Познавательная функция искусства. - раскрывает картину окружающего мира: быт, труд людей в различных сферах деятельности (в семье, на строительстве, в поле, на фабрике, в школьном классе, в медицинском кабинете и т. д.);
- устанавливает взаимосвязи в содержании произведения (не только что видит ребенок на полотне, но и почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал).
- развитие речи: на занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей (добрый, гуманный, человечный, трудолюбивый, добросовестный, неустанный, отважный, мужественный, бесстрашный и др.), вводя их в активный и пассивный словарь детей, а также специфические изобразительные термины — холодный и теплый тон, светотени, краски яркие, сочные, размытые, прозрачные, насыщенные, цветовые пятна, гамма цветов; слова, связанные с композиционным построением картины,— план картины, построение в круг, в треугольник, линия, движение. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: тепло-холодность, колорит, воздушность, композиция, равновесие, ритм, симметрия, пространство, динамика, изображение стилизованное, обобщенное.
- развивается мыслительная деятельность старших дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь.
Воспитательная функция искусства.
- развивать у них интерес к живописи,
- формировать первоначальные основы мировоззрения.
- способствовать воспитанию различных чувств.
- обогащать нравственный опыт, формировать нравственное сознание.
Эстетическая функция.
- учить старших дошкольников видеть в жанровой живописи красоту человеческих поступков, взаимоотношений,
- сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью.
Тема: Специфика эстетического восприятия дошкольников.
План.
1. Понятие «художественное восприятие».
2. Особенности художественного восприятия.
3. Предпосылки возникновения эстетической активности в детстве.
4. Особенности восприятия детьми изобразительного искусства:
а) восприятие живописи детьми дошкольного возраста;
б) восприятие графики детьми дошкольного возраста;
в) восприятие скульптуры детьми дошкольного возраста;
г) восприятие декоративно-прикладного искусства детьми дошкольного возраста;
Литература
1. Т.Г. Казакова Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М., 2006.- С. 65 – 103.
2. Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве. – Орёл, 1992. – С. 54 – 66.
Вопрос.
Искусство, по образному выражению Л.С. Выготского, является – «орудием общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существования. Но это «вовлечение» состоится лишь при условии особой эстетической активности личности в отношении искусства — эстетической деятельности.
Выделяют три вида эстетической деятельности:
- художественное восприятие,
- художественное (продуктивное) творчество,
- исполнительская деятельность.
Существенные характеристики эстетической деятельности:
- ее целостный характер, проявляющийся в способности личности «видеть целое раньше частей и видеть правильно» (Э.Ильенков),
- творческий характер, т.к. в ней реализуется драгоценная способность, без которой нет творческого отношения к миру — творческое воображение;
- ее повышенная эмоциональность. Эмоции художника — один из важных источников возникновения художественного образа.
Художественное чувство — это сложное образование, сплав жизненного эмоционального опыта автора с эмоциями, вызванными образами его воображения.
Развитое художественное восприятие — это эстетическая деятельность, направленная на овладение художественным образом.
Она включает:
- мотивационную,
- эмоциональную,
- интеллектуальную составляющие.
Художественное восприятие – это комплекс высших психических функций: восприятия, воображения, ощущения, эмоций, которые актуализируются в произведения искусства.
Вопрос.
Основой художественного восприятия является эстетическое воображение. Но, если в художественно-творческой деятельности процесс завершается материализованным результатом, то в художественном восприятии (или эстетическом восприятии) он не фиксируется во внешнем предмете.
В основе художественного восприятия лежит художественный образ. Поэтому специфика художественного восприятия определяется природой художественного образа.
Художественный образ — это всегда чувственно-воспринимаемый образ.
Сущность художественного образа состоит в образном выражении мыслей, переживаний, ценностного отношения автора к жизни.
Для эстетического восприятия главное «подлинный вид вещи» как средства изображения и выражения, главное – проникнуть в то, что передают звуки, краски, слова, а это значит проникнуть в смысл художественного образа (Теплов Б.М.).
Итак, рассмотрим особенности эстетической активности, одной из форм которой будет художественное восприятие.
1. Целостность – единство формы и содержания художественного восприятия.
