Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Восприятие декоративно-прикладного искусства детьми дошкольного возраста

Актуальной проблемой современ­ного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.

Народное искусство влияет на декоративно-прикладную деятельность — доступную и притягательную для детей дошкольного возраста.

Е.А. Флерина одной из первых вы­ступила за использование декоратив­но-прикладного искусства в детском саду. Она считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приемы народных масте­ров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами изобра­жения.

В подтверждение этого Т.Я. Шпи­калова, отмечая синкретичность на­родного искусства, говорит о необхо­димости включения в декоративно-прикладную деятельность других его видов.

Н.П. Сакулина писала, что народ­ное искусство отвечает интересам дошкольников, содействует развитию их эстетических переживаний, пер­вых эстетических оценок.

Значение:

1. Народное декоративно-прикладное искусство многофункционально, в нем заложены большие воспитательные возможности. В.С. Воронов, М.А. Нек­расова, Т.Я Шпикалова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и другие отмечают его ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуника­тивность, высокое совершенство «язы­ка», человечность, связь с окружаю­щей жизнью.

2. Большие возможности используемых мате­риалов способствуют формированию художественно-практических навыков и умений, работа с ними обогащает зна­ниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое воспри­ятие, образное видение, развивает дет­ское творчество. В результате декоративно-прикладной деятельно­сти появляется художественно вы­полненная вещь. Ей присущи разнооб­разные стороны выразительности: цве­товое сочетание, композиция, другие средства художественного воплоще­ния. Если результат радует человека, то он испытывает внутренний подъем, радость творчества.



3. Народное декоративно-приклад­ное искусство способствует формиро­ванию художественного вкуса, основ­ных эстетических критериев, разви­тию эстетического отношения детей к искусству, природе, окружающей действительности.

4. Знакомясь с предметами народных мастеров, они узна­ют быт и традиции прошлого.

 

Декоративно-прикладное искусст­во как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Имен­но поэтому оно близко его восприя­тию, понятно ему. В народном декора­тивно-прикладном искусстве окру­жающий мир отражается условно, символами, художник избегает лишней детализации, но сохраняет цело­стность, законченность образа.

Дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. При выборе они отдают предпочтение тем образцам, которые отличаются образ­ной художественной выразительнос­тью и красивой фактурой, отклоняют натуралистичность в трактовке животных, растений или цветов. Из ке­рамических изделий они выбирают, как правило, образцы, отмеченные фантастичностью образов: причудли­вые сосуды в виде птиц (Скопинская керамика Рязанской области), скульптурные изображения коней, птиц и животных (в дымковской, каргопольской или филимоновской глиняной расписной игрушке), простые формы гончарной посуды. Остаются рав­нодушными к вычурным стилизован­ным формам керамики.

Яркое впечатление производят на детей красочные кистевые росписи по дереву в произведениях народных мастеров городецкой и хохломской росписи, узоры из цветов, растений и птиц на северных прялках, насыщен­ные по цвету декоративные жостовс­кие подносы, семеновская расписная матрешка. Из произведений народно­го прикладного искусства, где основу образной художественной вырази­тельности составляет графическое решение, дети с интересом рассмат­ривают резьбу на пряничных досках, на которых можно видеть и сказоч­ную птицу, и выразительных по пластике рыб с причудливыми хвос­тами. Веселые улыбки и симпатию вызывают у детей изделия богородс­ких резчиков: медведи, которые мо­гут и дома строить, и на велосипедах кататься, птицы и олени.

Дети очень эмоционально и непос­редственно проявляют свое отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов произведений прикладного искусства, отвергая, как правило, натуралистич­ные и перегруженные декором образ­цы. Однако некоторые из них предпо­читают натуралистично решенные образцы. Их выбор объясняется часто не эстетическими показателями восприя­тия, а скорее, реалистичным отношени­ем ребенка к жизни, когда свою симпа­тию к знакомому и любимому образу животного («Я люблю оленей», «Люблю курочку», «Лошадку люблю больше») ребенок непосредственно переносит и на изображение этого животного в коврике, скульптуре, что заслоняет при этом объективные художественные стороны произведения (цвет, ритм, фактуру материала и т.д.).

Одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества исследователи считают взаимосвязь народной музыки, декоративно-при­кладного искусства, художественного слова и изобразительной деятельности.

