Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Обществознание в средние века

Темное время – когда религия задавила все стороны жизни людей, в борьбе между разумом и верой, побеждает вера. У истоков средневекового обществознания стоит Фигура Аврелия Августина 15 в. Он, сторонник безусловного превосходства веры над разумом. Мир состоит из града земного, где живут люди занятые личным благополучием, и града небесного, где кроме ангелов и бога живут проповедники, странники, проповедующие вне земные ценности и идеалы. Человеческая история – борьба града небесного и града земного. Причем земной не выпадает из божественного замысла, его предназначение быть испытанием.

Фома Аквинский – 13 в. вершина средневековой философии.

Учения – томизм. Томизм – своеобразное сочетание Аристотеля с христианской мыслью, они дополняют и поддерживают друг друга. В основе Фома кладет идею естественности (человек существо социальное). Чтобы не сгинуть в стихии частных интересов люди нуждаются в руководящей силе, которая бы заботилась о их благе (государственная власть). Государственная власть может принимать различные формы 3 правильные и 3 не правильные.

Правильные:

1. Политика

2. Аристократия (правление достойных)

3. Монархия

Фома – сторонник монархии. Аквинский признает права народа на выступы против тирана. Власть монарха должна быть в согласии. Государство и церковь – божественные установления. Государству подчинены тела человека. Церкви – души.

Макиавелли – 16 в. заложил основы подхода к политической мысли как к автономному. Он не признает компромиссов, считая их губительными для государства. Государь должен исходить из злой природы человек, люди не благодарные, а государство создается, чтобы обуздать эгоизм и обеспечить порядок в обществе. Церкви отводится роль духовного утешителя. Сила – основа правления и права – жестокость государя, вынужденная. Политический идеал - государство, в котором перемешанные все начала, монархия, аристократия и демократия. Принцип цель оправдывает средство, насилие, возведено в ранг государства.



Обществознание в новое время.

В 16 – 17 вв. начинает развиваться теория общественного договора. Гоббс и Локк – первые обратились к ней из представления о догосударственном состоянии общества, при этом Гоббс определил человеческую природу как эгоистичную. Природное равенство – источник бед. Право всех и на все равносильно люди находились в войне все против всех. Переход от войны к миру – от естественного к гражданскому. Главный признак – наличие государства. О передачи или доверенности права управлять собой одновременно установленной для этого общей власти для мира. При этом под этим лицом понимается не только человек, но и представитель совета. Власть абсолютна, опирается на силу и страх. Только абсолютная власть может быть альтернативой монархии. Власть суверена защищена общественным договором. Из 3 родов верховной власти (демократическая, аристократическая, монархия).

Гоббс – предпочтение монархии.

Гоббс – отец тоталитаризма.

Локк 17 в. – полагал, что общественные граждане поколение лучше и прогрессивнее состояния естественного. Он полагал, что это состояние не войны, а мира по законам природы. Включая наличие частной собственности. Общей собственности земли хватало, но населения, начинались столкновения. Надо заключить общественный договор и ввести гражданские законы. Люди отказываются от своей естественной власти и обращаются к закону. Локк вводит учение о разделении властей на законодательную, исполнительную, федеративную.

Руссо – анти Гоббс, противоположно Гоббсу. Естественное состояние – мирное.

Происходит эксплуатация одного человека другим. Выход – договор. При этом Руссо доказывал необходимость имущественного и социального равенства. У Руссо общественный договор предполагает соглашение между суверенным и народом – опосредствуются правительством.

По Гоббсу – договор 1 раз и навсегда.

По Руссо – может меняться, подтверждается.

 

Адам Смит – 18 в. общественные связи между людьми устанавливаются на основе разделения труда. Работая на себя каждый работает на другого.

3 условия процветания государства:

1. Господство частной собственности

2. Не вмешательство государства в экономику

3. Личная инициатива

Классы:

1. Наемные рабочие

2. Капиталисты

3. Земляные собственники

Различают по доходам (зарплата, прибыль, рента).

Социалисты – утописты – к концу 18 – началу 19 в. Сен-Симон, Фурье, Оуэн, Мор, Кампанелла.

Идеальное государство, где все живут счастливо, критиковали капитализм. Установление социального строя – объективный процесс, а человечество прошло через дикость, варварство, цивилизацию и идет к всеобщей гармонии. Делали попытки самим организовать социальные общины - разорились.

Геккель – к.18 – н.19 в. дал понятия гражданского общества – система всеобщей зависимости, в котором благо одного лица – благо всех. Сфера гражданского общества – материальная и экономическая жизнь и деятельность людей.

Гизо считал, что отношения между гражданским обществом и государством – отношения. Чем больше развито гражданское общество, тем больше демократических форм. По Геккелю – право, нравственность, религия. Причем весь материальный и духовный мир находится в диалектике, то есть в развитии.

Он выделяет 3 закона:

1. Закон отрицания – гласит: любое зарождение своим появлением отрицает предыдущее, беря из него лучшие черты.

2. Закон единства и борьбы противоположности – все в мире имеет составляющие, которые противоположны друг другу, есть верх, и есть низ.

3. Закон перехода количественных изменений в качественные - количество это составляющий элемент, а качество это суть. При исчезновении одной исчезает и другая.

Материализм – изучение мира из него самого.

 

Социология

Конт – основатель. Определяет место социологии в системе других наук.

Дал классификацию:

Математика -> Астрономия -> Физика -> Химия -> Биология -> Социология

Каждая последующая наука более высокого уровня, чем предыдущая. Таким образом, изучая социальные явления, следует учитывать законы биологического развития. И любое социальное явление проходит этапы в своем существовании (рождение, развитие, смерть). В 19 в. социологию развивал Спенсер, он был согласен с Контом. Развитие идет через нарастание внутренней дифференциации общего развития.

Спенсер выделял 2 типа общества:

  1. Военное (сотрудничество для победы носит принудительный характер).
  2. Промышленное (добровольно).

3 главные системы:

1. Производящий средства для жизни

2. Распределительной

3. Регулятивной

Он отстаивал идею, что общество не может и не должно поглощать личность.

 

 

Марксистское учение

Маркс и Энгельс утверждали, что труд производит деятельность людей на удовлетворение материальных потребностей. Общие бытия определяет общественное сознание (духовную сферу жизни общества). Исследуя общественное производство 2 вида:

  1. Производственные силы – есть навыки, умение работы на машинах, развиваются быстро.
  2. Производственные отношения – отношения по поводу собственности на средства производства, что определяет место человека в системе производства, присвоение доходов от продаж. Меняются медленно, когда разрыв между производственной силой и производственными отношениями достигают большой величины, происходит революция, которая восстанавливает равновесие. И некоторое время общество развивается нормально, затем снова нужна революция.

Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства – общественно экономическая формация.

 

Обществознание XX в.

 

В начале XX в. мир кардинально изменился, появилось несостоятельность многих старых концепций. Один из центральных вопросов: Что лежит в основе изменения общественной жизни? Реформирование одной сферы влияет на сдвиги в других областях.

Решающий фактор общественного развития выступает техника, производственные технологии. Создаваемая человеком техническая революция имеет способность к саморазвитию. В этих условиях ведущая роль принадлежит технократам (инженерам) – этой теории придерживался Гелбрейт. Основная теория общества развитие производства. Гелбрейт считал, что такие процессы идут при капитализме, и происходит конвергенция – сближение двух систем с последующим синтезом в смешанном обществе.

Появление компьютеров привело к новому всплеску технократических идей. Их недостаток чрезмерное увлечение.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.