Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Анализ основных результатов исследования особенностей мотивации познавательной деятельности в младшем

Подростковом возрасте

С целью изучения особенностей мотивации познавательной деятельности младших подростков нами был проведен анализ степени соответствия ведущих мотивов, характерных данному возрасту, основным уровням школьной мотивации. В установлении корреляционной связи между уровнями школьной мотивации и типами нами был использован метод ранговой корреляции rs Спирмена, позволяющий определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков (корреляция статистически значима rs = 0.638).

Значимая корреляция обнаружилась в отношении положительной мотивации (очень высокий, высокий и средний уровни) и такими типами школьной мотивации, как осознание социальной необходимости (rs=0,496 при р ≤ 0,05), познавательный интерес (rs=0,331 при р ≤ 0,05), престижность учебы в семье (rs=0,376 при р ≤ 0,05), мотив социального одобрения родителями(rs=0,434 при р ≤ 0,05) и влияние семьи на учебу (rs=0,342 при р≤ 0,05).

Выяснилось, что учащиеся, положительно мотивированные на учебу, осознают социальную необходимость в учебной деятельности и понимают важность получения хорошего образования для собственного успешного будущего. «Высокомотивированные» школьники осознают свое отношение к учению, (внутренняя позиция), в их мотивации большое место занимают познавательные ин­тересы. Кроме того, подростки чувствуют, насколько значимой в их семье является учебная успешность. В этом случае положительная мотивация может определяться весомыми для личности социальными устремлениями (чувство долга перед близкими). Учение рассматривается как дорога к освоению больших ценностей культуры, как путь к осуществлению своего назначения в жизни. Такая установка в учении, если она достаточно устойчива и занимает существенное место в личности учащегося, дает ему силы для преодоления известных трудностей, для проявления терпения и усидчивости. Это – наиболее ценная мотивация.



Корреляционная связь обнаружилась у учащихся с негативной мотивацией, т. е. имеющих сниженный и низкий уровни, и такими типами школьной мотивации, как социальное одобрение родителей (rs=0,296 при р ≤ 0,05), боязнь наказания со стороны школы(rs=0,316 при р ≤ 0,05) и влияние одноклассников (rs=0,259 при р ≤ 0,05). Для них значимым является боязнь наказания со стороны школы (rs=0,495 при р ≤ 0,05), что говорит о наличии опасений у них в случае наказаний и порицаний со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешными, неспособными. Такие «слабомотивированные» учащиеся хуже осознают свою мотивацию учения, им свойственны в основном внешние мотивы. Их привле­кает содержание учебной деятельности, но познавательная потребность выражена слабее.

Кроме того, нам удалось проследить влияние условий обучения на формирование характера школьной мотивации (корреляция статистически значима rs = 0.872). Оказалось, что в условиях профильного обучения учащиеся чаще демонстрируют положительную учебную мотивацию. Для них приоритетными учебными мотиваторами являются осознание социальной необходимости, познавательный интерес, влияние семьи на престижность учебы, мотив общения и возможность для самореализации.

Учащиеся с обычным типом обучения склонны ориентироваться на мотив социального одобрения, боязнь наказания со стороны школы и влияние одноклассников. У них также развиты мотивы общения, осознание социальной необходимости, познавательный интерес, но в меньшей степени выраженности.

Таким образом, в изучении особенностей мотивации познавательной деятельности младших подростков с разным типом обучения наметились следующие тенденции: в силу возрастных особенностей, учащимся свойственно не видеть личностного смысла учения на фоне общего снижения школьной мотивации. Даже в том случае, когда подростки добросовестно учатся, их знания остаются формальными. Но для развития положительного отношения к учебе, внутренней потребности учиться, необходимы определенные условия. Требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок. Когда, благодаря изменениям в содержании, структуре и организации образовательного процесса, полнее учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для обучения школьников в соответствии с их намерениями в отношении продолжения образования.

Результаты позволяют сделать вывод о том, что профильный тип обучения благоприятно влияет на развитие положительной мотивационной направленности в познавательной деятельности.

