Обратная связь
|
Тема: Взаимосвязь творчества и обучения. План.
1. Философско-эстетический аспект проблемы творчества.
2. Психологический аспект проблемы изобразительного творчества детей.
3. Педагогический аспект изобразительной деятельности и творчества.
4. Исторический аспект теории и методики изобразительной деятельности (на материалах отечественных исследований).
5. Новые тенденции в теории и методике изобразительной деятельности дошкольников. Вторая половина XX в.
6. Взгляды зарубежных исследователей на проблему изобразительного творчества ребенка.
7. Обучение изобразительной деятельности.
Домашнее задание - сделать сравнительный анализ исследований по проблеме становления методики обучения изобразительной деятельности .
Вопрос
Позиции философов сводятся к тому, что творческая деятельность — это многокомпонентный процесс, направленный на создание новых реальностей и ценностей; в нем объединены объективное и личностное, субъективное (И. Кант, Платон, Н.А. Бердяев, Э.В. Ильенков, Ю.Б. Борев, Я.А. Пономарев и др.).
Философами творчество рассматривается глубоко и разносторонне.
В работах ряда современных авторов творчество описывается как одна из главных движущих сил развития человечества, как способ бытия личности, многомерное пространство человеческой культуры
Не менее интересным представляется вопрос о причинах, источнике творчества. В исследованиях мыслителей содержатся различные трактовки: «Мистический дух» (Платон); «божья искра» (средневековая философия); удивление (Аристотель); активное сознание, внутренняя противоречивость (И. Кант); противоречия, возникающие в процессе познания (Гегель); общение, диалог человека с миром (М.М. Бахтин); стремление души к слиянию с миром (П. Флоренский); томящая душу неосуществленная энергия (Н.А. Бердяев).
Философское рассмотрение сущности творчества порождается стремлением познать величайшую тайну жизни, тайну явления «нового, небывшего» (Н.А. Бердяев), образ жизни человека как путь его развития.
Но несмотря на существование большого количества исследований данной проблемы, некоторые современные философы тем не менее утверждают, что таинство творчества неподвластно человеческому разуму и способу познания.
Вопрос
В психологических исследованиях проблема творчества рассматривается разносторонне. Говоря о продукте творчества, исследователи отмечают, что им могут быть не только духовные и материальные ценности, но и большой пласт явлений «самотворчества», личность человека как объект его творческих усилий, жизнетворчество.
Изучение творческого процесса в исследованиях отличается фрагментарным и отрывочным характером. Он рассматривается как потребность в новизне, как проблемная ситуация, требующая от субъекта «открытия» нового способа, действия или знания, которые обеспечивают решение поставленной задачи.
Стремление к созиданию ради самопознания, осуществляемое в процессе творчества, — это «встреча с собой (А.А. Мелик-Пашаев).
Исследователи отмечают, что детская творческая деятельность универсальна, пластична (В.В. Давыдов), инициативна, «бескорыстна» (Н.Н. Поддьяков), «избыточна» (В.А. Петровский), синкретична (Н.А. Ветлугина, Л.А. Парамонова, О.С. Ушакова).
В раннем и дошкольном возрасте принципиальное значение для развития деятельности имеет практическое экспериментирование (Е.А. Флерина, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, С.Л. Новоселова и др.).
Н.Н. Поддьяков подчеркивает, что творчество—это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному, творчество— это особая форма процесса развития ребенка, оно диалектично и противоречиво.
Н.Н. Поддьяков выделил два генетических источника творчества дошкольников.
Первый—это практическая деятельность, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. Начиная с младшего дошкольного возраста она выступает в форме экспериментирования (рис. 1), интенсивно развивающегося на протяжении всего дошкольного детства.
Второй генетический источник детского творчества—игра, в процессе которой развиваются воображение и фантазия (рис. 2), создаются благоприятные условия для свободного проявления интересов и потребностей.
Психологи о творчестве говорят как о деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Силу творчества, его преобразующий, действенный характер Л.С. Выготский видит в многообразных формах связи воображения с действительностью. В исследованиях ученого доказано, что благодаря этим формам связи воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной действительности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения (рис. 3), к воплощению продуктов воображения в реально существующие, которые снова воздействуют на человека.