2. Художественная условность – художественный образ всегда условен, он нетождественен отображаемому объекту. Психологические механизмы художественной условности сопряжены с деятельностью мышления и воображения, поэтому художественная условность всегда двойственна («двоякая установка на восприятие произведения искусства»). Благодаря такой установке у читателя (зрителя, слушателя) возникает специфическое отношение к произведению как к художественному отображению. При восприятии искусства человек словно живет в двух измерениях: он одновременно и видит «...движущиеся в поле его зрения образы — образы жизни и понимает, что это не сама жизнь, а только ее художественное отображение.
3. Эмоциональность художественного восприятия. Искусство — это всегда эмоциональное осмысление жизни. В основе акта взаимодействия человека с произведением искусства лежат эмоции (Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон). Действие эмоционального воображения — основа художественного восприятия.
4. Диалогичность художественного восприятия. Эстетическое (художественное) восприятие будет эстетической деятельностью, если «созерцатель» (читатель, слушатель) проявит эстетическую активность, которая тождественна активности автора (Бахтин). Эта активность направлена на преодоление внешней формы и обнаружение замысла художественного произведения. В художественное восприятие входит освоение способа выражения замысла, авторской позиции. В замысле встречается активность зрителя (слушателя, читателя) и активность автора. Человек, воспринимающий искусство, соотносит авторскую позицию со своей, поэтому художественное восприятие диалогично. Благодаря этой особенности происходит реальное воздействие искусства на личность.
5. Оценочный характер художественного восприятия. Художественный образ отражает не только объективную реальность, но и субъективную — духовный мир художника, выражающего в замысле свои мысли, эмоции, свое оценочное отношение к миру. Художественные оценки как оценки эстетические выражаются через эмоции. Художественный образ пробуждает оценочное отношение читателя, зрителя, слушателя.
Итак, особенностями художественного восприятия являются: целостность, условность, эмоциональность, диалогичность, оценочный характер.
Вопрос.
Далее рассмотрим предпосылки возникновения эстетической активности в детстве.
Предпосылки творческого развития ребенка исследователи связывают с его игрой. Ребёнок в любой творческой деятельности осваивает и отображает действительность игровым способом. В психологии и эстетике установлена прямая генетическая связь искусства (художественного творчества) и игры. Родство между ними лежит в следующих особенностях игры:
1. Игра — это мир фантазии ребенка, его воображения, рождающегося во взаимодействии ребенка с внешним миром и выражающегося объективным образом в игровых действиях.
2. Мир игры как мир искусства — это не копия внешней действительности, это мир значимых для ребенка и художника переживаний и их выражения.
3. Ребёнок получает удовольствие от процесса деятельности.
4. Игра ребенка является подготовительной ступенью его художественного творчества. Выготский Л.С. писал, что первичной формой детского творчества является творчество синкретическое, т.е. такое, в котором отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированы... Ребенок рисует и одновременно рассказывает о том, что он нарисовал. Ребенок драматизирует и сочиняет словесный текст своей роли. Этот синкретизм указывает на тот общий корень, из которого разъединились все остальные виды детского искусства. Покажем это на примере рисования.
Детское изобразительное творчество вырастает из игры, питается игрой, становится средством игры. Когда малыш овладевает элементарной способностью воспроизвести желаемый образ, лист бумаги для него становится своеобразной игровой площадкой. Игровыми действиями он дополняет графическое построение рисунка: он пыхтит как паровоз, тикает за часы. Ребенок рисует, играя, и играет, рисуя. Вот зайчик сидит, а через минуту он убежал (зачертил).
Игорь Н. (3-3,6). Сам процесс рисования часто превращается в игру, в действие. То вдруг начинает лить дождь, который затопляет и дома, и людей, и зверей, и все, что вокруг находится. То вдруг нарисованные танки, пушки начинают палить, рисунок покрывается траекторией полета снарядов, разрывом бомб и дымом. Самолеты падают, входя в штопор, все сопровождается соответствующими звуками: "бум, бум", "вз-вз". Постепенно рисунок с танками, самолетами, пехотой покрывается слоем краски, и рисование, а вместе с ним "война" заканчиваются.
Игра и рисование у маленького ребенка тесно переплетаются, поэтому для развития воображения, а также и самого процесса рисования педагоги-исследователи предлагают включать в изобразительные задания игровые ситуации или игровые ситуации с изобразительными действиями; нарисуй птичку, покорми птичку и т.д.
