. Пробуждение игемона не было ужасным.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите

номера ответов.

1. В предложениях 1-5 перечислены последовательные действия персонажа.

2. В предложениях 15-17 представлено рассуждение.

3. Предложения 7-9 представляют собой описание.

4. Предложения 37-40 содержат повествование.

5. В предложениях 23-26 представлено повествование.

6.Прочитайте текст и выполните задания 20-21.

(1)Нас увозили из Ленинграда через Ладожское озеро, когда машины уже не

ехали по льду, а плыли по воде. (2)Приближалась весна, и лёд на озере быстро

таял.

(З)Машины плывут по воде — дороги не видно, а что-то вроде реки, по

которой не то едут, не то плывут машины. (4)Я сижу, прижавшись к маме, на

каких-то мягких узлах. (5)Мы едем в машине с открытым кузовом у заднего

борта. (6)Холодно, сыро, ветрено. (7)Нет сил даже плакать, наверное, всем

страшно. (8)Лёд уже тонкий и в любую минуту может провалиться под тяжёлой

машиной. (9)А в небе в любую минуту могут появиться немецкие самолёты и

начать бомбить дорогу и лёд. (10)Страх сковывает и без того беспомощное

тело. (11)Помню, что от этого жуткого страха хотелось вскочить и убежать всё

равно куда, только бы не сидеть в этой безвыходной обречённости.

(12)Люди в машине ведут себя по-разному, и это бросается в глаза.

(13)3а свою короткую детскую жизнь я видела и перечувствовала тогда уже так

много, что перестала быть ребёнком и стала малолетнею старухой... (14)Иногда

мысли проваливаются словно в пропасть. (15)Я толи засыпаю, то ли теряю

сознание. (16)Потом сознание возвращается, и снова мысли идут по кругу:

«Хлеба! Хлеба! Хлеба!» (17)Так невыносимо хочется есть.

(18)Сколько мы так страшно ехали, не знаю — казалось, бесконечно. (19)Когда

меня сняли с машины и попытались поставить на ноги, это не получилось.

(20)Ноги, видимо, затекли, коленки подкашивались, и я валилась на снег. (21)На

руках меня отнесли в какое-то помещение. (22)Там было тепло. (23)Но

хотелось только одного — есть, есть и есть, потому что сытость не наступала.

(24)И сытость не наступит ещё очень и очень долго. (25)Всё же чувство

забытого тепла навалилось на меня, и я спала, спала, спала... (26)Конечно,

теперь, когда мне уже 16 лет и я пишу эти строки, я могу всё это осознать и

найти нужные слова, чтобы выразить то своё состояние. (27)А тогда... (28)Моя

детская Память хранит на своих полках очень многое, что невозможно забыть,

невозможно не помнить. (29)Но не всё это будет востребовано жизнью, и

потускнеют воспоминания и восприятия прошлого.

(З0)Но всё будет лежать до востребования и когда-нибудь пригодится.

(31)Главное, какие ценности востребуются в моей взрослой жизни. (32)И пока

помню, пока болею блокадой и военной памятью, сделаю эти наброски о

страшном периоде моей маленькой жизни и жизни большой Страны,

наброски о гибельной голодной жизни в моём Ленинграде, о страшной дороге

по Ладожскому озеру, о том, что было после того, как нас посадили в поезд и

мы с мамой поехали сначала в Горький, а потом навстречу Сталинградской

битве... (ЗЗ)Наброски о том, как калечили людей нравственно и психически

голод и война...

(34)Зачем я всё это пишу через пять лет после Победы? (35)Пишу для себя, для

Памяти, пока ещё помню мелочи и детали событий.

(36)Пишу, чтобы выплеснуть на бумагу мою непроходящую боль от того, что

нас, несмышлёнышей, бросили под откосом, раненых и больных, взрослые

люди, когда нас отправляли обратно в Ленинград после кошмара Демянска и

Лычкова, что в одиночестве пришлось осиливать мучительный голод зимы

1941 — 1942 гг., потому что мама была на казарменном положении, что в моей

маленькой жизни был Сталинград и госпиталь с огромными человеческими

страданиями.

(37)У меня много причин, и может быть, когда я поделюсь своей болью с

бумагой, мне станет легче. (38)А ещё и потому, что, когда у нас собираются

сослуживцы отца и вспоминают войну, мне так хочется выкрикнуть: (39)«А

знаете ли вы, что выпало на долю ваших семей, ваших детей в Ленинграде?

(40)В Сталинграде? (41)В других местах, где шла война, где были бои?» (42)Но с

нашей Памятью не считаются. (43)Вот и пусть эта моя горькая Память

тихонечко лежит среди моих книг и тетрадей. (44)Пусть лежит, и может быть,

кто-нибудь когда-нибудь найдёт в выброшенном хламе эту тетрадь и узнает,

как мы жили и выжили в войну, и пусть это будет неравнодушный человек.

(45)Мои беды и страдания — это мои, до которых никому нет дела. (46)У кого-

то, может, было куда хуже. (47)Да и наверняка хуже, иначе люди бы не

умирали. (48)Но и мне с лихвой хватило этого и хватит на всю оставшуюся

жизнь. (49)Забудутся какие-то мелочи, но тот страх голода, бомбёжек,

обстрелов, страдания раненых в госпитале, смерть Даниловны и её помощь и

тёти Ксении не забудутся никогда.

(По Л. Пожедаевой*)

* Людмила Васильевна Пожедаева (род. в 1934 г.), будучи школьницей, в 16 лет

написала мемуары о том, как в 7 лет оказалась в адском хаосе Великой

Отечественной войны — в ужасе, голоде, холоде блокады Ленинграда. Её

книга «Война, блокада, я и другие... Мемуары ребёнка войны» о том, как 900

дней и ночей город и люди, живые и мёртвые, вопреки всему противостояли

голоду, разрушению, смерти.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера

ответов.

1. Девочка вела дневник и записывала свои впечатления в блокадные дни в Ленинграде.

2. Людей вывозили из Ленинграда по Дороге жизни на машинах, и они вели себя по-разному.

3. Автор надеется, что со временем сотрутся в памяти все её детские страшные

воспоминания.

4. Ребёнок блокады пишет через пять лет мемуары, чтобы поделиться своей

непроходящей болью и облегчить её.

5. На долю тех, кто был в тылу во время войны, особенно в Ленинграде и

Сталинграде, выпало горя и бед не меньше, чем фронтовикам.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера

ответов.

1. Предложения 3—11 включают повествование.

2. Предложение 30 противопоставлено по содержанию предложению 29.

3. В предложениях 30—33 содержится рассуждение.

4. В предложении 42 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 41.

5. В предложениях 43-47 заключено повествование.

7. Прочитайте текст и выполните задания 20-21.

СЧАСТЛИВЫМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ

(1)Счастье строят, как дом, кирпичик за кирпичиком. (2)И каждый человек, и

всё общество в целом.

(З)Когда строится дом, в дело идут цемент и песок, дерево и кирпич, стекло и

железо, фаянс и пластмасса. (4)Десятки, сотни, тысячи деталей! (5)А в конце

концов получается обыкновенная типовая девятиэтажка...

(б)Счастье всегда строят по индивидуальному проекту. (7)Тут деталей во много

раз больше. (8)И требования к качеству куда выше. (9)И юношеская ошибка в

фундаменте может дорого обойтись: прекрасно, выстроенное здание, где

вроде бы всё продумано и учтено, вдруг разваливается стремительно и

непоправимо...






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.