Каждой из четырех форм связи воображения с действительностью Л.С. Выготский дает диалектическое определение:
☻ образы воображения строятся из элементов действительности, познанной ребенком;
☻ воображение направляется чужим опытом, историческим или социальным;
☻ чувство влияет на воображение и, наоборот, воображение влияет на чувство;
☻ продукты воображения реализуются в конкретные вещи, результаты детского творчества, которые снова воздействуют на воображение ребенка. Стремление к новизне характеризует художественное творчество, так как, экспериментируя с материалами, создавая образы, дети делают «открытия», стремятся получить новые знания, освоить новые способы изображения
Как главную черту личности исследователи выделяют креативность, эстетическое отношение к действительности, интеллектуальную активность—как генеральный фактор одаренности человека.
Существующие в психологии исследования детского творчества ориентированы в основном на оценку конечного продукта. Вместе с тем отслеживание последовательности действий ребенка еще мало изучено. Б.Г. Урмурзина отмечает, что понимание детского творчества как процесса предполагает нечто большее, а именно — выявление механизмов порождения и развития созидательных возможностей ребенка в ходе решения им тех или иных задач.
В.Т. Кудрявцев рассматривает креативный потенциал как систему способностей, которые формируются не только в творческих деятельностях (игровой, музыкальной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д.), но и образуют психологическую основу деятельной жизни ребенка.
Психологи доказывают, что художественное творчество формируется в условиях специально организованного педагогического процесса. Так, А..В. Запорожец, касаясь этих вопросов, отмечал, что, с одной стороны, очевидно, необходима определенная основа для того, чтобы у ребенка развивалось творчество, и в этом понимании обучение является его предпосылкой. С другой стороны, никакое глубокое усвоение, овладение человеческим опытом невозможно без творческой активности — и в этом отношении творчество есть условие полноценного развивающего обучения. Чтобы ребенок проявил активность, творчество, самостоятельность, инициативу, необходимо применять методы, способствующие этому.
Содержащийся выше краткий анализ психологических исследований творчества свидетельствует о недостаточной решенности многих аспектов этой проблемы, прежде всего касающихся изучения процесса творчества, критериев его оценки, развития способностей у детей. В педагогической науке существует очевидная потребность в дальнейшей разработке психологической основы творчества в целом, и детского в частности.
Вопрос
В аспекте современных концепций воспитания и образования, направленных на гуманизацию педагогического процесса и, значит, на особую роль индивидуально-ориентированного обучения, решаются задачи по воспитанию активной творческой личности. Этот процесс начинается в дошкольном детстве, когда ребенок через общение со взрослыми и сверстниками, в широком контакте с окружающим миром, искусством, художественным творчеством, осваивает социальный опыт. Дошкольный возраст является сензитивным к творческой деятельности, способствующей самовыражению, самоутверждению личности ребенка.
В теории дошкольного воспитания изучалась специфика и пути формирования творчества в разных видах продуктивной деятельности (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, О.С. Ушакова, Л.А. Парамонова, Л.Г. Васильева и др.). Полученные в результате этих исследований данные свидетельствуют о том, что в условиях целенаправленного формирования успешно развивается продуктивное творчество детей этого возраста в изобразительной деятельности — эмоционально насыщенной, имеющей большие возможности обогащения духовного мира ребенка, развития его творческих способностей.
В трудах Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной раскрываются различные аспекты деятельности и пути ее развития (формирование графических навыков, развитие художественно-образной основы деятельности, роль разнообразных методов обучения). При этом обращают на себя внимание два основных подхода к рассмотрению проблемы творчества. С одной стороны, не являясь предметом специального исследования, оно понимается как закономерный результат обучения. С другой — исследуется как самостоятельная проблема, в результате чего выявляются показатели художественного творчества дошкольников, возможности формирования творчества.
Проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения, так как разумно организованное обучение и воспитание начинается не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий для постановки задач, в процессе решения которых способности формируются, а знания, умения и навыки—усваиваются.
