Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным и декоративно-прикладным искусством.

План.

  1. Понятие «народное искусство», «декоративно-прикладное искусство».
  2. Особенности народного искусства как особого вида художественного творчества.
  3. Формы бытования народного искусства в России.
  4. Значение народного искусства для всестороннего развития личности ребенка.
  5. Методика ознакомления детей с народным искусством:

а) задачи ознакомления с народным искусством;

б) направления работы;

в) принципы отбора произведений русского народного декоративно-прикладного искусства для детей;

г) педагогические условия ознакомления детей с народным искусством;

д) анализ авторских методик работы в данном направлении.

Литература.

1. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 272 с.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Академия, 2000.

3. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО Издательство Скрипторий 2000, 2003. – 128 с.

4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 1999.

 

Вопрос.

Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры, так как оно отражает художественные традиции нации, миропонимание и художественный опыт народа.

В широком значении народное искусствоэто создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.



В народном искусстве выделяют 2 направления:

1. Городское художественное ремесло.

2. Народные художественные промыслы.

Примеры традиционных художественных промыслов:

- роспись по дереву (Хохлома, Городец, Северная Двина);

- роспись по фарфору (Гжель);

- глиняная игрушка (Дымка, Филимоново, Каргополь);

- матрешка (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан);

- подносы (Жостово);

- лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй) и др.

Декоративное искусство – это вид пластических искусств.

Выделяют виды декоративного искусства:

1. Монументально – декоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на стенах и др.).

2. Декоративно – прикладное искусство (бытовые художественные изделия).

3. Оформительское искусство.

Декоративно-прикладное искусствообласть декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).

Возникает вопрос: в чем сходство и различие между произведениями народного и декоративно-прикладного искусства?

Народный мастер выполняет вещь вручную (один, в коллективе, в организованных мастерских, на фабриках, в центрах традиционных народных промыслов).

Художник-профессионал создает произведения декоративно-прикладного искусства на предприятиях художественной промышленности или в мастерских, участвует в создании многотиражных изделий и авторских образцов. В своем творчестве может опираться на образы мировой художественной культуры, по-своему преломлять традиции народного художественного творчества или полностью следовать только своей индивидуальности и фантазии.

В чем сходство изделий, выполненных народным мастером и художником – профессионалом?

1. Изделия отличаются продуманностью форм, целесообразностью пропорций, стилистическим единством всех элементов.

2. Выразительность линии, силуэта, ритма, цвета, формы, пропорций зависит от применяемых материалов, технологии их обработки.

3. Декоративность образов.

В целом народное и профессиональное декоративно-прикладное искусство трактуются как искусства, обслуживающие нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь.

Вопрос.

Народное искусство рассматривается современными исследователями (Некрасова М.А.) как особый тип художественного творчества, отличительными признаками которого являются:

1.В народном искусстве мастер растворяет свое личное восприятие в общем.

2.Индивидуальное выражается через школы народного мастерства (школа – закрепленные преемственностью традиций и характерные для данного очага народного творчества навыки мастерства, профессиональные приемы, и художественные системы, а не в значении места обучения мастеров).

3. Приверженность народного искусства к канону.

4. Народное искусство ориентируется в своём развитии на традицию.

5. Народное искусство не замкнуто национальными признаками.

6. Народное искусство понятно всем эпохам и народам.

7. В народном искусстве есть преемственность (взаимосвязь с профессиональным искусством – в полотнах Васнецова В., Врубеля М. , Венецианова А. воплощены народные представления о мире, величии человека и природы, общность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве).

 

Вопрос.

В России народное искусство существует в четырёх формах. Каждая форма отражает свой уровень системы народного искусства, в каждой действуют законы традиции и коллективности, формирующие культурную память.

1. Тесная связь с этнографической средой обитания (связь с сельской жизнью, с её бытовыми, духовными потребностями, определённым комплексом понятий и представлений) села Севера, центра России, Камчатка, Кавказ

2. Творчество единичных мастеров сохраняет коллективный опыт традиции (передача традиций из поколения в поколение в семье).

3. Стихийное развитие народного художественного промысла (неожиданно и как бы случайно Полхов-Майдан – 1930 – е гг. ).

4. Деятельность художественного промысла представляет мастерская с производственным оснащением, механизацией подсобных работ (тиражирование, промышленное производство).

Таким образом, народное искусство – это огромный мир духовного опыта народа. Обращённость народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально- чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных промыслов в системе образования.

 

Вопрос.

В настоящее время происходит существенное обновление содержания образования как в школе, так и в дошкольных учреждениях. Среди педагогов заметно усиливается интерес к национально- этническим корням. Возможности использования наследия народной педагогики как части народной культуры в работе с детьми подчёркивали Ушинский К. Ф. , Крупская Н. К. , Макаренко А. С. , Сухомлинский А. В. И др. В дошкольной педагогике прикладное народное творчество давно признано незаменимым средством для воспитания эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему и развитию элементарных навыков рукоделия.

