Пост индустриальная цивилизация В конце XX в. человечество в лице индустриально развитых стран начало переход в пост индустриальную цивилизацию(информационная или технотронное общество).
Символом пост индустриализации – компьютеры.
Цель – всестороннее возвышение индивидуальности человека. Возвышение индивидуальности – обратная сторона демассификации, когда для каждого человека производится то, что нужно именно ему. Даже средства массовой информации становятся адресными, рассчитывая на заинтересованность и потребность.
Демассификация – работа по скользящему графику учитывая биологический ритм человека и склонности, рождается просьюмер – термин Тоффлера - человека который совмещает 2 функции: производитель и потребитель. В индустриальном обществе они раздельные, человек просьюмерного типа многофункционален (сам ездит, ремонтирует, развивает искусство).
Цивилизация России
Русская цивилизация – специфическая цивилизация, ее главный элементом является душа, одухотворение. Русские мыслят не головой, а сердцем. Россия, по мнению некоторых не является самостоятельной цивилизацией, а цивилизационно неоднородное общество с особым типом развития. Мы говорим о России как о цивилизации, некоторые полагают, что начало русской цивилизации надо вести с 10-20 века д.н.э. (восточные славяне), другие с принятия христианства 982 год. Юрий Васильевич думает, что ближе к истине те, которые считают, что цивилизация начинается с самодержавного объединения русских земель Иваном III (15век).
Россия не технологичная нация. У нас великолепные скрипачи, и плохие машины, но хорошее оружие, простое. А это другая особенность, так как Россия – серединная цивилизация между Востоком и Западом, нам всегда приходилось вести войны, что обусловило милитаристскую цивилизацию. Отсутствие моря приводило к тому, что мы несколько столетий вели за него войну. В культурном отношении Германия и другие Европейские цивилизации были построены на осколках Римской империи, а это право, организация армии, культура и многое другое. Россия же создавалась на голом месте.
Традиционный раскол на Западников и Славянофилов. Начался в 40 – 50 года. Славянофилы – Хомяков, Аксонов, Самарин.
Западники – Герцен, Грановский, Огарев, Боткин.
Славянофилы отстаивали самобытный, особый путь развития России. Уповая на самодержавие, как гармонию, единства народа и царя. Православие, общинный уклад жизни, соборность, добротолюбие, нестяжательство.
Западники настаивали на необходимость принятия западной цивилизации. Таких ценностей как просвещение, разум, процесс, право.
Анализируя отношения русских к своему государству можно отметить его неоднозначность, есть недоверия, но перевешивает патриархальная власть в батюшку, надежда на центральную власть, которая все рассудит и решит. Объясняется это рядом причин: отсутствие третьего среднего сословия и его скрепляющей силы, кроме того, взаимоотношение народа и власти не были формальными, то есть основанные на четких законах. На естественном или вечном праве. Власть с народом не договаривалась, а сговаривалась, так как законы были не совершенны, и давало возможность ими манипулировать.
Относительно политическое устройство до нашествия Монголо-татар Россия шла в русле западной Европы (Новгородская ...). Но с Монголо-татар произошло засилье административных тоталитарных методов руководства, пришедших с Монголо-татарами. К тому же для государства с его огромной территорией, такая форма правления считалась правильной.
Современный мир. Современная цивилизация.
Пост индустриальная цивилизация. В последние годы 20 в. человечество, начало переход к постиндустриальной цивилизации, у нее много названий:
- антропная.
- постиндустриальная цивилизация.
- супер индустриальное.
У нее есть свой символ – компьютер, решающее слово – информация, цель – возвышение индивидуальности, свой закон или принцип.
При этом информация в процессе использования обогащается, возрастает, развивает человека.
Информация становится открытой и доступной для всех, а это подрывает бюрократические и иные теневые структуры общества.
Информация делится на фрагменты.
Оборотной стороной демассификации является человек. Даже средства массовой информации, становятся адресные. Становится правилом выпускать продукцию мелкими сериями и часто ее совершенствовать.
Работ по скользящему графику. Демассификация подтверждается рождением просьюмера – человека с двумя функциями производителя и потребителя. В индустриальном обществе они резко разделены.
В области политики массовые партии распадаются. Баз – не классовая, а культурная, экологическая форма жизни.
Люди мыслить стали глобально, не забывая региональную специфику. Главной ценностью является человек. Причем как саморазвивающийся индивид через Интернет. Идеал – когда человек в течение жизни может менять 3-5 раз профессию.
Разнообразие жизни зависит от истории, взаимодействие с другими племенами, народами.
Современная цивилизация два типа общества:
- Традиционное.
- Западное.
Традиционные общества с древности существовали. Главное что их отличает это приверженность к традициям, устойчивым условиям жизни. Направленное не на углубление, а на расширение, на освоение вешними природными процессами, а не внутренними. Особое значение здесь имеют Традиции, обычаи, передаваемы из поколения в поколение. Но если на первом этапе государство, живущее по этим технологиям, развивались быстро, то теперь у них начался застой в науке и технике.
Западная цивилизация
Западную цивилизацию 20 в. – называют техногенной, научно-технической. В отличие от востока, сложившаяся в Российском обществе цивилизация, с более суровой природной средой заставили людей жить не экстенсивной технологией (развивающаяся вширь, без применения техники), а интенсивным производством, требующая физической и интеллектуальной работы.
В связи с этим формировалась и новая система ценностей, где на первом этапе: активная, творческая деятельность человека. Идеалами цивилизации - постоянное обновление и прогресс.
Научные знания, изобретения выходят на первый план.
Так на смену Восточной созерцательности и не вмешательству пришло деятельное начало.
Если для традиционного общества – коллектив важен, то западная цивилизация – независимая автономная личность, что выработала идею о гражданском обществе.
В середине 20 века индустриальная цивилизация стала обществом массового потребления и производства, оформилось пост индустриальная цивилизация.
Символ – компьютер, цель – возвышение индивидуальный принцип жизни – демассификация.
Средством массовой информации становится более адресной. Становится правилом выпускать продукцию мелкими частями.
Ярким выражением демоссификации является работа по скользкому графику.
Тоффлер определил принципы индустриального и пост индустриального общества. Это централизация, стандартизация, гигантомания.
Специализация и синхронизация.
Концентрация в индустриальной цивилизации – процесс сосредоточия большей части рабочей силы и выпуска продукции на крупных и крупнейших.
Централизация – объединение государств, слияние.
Синхронизация – процесс согласования биологических ритмов жизни человека с производственным.
Стандартизация – прогрессирующее стирание или сглаживания локальных страниц и различий во всем (все детали стандартны, одинаковы их можно быстро заменить).
Специализация в рамках индустриальной цивилизации – это ограничение человека узкими рамками.
Максимализация – стремление выжать из всего возможного, увеличить до предела.
Самым концентрированным является массовая культура. Она обращена к низменным отраслям человека. Однако с середины 70 г. Индустриальная цивилизация стала давать сбои, что проявилось в энергетическом кризисе в экологических ограничениях, не выдержали времени и некоторые ценности. Что привело к смене индустриальной цивилизации на постиндустриальную. Благодаря которой удалось создать ресурсосберегающие технологии на базе ЭВМ, начались внедрения технологий.
|