Анализ педагогических исследований высвечивает различные подходы к организации и руководству творческой деятельностью детей: понимание стимулов развития детского творчества, характера взаимоотношений взрослого и ребенка в этом процессе (А.В. Бакушинский, К.М. Лепилов и др.); обучение детей определенным умениям и навыкам как основа творческих проявлений (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова, Е.А. Флерина и др.); развитие самостоятельной художественной деятельности детей (Г.Н. Пантелеев, Д.И. Воробьева, И.А. Лыкова, Н.В. Падашуль и др.).
Свобода творческого выражения определяется не только образными представлениями и желанием передавать их в рисунке, но и тем, как ребенок владеет средствами изображения. Усвоенные технические приемы, способы изображения, средства выразительности способствуют развитию творчества.
В изобразительном творчестве ребенка интерес во многом определяет характер деятельности.
Психологи и педагогики признают интерес важным условием формирования творческой личности дошкольников, выступающим в качестве фона деятельности, способствующим успешному ее протеканию, являющимся одновременно «мерилом ценности всей воспитательной системы» (Н.А. Рыбников).
Большое значение имеет интерес для усвоения знаний (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).
Исследователь Л.А. Блащук, изучавшая проблему интереса к изобразительной деятельности, пришла к выводу, что интерес—это сложное психическое образование, включающее эмоциональный настрой, выступающее как избирательная направленность на изучение детьми предметов и явлений окружающей действительности, углубляющее эстетические переживания, которые побуждают ребенка к творчеству, способствующее совершенствованию знаний и умений, являющееся основой формирующихся склонностей и способностей, развивающееся в результате активной деятельности ребенка. Составными элементами интереса являются:
•эмоциональные проявления;
•проявления, характеризующие познавательную и творческую активность;
•волевые усилия для получения результата деятельности.
Анализируя структуру изобразительной деятельности, можно выделить три основных компонента: восприятие, исполнительство и творчество, — которые рассматриваются в тесной взаимосвязи, так как являются фундаментом продуктивной изобразительной деятельности. Только при разумном сочетании всех трех компонентов происходит художественное развитие ребенка.
Изобразительная деятельность дошкольника долгое время изучалась преимущественно с позиции конкретных вопросов методики обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию, В результате проблема развития личности и роль социальной среды в активизации творческого потенциала ребенка осталась малоизученной
Однако в 80-90-е годы XX в. ряд аспектов этой проблемы обратил на себя внимание многих исследователей. Так, Р.М. Чумичева рассматривала проблему приобщения ребенка к основам художественной культуры через искусство
Большой интерес представляет работа Н.В. Падашуль, в которой изучен художественно-эстетический аспект дополнительного образования детей, осуществляющегося через художественные студии.
Т.И. Софронова изобразительную деятельность дошкольника рассматривает в контекст социокультурной среды, выявляет социально-педагогические условия, обеспечивающие развитие творческой, самостоятельной личности, что способствует расширению диапазона возможностей изобразительной деятельности, ориентированной на каждого ребенка, его мировосприятие и самовыражение, т.е. передачу образа своего «Я».
Как видим, в педагогических исследованиях художественное творчество (в том числе изобразительное) формируется в специально организованном процессе на основе взаимосвязи обучения и творчества, в их непрерывном сочетании и взаимодействии. Проблема педагогических условий развития творчества рассматривается как: обеспечение поисковых ситуаций, в которых действуют дети; взаимосвязь видов изобразительной деятельности; синтез искусств; организация предметной среды; сочетание индивидуальной и коллективной работы детей.
Анализ педагогических исследований выявил общие теоретические позиции и показал, что формирование изобразительного творчества проходит в условиях приобретения детьми социокультурного опыта, в процессе развития у них образного видения и самостоятельного нахождения средств для создания художественного образа.
Формирование изобразительного творчества детей осуществляется в процессе развития образного видения и самостоятельного нахождения средств для создания художественного образа при условии:
☻ индивидуально-дифференцированного руководства путем использования диалоговых форм общения взрослого с детьми, предоставления ребенку возможности самостоятельного поиска способов и средств изображения;
☻ обеспечения интегрированного подхода в процессе творчества с целью самоутверждения личности ребенка;
☻ накопления детьми впечатлений об окружающем, общения с искусством и перехода к выбору изобразительно-выразительных средств для создания художественного образа в рисунке, лепке, аппликации;
☻ оценки взрослым и детьми результатов творчества.