Е. А. Флерина, А.П. Усова, Н. П. Саккулина, Т. А. Шпикалова, Б. М. Неменский проповедуют главный принцип: воспитывать детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном, того края, где живёт человек. Не чувствуя, не понимая родное искусство, человек вряд ли способен чувствовать искусство, культуру человека другой национальности.

Искусствоведы доказали, что народное искусство как проявление творчества народа, являясь первоосновой профессионального искусства в силу своих художественных возможностей близко, доступно и понятно ребёнку.

1.Декоративное народное искусство близко по мотивам к природе (но окружающая действительность изображается обобщённо, стилизованно).

2. В народном искусстве нет ничего лишнего, в нём отобрано и сохранено главное, оно просто и выразительно.

3. Красочность, яркость произведений (насыщенные, контрастные цветовые сочетания характерны для большинства народных росписей).

4. Ритмичность узора, соответствие его общей композиции и форме предмета.

По утверждению Саккулиной Н. П., именно народное искусство даёт богатую пищу художественному восприятию ребёнка, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, у них возникает стремление научиться самим создавать прекрасное.

Таким образом, можно сделать вывод, что народное искусство многофункционально, высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства при одновременной доступности его детям делают его незаменимым средством воспитания ребёнка.

 

Вопрос.

Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это дать возможность почувствовать детям себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Народное искусство, как уже отмечалось ранее, связано с действительностью и влияет на неё, поэтому подлинное чувство любви к народному искусству нельзя воспитать, если детей не приобщать к природе, фольклору, быту, нравам, традициям этого народа. Например, нельзя до конца почувствовать, понять всемирно известную дымковскую, если не знать русскую деревню, её историю, нравы, обычаи.

Главными задачами ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством являются следующие:

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства; понимание его особенностей; желания знать искусство местного края.

2. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.

3. Формирование обобщённых знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной росписи (хохломской, дымковской, Городецкой, жостовской и др.);

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

4. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

5. Воспитание активности. Самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров.

Эти общие задачи могут быть конкретизировать по возрастным группам.

Первая, вторая и третья задачи предусматривают ознакомление детей с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, особенностями росписи, историей промысла.

Четвёртая и пятая задачи предусматривают обучение детей приёмам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов росписи не главное. Задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской, Городецкой или другой росписи, а приобщение ребёнка к истокам народного искусства, в результате которого дети, усвоив некоторые навыки, могут составить узор и почувствовать радость народного творчества.

Исходя из поставленных задач, методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:

1.Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.

2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.

Оба направления (блока) тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели и задач ознакомления с народным творчеством.

Внутри каждого направления между отдельными занятиями, между всеми видами и формами общевоспитательной работы также существует тесная связь. Каждое последующее из них опирается на предыдущее и способствует всё большему развитию у детей представлений, чувств, собственных художественных умений.

Направление.

Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством – чувства, которые необходимо вызвать у детей. Поэтому важно, чтобы педагог сам знал это искусство, чувствовал его и мог выразить свои чувства внешне.

Какие формы и методы можно использовать? Хорошо, если можно организовать экскурсию на соответствующее производство (художественный цех, мастерские и т.п.). За неимением поблизости такового можно организовать выставку изделий народных мастеров в дошкольном учреждении. Подбор предметов, изделий не ограничен. Такая выставка может быть рассчитана на посещение её детьми дошкольных учреждений. Цель экскурсии – активизация детских чувств. А на этом фоне сообщение детям знаний об ассортименте изделий и их функциональном назначении, особенностях, своеобразии узоров, технологическом процессе изготовления. Очень хорошо, если детей встретит добрая волшебница Марья-искуссница, в лице воспитателя группы, которая покажет им чудо превращения какого-либо материала (деревянной заготовки) в изделие искусства (вазу, матрёшку), а затем поведёт их в мир декоративного творчества.

Подобное посещение мастерских, выставок должно быть неоднократным.

Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной форме историю промысла, будет полезен старшим детям.

После накопления знаний надо привести беседу обобщающего характера.

Направление.

Без специального обучения освоение детьми декоративных узоров по мотивам народной росписи затруднительно. Поэтому необходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора. Цикл таких занятий базируется на содержании общевоспитательной работы, изложенной выше, сосуществует и взаимодействует с нею, т.к. именно в ней заложена основа для создания у детей соответствующих, нравственно ценных мотивов деятельности на занятии. Этот цикл занятий выстраивается системно. В основе постепенное усложнение содержания, характера познавательной деятельности. Поэтому использование методов и приёмов обучения должно быть системным.

Одной из проблем методики обучения декоративному рисованию – отбор доступных для детей элементов и композиций узора в стиле той или иной народной росписи. В большинстве программ по дошкольному воспитанию применительно к средней группе достаточно чётко определены элементы, которые дети могут освоить (это преимущественно дымковская роспись). В старшей группе – городецкая роспись. В подготовительной – городецкая, хохломская, жостовская и др. Однако ни в одной из прорамме даётся точный набор элементов. Задача педагога - определить их самостоятельно.

Кроме элементов педагогу следует отобрать наиболее типичные и доступные детям композиции узоров.

Программное содержание занятий предполагает и постепенное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности (мотивов, целей, комплекса действий). Одновременно с этим усложнение программного содержания идёт по линии определения степени самостоятельности детей и творчества.