Анализ данных по основным характеристикам мотивации будет полезен руководителю образовательного учреждения, учителям, школьному психологу, чтобы сделать вывод об эффективности педагогической работы в плане формирования личностного смысла учения, а также сформулировать соответствующие коррекционно-развивающие задачи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

"Демотивированность" основной массы учащихся, потеря интереса к познанию в целом, снижение показателей обученности - вот основные проблемы современного образования. Если у школьника не воспитаны познавательные интересы, если он учится по внешнему принуждению и не видит общественного смысла в своей учебной деятельности, его знания оказываются формальными, чуждыми его личности и сознанию [5].

Настоящая работа посвящена изучению особенностей мотивации познавательной деятельности младших подростков. А решение выдвинутых задач позволило достигнуть исходной цели исследования.

1. Проведенный анализ основных теоретических подходов в научной литературе по проблеме мотивации познавательной деятельности показал, что данная проблема, несмотря на значительное число проведенных исследований, до их пор не утратила своей актуальности.
Как свидетельствует анализ доступных нам источников, мотивация познавательной деятельности – это сложное объединение, "сплав" движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют познавательную деятельность человека. Существенный вклад в разработку теоретико-методологических и научно-педагогических основ обозначенного процесса внесен отечественными учеными: Л.С. Выготским, В. В. Давыдовым, Л.И. Божович, П.И., Н.Ф. Талызиной, М.И. Махмутовым, Т.И. Шамовой, А. К. Марковой, Г.И Щукиной и др.

2. Теоретическое рассмотрение особенностей формирования мотивации познавательной деятельности в младшем подростковом возрасте позволило выявить две тенденции, характеризующие мотивацию учения в сред­них классах школы. С одной стороны, подростки мечтают о том, чтобы пропустить школу, хотят гулять, играть, заявляют, что школа им надоела, что учение для них — тяжелая и неприятная обязанность, от которой они не прочь освободиться. С другой стороны, те же ученики, будучи поставленными в ходе экспериментальной беседы перед возможностью не ходить в школу и не учиться, сопротивляются такой перс­пективе, отказываются от нее. Л. И. Божович полагает, что это сопротивление свя­зано с неосознаваемой учащимися потребностью оставаться на уровне тех требова­ний, которые к ним как к школьникам предъявляет общество. Бросить школу, пере­стать быть учеником, значит, для них потерять свое общественное лицо [6]. Частое повышение интереса к одному предмету протекает у многих подростков на фоне общего снижения мотивации учения и аморфной познавательной потребности, из-за чего они начинают нарушать дисциплину, "пропускать уроки, не выполняют до­машние задания. У этих учащихся меняются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо. Это приводит к формализму в усвоении знаний.

3. Результатом исследования особенностей мотивации познавательной деятельности младших подростков стало обнаружение выраженности уровней школьной мотивации и преобладающих типов мотивов учения. Большинство учащихся 6-х классов имеет средний уровень школьной мотивации, которая проявляется в положительном отношении к школе и привлекает больше внеучебными сторонами. Ведущими школьными мотивами для шестиклассников являются осознание социальной необходимости, мотив социального одобрения родителями и познавательный интерес.

Учащиеся, положительно мотивированные на учебу, осознают социальную необходимость в учебной деятельности и понимают важность получения хорошего образования для собственного успешного будущего. Они осознают свое отношение к учению, (внутренняя позиция), в их мотивации большое место занимают познавательные ин­тересы. Кроме того, подростки чувствуют, насколько значимой в их семье является учебная успешность.

Для учащихся с негативной мотивацией характерно наличие опасений в случае наказаний и порицаний со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешными, неспособными. Такие учащиеся хуже осознают свою мотивацию учения, им свойственны в основном внешние мотивы. Их привле­кает содержание учебной деятельности, а познавательная потребность выражена слабо.

4. Сравнительный анализ школьной мотивации учащихся с разным типом обучения позволил оценить степень влияния условий обучения на формирование школьной мотивации. Оказалось, что учащиеся профильного класса чаще демонстрируют положительную мотивацию и учебную активность (высокий и очень высокий уровни школьной мотивации). Сниженная школьная мотивация в данном классе на половину меньше, чем в обычном классе, а низкий уровень не обнаружен.