В процессе творческой деятельности изменяется роль педагога: от сотворчества — к созданию условий для самостоятельного, активного поиска способов изображения, когда педагог стимулирует проявление инициативы, эмоционально поддерживает творческие возможности каждого ребенка. Это способствует обогащению содержания изобразительной деятельности новыми художественными образами, развитию способностей в каждом возрастном периоде: от создания цветового образа — к графическому; от ритмичного расположения линий, мазков, форм — к передаче сюжетной композиции в рисунке, лепке, аппликации как реалистического, так и сказочного характера.
На каждой возрастной ступени изобразительная деятельность становится все более самостоятельной, свободной, творческой. Вот почему каждому педагогу необходимо знать данные особенности и учитывать их в работе с детьми Для этого необходимо обогащать детей разнообразными впечатлениями, создавать предметную среду, которая будет способствовать развитию интереса, любознательности, наблюдательности, умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а затем — создавать художественные образы в процессе собственного творчества.
Итак, краткий анализ психолого-педагогических исследований дает возможность увидеть основные тенденции в изучении проблемы творчества, всю ее сложность, многоаспектность в целом и проблемы детского изобразительного творчества в частности, актуальность его изучения с позиций современных научных концепций.
Вопрос, 5 вопрос, 6 вопрос.
Сделайте анализ исследований в области методики обучения изобразительной деятельности.
Период
| Исследователи
| Проблема и содержание исследования
|
|
|
|
Вопрос.
В отечественной теории разработана система обучения дошкольников изобразительной деятельности, в которой выделены три основные группы методов: наглядные, словесные и практические. Эти методы тесно взаимодействуют и зависят от задач, возрастных особенностей детей, содержания изобразительной деятельности.
Много споров вызвало применение образца как одного из основных приемов обучения. Образец как готовый рисунок, лепка, аппликация, выполненный воспитателем, чаще всего ориентирует ребенка на слепое копирование без учета его индивидуального опыта, личностной позиции. Поэтому лишь использование художественного иллюстративного материала способствует развитию изобразительного творчества дошкольников.
Формирование у дошкольника таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, рассматривалось Н.П. Сакулиной как формирование составных творчества.
На основе своих наблюдений Е.А. Флерина считала, что на детское творчество должны положительно воздействовать такие приемы, как использование натуры, показ образца в декоративном рисовании и словесные приемы (указания, поощрения, советы). В случае отсутствия натуры, по ее мнению, можно использовать картинку, которая поможет ребенку вспомнить предмет, но картинка не должна служить образцом для копирования, и рекомендовала применять ее в индивидуальном порядке, с целью напоминания детям отдельных деталей предмета или характерных черт персонажа.
Н.Б. Халезова в своей работе показала, что и лепка непосредственно с картинки играет положительную роль в развитии детского творчества, так как помогает ребенку увидеть общие очертания формы, пропорции. Однако полного представления об объемной форме картинка не дает.
Исследования Е.А. Флериной по вопросам обучения изобразительной деятельности продолжили Н.П. Сакулина и Т.С. Комарова. Устанавливая взаимосвязь между обучением и творчеством, они приходят к выводу, что обучение и самостоятельная художественно-творческая деятельность детей органически взаимосвязаны. Поэтому исследователи говорят о расширении понятия «обучение» в дошкольном возрасте, включая в него не только обучение приемам изображения, но и обучение приемам творчества. Они считают, что обучение детей изобразительным умением и техническим навыкам позволяет им осуществлять свои замыслы с помощью средств образного выражения в рисунке, лепке, аппликации, дает возможность испытать радость творчества.
Наряду с принципиальными проблемами обучения и творчества, Н.П. Сакулина и Т.С. Комарова исследовали также значение разнообразных приемов в обучении. Они говорили о целесообразности направления творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности с помощью включения педагогом опорных элементов, таких, как заданная идея, тема, организующих работу воображения. Исследователи отмечали также важную роль наглядных и словесных приемов, применяемых при обучении рисованию и лепке, отводя, в связи с особенностями развития дошкольников, первое место наглядности.
Итак, в настоящее время в методике изобразительной деятельности сложилась определенная система методов и приемов. Главная направленность этой системы—на развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать интерес детей к изобразительной деятельности, к овладению средствами и способами создания выразительных образов.
