Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Мотивация познавательной деятельности и условия ее формирования у подростков

В психолого-педагогической литературе представлено большое количество условий, оказывающих влияние на познавательную деятельность.

Выделяются группы внешних и внутренних условий; условий социальных, педагогических и психологических; условий объективных и субъективных; условий, создаваемых педагогом и обучающимися; условий, обусловленных формами образования (очное, заочное, очно-заочное обучение) и т. д.

В качестве ведущего в познавательной деятельности выступает мотивационный компонент. Возрастное развитие мотивации состоит в появлении психологических новообразований, характеризующих ее более высокий уровень [1].

А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. В Репкин, Д. Б. Эльконин и др. выделили общую картину возрастной динамики мотивов учения. По мнению этих исследователей, специфика познавательной мотивации состоит в том, что она появляется в процессе формирования учебной деятельности ребенка [28; 6; 47].

Подростковый возраст - это возраст от 10–11 до 15 лет, его называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости [6]. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника. Учение для подростка является главным видом деятельности. Принято выделять некоторые особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения и препятствующие ей.

Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются: стремление занять новую жизненную позицию по отношению кмиру, к другим людям, к себе; особая восприимчивость подростка к усвоению норм поведения взрослого человека; общая активность, готовность включаться в различные виды деятельности совместно со взрослыми и сверстниками; стремление подростка на основе мнения другого человека осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении; стремление подростка к самостоятельности; увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с появлением большей избирательности, дифференцированности; определенность и устойчивость интересов; развитие у подростков специальных способностей (музыкальных, литературных, технических и др.) [1].



Негативные характеристики учебной мотивации у подростка объясняются рядом причин. Незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с ними [25].

Стремление подростка к самостоятельности вызывает у него отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродуктивно-воспроизводящим видам учебной деятельности, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы. Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к обучению. Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу. Излишняя широта интересов может приводить к поверхностности и разбросанности, новые внеклассные и внешкольные составляют серьезную конкуренцию учебной деятельности. Неустойчивость интересов выражается в их смене, чередовании [25].

Подростковый возраст очень благоприятен для развития познавательных интересов. Развитию широких познавательных мотивов способствуют в этом возрасте многие виды внеклассных и внешкольных увлечений (кружки, секции и др.). В этом возрасте продолжают развиваться и мотивы самообразования. Задачи самообразования становятся более конкретными. Способами осуществления самообразования здесь являются выборочное и довольно систематическое чтение новых источников, усвоение новой информации и одновременно максимальное использование материала школьной программы. Интерес к знаниям, выходящим за пределы школьной программы, является очень характерным для подростков. Развитие познавательных мотивов в этом возрасте в целом определяется активным стремлением подростка к самостоятельным формам учебной работы [20].

Социальные мотивы учения в подростковом возрасте все более совершенствуются, так как в ходе учебной и общественной работы у подростков обогащаются представления о нравственных ценностях, идеалах общества, оказывающих влияние на понимание учеником смысла учения.

Принципиальные качественные сдвиги в подростковом возрасте имеют место в так называемых позиционных мотивах учения. Их развитие определяется стремлением подростка занять новую позицию (позицию взрослого человека) в отношениях с окружающими — взрослыми и сверстниками, желанием понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека. Мотивом, адекватным учебной деятельности, является мотив поиска контактов и сотрудничества с другими людьми, мотив овладения способами налаживания этого сотрудничества в учебном труде. Этим обусловлен интерес школьника ко всем формам групповой и коллективной работы, где могут быть реализованы его социальные потребности в дружбе, в общении и взаимодействии с другим человеком, в самовыражении и самоутверждении через отношения с другими людьми [6].

К концу подросткового возраста может наблюдаться устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подросток, как правило, осознает, что им движет несколько мотивов, может их назвать. Динамика мотивов учения в подростковом возрасте заключается в большей их избирательности, локализации, а также во все усиливающейся их связи с практической деятельностью [4].

