Тема: Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями скульптуры. План.
1. Задачи ознакомления детей со скульптурой.
2. Подготовка воспитателя к ознакомлению детей со скульптурой.
3. Формы организации работы по ознакомлению детей со скульптурой:
- выставки;
- занятия по ознакомлению детей со скульптурой;
- занятия по изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации.
4. Особенности знакомства детей со скульптурой.
5. Перспективное планирование работы.
Литература.
Ознакомление дошкольников со скульптурой / Под ред. Грибовской А.А. – М., 2004.
Вопрос.
Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к скульптуре, бережное отношение к ней как произведению изобразительного искусства, эмоциональную отзывчивость.
2. Различать скульптуру малой формы и монументальную.
3. Видеть образы животных и человека в скульптуре, характерные признаки внешнего вида, настроение, понимать содержание.
4. Выделять средства выразительности: объемную форму, характер движения, постановку фигуры, жест, выражение лица, ритм, расположение на подставке, фактуру поверхности, характер и настроение образов (человека, животных), выразительность материалов (дерево, фарфор, стекло, керамика, кость и пр.). Видеть пластичность фигуры, ее мягкость, плавность, изящество движений, форму линий.
5. Познакомить с работой скульптора.
С детьми четырех-пяти лет проводим занятия по приобщению их к скульптуре, воспитываем интерес к ней, учим видеть знакомые образы (птиц, рыб, животных, человека), узнавать их, понимать содержание.
Детей пяти-шести лет учим видеть выразительные средства, образ, созданный скульптором. Чем старше дети, тем глубже они начинают понимать замысел автора, видеть характер образа, его настроение (грустный, задумчивый, усталый, веселый, хитрый, забавный).
Постепенно решая задачи по знакомству со скульптурой, развиваем у детей потребность в прекрасном, желание самостоятельно рассмотреть, потрогать, найти ей место в группе (дома).
Вопрос.
Для проведения работы с детьми по знакомству со скульптурой необходимо следующее:
1. Изучить монументальную скульптуру своего района, города, выбрать ту, к которой можно провести экскурсию с детьми или мимо которой они проезжают, проходят с родителями. Например, скульптуру, расположенную в парке, около станции метро или в метро. Кроме того, есть такие памятники, к которым родители обязательно отведут детей: на Красной площади дети увидят памятник Минину и Пожарскому (скульптор И.П. Мартос), на Пушкинской площади - памятник А.С. Пушкину (скульптор A.M. Опекушин), на Есенинском бульваре - С.А. Есенину (скульптор А. Бичугов) и т.д. (см. приложение).
2. Узнать, где находятся ближайшие музеи, выставочные залы, художественные салоны или музеи, находящиеся рядом со станцией метро, например, музей Коненкова находится рядом со станцией метро «Пушкинская», куда родители могут поехать с ребенком.
3. Узнать, нет ли рядом скульптурной мастерской, где можно было бы познакомить детей с творчеством скульптора.
4. Приобрести скульптуру малой формы для дошкольного учреждения. Здесь могут быть предложены некоторые практические советы:
♦ узнать, какая скульптура есть у сотрудников дошкольного учреждения, и использовать ее в работе;
♦ узнать, какая скульптура есть у родителей детей, посещающих детский сад. На основании сведений в один из объявленных дней организовать выставку скульптуры, которую затем дети снова унесут домой, но уже усвоив, что это - произведение искусства.
Воспитатель отметит наиболее интересную для работы скульптуру: по содержанию, материалу, фактуре, средствам выразительности и пр., которая в дальнейшем будет повторно использована для рассматривания детьми.
Совместная работа воспитателя и родителей поможет показать детям разнообразие скульптуры, продолжить работу дома, привлечь родителей к решению задач художественного воспитания.
Важно найти среди родителей специалистов по изобразительному искусству, которые смогут оказать профессиональную помощь детскому саду для проведения работы с детьми, с воспитателями, с родителями.
В методическом кабинете дошкольного учреждения или в изостудии организовать постоянную выставку имеющейся скульптуры малой формы, которая периодически будет использоваться на выставках в группе, на занятиях, на итоговых выставках в зале.
5. Необходимо подобрать и изучить литературу о скульптуре, скульпторах, чтобы понять назначение скульптуры, ее специфический язык выразительных средств, научиться доступно рассказать обо всем этом детям.