В игре развиваются основные психологические основы творчества ребенка: воображение, образное мышление, чувства. Игра — это школа, в которой человек учится воспринимать условность, без чего не может быть художественного восприятия. Разумеется, игровая условность и художественная — не одно и то же, но первая подготавливает возникновение второй. Более того, установка на восприятие художественного произведения развивается в тесной связи с развитием игры, с развитием воображения ребенка (Малахова). Так, активность малыша (2-4 лет) при восприятии сказки проявляется в выразительных движениях, выполняющих функцию "содействия" героям произведения, когда ребенок становится как бы участником происходящих событий. Эта активность по психологической природе близка к игре.
Благоприятными предпосылками для развития эстетической активности ребенка будут особенности его мировосприятия: способность удивляться, одушевлять объекты и явления, пластичность восприятия. Дети близки к так называемому "художественному" типу, для которого характерна яркость восприятия, наглядная образная память, богатство воображения.
Кирилл (2,10,5) играл с резиновыми утками, составил их брюшками одну под другой и вдруг обрадованно закричал: «Смотлите, смотлите, уточка отлажается, уточка отлажается»
Для маленького ребенка это целое открытие, он обращается к взрослому, чтобы тот увидел и разделил с ним эту радость "первого открытия".
Часто взгляд ребенка останавливается на том, что для взрослого не представляет интереса, иногда ребенок дает эстетическую оценку.
Игорь Н. (5-6). Гуляем в лесу. Игорь сорвал пушинку с вербы. "Дедусь, посмотри, какого я котика прелестного сорвал".
Игорь одушевил объект, он его оценил. Этот факт свидетельствует об эстетическом восприятии ребенка.
Проблема развития художественного восприятия в детстве стала разрабатываться А.В.Запорожцем и его сотрудниками в 30-е годы.
Мысленное содействие и сопереживание — первая ступень в развитии художественного восприятия.
Ребенок-дошкольник при восприятии литературного произведения проявляет особую активность: он себя ставит на место героя, мысленно действует с ним, борется с его врагами, т.е. содействует героям. Содействие неотделимо от сопереживания, ребенок переживает радости и печали героев. Сопереживание дошкольника отличается эмоциональной непосредственностью. Яркий зрительный образ, возникающий в воображении, имеет для ребенка убедительность и достоверность, он оказывает воздействие на его эмоции, направляя их по определенному пути.
Эмоции воплощаются в образы, соответствующие им, возникают новые ассоциации, т.е. образы воображения развиваются, углубляются.
«Вживанию» ребенка способствуют особенности сказки как литературного произведения. Замысел в сказке выступает в явной форме, поэтому дошкольник обычно занимает позицию внутри изображаемых обстоятельств. Эстетическая активность такого рода необходима в любой творческой деятельности.
В игре ребенок учится условности, но для художественного восприятия совсем недостаточно отличать воображаемое и изображаемое. Восприятие художественного образа возможно только при соотнесении изображения и изображаемого. В возрасте 3-5 лет это соотнесение весьма своеобразно.
Масик (5) был в опере, ставили "Сказку о царе Салтане". В театре волновался, когда царицу с царевичем посадили в бочку, Масик отвернулся, обхватил руками шею матери и заплакал.
Оля (сестра): "Масик, это сказка". Масик: "Мама, правда это сказка?" Стал смотреть спокойнее.
Ребенок понимает, что перед ним изображение, но он так непосредственно входит в воображаемую ситуацию, так остро ее переживает, что изображаемое и изображение сливаются, отсюда и соответствующая реакция ребенка.
Ребенок сам начинает "сочинять" сказки, стихотворения, в связи с этим соотнесение изображаемого и изображения становится глубже, сложнее. Условность художественного восприятия начинает складываться в середине дошкольного возраста (Хоменко, Зубарева). Ребенок может уже сам ее сформулировать: "Я без тебя знала, что Бабы Яги не бывает, а ты расскажи такую сказку, чтобы она была". Но двоякая установка еще неустойчива, что заставляет ребенка отвечать на вымысел прямым действием: зачеркивать в книге "плохих" героев, изменять сюжет сказки.
Маша П. (3,2) сказку о глупом мышонке кончает с победным видом: "А мышонок ушел гулять".
Непосредственное переживание ребенком образа как чувственно достоверного — и сила и слабость его восприятия.
Следующая ступень в развитии художественного восприятия состоит в том, что ребенок начинает различать, что относится к искусству и что к изображаемому, он начинает воспринимать образ как вымысел. При восприятии сказки он начинает чувствовать меру вымысла.
