Обратная связь
|
Логико-психологические манипуляции Логико-психологические манипуляции направлены на затруднение осмысления и дезориентацию оппонента и строятся на нарушении правил логики или использовании формальной логики для манипулирования неискушенным адресатом.
Так, применение софизмов предполагает навязанное следствие, то есть подведение адресата к согласию на довод «если после этого, значит вследствие этого». Например, «когда Иванов стал директором роддома, рождаемость понизилась». Рассуждение строится на логической ошибке, когда временная связь между явлениями трактуется как причинно-следственная. Другой софизм требует ответа «да» или «нет», при этом любой из ответов не красит адресата. Примеры таких софизмов: «Перестал ли ты бить своего отца?», «Вы все пишете на меня доносы?», «Вы перестали пить как сапожник?»
Одним из самых распространенных манипулятивных приемов из разряда софизмов являются «вопросы-ловушки». Ответы «да» или «нет» на такие вопросы одинаково убийственны для адресата.
Прием может заключаться и в том, что после выслушивания доводов адресата делается собственный вывод, совершенно не следующий из его рассуждений.
Увод от логики здравого смысла заключается в подведении адресата к решению, для которого нет достаточных оснований в данной ситуации, например, «Наши сотрудники не справляются с работой. Давайте привлекать иностранных специалистов». По логике здравого смысла справляются с работой профессиональные сотрудники, при этом неважно, иностранные они или российские, и поэтому приведенный пример - только произвольное резюмирование.
Ссылка на частное как на закономерное представляет собой несоблюдение закона достаточного основания. В соответствии с этим законом верные и имеющие отношение к тезису доводы могут быть недостаточными, если они носят частный характер и не дают основания для выводимого заключения. Но определенные люди в определенных условиях могут пытаться возвести частный случай в ранг закономерности для оказания влияния на объект воздействия.
Для защиты от дезориентирующих уловок, затрудняющих осмысление, следует учитывать, что такие приемы рассуждения, как правило, не доводятся до конца, так как тогда станет очевидно искажение логических правил. Поэтому, если удается завершить подобные рассуждения, то их абсурдность и несостоятельность становится очевидной.
Довольно часто для дезориентации оппонента используется ряд приемов, основанных на противоречии между поведением и произносимыми словами.
Прием «двойная команда» заключается в пакетировании положительного и отрицательного тезиса, например: «Вы развиваете технику и способствуете загрязнению окружающей среды радиацией». Если человек начинает возражать, то отрицает и утверждение о том, что они развивают технику, и о том, что загрязняют окружающую среду.
Огульное несогласие со всем, что говорит адресат, позволяет декларативно провозглашать стремление к компромиссу, а на деле придираться к предложению по мелочам, не затрудняя себя аргументами. Инициатор манипуляции может также активно использовать закономерности мышления, например при учение адресата к мысли, в защиту которой аргументы не приводятся. После многократного повторения идеи, она объявляется очевидной и доказанной.
Разоблачение расхождения слов и дел на практике, определение такого взаимодействия, как неконструктивная трата времени, выдвижение требования «или работаем, или нет», вербовка союзников («кого, также как и меня не устраивает данное предложение...»)- возможные шаги на пути преодоления описанных манипуляций.
Нейролингвистическое программирование (НЛП)-особая технология, использующая арсенал средств для познания и изменения человеческого поведения. Первоначально использовавшееся в психотерапии, в настоящее время НЛП широко применяется в бизнес-технологиях, в том числе и в переговорной практике.
Основами НЛП являются визуальные, аудиальные и кинестетические сигналы доступа к адресату. Так, считается, что нахождение взгляда в горизонтальном положении свидетельствует о прохождении процесса аудиального контроля, взгляд влево и вверх означает создание нового визуального образа, а вправо и вверх - обращение к визуальной памяти. Таким образом, в НЛП существуют три репрезентативные системы: визуальная - с но-сителем-визуалом (человеком, вспоминающим и конструирующим образы), аудиальная - с носителем-аудиалом (человеком, наделенным способностью внутреннего слушания) и кинестетическая - с носителем-кинестетиком (человеком - фиксатором ощущений).
На основании этих данных возникла гипотеза о том, что знание ведущего сенсорного способа адресата способствует повышению эффективности общения с ним, прежде всего в плане оказания на него психологического давления. Так, при общении с ауди-алом необходимо чаще использовать слуховые образы. Имея дело с визуалом, следует апеллировать к нему не только путем логической аргументации, но и словесных образов. Если у адресата преобладает кинестетический канал, влияние оказывается с помощью включения в совместную деятельность. Кроме того, во всех трех группах опора на доминирующий прием и способ переработки информации отражаются в вербальных предпочтениях представителей и в вербальных ключах доступа. Таким образом, формируя сообщения с использованием слов, типичных для модальности адресата, можно существенно повысить эффективность управления его поведением на переговорах (табл. 12.1).
Наиболее эффективной техникой скрытого внушения, основанной на НЛП, является гипноз Милтона Эриксона.Знание специфики этого приема полезно не только для его использования, но также и для пресечения попыток давления на вас со стороны других. Гипноз состоит из шагов, следующих в определенном порядке: присоединение, ведение, наведение транса, манипуляция сознанием, внушение, вывод из транса.
Присоединение - первый и решающий этап этой техники, поскольку именно от него зависит успех дальнейших действий. Он заключается в демонстрации искреннего сочувствия и интереса к собеседнику, а также понимания его проблем, опасений и страхов именно в том ракурсе, в каком они представляются ему самому. Присоединиться инициатор может физиологически (имитирует и повторяет позу тела, дыхание и мимику жертвы, а затем подстраивает их под свои, т. е. «ведет») и психологически (определяет ведущую модальность человека и использует визуальные, аудиальные и кинестетические сигналы доступа к нему) для проведения внушения. Присоединившись, инициатор подготовил почву для донесения своего сообщения до сознания жертвы, чтобы потом вести ее за собой.