Таким образом, в процессе озна­комления дошкольников с декора­тивно-прикладным искусством про­исходит развитие эстетического вос­приятия, которое благодаря синтезу обогащает изобразительное творчество детей новыми декоративными образами.

 

Этапы подготовки и методика проведения музейной экскурсии.

План.

  1. Понятие «музейная педагогика».
  2. Музей, его виды.
  3. Экскурсия как ведущая форма работы музея. Классификация экскурсий.
  4. Методика проведения музейной экскурсии.
  5. Формы закрепления знаний, полученных в ходе экскурсии.

Литература.

  1. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 208 с.
  2. Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2000. – 256 с.
  3. Российский этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С. А. и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 192 с.

 

Вопрос.

Многими исследователями доказана роль искусства в творческом развитии личности ребенка. Немаловажное место здесь занимает работа в музее.

Специфика учебно-воспитательного процесса на материалах художественного музея состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться воспринимать произведения искусства, пробудить потребность к созданию прекрасного и в своем быту.

В настоящее время все чаще и чаще используется термин «музейная педагогика».

Музейная педагогикаэто новая научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики и психологии.

Предмет изучения музейной педагогики – культурно-образовательный аспект.

Непосредственное знакомство с коллекциями художественных музеев – подлинными историческими экспонатами, а также с архитектурой здания, интерьерами залов оказывают эмоциональное воздействие на детей, а это, безусловно, неоценимо в формировании личности и духовно – интеллектуального потенциала общества в целом.

В зрительном контакте ребенка с подлинным произведением искусства – качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик образовательных центров.

Расширяются и углубляются исследования музеев по данной проблеме и контакты с детскими садами. Возрастающий интерес родителей к посещению художественных музеев с детьми дошкольного возраста стимулирует музейных педагогов:

-находить специальные помещения для занятий, хорошо оснащенными лабораториями и исследовательскими центрами;

-создавать специальные музейные программы занятий, студии живописи, рисунка, дизайна на базе музея;

-проводить разные формы работы с детьми в музее и детском саду.

Воспитатель становится посредником между детьми и музеем. Это ответственная просветительская работа, направленная в будущее.

 

Вопрос.

Слово «музей» в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы, - храм муз.

 

В зависимости от содержания коллекции выделяют музеи:

1.Отраслевые. К ним относятся:

- исторические музеи (их работа связана с изучением исторических событий, памятников, археологических находок);

- художественные музеи (собирают и изучают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства);

- литературные (хранятся материалы, связанные с жизнью и творчеством писателей);

- музыкальные (музеи музыкальных инструментов, музыкальной культуры и мемориальные. Музеи музыкальных инструментов собирают уникальные коллекции музыкальных инструментов разных эпох и народов, а также изготовленных великими мастерами. В музеях музыкальной культуры хранятся архивно-рукописные материалы, музыкальные инструменты, изобразительные материалы, фонотеки. Музыкально-мемориальные музеи создаются, как правило, в домах и усадьбах, где жили и работали известные музыканты);

- этнографические музеи (отражают наследие материальной, духовной культуры разных наций и народностей, а также условия их жизни);

- технические музеи (собирают и экспонируют предметы, связанные с достижениями науки и техники на разных стадиях развития человечества);

- естественно-научные музеи (демонстрируются экспонаты, раскрывающие достижения в области изучения живой и неживой природы, развития сельского хозяйства и землепользования).

2. Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов. Краеведческие музеи составляют самую широкую сеть и включают отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи.

3. Мемориальные музеи создаются на базе выдающихся памятников архитектуры, живой природы или на базе краеведческих, литературных, музыкальных и других музеев.

Работа музеев различной направленности регламентируется Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации, о музеях в Российской Федерации».

Собрания музейных предметов классифицируют по типам музейных источников. Выделяют:

  1. Вещевые (орудия труда, оружие, военное снаряжение, предметы быта, предметы декоративно-прикладного искусства, образцы сырья и продукции производства).
  2. Изобразительные (живопись, графика, скульптура, литография, рисунки, диапозитивы и т.д.).
  3. Письменные (рукописные и печатные документы, прокламации, законодательные акты и т.д.)
  4. Документальные, видео- и аудиоматериалы (запись разных шумов, выступлений известных политических деятелей и мастеров искусства и т.п.).

