Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема: Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями скульптуры.

План.

1. Задачи ознакомления детей со скульптурой.

2. Подготовка воспитателя к ознакомлению детей со скульптурой.

3. Формы организации работы по ознакомлению детей со скульптурой:

- выставки;

- занятия по ознакомлению детей со скульптурой;

- занятия по изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации.

4. Особенности знакомства детей со скульптурой.

5. Перспективное планирование работы.

 

Литература.

Ознакомление дошкольников со скульптурой / Под ред. Грибовской А.А. – М., 2004.

Вопрос.

Задачи:

1. Воспитывать у детей интерес к скульптуре, береж­ное отношение к ней как произведению изобразительного искусства, эмоциональную отзывчивость.

2. Различать скульптуру малой формы и монументаль­ную.

3. Видеть образы животных и человека в скульптуре, характерные признаки внешнего вида, настроение, пони­мать содержание.

4. Выделять средства выразительности: объемную фор­му, характер движения, постановку фигуры, жест, выражение лица, ритм, расположение на подставке, фактуру поверхности, характер и настроение образов (человека, животных), выразительность материалов (дерево, фар­фор, стекло, керамика, кость и пр.). Видеть пластичность фигуры, ее мягкость, плавность, изящество движений, форму линий.

5. Познакомить с работой скульптора.

С детьми четырех-пяти лет проводим занятия по при­общению их к скульптуре, воспитываем интерес к ней, учим видеть знакомые образы (птиц, рыб, животных, человека), узнавать их, понимать содержание.

Детей пяти-шести лет учим видеть выразительные средства, образ, созданный скульптором. Чем старше дети, тем глубже они начинают понимать замысел автора, ви­деть характер образа, его настроение (грустный, задум­чивый, усталый, веселый, хитрый, забавный).



Постепенно решая задачи по знакомству со скульпту­рой, развиваем у детей потребность в прекрасном, жела­ние самостоятельно рассмотреть, потрогать, найти ей место в группе (дома).

 

Вопрос.

Для проведения работы с детьми по знакомству со скульптурой необходимо следующее:

1. Изучить монументальную скульптуру своего района, города, выбрать ту, к которой можно провести экс­курсию с детьми или мимо которой они проезжают, проходят с родителями. Например, скульптуру, расположенную в парке, около станции метро или в метро. Кроме того, есть такие памятники, к которым родители обяза­тельно отведут детей: на Красной площади дети увидят памятник Минину и Пожарскому (скульптор И.П. Мартос), на Пушкинской площади - памятник А.С. Пушкину (скульптор A.M. Опекушин), на Есенинском бульваре - С.А. Есенину (скульптор А. Бичугов) и т.д. (см. прило­жение).

2. Узнать, где находятся ближайшие музеи, выставочные залы, художественные салоны или музеи, находящиеся рядом со станцией метро, например, музей Коненкова находится рядом со станцией метро «Пушкинская», куда родители могут поехать с ребенком.

3. Узнать, нет ли рядом скульптурной мастерской, где мож­но было бы познакомить детей с творчеством скульптора.

4. Приобрести скульптуру малой формы для дошкольного учреждения. Здесь могут быть предложены некото­рые практические советы:

♦ узнать, какая скульптура есть у сотрудников дошколь­ного учреждения, и использовать ее в работе;

♦ узнать, какая скульптура есть у родителей детей, посещающих детский сад. На основании сведений в один из объявленных дней организовать выставку скульптуры, которую затем дети снова унесут домой, но уже усвоив, что это - произведение искусства.

Воспитатель отметит наиболее интересную для работы скульптуру: по содержанию, материалу, фактуре, сред­ствам выразительности и пр., которая в дальнейшем бу­дет повторно использована для рассматривания детьми.

Совместная работа воспитателя и родителей поможет показать детям разнообразие скульптуры, продолжить ра­боту дома, привлечь родителей к решению задач художественного воспитания.

Важно найти среди родителей специалистов по изоб­разительному искусству, которые смогут оказать профес­сиональную помощь детскому саду для проведения работы с детьми, с воспитателями, с родителями.

В методическом кабинете дошкольного учреждения или в изостудии организовать постоянную выставку имеющей­ся скульптуры малой формы, которая периодически будет использоваться на выставках в группе, на занятиях, на итоговых выставках в зале.