Слушая сказку, в которой щетка разговаривает с мальчиком, ребенок не возражает против этого, но когда щетка предлагает взять ее вместо пера, чтобы писать чисто и красиво, ребенок возражает: "Это неправильно, щетка большая и грязная, ею нельзя писать, ею хуже писать, чем скверным пером".
К старшему дошкольному возрасту ребенок постигает условность, у него начинает складываться реалистический критерий эстетической оценки.
В исследованиях Н.Зубаревой показано, что при восприятии художественного образа в изобразительном искусстве ребенок 6-7 лет владеет двоякой установкой. Дети выбирали понравившиеся им открытки-натюрморты. Они должны были обосновать свой выбор и ответить на вопрос: "Что за цветы изображены художником?"
Лена (6,4) выбрала "Рябинку" А.Ведерникова, "...потому, что (пауза) радостно смотреть на нее. Радостные краски выбрал художник и нарисовал ими рябинку-дождик, рябинки- капельки кап-кап-кап. Хорошо получилось у художника".
Приведенное высказывание свидетельствует о том, что девочка в натюрморте восприняла условность формы и декоративные возможности цвета, использованные художником. Лена видела в натюрморте не копию действительности, а художественный образ.
В дошкольном возрасте очень важно создать психологические предпосылки для дальнейшего развития художественного восприятия как эстетической активности.
Богатые возможности для этого содержит игра-драматизация, совсем не случайно А.Н.Леонтьев называл ее «предэстетической деятельностью».
Выделим особенности игры-драматизации ребенка, приближающие ее к эстетической деятельности:
1. Она отвечает особенности воображения ребенка отталкиваться от действия и завершаться действием.
2. В игре-драматизации ребенок реально действует в воображаемых обстоятельствах, что облегчает ему занять позицию внутри изображаемых событий.
3. Перед ребенком стоит задача — создать образ таким, как он задуман автором. Текст подсказывает ребенку последовательность действий, но способы создания художественного образа зависят от эмоционального воображения и мышления. Деятельность ребенка по созданию образа направляется замыслом автора.
4. В игре-драматизации ребенок обращает внимание на то, насколько совершенна передача объективного содержания роли. Это служит предпосылкой понимания ребенком содержательной формы произведения.
5. Ребенок с помощью взрослого открывает способы выражения замысла (авторской позиции).
6. Игра-драматизация — это деятельность для других (зрителей). Ребенок передает свое эстетическое видение замысла другому человеку (партнеру) или зрителю.
Таким образом, психологические предпосылки введения ребенка в художественную деятельность лежат в игре: сюжетно-ролевой, режиссерской, игре-драматизации, а также в словесном творчестве. Словесное творчество ребенка позволит в дальнейшем через собственные действия усвоить и осознать позицию автора художественного произведения. На этой основе будет развиваться, формироваться диалогичность художественного восприятия.
В дошкольном возрасте развивается целостность художественного восприятия. В ряде исследований (Зубарева, Езикеева, Мирошкина, Кионова и др.) отмечаются факты восприятия выразительных средств иллюстрации (натюрморта, живописи) в единстве с содержанием, доказывается возможность формирования этого свойства восприятия.
Исследование Н.Зубаревой показало возможности формирования художественного восприятия как эстетической активности независимой от предмета, на который она направлена. Так, художественное восприятие ребенка, сформированное на материале живописи, проявилось при восприятии художественного словесного описания природы.
Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований позволяет считать, что к старшему дошкольному возрасту при оптимальных условиях эстетического развития у детей возникают начальные формы эстетической активности. Об этом свидетельствуют факты мысленного содействия и внутреннего сопереживания, понимания ребенком того, что относится к искусству, а что к изображаемому, "очеловечивания" объектов природы, выражающие эмоционально-оценочное отношение ребенка, стремление передать замысел другому человеку и др.
Сделаем выводы.
1. Специфика художественного восприятия определяется природой художественного образа.
2. Предпосылки эстетического развития ребенка связаны с его игрой и с эмоциональной отзывчивостью на "первосигнальные" впечатления. В игре развиваются психологические механизмы детского художественного творчества, а также предпосылки художественного восприятия.
3. Отношение к художественному произведению проходит в дошкольном возрасте путь от непосредственного наивного участия ребенка в изображаемых событиях до более сложных форм художественного восприятия.