Музейные материалы оформляются в тематические экспозиции, которые строятся на основе принципов научности, предметности, учета особенностей восприятия разнообразной информации разными категориями населения (основной цвет, на котором размещается экспозиция; освещенность, компоновка предметов, аудиосопровождение и т.п.

Основными функциями музея являются: научно-просветительская и научно-исследовательская деятельность. В качестве просвещения выступают как музейные экспозиции, так и экскурсии, музейные кружки и другие формы взаимодействия с населением. Научно-исследовательская деятельность направлена на изучение музейных предметов. Каждый музей в соответствии со своим профилем осуществляет комплектование музейных фондов. Прежде, чем любой предмет займет свое место в экспозиции музея, научные сотрудники музея определяют его ценность с точки зрения уникальности, типичности, а также эстетической и художественной ценности. Результаты исследований обобщаются и публикуются в каталогах, путеводителях, буклетах, научно-популярной литературе, научных трудах.

 

Вопрос.

Музейная работа имеет различные формы, которые сложились в результате многолетней научно-исследовательской работы (Бакушинский А.В., Коган М.С., Косова И.М., Левыкин К.Г., Потапова М.В., Рева Н.Д., Романова Н.И., Шацкий С.Т. и др.).

Передача информации может проходить:

- через экскурсии (Кудрина Т.А., Рева Н.Д.);

- музейные уроки и индивидуальные письменные задания (Иванова Е.И., Моисеева В.С.);

- кружки и клубы (Косова И.М.);

- лекции, тематические вечера, музейные олимпиады и конкурсы (Грачев М.Н., Михайловская А.И.).

Ведущей формой работы музея является экскурсия, поэтому необходимо рассмотреть ее классификацию, структуру, этапы подготовки.

Экскурсии классифицируются:

  1. По месту проведения:

- внутри музея;

- на открытом воздухе.

2. По характеру содержания:

а) обзорные (ознакомление с широким кругом вопросов и просмотр большого количества музейных помещений);

б) тематические:

- сквозные (в отведенное время посетителям предлагается познакомиться с рядом исторических событий, уяснить закономерности развития общества, искусства);

- целенаправленные (ознакомление с отдельным периодом, событием, направлением в искусстве или этапом научно-технического прогресса);

- обобщающие (характеристика разных периодов в развитии культуры, науки, искусства, общества и т.п.).

3. По целевому назначению:

- научно-просветительские (просвещение посетителей);

- учебные (углубленное изучение какой-либо темы).

4. По составу экскурсионной группы:

- для студентов;

- для учащихся;

- для детей;

- для специалистов одной профессии;

- для других социальных групп.

Вопрос.

Исследователями выделяются этапы подготовки и проведения музейной экскурсии:

  1. Определение темы и содержания экскурсии.
  2. Составление плана экскурсии (продумывается маршрут следования группы, экспонаты, логика рассказа экскурсовода и многие другие положения).
  3. Целенаправленный показ экспозиций (собственно экскурсия).
  4. Общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы.

Экскурсия состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной.

Перед осмотром экспозиций музея экскурсовод определяет тему и задачи экскурсии и подводит посетителей к пониманию основного содержания. Очень важно во вводной части дать установку на восприятие как вербального, как и визуального материала. Это позволит повысить образовательную эффективность экскурсии.

Основная часть экскурсии включает рассказ экскурсовода, зрительное восприятие музейных предметов и приемы активизации посетителей, к которым относятся эвристические вопросы, игровые приемы, поисковые и творческие задания и др.

Завершает экскурсию заключительная часть, в ходе которой подводится итог и дается установка на восприятие материала последующей экскурсии.

Следует отметить, что наибольшей эффективностью обладает цикл экскурсий, который позволяет реализовать принципы непрерывности и преемственности в педагогическом взаимодействии «экскурсант – экскурсовод».

 

Теперь более подробно о методике подготовки и проведения экскурсии.

Первая проблема, с которой сталкиваются педагоги и родители, планируя посещение музея, связана с определением возраста, наиболее сензитивного для знакомства с музейными экспонатами. К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно.

С одной стороны, в литературе упоминается о довольно раннем приобщении ребенка к музейной культуре. В книге «Поверь в свое дитя» (М.,1993) С. Лупан описывает опыт воспитания своих 5 детей. Важной задачей воспитания она считает художественно-эстетическое развитие, которое осуществляется через ознакомление с изобразительным искусством. Поэтому уже в 1,5-2 года ее дети посещали художественные музеи и выставки.