Ведение состоит из нескольких шагов. Шаг первый - выяснение внутренней стратегии собеседника, то есть стратегии принятия решений по интересующему вас вопросу, путем внимательного выслушивания и анализа информации, поступающей к вам из его ответов. Например, задается вопрос: «Как в вашей организации принимаются решения об инвестициях?» Ответ: «Я выслушиваю своих экспертов и в зависимости от их мнения принимаю решение. Сам я, как правило, документы не рассматриваю, у меня хорошие специалисты, и я полностью доверяю их опыту. Если они скажут, что предложение для инвестиций выгодно, то тогда уже мы решаем, как можем в нем поучаствовать...» Анализируя данный ответ, делаем вывод, что стратегия принятия решений скорее всего слышу — чувствую, т. е. ваш собеседник аудиал, доверяющий практическому опыту. Поэтому свою ключевую фразу-обращение к нему вы можете построить следующим образом: «Понимаете, у нас есть большой практический опыт, что, согласитесь, важно в этом бизнесе. И мы хотели бы рассказать вам о своем предложении так, чтобы у вас возникло понимание, тогда мы вместе сможем увидеть дальнейшие пути сотрудничества, но это чуть позже. А пока вы выслушайте нас, задайте вопросы, с тем, чтобы верное понимание возникло». Упоминание о практическом опыте должно вызвать доверие собеседника, дальнейшее построение фразы соответствует внутренней стратегии жертвы слышу - чувствую, и, наконец, формулируем предложение с использованием аудиальной модальности: «выслушайте нас», «задайте вопросы».
Наведение транса в гипнозе Эриксона основано на потребности любого человека в трансе так же, как и во сне, и на способности человека впадать в непроизвольный транс, оставаясь бодрствующим. Простейшим примером такого транса являются воспоминания о прошлом или концентрация на какой-либо проблеме во время монотонной работы. В гипнозе Эриксона используются речевые методы наведения транса.
1. Метод «скажите "да"». Вы говорите несколько утверждений о том, что действительно происходит в настоящий момент, и с ними человек соглашается. Затем в эту канву вплетаете свое предложение, которое застает человека врасплох, и он вынужден согласиться и с ним.
2. Метод «полярной реакции» воздействует на оппортунистически настроенного слушателя. Например, если надо, чтобы он промолчал, скажите о нем, глядя в сторону: «Ну, этот сейчас выступит». Человек промолчит.
3. Метод «разрыв шаблона» можно использовать и без слов. Он, как правило, вызывает замешательство жертвы, которая к этому не готова. Попросите при проведении переговоров секретаря принести вам кофе, но не предлагайте его другой стороне. Замешательство гарантировано, а именно это используется для вставки нужной вам команды или программы. Чтобы выйти из крайне неприятного положения, человек сделает то, о чем вы просите. Однако, если вы не вошли в замешательство, а сделали нечто противоположное тому, что от вас ждали, инициатор сам можжет превратиться в жертву.
4. Метод «забалтывания» - перескакивание с одного вопроса на другой так, чтобы голова жертвы пошла кругом, используют и цыганки, и торговые агенты. Пока ваше сознание ищет смысл
в болтовне инициатора, тот устанавливает контакт с вашим подсознанием и проводит нужное ему внушение.
5. Метод «тройной спирали Мильтона Эриксона» аккумулирует лучшее из всех предыдущих методов. Спираль состоит из трех не связанных между собой маленьких историй, две из которых рассказывают подряд, каждый раз прерывая их на кульминационном моменте. Третья история и есть тест внушения, после чего завершается сначала вторая, а затем и первая истории. Секрет «тройной спирали Эриксона» в том, что сознание уплывает вслед за содержанием рассказов, поэтому они должны быть интересными для слушателя. Когда вы перескакиваете с одной истории на другую, сознание запутывается — ведь оно ищет во всем смысл. В момент, когда запутавшееся сознание беспомощно, произносимое внушение достигает подсознания, чего и добивается инициатор.
Манипуляция сознанием включает (табл. 12.2):
• произнесение очевидных утверждений (трюизмов);
• управление поведенческими реакциями другой стороны с помощью допущений;
• предоставление человеку на выбор нескольких возможностей, каждая из которых вас устраивает («выбор без выбора») или делегированием права выбора таким образом, что выбор устраивает вас;
• использование якорной техники, т. е. внутренних ресурсов (спокойствие, рассудительность, доверие, уверенность в себе, способность к предпринимательству и т. д.), воспоминания о которых вызывает у жертвы нужные инициатору чувства в нужный момент.
Вывод из транса происходит сразу же после того, как общение инициатора с жертвой прекращается.
Техники НЛП и гипноз Эриксона могут использоваться в качестве вспомогательных в сочетаниях с другими методами и приемами влияния на участников переговорного процесса.
Определив тип восприятия другой стороны в начале переговоров, можно создать благоприятную атмосферу, используя такие средства, как язык вашего делового партнера, взгляд на мир его глазами, подход к проблеме с его позиций, настолько, насколько это отвечает интересам вашей компании. При этом использование привычных для другой стороны слов и выражений, удобных с точки зрения ее восприятия, представлений и ценностей, увеличивает ваши шансы на успех в переговорах при условии, что и вы можете распознать НЛП-технологию, направленную против вас.
|
|