Обществознание в средние века Темное время – когда религия задавила все стороны жизни людей, в борьбе между разумом и верой, побеждает вера. У истоков средневекового обществознания стоит Фигура Аврелия Августина 15 в. Он, сторонник безусловного превосходства веры над разумом. Мир состоит из града земного, где живут люди занятые личным благополучием, и града небесного, где кроме ангелов и бога живут проповедники, странники, проповедующие вне земные ценности и идеалы. Человеческая история – борьба града небесного и града земного. Причем земной не выпадает из божественного замысла, его предназначение быть испытанием.
Фома Аквинский – 13 в. вершина средневековой философии.
Учения – томизм. Томизм – своеобразное сочетание Аристотеля с христианской мыслью, они дополняют и поддерживают друг друга. В основе Фома кладет идею естественности (человек существо социальное). Чтобы не сгинуть в стихии частных интересов люди нуждаются в руководящей силе, которая бы заботилась о их благе (государственная власть). Государственная власть может принимать различные формы 3 правильные и 3 не правильные.
Правильные:
1. Политика
2. Аристократия (правление достойных)
3. Монархия
Фома – сторонник монархии. Аквинский признает права народа на выступы против тирана. Власть монарха должна быть в согласии. Государство и церковь – божественные установления. Государству подчинены тела человека. Церкви – души.
Макиавелли – 16 в. заложил основы подхода к политической мысли как к автономному. Он не признает компромиссов, считая их губительными для государства. Государь должен исходить из злой природы человек, люди не благодарные, а государство создается, чтобы обуздать эгоизм и обеспечить порядок в обществе. Церкви отводится роль духовного утешителя. Сила – основа правления и права – жестокость государя, вынужденная. Политический идеал - государство, в котором перемешанные все начала, монархия, аристократия и демократия. Принцип цель оправдывает средство, насилие, возведено в ранг государства.
Обществознание в новое время.
В 16 – 17 вв. начинает развиваться теория общественного договора. Гоббс и Локк – первые обратились к ней из представления о догосударственном состоянии общества, при этом Гоббс определил человеческую природу как эгоистичную. Природное равенство – источник бед. Право всех и на все равносильно люди находились в войне все против всех. Переход от войны к миру – от естественного к гражданскому. Главный признак – наличие государства. О передачи или доверенности права управлять собой одновременно установленной для этого общей власти для мира. При этом под этим лицом понимается не только человек, но и представитель совета. Власть абсолютна, опирается на силу и страх. Только абсолютная власть может быть альтернативой монархии. Власть суверена защищена общественным договором. Из 3 родов верховной власти (демократическая, аристократическая, монархия).
Гоббс – предпочтение монархии.
Гоббс – отец тоталитаризма.
Локк 17 в. – полагал, что общественные граждане поколение лучше и прогрессивнее состояния естественного. Он полагал, что это состояние не войны, а мира по законам природы. Включая наличие частной собственности. Общей собственности земли хватало, но населения, начинались столкновения. Надо заключить общественный договор и ввести гражданские законы. Люди отказываются от своей естественной власти и обращаются к закону. Локк вводит учение о разделении властей на законодательную, исполнительную, федеративную.
Руссо – анти Гоббс, противоположно Гоббсу. Естественное состояние – мирное.
Происходит эксплуатация одного человека другим. Выход – договор. При этом Руссо доказывал необходимость имущественного и социального равенства. У Руссо общественный договор предполагает соглашение между суверенным и народом – опосредствуются правительством.
По Гоббсу – договор 1 раз и навсегда.
По Руссо – может меняться, подтверждается.
Адам Смит – 18 в. общественные связи между людьми устанавливаются на основе разделения труда. Работая на себя каждый работает на другого.
3 условия процветания государства:
1. Господство частной собственности
2. Не вмешательство государства в экономику
3. Личная инициатива
Классы:
1. Наемные рабочие
2. Капиталисты
3. Земляные собственники
Различают по доходам (зарплата, прибыль, рента).
Социалисты – утописты – к концу 18 – началу 19 в. Сен-Симон, Фурье, Оуэн, Мор, Кампанелла.
Идеальное государство, где все живут счастливо, критиковали капитализм. Установление социального строя – объективный процесс, а человечество прошло через дикость, варварство, цивилизацию и идет к всеобщей гармонии. Делали попытки самим организовать социальные общины - разорились.
Геккель – к.18 – н.19 в. дал понятия гражданского общества – система всеобщей зависимости, в котором благо одного лица – благо всех. Сфера гражданского общества – материальная и экономическая жизнь и деятельность людей.
Гизо считал, что отношения между гражданским обществом и государством – отношения. Чем больше развито гражданское общество, тем больше демократических форм. По Геккелю – право, нравственность, религия. Причем весь материальный и духовный мир находится в диалектике, то есть в развитии.
Он выделяет 3 закона:
1. Закон отрицания – гласит: любое зарождение своим появлением отрицает предыдущее, беря из него лучшие черты.
2. Закон единства и борьбы противоположности – все в мире имеет составляющие, которые противоположны друг другу, есть верх, и есть низ.
3. Закон перехода количественных изменений в качественные - количество это составляющий элемент, а качество это суть. При исчезновении одной исчезает и другая.
Материализм – изучение мира из него самого.
Социология
Конт – основатель. Определяет место социологии в системе других наук.
Дал классификацию:
Математика -> Астрономия -> Физика -> Химия -> Биология -> Социология
Каждая последующая наука более высокого уровня, чем предыдущая. Таким образом, изучая социальные явления, следует учитывать законы биологического развития. И любое социальное явление проходит этапы в своем существовании (рождение, развитие, смерть). В 19 в. социологию развивал Спенсер, он был согласен с Контом. Развитие идет через нарастание внутренней дифференциации общего развития.
Спенсер выделял 2 типа общества:
- Военное (сотрудничество для победы носит принудительный характер).
- Промышленное (добровольно).
3 главные системы:
1. Производящий средства для жизни
2. Распределительной
3. Регулятивной
Он отстаивал идею, что общество не может и не должно поглощать личность.
Марксистское учение
Маркс и Энгельс утверждали, что труд производит деятельность людей на удовлетворение материальных потребностей. Общие бытия определяет общественное сознание (духовную сферу жизни общества). Исследуя общественное производство 2 вида:
- Производственные силы – есть навыки, умение работы на машинах, развиваются быстро.
- Производственные отношения – отношения по поводу собственности на средства производства, что определяет место человека в системе производства, присвоение доходов от продаж. Меняются медленно, когда разрыв между производственной силой и производственными отношениями достигают большой величины, происходит революция, которая восстанавливает равновесие. И некоторое время общество развивается нормально, затем снова нужна революция.
Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства – общественно экономическая формация.
Обществознание XX в.
В начале XX в. мир кардинально изменился, появилось несостоятельность многих старых концепций. Один из центральных вопросов: Что лежит в основе изменения общественной жизни? Реформирование одной сферы влияет на сдвиги в других областях.
Решающий фактор общественного развития выступает техника, производственные технологии. Создаваемая человеком техническая революция имеет способность к саморазвитию. В этих условиях ведущая роль принадлежит технократам (инженерам) – этой теории придерживался Гелбрейт. Основная теория общества развитие производства. Гелбрейт считал, что такие процессы идут при капитализме, и происходит конвергенция – сближение двух систем с последующим синтезом в смешанном обществе.
Появление компьютеров привело к новому всплеску технократических идей. Их недостаток чрезмерное увлечение.
|