При исследовании проблемы детского художественного творчества, выделены три основных этапа творческой деятельности ребенка, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства стороны взрослого:
• первый этап — возникновение, развитие, осознание и оформление замысла;
• второй этап — процесс создания, изображения детьми;
• третий этап — анализ результатов деятельности. Выделим ряд основных методов и приемов, обеспечивающих развитие изобразительного творчества детей: использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, их эстетическое восприятие; сенсорное обследование предметов, обогащение сенсорного опыта ребенка; восприятие изображения с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа; «вживание в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека; синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства); создание поисковых ситуаций; игровые приемы; опросы, объяснение задания, ориентирование на творческий подход к деятельности, применение опорных элементов (идея, тема), организующих работу воображения; рассказы детей о своем замысле, анализ и оценка детьми своих работ с учетом мнений каждого ребенка; поощрение педагогом интересных вариантов решения отдельных изображений или всей темы.
На проблему взаимосвязи обучения и творчества можно также посмотреть с позиций анализа структуры изобразительной деятельности. Само понятие «изобразительная деятельность» вбирает в себя много аспектов, и каждый из них имеет право на глубокое теоретическое исследование. Прежде всего, изобразительная деятельность включает личностный, познавательный, социокультурный, нравственно-эстетический, творческий аспекты и др. Все они взаимодействуют, так как вместе составляют целостное новообразование.
Составными компонентами изобразительной деятельности являются восприятие, исполнительство и творчество. Каждый отдельный компонент имеет собственную структуру.
В художественном восприятии можно выделить познавательный, эмоциональный и нравственный (сопереживание) аспекты.
С точки зрения исследователей в области эстетического воспитания, восприятие искусства как важный компонент художественной деятельности оказывает значительное влияние на ее формирование. Существует и иное, противоположное отношение к данному вопросу, когда считается, что «ознакомление с искусством» должно быть независимо от практических занятий. При такой трактовке происходит отрыв восприятия от формирования художественной деятельности. Считается также, что при восприятии произведений искусства надо осторожно относиться к слову, хотя без словесного пояснения содержание картины, музыкального произведения остается для ребенка не раскрытым. Видимо, надо более четко ставить вопрос о соотношении логического и художественно-образного в познании искусства.
Все виды художественной деятельности — восприятие произведений искусства, первые их оценки, попытки исполнять и импровизировать — возникают уже в дошкольном возрасте. Анализируя названные виды, Н.А. Ветлугина указывает на их неравномерное соотношение. Можно согласиться с этим выводом. В настоящее время соотношение всех компонентов изобразительной деятельности еще остается непропорциональным. Например, восприятие изобразительного искусства, в основном, имеет место только в старшем дошкольном возрасте, так как в теории эта проблема изучена наиболее полно.
Материалы многих исследований подтверждают положение о том, что восприятие изобразительного искусства оказывает влияние на детское изобразительное творчество. В этом прослеживается взаимосвязь восприятия искусства и деятельности. Однако следует сказать об отношении к этому процессу в широкой практике. Иногда детям предлагается большое количество репродукций без учета задач, поставленных на этом этапе. Н.М. Зубарева рекомендует предлагать детям картины разных художников, которые изображают одно и то же время года, с тем, чтобы ребенок увидел «индивидуальный почерк» каждого автора. В результате художественный опыт ребенка обогатится новыми знаниями о характере изобразительно-выразительных средств. Одних заинтересует обобщенность формы, контраст цвета в картине А. Куинджи «Березовая роща», другим больше понравятся крупные, объемные мазки в картине И. Левитана «Золотая осень» и т.д. Затем в творчестве ребенка вдруг проявятся виденные им способы, которые значительно обогатят процесс создания художественного образа, пейзажа или натюрморта.
Благодаря восприятию произведений изобразительного искусства, у детей меняется установка на конечный результат: «Мне очень нравятся картины о природе, я тоже хочу нарисовать пейзаж, а потом — натюрморт». Появление в разговорной речи новых слов не только обогащает словарный запас, но и помогает ребенку более глубоко проникнуть в процесс творчества. Так, рассматривая скульптуру анималистического жанра (по данным исследования Г.М. Вишневой), ребенок замечает особенности материала, использованного для создания образа скульптором: «Хорошо, что этот олень сделан из металла, ведь олень большой, сильный», «А этот воробышек сделан из фарфора, он легкий, кажется, что сейчас улетит», «Эти фигурки сделаны для украшения, для красоты, ими нельзя играть, их можно разбить», — говорят дети, характеризуя назначение скульптуры мелкой пластики.