Сознательно – положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению, как показали исследования Г.А. Берулавы, играют содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой; проблемный и эмоциональный характер изложения; организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий; вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха [16].

Е.В. Шавина отмечает влияние оценки на становление мотивации учебной деятельности. Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным образом в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижение в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии [48].

Использование системы педагогических подходов по формированию положительной мотивации к учению позволяет выстроить такую модель обучения, где на основе комплекса форм, приемов и методов обучения, позволяющих учителю и ученику реализовать свои познавательные интересы, возможно выстроить мотивированный образовательный процесс как для ученика, так и для учителя [7].

В настоящее время существуют разные пути формирования положительной устойчивой внутренней мотивации учебно-познавательной деятельности у учащихся. Первым важным условием формирования положительной устойчивой мотивации учебно-познавательной деятельности является характер самой деятельности – новизна деятельности и соответствие ее сложности имеющимся у учащихся способностям. Вторым важным условием для развития мотивации является максимальная самостоятельность учащегося. В совокупности эти условия являются достаточно эффективным средством формирования мотивации учебно-познавательной деятельности у учащегося [7;16 ].

Любопытными являются дифференциация и индивидуализация обучения, которые также могут быть одними из ряда условий для реализации цели формирования положительной мотивации к учению у школьников.

Н.Т. Огурцов и Т.М. Бунтовская считают, что «под дифференцированным обучением понимается совокупность содержания, форм и методов обучения, организуемая с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, способностей и возможностей, направленных на их разностороннее развитие и воспитание» [36].

Профильное обучение, как показывает опыт, способствует формированию положительной мотивации школьников к учению на основе дифференциации и индивидуализации обучения, где, благодаря изменениям в содержании, структуре и организации образовательного процесса, полнее учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для обучения старшеклассников в соответствии с их намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель - самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. Кроме того, дифференцированный подход позволяет ориентировать учебный процесс практически на каждого ученика, устраняя тем самым те негативные моменты, как неуспеваемость, игнорирование индивидуальных интересов и способностей, которые и приводят к тому, что учащиеся посещают школу не потому, что им интересно учиться, а потому, что «так надо» [3].

Вопрос школьной мотивации и дифференцированного обучения нашел чрезвычайно широкое отражение в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе (А.Н. Леонтьев, Б.И. Додонов, В.С. Магун, В.К. Вилюнас) [28; 18; 31; 8].

В последнее время возрос интерес к работам, цель которых обосновать необходимость введения профильного обучения в школе, раскрыть цель профильного обучения, его основные аспекты, структуру, дать методические рекомендации по управлению процессом профильного обучения и т. д. К ним относятся работы Т.П. Афанасьевой и Н.В. Немовой, Р.В. Бессонова, А.Ф. Киселева, А.А. Кузнецова и Л.О. Филатовой, Н. Ладкушкиной, Т.Г. Новиковой и А.С. Прутченкова, Е. Шубочкиной [3; 5; 25; 26; 35; 45].

Учеными активно исследуются вопросы индивидуального подхода к учащимся в обучении с точки зрения повышения их познавательной активности и самостоятельности (Е.С. Рабунский, И.Э. Унт и др.); повышения эффективности обучения (А.А. Бударный, Н.Н. Гордеева, М.А. Данилов и др.) [7].

Анализ организации обучения, способствующего формированию положительной мотивации к обучению дается в работах Б.Л. Вульфсона и З.А. Мальковой, А.Н. Джуринского, Н.И. Калугина, Б.П. Омельяненко и др. [10; 17; 23; 37].

По мнению В.П. Вахтерова, качество знаний учащихся будет высоким, а желание учиться станет их внутренней потребностью, если школа будет приспособлена к индивидуальным возможностям детей путем их разделения по способностям и наклонностям, а также будут использоваться приемы и методы преподавания, учитывающие индивидуальные особенности школьников [7].

Таким образом, использование различных подходов, методов, приемов, нацеленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, а также соблюдение ряда условий позволит сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию у учащихся к познавательной деятельности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.