У учащихся с обычным типом обучения чаще встречается низкая или внешняя школьная мотивация, негативное отношение к школе. Очень высокий уровень мотивации у них отсутствует. Основным отличием учащихся с профильным типом обучения является приоритет мотива общения и престижность учебы в семье. У учащихся с обычным типом обучения данные мотивы также встречается в учебной деятельности, но не являются основными. Мотив самореализации в профильном классе развит намного сильнее. Влияние семьи на учебную успешность оказывается также чуть сильнее, чем в обычном классе. Для учащихся с обычным типом обучения в учебной деятельности значимымсчитается влияние одноклассников, боязнь наказания со стороны школы и мотив социального одобрения.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что мотивация познавательной деятельности младших подростков имеет свои возрастные особенности, которые развиваются в определенных условиях: у учащихся с профильным типом обучения будет формироваться положительная школьная мотивация, подтвердилась.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аверин, В. А. Психическое развитие детей школьного возраста: учеб. пособие / В. А. Аверин. - С.Пб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000, - 64 с.

2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – М. : Триада, 2002, - 142 с.

3. Афанасьева, Т.П., Немова, Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 1. Система профильного обучения старшеклассников: методическое пособие / Афанасьева Т.П., Н.В. Немова. - М.: АПК и ППРО, 2005. – 376 с.

4. Афанасьева, Н.В. Структура мотивации достижения / Н.В. Афанасьева. - М., 1999. – 284 с.

5. Бессонов, Р.В. Интенсификация и оптимизация процесса обучения школьников профильных классов // Педагогика. 2007. №1. – С. 28-33.

6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995. - 150 с.

7. Вахтеров, В.П. Новая школа // Избранные педагогические сочинения / В.П. Вахтеров. - М.: Педагогика, 1987. - С. 25.

8. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 185 с.

9. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо. - М., Просвещение, 1984. С. 220 – 245.

10. Вульфсон, Б.Л., Малькова, З.А. Сравнительная педагогика / Вульфсон Б.Л., З.А. Малькова. - Москва-Воронеж, 1996. – 87 с.

11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. – 387 с.

12. Волков, К.Н. Психологи о педагогических проблемах/ К.Н. Волков. - М: Просвещение, 1981. – 117 с.

13. Высоцкий, А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения / А.И. Высоцкий. - Челябинск, 1979. – 321 с.

14. Гордеева, Т. Е. Психологическая мотивация достижения / Т. Е. Гордеева. – М. : Академия, 2000. – 147 с.

15. Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В.В. Давыдов. -Томск: Пеленг, 1992. - 112 с.

16. Давыдов, В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. - 1991. № 6. С. 35-41.

17. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития / А.Н. Джуринский. - М.: Просвещение, 1993. – 215 с.

18. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 4.

19. Дробышева, И. В. Мотивация : дифференцированный подход / И. В. Дробышева // Математика в школе. – 2001. – № 4. – С. 19-26.

20. Журавлев, Д. И. Мотивация и проблемы в обучении / Д. И. Журавлев // Народное образование. – 2002. – №9. – С. 123-130.

21. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. - M.: Знание, 1981- 96 с.

22. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости: учебное пособие / З. И. Калмыкова – М.: «Педагогика», 1981. – 162 с.

23. Калугин, Н.И., Сазонов, А.Д., Симоненко, В.Д. Профессиональная ориентация учащихся / Н.И.Калугин, А.Д. Сазонов, В.Д.имоненко. - М.: Просвещение, 1983.

24. Коменский, Я.А., Локк, Д., Руссо, Ж.-Ж., Песталоцци, И.Г. Педагогическое наследие/ Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. - М: Педагогика, 1987. -416 с.

25. Кузнецов, А.А., Филатова, Л.О. Новая структура и содержание образования на старшей ступени школы / А.А. Кузнецов, Л.О.Филатова. - М.: Новая школа, 2005.

26. Ладкушкина, Н. Профильное обучение на старшей ступени школы как условие организации образования // Народное образование. 2007. № 5. – С. 110-120.

27. Левитес , Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит: Учеб. - метод. Пособие / Д.Г. Левитес. - М.: Моск. психол. соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2001.

28. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: 1971; он же. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.