В процессе собственного творчества, при создании пластического художественного образа, ребенок использует способы лепки из целого куска, чтобы передать целостный образ животного или фигуры человека: «Я хочу быть скульптором и делать различные фигуры, чтобы они украшали дома, парки, чтобы было красиво вокруг», «Я видел в музее большую фигуру рыцаря на коне, он такой огромный, а рядом еще фигуру человека (Давида)» (впечатления ребёнка после посещения Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
Роль различных компонентов, входящих в структуру изобразительной деятельности дошкольников, неодинакова.
Ведущее место в ней занимает собственная деятельность ребенка (рисование, лепка, аппликация), которая помогает ему в самоутверждении, самовыражении своего мировосприятия, понимания жизненных явлений и установления между ними связей. Поэтому важно рассмотреть структуру изобразительной деятельности с позиции личностно-ориентированной модели, с позиции интегрированного подхода к развитию ребенка, его изобразительного творчества. В теории достаточно полно изучены разные стороны исполнительской деятельности дошкольника. Изучая эту проблему, Т.С. Комарова устанавливает следующую возрастную периодизацию овладения детьми графическими навыками и умениями. Навыки, умения — как простейшие орудийные действия (1,5-2 года) — затем переходят в более сложные формообразующие движения (3-5 лет), а завершает этот процесс формирование сенсомоторной способности (4-6 лет). Эта периодизация может менять свои возрастные границы. Наше исследование проблемы художественно-образного начала в рисунках младших дошкольников показало более ускоренный темп овладения детьми формообразующими движениями при выполнении заданий образного характера, например в процессе рисования красками.
Следующий компонент изобразительной деятельности — творчество. Научный аспект этой проблемы довольно полно представлен во многих исследованиях. Точка зрения ученых состоит в том, что обучение и творчество взаимосвязаны. Пути усвоения детьми художественного опыта идут в различных направлениях. Один из них — воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение ребенком ранее выработанных приемов поведения и способов действий. Это путь развивающего обучения. В основе другого пути — творческая переработка, создание новых образов, действий. Это путь творчества.
Обучение и творчество специфичны по своим мотивам, результатам и методам руководства, но между ними устанавливаются существенные связи. Когда обучение носит воспитывающий и развивающий характер, возможно развитие творчества, оно активизирует процесс обучения. Исходя из положения о взаимосвязи всех компонентов, предлагаем структуру изобразительной деятельности (схема 1), основой которой является художественно-образное начало в раннем и младшем возрасте и художественный образ — в старшем.
При разумном сочетании всех трех компонентов деятельности происходит эстетическое развитие ребенка: он эмоционально откликается на художественный образ в искусстве, сопереживает, волнуется, восхищается увиденным, способен овладеть обобщенными способами действий, может свободно переносить полученные навыки, умения в собственное изобразительное творчество.
Проблема формирования обобщенных способов в аспекте взаимосвязи обучения и творчества представляет особую значимость. В результате неоднократного использования одних и тех же способов в разных ситуациях дети приходят к их обобщению, которое происходит путем их переноса в другие деятельности. Для этого взрослый часто ставит перед ребенком задачи, требующие от него либо использования известного способа в другой ситуации, либо поиска новых. Последнее связано с использованием в обучении проблемных задач, которые способны решать и дети дошкольного возраста. Дошкольники могут выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать между ними связи. Они способны овладеть приемами построения образа, расположения на листе и перемещения в пространстве в рисунке, лепке, аппликации, дополняя образ характерными деталями.
Характеризуя обобщенные способы в детском конструировании, Л.А. Парамонова говорит о том, что у дошкольников способы, заданные в контексте решения конкретных задач, сливаются с содержанием этих задач и не обогащаются. И только методика, направленная на «распредмечивание» способа, обеспечивает его обогащение. Способ «опредмечивания», по ее мнению, является основополагающим в развитии воображения у детей, поскольку он обеспечивает формирование умения видеть целое раньше частей. Основу получения разных образов способом «опредмечивания» (на природном материале) раскрыла в своём исследовании О.А. Христ.