5. Необходимо подобрать и изучить литературу о скуль­птуре, скульпторах, чтобы понять назначение скульпту­ры, ее специфический язык выразительных средств, научиться доступно рассказать обо всем этом детям.

6. Следующим этапом является составление перспектив­ного плана работы по каждой возрастной группе. В плане предусматривается последовательное усложнение в ра­боте по возрастным группам: подбор скульптуры по со­ держанию, изобразительным материалам, средствам вы­разительности, намечаются разные формы организации работы.

 

Вопрос.

Формы организации работы:

1. Выставки.

2. Занятия по знакомству со скульптурой малой фор­мы и монументальной скульптурой.

3. Занятия по изобразительной деятельности, на кото­рых будет продолжена работа по знакомству со скульпту­рой.

Рассмотрим каждую форму отдельно.

Выставки

В течение года в детском саду можно организовать самые различные выставки скульптуры малой формы:

1. Выставка одной скульптуры. Задача воспитателя привлечь внимание детей к образу, воплощенному в скульптуре, рассмотреть ее, потрогать, погладить, выразить к ней свое отношение, свой чувства, рассказать о ней.

2. Выставка скульптуры близкой по содержанию: пти­цы, собаки разных пород, детеныши разных животных, образы животных, образы человека, скульптурные композиции, сказочные образы и пр.

3. Выставка скульптуры разной по содержанию. Цель - показать многообразие тем, форм.

4. Выставка скульптуры из разных материалов (фар­фор, стекло, дерево, керамика, металл и пр.).

5. Выставка одного образа в скульптуре, рисунке, что­ бы показать разные средства выразительности.

6. Итоговая выставка, проводимая в конце года, по­священная знакомству со скульптурой.

7. Итоговая выставка, где скульптура является одним из видов изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, народная игрушка). Подбор материалов для выставки может быть самым раз­нообразным в зависимости от тех задач, которые наметил воспитатель.

Для выставок необходимо выделить место в группе, в методическом кабинете, в изостудии и пр. Скульптура рас­полагается так, чтобы ребенок мог ее хорошо рассмотреть со всех сторон: дать возможность обойти ее вокруг или поставить ее на поворотный станок, поворачивать так медленно, чтобы каждый увидел, как постоянно изме­няется фигурка, ее поза, она как бы оживает.

Важно научить ребенка не только узнавать знакомый образ, но понять его суть, какой он, что скульптор в нем выразил (веселый, грустный, забавный и пр.).

Детей старшего дошкольного возраста научить видеть красоту материала, его выразительность: легкость, про­зрачность стекла, тонкие детали: иголки у ежа, острые зубы у крокодила, изящность фарфоровых изделий, теп­лоту дерева и пр.

Рассмотреть с детьми движение, позу, жест, мимику, положение, определить, как, с помощью чего скульптор раскрывает содержание скульптуры, как она расположе­на на подставке, ее форму (круглая, удлиненная).

На выразительность образа влияют пропорции фигур­ки, движение, пластичность. Главное — научить ребенка видеть скульптуру, любоваться ей, испытывать потребность в прекрасном. Детям дошкольного возраста необ­ходимо потрогать скульптуру. Чем больше она вызывает положительных эмоций, тем больше ребенку хочется по­держать ее в руках, погладить.

Для ознакомления со скульптурой разработана после­довательность ее обследования (Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина). Выделены следующие этапы:

1. Целостное восприятие скульптуры:

- привлечь к ней внимание детей, вызвать интерес, положительное отношение;

- определить содержание скульптуры.

2. Анализ скульптуры:

- определить общий объем фигурки, дать словесное описание объемов, подержать ее в руках, в ладонях;

- пальцами выделить наиболее крупные части, по­трогать их, обвести, назвать, выделить движение, позу фигурки;

- кончиками пальцев почувствовать мелкие детали, фактуру поверхности: гладкая, колючая (иголки у ежа, шерсть у собаки, чешуя у рыбы и пр.).

3. Целостное восприятие:

- рассмотреть фигурку и определить ее выразительность;

- найти слова, которые наиболее точно характеризу­ют образ.

Когда воспитатель впервые вносит в группу скульптуру, он рассматривает ее со всеми детьми, чтобы привлечь внимание, а затем в разное время дня с небольшой группой, одним ребенком, выделяет средства выразительности. Важно создать спокойную, доверительную обстановку, чтобы ребенку захотелось рассмотреть скульптуру со взрослыми, рассказать о ней, поделиться своими впечатлениями.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.