В системе работы используется сочетание разных типов занятий.

Примечание: примерное усложнение задач и методов работы с детьми в разныхвозрастных группах можете прочитать в книге: Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000 г. – с. 271 – 276.

Исследователями были выделены основные принципы обучения детей декоративному рисованию:

1. Обучение декоративному рисованию по мотивам народного искусства.

2. Обучение детей декоративно- художественной деятельности на основе близкого, родного искусства местного края.

3. Обучение декоративному рисованию необходимо вести с применением подлинных предметов – образов.

4. Взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности (рисования, лепки, аппликации).

5. Процесс обучения предполагает связь: знание -> чувства -> активное действие (собственно изобразительная деятельность).

В процессе ознакомления детей с народным искусством используются разные методы:

1. Метод предварительного наблюдения за природой помогает детям понять истоки народного творчества (стилизация).

2. Метод обследования, рассматривания образцов народного творчества (выделение элементов, композиции, колорита).

Последовательность выделения: выделяются главные элементы, их цвет, величина, месторасположение.

Выделяются и называются другие элементы (по степени их значимости в композиции), их цвет. Старших детей можно спросить, как выполняется этот элемент кистью. Элементы узора можно выделять сухой кистью, демонстрируя изобразительное движение.

Содержания анализа (обследование) может быть разным в зависимости от поставленных задач (например, если главной задачей является освоение цвета, можно рассмотреть несколько узоров, фиксируя внимание только на этой особенности).

3. Большое место в обучении детей декоративному рисованию занимает образец воспитателя.

Образец нужен, так как в предметах искусства узоры сложны для детского восприятия, а в образце можно наглядно продемонстрировать приёмы выполнения декоративного узора. Образец должен быть выполнен в той или иной декоративной росписи, размер его в 1,5 – 2 раза больше, чем детская работа.

Виды образцов:

- образец для прямого следования (узор или элемент для подражания, если дети впервые начинают осваивать роспись);

- неоконченный образец (например,: узор в квадрате – в середине ромашка, детям предлагается воспроизвести середину узора, а остальное придумать самим);

- примерный ( вариативный) образец (например, на 2 – 3 образцах демонстрируется узор, выполненный на круге: элементы и композиция одинаковые, а цвет и сочетание элементов разные – детям предлагается выполнить узор с набором тех же элементов в той же композиции, что на образцах, а цветовое сочетание по своему); в вариативном образце может быть представлено композиционное решение (элементы, цвет – одинаковые, а композиция разные); вариант применения разных элементов при одинаковой композиции и цвета;

- образец, поэтапно демонстрирующий детям последовательность выполнения узора (при освоении детьми сложных композиций).

Общее требование к применению всех стилизованных образцов – это применение их после восприятия подлинных предметов народного творчества и их анализа.

4. Эффективно использование фланелеграфов, на которых можно выкладывать узоры из форм – элементов той или иной росписи.

5. Хороши самодельные настольные игры – выкладывание узоров росписи (до рисования и после него).

6. Показ способов изображения элементов, демонстрация способов действия (техники) с кистью широко применяется в обучении декоративному рисунку. Здесь особенно важны показ и усвоение технических приемов работы с кистью.

7. Применение в системе обучения художественного слова, музыки очень полезно. Гармонично сочетаются народное искусство и соответствующая деятельность детей с музыкальным и поэтическим фольклором, малыми фольклорными жанрами (потешками, прибаутками), со сказками.

Все эти методы и приёмы применяются в контексте занятий в разнообразном сочетании, обусловленном общей целью и задачами обучения и воспитания детей.

Исследователями были разработаны принципы отбора произведений русского декоративно-прикладного искусства для детей старшего дошкольного возраста:

1. Соответствие интересам и возрастным возможностям детей, уровню понимания и восприятия, воображения и мышления.

2. Яркая выраженность декоративных и стилевых особенностей русского народного декоративного искусства, в мотивах и орнаментах которого ярко прослеживается связь с природой родного края.

3. Разнообразие видов русского декоративного искусства и материалов, в которых они выполнены. Обязательным условием должно быть наличие произведений местного края.

4. Виды искусства, образы и мотивы произведений должны отбираться в соответствии с возможностью отражения их детьми в собственной деятельности.

 

При ознакомлении детей с народным искусством необходимо создавать следующие педагогические условия:

1. Эстетическое и художественное оформление интерьеров групп, помещений подлинными произведениями искусства.

2. Организация мини-музея народного русского искусства и быта, организация там постоянных выставок.

3. Насыщенность жизни детей произведениями изобразительного, музыкального, литературного искусства, фольклором.

4. Единство и согласованность всех компонентов учебно-воспитательного процесса: целей, задач, принципов, методов, форм работы с детьми.

5. Создание радостной, спокойной, доброжелательной атмосферы в детском саду; рассматривание занятий, экскурсий, праздников как театральных действий, требующих эмоционально-эстетической подготовки детей.

6. Поиск интересных форм работы с детьми.

Далее хочется остановиться на авторских методиках ознакомления детей с народным и декоративно-прикладным искусством.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.