4. Художественное восприятие в дошкольном возрасте развивается в русле различных видов деятельности: восприятие литературного произведения, словесное творчество, игра-драматизация, восприятие произведений графики и живописи. При создании оптимальных условий для эстетического развития к старшему дошкольному возрасту возникают начальные формы эстетической активности ребенка, направленной на овладение художественным образом.
Вопрос.
Довольно часто в методической литературе и в широкой практике употребляется термин «ознакомление детей с искусством». Он недостаточно полно раскрывает сущность самого процесса — встречу ребенка с прекрасным в искусстве. Поэтому наиболее емким по смыслу является термин «приобщение», так как ребенок вступает в новый для него мир образов искусства. Это процесс активного «приобщения», взаимодействия с художественным образом в картине, графике, скульптуре как деятельности познания, как деятельности «погружения» в мир красоты.
Дети эмоционально воспринимают произведения искусства (картину, скульптуру, иллюстрацию, декоративные изделия), постепенно постигают их художественный «язык».
Психологи отмечают возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое проходит определенный путь становления.
По данным психологов, восприятие произведений искусства проходит несколько ступеней развития — от поверхностного, чисто внешнего, схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств до постижения сути и глубины художественного содержания.
П.М. Якобсон считает важным, чтобы в процессе развития ребенок начал понимать, что картина есть картина, сказка есть сказка. После такого осознания у детей начинает формироваться иное, особое отношение к произведениям искусства, умение отличать их от обычных предметов.
Только к старшему дошкольному возрасту, в связи с накоплением впечатлений от знакомства с широким кругом явлений, с появлением жизненного опыта, способности к наблюдению, анализу, классификации, сравнению и другим мыслительным операциям, ребенок способен оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и ее изображением.
Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов —сенсорные эталоны. Это подтверждено разными системами сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, О. Декроли, Е.И. Тихеева).
Для того чтобы ребенок воспринял предмет, ему недостаточно лишь смотреть на него, хотя основой художественного образа являются зрительные восприятия. Дети должны овладеть способами сенсорного обследования движениями рук материалов, предметов, их формы, величины, цвета, поверхности и т.д.
Л.А. Венгер считал, что для развития восприятия ребенка большое значение имеют продуктивные деятельности, прежде всего аппликация, рисование, лепка и конструирование.
Сенсорные способности являются лишь предпосылками для развития эстетического видения.
Акцентируя внимание на культуре детского восприятия, многие известные педагоги отмечали, что только организованный процесс эстетического восприятия способен обеспечить для всех детей его подлинное развитие. Е.А. Флерина видела прямую зависимость развития эстетического восприятия от руководства им, подчеркивая при этом роль педагога, призванного научить детей замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом соответствующие чувства. По мнению В.Б. Косминской и Н.П. Сакулиной, для создания художественного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, насыщенное чувствами, переживаниями. Использование произведений искусства в процессе обучения способствует этому, помогает тонко чувствовать и понимать красоту.
Проблема эстетического восприятия очень актуальна. Исследования ученых в этой области доказывают важную роль искусства в эстетическом развитии ребенка.
Современный взгляд на данную проблему представлен в работе Т.В. Маловой, рассматривающей изобразительное искусство как средство полоролевого воспитания старших дошкольников. В исследовании Т.В. Маловой взаимосвязь полоролевого, нравственного и эстетического воспитания с ориентацией на идеальные образы мужчины, женщины и семьи как духовные ценности рассматривается в изобразительном искусстве. Она показывает, что изобразительное искусство способствует формированию полоролевой эстетической воспитанности детей, развитию когнитивной, эмоциональной, поведенческой сфер личности. Наиболее близок для эстетического восприятия дошкольников идеал мужчины, женщины, семьи в портретной и жанровой живописи, графике, скульптуре разных эпох.
Далее мы рассмотрим аспекты развития эстетического восприятия детьми дошкольного возраста различных видов и жанров изобразительного искусства.
Из них наиболее полно в исследованиях представлены живопись (пейзаж, натюрморт, сюжетная картина), графика.Очень мало исследований по скульптуре. И совсем нет работ по восприятию детьми архитектурыкак вида искусства, кроме материалов по обобщению передового педагогического опыта актива Москвы, руководимого А.А. Грибовской, опубликованных ею в сборнике «Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре» (2001).
|