С другой стороны, в 20-е годы ХХ в. А.В. Бакушинский, С.Т. Шацкий, Ф.И. Шмит и др. доказывали необходимость приобщения к музейной культуре детей младшего возраста. Все последующие исследователи (Н.Д. Рева, Т.В. Чумакова, Е.Н. Конухова, Н.Л. Кульчинская и др.) так же подчеркивали целесообразность раннего знакомства детей с фондами музеев, однако все они ориентировались на младших школьников. Ныне ни у кого из специалистов не возникает сомнений в необходимости снизить этот возрастной ценз. С начала 90-х годов проводится работа (А.П. Михеева, Л.В. Пантелеева и др.), направленная на приобщение старших дошкольников к мировой художественной культуре средствами музея.

Из всего вышесказанного следует, что каждому педагогу и каждой семье предстоит самостоятельно решить, с какого возраста следует начать знакомство с музеями.

Второй вопрос, с которым столкнуться взрослые: с каким видом музея следует знакомить дошкольников, а с каким нет; в какой последовательности проводить изучение музейных материалов.

Сегодня уже есть определенный опыт художественно-эстетического развития личности ребенка средствами художественных, литературных, мемориальных и краеведческих музеев. Что же касается других музеев, то изучение их педагогической ценности в работе с детьми дошкольного возраста является новой – и вполне перспективной – областью исследований.

Чем надо руководствоваться при выборе музея?

  1. Наличием устойчивого интереса к той или иной области человеческих знаний. Устойчивость интереса определяется длительностью времени, которое ребенок посвящает любимому делу, познавательной активностью, подбором средств и источников информации. Проявляться интерес может в коллекционировании, оформлении альбомов, желании отражать в продуктивных видах деятельности интересующую тему, в целенаправленном выборе телепередач, видеофильмов, в стремлении получить информацию из разных источников, в количестве и глубине задаваемых вопросов.
  2. Уровнем подготовленности ребенка к восприятию информации, отраженной в экспозициях. Это значит, что у ребенка должен быть накоплен определенный объем знаний об интересующем его предмете или явлении. Посещение художественного музея предполагает знакомство с репродукциями картин, их названиями, историей создания; музея-усадьбы – биографией человека или семьи, которая жила в этом месте. Если материал, с которым собираются познакомить ребенка на экскурсии, не входит в серу его интересов, то в процессе подготовки необходимо обратить внимание на такие факты, которые будут стимулировать потребность в получении дополнительных знаний о людях, образе их жизни и деятельности. Целесообразно в процессе бесед, рассматривания иллюстраций, наблюдений на прогулках, праздниках создавать проблемные ситуации. Решение же проблемы можно найти в процессе посещения музея.

Однако подготовительная работа, направленная на расширение и углубление знаний с установкой на поисковую деятельность, возможна с детьми старшего дошкольного возраста. С детьми младшего дошкольного возраста необходимо постепенно накапливать информацию о различных предметах с целью их последующего узнавания в музейных экспонатах.

Известно, что информация усваивается ребенком успешнее, если имеет яркую эмоциональную окрашенность. Наличие интереса свидетельствует об эмоциональной окраске. Взаимосвязь эта очевидна. Выделяют особую эмоцию – любопытство, которое может стать основой любознательности. В свою очередь любознательность является проявлением интереса. Поэтому важно, чтобы накопление знаний было делом приятным и занимательным. В результате увеличения объема знаний, создания проблемных ситуаций, стимулирования интереса ребенок с нетерпением начинает ожидать встречи с музеем.

Следующее, что надо предпринять – познакомить детей с правилами поведения в музее. Можно побеседовать с ребенком о том, что:

- в залы музея необходимо входить без верхней одежды, а иногда в специальной музейной обуви;

- большие сумки, зонты и т.д. следует оставлять в гардеробе;

- музейные экспонаты нельзя трогать руками;

- рассматривая экспозиции музея, не стоит громко разговаривать;

- переходы из зала в зал должны проходить спокойно.

Наиболее интересной и запоминающейся будет игровая форма усвоения правил поведения в музее. Например, картинки – вопросы, комиксы, занимательные упражнения и т.д.

