Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Рыночные отношения в современной экономике.

 

Рыночная экономика.

В широком смысле под понятием рынка подразумевается система, основанная на частной форме собственности. Конкуренция между участниками рыночных сделок.

Возникновение рынка длительный процесс, 2 условия: 1. общественное разделение труда; 2. экономические обоснования, появление частной собственности.

Было несколько крупных этапов:

  1. отделение скотоводства от земледелия;
  2. выделение ремесла как самостоятельную отрасль;
  3. возникновение машинного производства;
  4. появление купечества.

Что сделало процесс разделения труда бесконечным?

Разрушение традиционной экономики и возникновение рыночной произошло лишь тогда, когда товаром стали те факторы производства, которые раньше ими не являлись.

Свободный рынок 3 признака:

  1. не регулирует предложения
  2. не регулирует спрос
  3. не регулирует цены уравновешивающие спрос и предложения

В рыночном механизме действуют экономические предложения. К субъектам рыночной экономики относят тех, кто принимает экономические решения.

Предприниматели – экономические единица, стремящаяся к максимализации производства товара для продажи благ.

Под государством понимаются те структуры, которые имеют право осуществлять контроль над рынком для защиты общественной системы.

Рыночная экономика:

- наличие экономически не зависимых потребителей

- частная собственность на факторы производства

- рыночные ценообразование

- конкуренции

Эти индивиды обменивают результаты труда с помощью рынка.

Рынок – сводит покупателей и продавцов товара.

Для эффективного функционального рынка необходимо 5 условий:

  1. наличие форм собственности, и право индивида на свободный выбор любого товара
  2. развитие акционерного общества
  3. наличие резерва ресурсов
  4. наличие развитой рыночной инфраструктуры рынка, по которой движутся товары, деньги, а также фирма, оказывающая маркетинговые и консалтинговые услуги.
  5. государство как объект экономики осуществляет минимальное необходимое вмешательство.

В рыночной экономике действует рынки труда и капиталы.



Рынки труда – люди, специалисты имеют 3 признака (спрос, предложение, цена).

Рынок капитала – спрос предложения на деньги, ценные бумаги, валюту.

Особую роль в рыночной экономике играют банки.

Банк – финансовые предприятия, которые предоставляют деньги во временное пользование в виде кредитов и ссуд.

Конкуренция

- соперничество на рынке производство товаров и услуг в цели получения выгоды.

2 метода:

- ценовая

- не ценовая

При ценовой – фирма предлагает свои товары по более низким ценам, чем конкуренты. Используя либо снижение издержек , либо уменьшая прибыль.

При неценовой – фирма не меняет цены и улучшает товары.

Все это добросовестная конкуренция. Однако есть не добросовестная это продажа товаров ниже.

Монополия – господство одной фирмы на рынке позволяющая ей диктовать условия другим субъектам рынка.

Существует естественная монополия - специфический рынок товаров и услуг, на котором конкурентам не выгодно (железная дорога, газ, нефть).

Совершенная (рынок, на котором фирмы не могут влиять на цены продукции) и не совершенная (рынок, на котором фирмы могут иметь определенное влияние на цены продукции) конкуренция.

Несовершенную конкуренцию делят на – монополистическую и олигополию.

Совершенная как – много продавцов и покупателей одного продукта. Свободная конкуренция участников сделок.

Монополистическая – значительное количество продавцов и покупателей, широкое использование рекламы, ограниченность ценовой конкуренции, наличие рыночной власти.

Олигополия – рынок, контролирующий несколько фирм конкурирующие между собой, где мало продавцов и много покупателей. Государство, защищая права субъектов, разрабатывает антимонопольное законодательство (22 марта 91 года).

 

Закон спроса и предложения

 

Рыночная цена устанавливается методом цены равновесия.

Под спросом понимается потребность потребителей в товарах и услугах подкрепленные деньгами.