Н.А. Ветлугина, раскрывая способы музыкальной деятельности, говорит о том, что они могут быть обобщенными: «Под этими способами подразумевается применение детьми таких действий, которые нужны им в любой музыкальной деятельности... Обобщенными эти способы называются потому, что они помогают воспринять, уяснить наиболее общие музыкальные явления и действовать в соответствии с ними». (Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.)
Затем перечисляются способы:
1)способ первой ориентировки в музыкальных
явлениях — способ вслушивания;
2) способ дифференциации музыкальных явлений путем сопоставления их контрастных и сходных отношений;
3) способы ориентировки в музыке как в идейно-эмоциональном явлении;
4) способы творческого отношения к музыкальным явлениям действительности;
5) способ адекватного воспроизведения музыки при исполнительской деятельности.
Предложенные Н.А. Ветлугиной обобщенные способы можно рассматривать, как основу применительно к любому виду художественной деятельности. При восприятии произведений искусства надо уметь вслушиваться, всматриваться, сопоставлять изображаемые художником, композитором явления, понимать их содержание, эмоционально воспринимать.
Обобщенные способы помогают детям ориентироваться в различных видах художественной деятельности. Применительно к изобразительной деятельности способы могут иметь место при восприятии окружающего, произведений изобразительного искусства и характеризуются как способы:
• всматриваться в предметы, явления — как первая ориентировка;
• ориентировки в формах, цветах в процессе изобразительной деятельности;
• самостоятельных действий при выборе выразительных средств;
• творческих действий при создании художественного образа в рисунке, лепке, аппликации. Обобщенные способы наиболее эффективно формируются в поисковой деятельности — при выполнении детьми творческих заданий, которые способствуют освоению этапов творческого процесса. Дети могут выполнять по своей инициативе наброски, эскизы, «этюды», которые затем помогают созданию сюжетной композиции. Воспитатель использует методы косвенного руководства, считается с мнением каждого ребенка, предоставляя ему как автору «произведения» выбор материалов и способов изображения. В зависимости от предлагаемых воспитателем заданий у детей развивается способность к поискам обобщенных способов действий, что создает «оптимальный вариант» художественного развития дошкольников.
В процессе обучения на занятиях обобщенные способы могут присутствовать как при освоении различных материалов, технических и изобрази- тельных умений, так и в процессе художественно-образного отражения окружающей действительности. В связи с этим и уровень самостоятельных действий будет различен. При анализе результатов детского творчества внимание педагога направлено на образность рисунка, лепки, аппликации, специфику средств выразительности в передаче сюжета, декоративности узора.
Анализ результатов показал, что создание поисковой ситуации побуждало детей к экспериментированию, активному поиску способов изображения. Произведения художественной литературы способствовали процессу творчества. При выполнении первого и второго заданий обобщенные способы были направлены на активизацию художественного опыта детей; ориентировку в средствах выразительности. Они помогли раскрыть перед ними содержание путем «погружения» в красоту поэзии А.С. Пушкина, в «живописный» прозаический образ природы Г. Скребицкого. Этот процесс способствовал формированию художественного вкуса, эстетической оценки: дети сравнивали произведения, находили характерные отличительные признаки и, самое главное, «любовались» красотой слов. Такой личностно ориентированный подход изменил отношение ребенка к творчеству и отношение педагога к нему. Особая позиция взрослого в этих условиях — «Не учить (в смысле дидактизирования), а сотрудничать» — обеспечивает атмосферу доверия, взаимопонимания между взрослым и ребенком, создает благоприятный микроклимат, когда у ребенка исчезает страх, неуверенность и появляется желание выразить себя в творчестве. Обобщенные способы помогают этому процессу, являясь активизирующим началом в обучении. Их формирование помогает детям легко ориентироваться в новой комплексной деятельности на занятиях, так как создаются условия поисковых ситуаций. Обобщенные способы имеют разный характер. Одни охватывают многие стороны изобразительной деятельности, другие помогают ориентироваться в каких-либо конкретных явлениях.
|
|