Последний этап в процессе подготовки к посещению музея связан с выбором содержания экскурсии. Сначала необходимо определиться с целью предстоящего похода в музей. Экскурсия может проводиться с целью:

- формирования представлений о специфике разных музеев;

- расширения знаний о явлениях в природе и обществе;

- развития детского технического и художественного творчества.

В соответствии с целью следует отобрать содержание экскурсии. В музее целесообразно узнать, какие темы экскурсий предлагаются, насколько они адаптированы или могут быть адаптированы для дошкольников.

Если в музее есть экскурсии для детей, родителям и педагогам есть смысл пройти по залам вместе с экскурсионной группой, познакомиться с содержанием экскурсии и составить собственное мнение о ее доступности ребенку. Если в музее не предусмотрены экскурсии для дошкольников, то в этом случае педагог самостоятельно готовиться к роли «экскурсовода».

Работу над содержанием экскурсии следует начинать со знакомства с каталогами, буклетами, проспектами, схемами расположения залов и экспозиций, выпускаемыми музеями, и научно-популярной литературой. Содержание выстраивается в соответствии с видом и структурой экскурсии. Следует обратить внимание на разнообразие приемов преподнесения материала. Это имитационные действия, игровые упражнения, воображаемые путешествия и т.п. Дошкольники с удовольствием воспринимают появление игрового персонажа, который помогает вести экскурсию. Экскурсоводом могут стать Муза искусства (в музее изобразительных искусств); Светлячок или Кузнечик (в музыкальном); домовенок Кузя (в этнографическом или краеведческом); волшебный Фонарь или Ученый кот (в техническом музее) и т.п.

Если экскурсию проводит не сотрудник музея, то брать экспонаты в руки и проходить внутрь экспозиций нельзя.

Образ игрового персонажа, который выбирает взрослый, должен соответствовать профилю музея, а иногда содержанию экспозиций. Фея искусства – это кукла в древнегреческой тунике. В руках у нее факел или фонарик. Несложное устройство с батарейкой может сделать ее живой. Факел загорается и тогда, когда дети правильно выполняют задание, подбирают образное выражение, определяют настроение картины и т.п. Поскольку игровой персонаж живет или работает в музее, то в конце экскурсии он должен остаться там: взрослый либо незаметно прячет его (если это самостоятельно организованная экскурсия), либо уносит в служебное помещение (если экскурсию ведет сотрудник музея). В любом случае у детей должно остаться ощущение сюрпризности.

Другая особенность организации экскурсии заключается в правильном ее завершении. После обобщения, которое делает экскурсовод, или в ходе него дети должны получить подарки – сюрпризы: открытки с репродукциями картин, которые рассматривали, значки, фотографии игровых персонажей с их автографами, аудиокассеты, портреты знаменитых людей, книги и пр. Важно, чтобы подарок-сюрприз соответствовал содержанию экскурсии. Следовательно, его необходимо подготовить заранее и привлечь к этому родителей. Если детей мало (1-3), то подарки-сюрпризы можно изготовить самостоятельно или использовать современные технические средства (фотоаппарат, ксерокс и т.д.). В конце экскурсии детям можно подарить детали, из которых в последующем изготавливаются простые поделки, чертежи их сборки.

При выборе подарка необходимо учесть и его место в последующих беседах, направленных на закрепление полученных в ходе экскурсий знаний.

Итак, в ходе подготовки экскурсии следует учитывать следующее:

    1. Информация должна быть объективной, научной, доступной.
    2. Игровые приемы и упражнения должны быть связаны с темой экскурсии.
    3. Эмоциональный фон экскурсии должен идти по нарастающей: самый яркий экспонат, рассказ, игровой прием должны быть введены ближе к концу.
    4. Рассказ о разных экспонатах должен обладать внутренней логикой.
    5. Все экспонаты, которые предлагаются для рассматривания и изучения, должны решать основную познавательную задачу экскурсии.
    6. Заключительная часть должна включать вручение подарков-сюрпризов, соответствующих выбранной теме.

Вопрос.

Тщательно продуманная, эмоционально и интересно проведенная экскурсия имеет наибольший познавательный эффект в том случае, если после экскурсии будет правильно организовано закрепление полученной информации.