6. Следующим этапом является составление перспективного плана работы по каждой возрастной группе. В плане предусматривается последовательное усложнение в работе по возрастным группам: подбор скульптуры по со держанию, изобразительным материалам, средствам выразительности, намечаются разные формы организации работы.
Вопрос.
Формы организации работы:
1. Выставки.
2. Занятия по знакомству со скульптурой малой формы и монументальной скульптурой.
3. Занятия по изобразительной деятельности, на которых будет продолжена работа по знакомству со скульптурой.
Рассмотрим каждую форму отдельно.
Выставки
В течение года в детском саду можно организовать самые различные выставки скульптуры малой формы:
1. Выставка одной скульптуры. Задача воспитателя привлечь внимание детей к образу, воплощенному в скульптуре, рассмотреть ее, потрогать, погладить, выразить к ней свое отношение, свой чувства, рассказать о ней.
2. Выставка скульптуры близкой по содержанию: птицы, собаки разных пород, детеныши разных животных, образы животных, образы человека, скульптурные композиции, сказочные образы и пр.
3. Выставка скульптуры разной по содержанию. Цель - показать многообразие тем, форм.
4. Выставка скульптуры из разных материалов (фарфор, стекло, дерево, керамика, металл и пр.).
5. Выставка одного образа в скульптуре, рисунке, что бы показать разные средства выразительности.
6. Итоговая выставка, проводимая в конце года, посвященная знакомству со скульптурой.
7. Итоговая выставка, где скульптура является одним из видов изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, народная игрушка). Подбор материалов для выставки может быть самым разнообразным в зависимости от тех задач, которые наметил воспитатель.
Для выставок необходимо выделить место в группе, в методическом кабинете, в изостудии и пр. Скульптура располагается так, чтобы ребенок мог ее хорошо рассмотреть со всех сторон: дать возможность обойти ее вокруг или поставить ее на поворотный станок, поворачивать так медленно, чтобы каждый увидел, как постоянно изменяется фигурка, ее поза, она как бы оживает.
Важно научить ребенка не только узнавать знакомый образ, но понять его суть, какой он, что скульптор в нем выразил (веселый, грустный, забавный и пр.).
Детей старшего дошкольного возраста научить видеть красоту материала, его выразительность: легкость, прозрачность стекла, тонкие детали: иголки у ежа, острые зубы у крокодила, изящность фарфоровых изделий, теплоту дерева и пр.
Рассмотреть с детьми движение, позу, жест, мимику, положение, определить, как, с помощью чего скульптор раскрывает содержание скульптуры, как она расположена на подставке, ее форму (круглая, удлиненная).
На выразительность образа влияют пропорции фигурки, движение, пластичность. Главное — научить ребенка видеть скульптуру, любоваться ей, испытывать потребность в прекрасном. Детям дошкольного возраста необходимо потрогать скульптуру. Чем больше она вызывает положительных эмоций, тем больше ребенку хочется подержать ее в руках, погладить.
Для ознакомления со скульптурой разработана последовательность ее обследования (Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина). Выделены следующие этапы:
1. Целостное восприятие скульптуры:
- привлечь к ней внимание детей, вызвать интерес, положительное отношение;
- определить содержание скульптуры.
2. Анализ скульптуры:
- определить общий объем фигурки, дать словесное описание объемов, подержать ее в руках, в ладонях;
- пальцами выделить наиболее крупные части, потрогать их, обвести, назвать, выделить движение, позу фигурки;
- кончиками пальцев почувствовать мелкие детали, фактуру поверхности: гладкая, колючая (иголки у ежа, шерсть у собаки, чешуя у рыбы и пр.).
3. Целостное восприятие:
- рассмотреть фигурку и определить ее выразительность;
- найти слова, которые наиболее точно характеризуют образ.
Когда воспитатель впервые вносит в группу скульптуру, он рассматривает ее со всеми детьми, чтобы привлечь внимание, а затем в разное время дня с небольшой группой, одним ребенком, выделяет средства выразительности. Важно создать спокойную, доверительную обстановку, чтобы ребенку захотелось рассмотреть скульптуру со взрослыми, рассказать о ней, поделиться своими впечатлениями.
|