Снижение цены на товар приводит к увеличению спроса, увеличение цены к снижению спроса. Степень изменения спроса под влиянием цены и не ценовых факторов за определенный период отражает эластичность спроса. Спрос практически не меняется, имеет место неэластичный спрос.

Под предложением понимают количество товаров и услуг, которое предназначено потребителям на рынке. Увеличение цен и товаров приводит увеличение его предложений. Уменьшение цены на товар уменьшат его предложение.

Не ценовые факторы:

- цены на ресурсы

- уровень конкурентности

Чувствительность предложения к изменению цены и не ценовых факторов характеризует эластичность предложения.

Vпредложения становится = Vспроса

Цена равновесия не постоянна, изменяется со временем (увеличивается или уменьшается).

 

Цена товара

Товар – любой продукт, предназначенный для продажи. Его цена устанавливается тогда, когда она устраивает большинство субъектов рынка (потребители покупают, а производители получают прибыль).

Чтобы определить конкретную цену надо знать цели ценообразования.(захватить рынок, подавить конкурента).

После определения цели выбирается метод ценообразования, т.е. установление исходной цены.

4 метода установления исходной цены товара:

1) Затратный (затраты производителя + % прибыли).

2) Параметрический (оценка и соотношение качества товара и уже имеющихся на рынке однотипных товаров).

3) Метод текущих цен (анализ массового спроса на аналогичный товар). Для завоевания места на рынке устанавливается низкая цена.

4) Целевая прибыль (затраты производителя нахождение такой цены которая позволяет конкурентную прибыль).

5) Функции и виды цен.

3 функции цены:

  1. ориентирующая
  2. стимулирующая
  3. распределительная

Ориентирующая заключается в информирование производств и потребителей о ситуации на рынке.

Стимулирующая побуждает производителей к снижению своих товаров, а потребителя к нахождению более выгодному поведению на рынке.

Распределительная состоит в распределение доходов между субъектами рыночной экономики.

Существует 3 вида цен:

  1. Договорные – цены, формирующиеся в результате соглашения покупателя и продавца.
  2. Государственные – цены установленные государством.
  3. Мировые – цены, которые применяются в мировой экономике.

 

Издержки производства

Под издержками производства понимается затраты на потребление факторов производства (зарплата, оборудование, сырье). Кроме издержек производства есть издержки хранения, упаковка. Кроме того издержки бывают постоянные и переменные.

Постоянные – те издержки, которые не зависят от объема производства их называют обязательными т.к. они имеют место даже при полной остановки производства. Среди них особое место занимает амортизационные отчисления, которое заключается в равномерном и постоянном отражении износа средств производства. Средства производства: основные (машины), оборотные (рабочая сила).

Научно-технический прогресс привел к тому, что использование старых машин и оборудования стало экономически не выгодно еще до реального физического износа, в этом случае говорят о моральном износе.

К переменным издержкам относятся те, которые увеличивают пропорциональный рост объема производства, включают заработную плату. Сумму постоянных и переменных издержек называют валовыми издержками производства. Для увеличения прибыли издержки производства снижают. Есть 3 пути:

1) Использование достижение н.т. прогресс.

2) Совершенство.

3) Государственное регулирование производства.

Прибыль

 

Главная цель производства максимальная прибыль.

Прибыль – повышение доходов предприятия и снижение суммы всех его затрат на производстве и сбыте.

Различают валовую и чистую прибыль. Валовая представляет собой общую сумму полученной прибыли. Чистая прибыль составляет ту часть валовой прибыли предприятия, которая остается у него после уплаты обязательных платежей. Чистой прибылью предприятие вправе распоряжаться по своему усмотрению.

В акционерном обществе часть прибыли выплачивается в виде дивидендов.

Дивиденд – доход владельцев акций. Собственник каждого производства получает свой доход. Деньги в %, предприниматели в прибыли.

Норма прибыли = отношение прибыли / издержки производства * 100%.

В Российской экономике в место прибыли – рентабельность.

Рассчитывается рентабельность как предприятие. Чем выше рентабельность, тем выше интерес производства.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.