Не всегда целесообразно обмениваться впечатлениями сразу после посещения музея. В некоторых случаях лучше дать детям время, чтобы осмыслить увиденное и услышанное. Вечером того же дня (с детьми младшего дошкольного возраста), на следующий день или даже через несколько дней (со старшими дошкольниками) необходимо провести итоговую беседу. Выбор времени для проведения беседы зависит от желания и потребности детей еще раз вернуться к теме экскурсии.

Иногда взрослому трудно понять, нуждается ли ребенок в данное время в обмене впечатлениями. В этом случае можно обратиться к подарку-сюрпризу. Рассматривание открыток, чтение книг, сборка изделия из подарочных деталей помогут начать беседу.

Однако, как правило, посещение музея оставляет у детей яркий след и рождает потребность поделиться впечатлениями, не откладывая это на потом.

Обсуждение экскурсии не должно сводиться к вопросам: «Тебе понравилось в музее?», «Что тебе понравилось больше всего?». Вопросы формулируются таким образом, чтобы можно было определить, какой объем знаний есть у детей, насколько эти знания системны и прочны, появился ли интерес к предмету изучения. Для начала беседы вопросы могут быть сформулированы следующим образом.

- В какой комнате дворца тебе хотелось немного пожить? Почему?

- Интересно, чем похожи магнит и обычная батарейка?

- В чьем лесу тебе хотелось бы погулять: Шишкина или Левитана? Почему?

Знания, полученные в процессе знакомства с экспозициями художественных музеев, можно закрепить в играх и игровых упражнениях, которые могут быть направлены на узнавание и называние картин, скульптур, архитектурных сооружений, а могут быть ориентированы на классификацию и систематизацию знакомых произведений изобразительного искусства. Например, из предложенных репродукций отобрать пейзажи, натюрморты или произведения одного художника и т.п.

Все вышеизложенное позволяет выделить формы закрепления знаний, полученных в ходе экскурсии:

- беседа;

- коллекционирование;

- продуктивная деятельность;

- создание разнообразных макетов, поделок;

- оформление альбомов;

- подбор и чтение специальной литературы;

- игры и игровые упражнения.

Немного остановимся на коллекционировании.

Коллекциясистематизированное собрание однородных предметов.

Коллекционирование – интересное и полезное занятие. Оно:

1. Стимулирует познавательную деятельность.

2. Подбор экспонатов требует целеустремленности, терпения, находчивости.

3. Коллекция рассказывает окружающим о том, чем жил, чему радовался, чем вдохновлялся коллекционер.

Коллекционировать можно все: открытки, марки, монеты, карандаши, колокольчики и т.д.

Коллекция начинается с понимания того, что несколько предметов объединены какими-то общими чертами.

Вещи в коллекцию собираются в определенной системе.

Систематизировать можно 2 способами:

1. Составлять каталоги. Каталог – это карточки небольшого размера (коробки, в которой они находятся). Он может быть простым и представлять перечень имеющихся в коллекции предметов (могут быть условные знаки, рисунки и т.д.). Когда вещей набирается много, начинают систематизировать по разделам и подразделам. Как вариант заполнения карточек, ставят шифр, который помогает найти местоположение предмета.

2. Оформлять домашние экспозиции музейного типа. Здесь предметы размещают на полках под стеклом. Постоянные экспозиции не меняются, а постоянно пополняются новыми экземплярами. Временные экспозиции - тематические (семейные, общественные события). Оформление экспозиций в домашних условиях связано с решением художественных и научных задач. Надо продумать, на каком фоне и с какими дополнительными аксессуарами экспонаты будут смотреться лучше, дополнительной освещение экспозиции.

Коллекцию можно хранить в ящиках, коробках, оформлять альбомами.

Коллекционирование не должно превратиться в простое накопительство, поэтому надо проводить экскурсии (прием гостей по случаю дня рождения одного из членов семьи). Можно организовать выпуск домашнего журнала, научного бюллетеня, буклета, посвященного одному экспонату или нескольким.

Формы пополнения коллекции: покупка, обмен, самостоятельный сбор и обработка экспонатов (гербарии).

Таким образом, индивидуальное коллекционирование стимулирует познавательное развитие ребенка, формирует навыки музейной работы.

Другие формы закрепления музейных впечатлений см. в учебном тексте «Методика ознакомления детей с экспозициями музея».

Вывод: эффективность проведения музейной экскурсии зависит от многих факторов, которые были описаны выше и в первую очередь от тщательной предварительной работы педагога.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.