Обратная связь
|
Манипуляции в предпринимательской деятельности Среди объективных причин широкого распространения афер и мошенничества в предпринимательской среде чаще всего называют несовершенство законодательной базы, к субъективным относят нежелание многих представителей этой ролевой группы зарабатывать цивилизованным путем. На моральные качества людей, работающих в этой сфере, оказывает влияние и характер рыночных отношений, поэтому проблема межличностных манипуляций и обмана в ходе планирования и осуществления коммерческой деятельности стоит довольно остро.
В рыночных отношениях большое внимание уделяется как экономической, так и психологической оценке делового партнера с точки зрения нанесения им возможного ущерба при совершении совместных сделок.
Оппортунистическое поведение экономических субъектов и агентов может принимать такие формы, как мошенничество, афера, нарушение условий контракта, подделка финансовых документов и т. д. Технология осуществления большинства этих операций на определенных этапах предполагает непосредственные контакты участников махинаций с жертвами обмана. Таким образом, введение в заблуждение другой стороны с помощью манипуляций является составной частью поведения недобросовестных предпринимателей.
Создание ложного имиджа относительно собственной персоны, деловых связей, финансового положения фирмы и качества предоставляемых услуг используется для ухода от налогов, сокрытия финансовых и материальных ресурсов, а также для ухода от расчетов с вкладчиками и кредиторами. Преувеличение или преуменьшение возможностей характерно для этапа вовлечения в сотрудничество. Всем известны истории с обманом вкладчи ков пресловутой МММ, строительные мошенники, организаторы фальшивых ипотек. Д.И. Дудинский приводит характерный случай, произошедший в Москве в начале 90-х гг. прошлого века. Представители итальянской фирмы предложили поставить в Россию большую партию компьютеров. Бизнесмены выглядели очень презентабельно, их деловые принадлежности были с фирменной символикой, а переговоры из Москвы они вели только с членами итальянского правительства. Пока шло согласование проекта, для молодых людей была организована большая культурная программа. Сведения о фирме, которую представляли молодые люди, удосужились запросить только после их исчезновения. Она была зарегистрирована накануне их поездки в Россию, а на ее счету находилось лишь несколько долларов.
При предложении заманчивых условий сотрудничества используется склонность людей к риску и азарту, а также такая особенность деловой российской культуры, как низкая боязнь неопределенности (знаменитое «авось»). В предпринимательстве заманчивое предложение включает возможность заработать с наименьшими издержками. Это предложение товара или услуги по более низкой стоимости, выгодные условия поставок, гарантия качества и надежности, особые свойства товара... На переговорах, предваряющих подобные сделки, в ход идет предъявление будущему партнеру реальных договоров с известными товаропроизводителями, что вызывает у него доверие, хотя на этом этапе уже следует задуматься о причине такой открытости поставщика. Как правило, после получения товара оказывается, что изготовлен он по лицензии известной фирмы, просрочен, не сертифицирован или вообще подделка.
«Игра на конъюнктуре» построена на создании у будущего партнера ложного представления о том, что другая сторона не очень-то заинтересована в сделке, а значит, имеет большую «переговорную силу». Блеф может заключаться в том, что вам демонстрируют договоры с другими коммерческими партнерами на условиях более выгодных, чем те, которые обсуждаются сейчас. При более внимательном чтении договора с супервыгодными для вас условиями можно обнаружить расхождения в характеристиках товара, количестве упаковок или объеме их содержимого.
«Подтасовка информации» делается с целью убедить партнера в эффективности коммерческого предложения. Для этого в коммерческих проектах могут маскировать заведомо невыгодные или невыполнимые условия. Это может касаться заключения договора, получения кредитов под сомнительные операции, убеждения вкладчиков пользоваться услугами определенного банка. После вложения ресурсов в конкретный проект, средства предпринимателя или организации оказываются под контролем мошенников.
«Вовлечение в сделку путем завоевания доверия на первом этапе» характеризуется добросовестным выполнением всех условий заключенного соглашения в начале сотрудничества, а затем, когда цель будет достигнута, нарушением всех обязательств. Поэтому на этапе разработки договора следует включить промежуточный контроль выполнения договоренностей, предусмотреть поэтапные расчеты с клиентом по мере выполнения отдельных видов работ (револьверный аккредитив), когда каждая новая сумма выплачивается после выполнения предыдущего этапа договора.
«Накидка» используется после того, как покупатель принял предложенную продавцом цену. Продавец понимает, что недооценил свой товар, и поднимает цену на переменные, например, обслуживание оборудования и обучение персонала, которые мог бы включить в запрашиваемую цену. Если покупатель оспаривает такую «накидку», продавец может включать одну из переменных в цену товара, выигрывая на разнице между реальной ценой на товар и платой за переменные, выполнение которых еще только предполагается.
Для того чтобы избежать манипулятивного воздействия со стороны предполагаемого партнера напредварительном этапе взаимодействия, необходимо выяснить, какие сделки он уже совершал и с кем, финансовое положение фирмы, получить сведения о других участниках сделки, навести справки об их существующих фирмах и предприятиях с помощью организаций, предоставляющих такую информацию. По характеру совершенных сделок и оценке эффективности сотрудничества предполагаемого партнера с другими фирмами можно судить о надежности компании, с которой вы собираетесь вести дела.
Кроме того, оценке подлежат такие параметры, как темп речи и сила звука, манера поведения, жесты, мимика, язык тела участников переговоров, а также дизайн помещения, в котором они проходят. Громкая речь воспринимается как давление, тихая -как неуверенность, быстрая - неумение концентрироваться, а медленная - как отсутствие интереса. Паузы в ответ на простые вопросы говорят о неполном владении информацией, а слишком быстрая реакция на сложные вопросы свидетельствует о заранее заготовленных ответах.
Невербальные компоненты общения следует сопоставлять с содержанием высказываний. Например, в монохронных культурах с низким контекстом фраза «это очень интересно» в сочетании с прямым взглядом, скрещенными руками и ногами и иронической интонацией говорит об отсутствии какого-либо интереса. В полихронных культурах с высоким контекстом не принято держать долгий визуальный контакт, что говорит о том, что их представители могут скрывать свои мысли в момент высказывания.
Подводя итог разговору о манипуляциях на деловых переговорах, следует обобщить и выделить очевидные эмоциональные маркеры, позволяющие понять, что вами пытаются манипулировать. Их можно свести к следующим признакам:
1. Мгновенный эмоциональный отклик на вашу реакцию (может быть присоединением).
2. Искусственно вносимые в дискуссию истории и анекдоты (см. тройная спираль Эриксона).
3. Защита заведомо слабой позиции (латание прорех в защите, укрепление обороны, переход в наступление с помощью оша-рашивания, «гусарской атаки» и т. д.).
4. Активная демонстрация негодования вашими действиями, давление (признак личностно- психологической уловки).
5. Отсутствие рационального объяснения поведения другой стороны, например, нагнетание напряженности (явный признак манипуляции).
6. Демонстрация откровенности и партнерства, захваливание (отвлекает вас от истинной цели манипулятора).
7. Склонность к подавлению эмоциональных реакций (говорит о планируемых, но тщательно скрываемых действиях).
Психологический пейзаж манипулятивных приемов достаточно пестр, но все эти уловки воздействия основаны на особенностях человеческого восприятия. Поэтому обеспечение безопасности, поддержание и защита личного бренда переговорщика реализуются с помощью знаний и практических навыков противостояния манипуляциям.
|
|