Обратная связь
|
Произведения художников-иллюстраторов. Ю.Л. Васнецов. Русские народные песенки «Конь», «Мыши», «Сорока-белобока», «Петушок»; сказка Л.Толстого «Три медведя»; книга «Ладушки»;
Чарушин Е.И. С. Маршак «Детки в клетке», авторские рассказы «Волчишко», «Курочка», «Медвежата», «Друзья».
В.М. Конашевич. К. Чуковский: «Чудо-дерево», «Муха-цокотуха», «Тараканище»; сказки А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Ю.Д. Коровин. Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка»; стихотворения С. Маршака «Пожар», «Мастер-ломастер».
В.В. Лебедев. Книги С. Маршака «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Цирк».
Е.М. Рачев. Русские народные сказки «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и заяц», «Заяц-хвастун».
А.Ф. Пахомов. Книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кем быть?»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
Организация работы по ознакомлению детей с произведениями живописи. Принципы и требования отбора произведений. Этапы ознакомления с произведениями искусства.
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись.
Изобразительное искусство – это отражение окружающей действительности в зрительно воспринимаемых образах.
Основные функции изобразительного искусства в воспитании детей.
1. Познавательная функция искусства. Знакомя детей с жанровыми произведениями, воспитатель раскрывает перед ними картину окружающего мира: быт, труд людей в различных сферах деятельности; средства выразительности произведения.
2. Воспитательная функция искусства. Более полное познание детьми произведения изобразительного искусства позволяет воспитателю не только развивать у них интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения. Искусство способствует воспитанию различных чувств.
3. Эстетическая функция. Учить старших дошкольников видеть в жанровой живописи красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью — значит развивать их эстетические чувства.
Изобразительное искусство несёт большие воспитательные возможности. Причём воздействие искусства на зрителя обусловлено эмоциональной реакцией, отзывчивостью на содержание.
Необходимо детей знакомить с произведениями изобразительного искусства, так как это обеспечивает:
- развитие эстетического восприятия;
- развитие эстетического вкуса;
- развитие эстетических чувств и познавательно-творческой активности.
Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду можно условно разделить на четыре группы.
Первая группа— содержательная, объединяющая задачи обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник в своем произведении, что хотел выразить.
Вторая группа — изобразительно-выразительная. Реализуя задачи этой группы, педагог учит дошкольников воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).
Третья группа —эмоционально-личностная. В нее входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу? Что вам понравилось в картине? Что в ней заинтересовало? Какое она вызывает настроение?»
Четвертая группа — воспитательная. Задачи направлены на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно-эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.
Далее в таблице можно увидеть усложнения задач от возрастной группы к возрастной группе.
| Младшая группа
| Средняя группа
| Старшая группа
| Подготовите
льная группа
| 1.Содержание картины.
| учат понимать содержание, отвечая на вопрос, что (кто) изображено на полотне
| знакомят с характерными особенностями персонажей, изображенных художником, их взаимоотношениями.
| формируются умения воспринимать картину на основе единства содержания и выразительных средств, понимать значимость содержания произведения.
| 2.Выразительные средства картины
| пятно, линия, замечают контрастные по цвету изображения
| воспринимают форму предметов, замечают выразительность позы, жестов, мимики.
| ритм, композиция.
| 3. Эмоциональное отношение к картине художника
| учатся эмоционально откликаться на изображенные на картине явления и предметы.
| проявляют эмоциональный отклик на понравившуюся картину.
| формируется эмоционально положительное отношение к содержанию произведения.
|
Группы
| Задачи.
| 2 младшая группа
| -начинают знакомить с книжной иллюстрацией (вид графики), народной игрушкой и наглядно-дидактической картинкой.
- воспитывают интерес к рассматриванию ярких образов, учат видеть, что и как изобразил художник в рисунке.
- воспитатель обращает на знакомые изображения предметов, людей, природных явлений, учит таким образом всматриваться в картину, ощущать радость от узнавания знакомых предметов.
- учат замечать контрастные по цвету образы, приучают также эмоционально откликаться на красоту изображенных предметов и явлений в произведениях искусства.
| Средняя группа
| -учат понимать содержание произведения, рассказывать о нем, сравнивать действия изображенных персонажей с реальными, замечать детали.
- учить дошкольников понимать содержание картины (установить взаимосвязь между предметами, образами картины, обращает внимание детей и на выразительные средства, использованные художником,— цвет, форму).
- формируют умение всматриваться в картину (учит детей внимательно слушать рассказ по картине, смотреть и видеть детали, соотносить изображенные предметы с реальными, выделять главное в содержании произведения, устанавливать связи между предметами и явлениями, изображенными на картине).
- формируют эмоционально-личностное отношение к произведению, побуждая их к объяснению, что понравилось в картине.
| Старшая группа
| -знакомят с новым видом искусства — живописью
-продолжать обучать детей пониманию содержательной и выразительной стороны произведения (дифференцировать понятия: «содержание» и «выразительные средства»)
- учат понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движение, мимика, поза, жест)
- развивают интерес к живописи, скульптуре, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность эстетически воспринимать действительность.
| Подготовительная к школе группа
| - побуждают к самостоятельному рассматриванию картин, учат различать специфику и своеобразие каждого жанра и вида произведений искусства,
- формируют умение воспринимать содержание картины, различные средства выразительности (ритм, цвет, форма), чувствовать и понимать настроение, переданное художником, характер, взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов, развивают эстетические чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.
|
Отбор произведений живописи
Правильный отбор произведений живописи является одним из условий эстетического воспитания дошкольников.
Необходимо соблюдать следующие требования отбора произведений:
- Реалистичность и высокая художественность.
- Близкая и понятная детям тематика.
- Картина должна вызывать эмоциональный отклик.
Принципы отбора:
- Принцип актуальности выраженного в жанровой живописи социального явления (современная жизнь в нашей стране, а также произведения, посвященные знаменательным событиям и сезонным изменениям в природе).
- Принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения (по колористическому решению, по композиционному решению).
- Принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания (одна и та же картина в течение учебного года и в разных возрастных группах неоднократно предлагается для рассматривания детьми с разной целью).
- Индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений у разных художников.
|
|