Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Подготовительная к школе группа

Тема: Методика обучения детей предметному рисованию.

План.

  1. Принципы отбора тем для рисования.
  2. Задачи обучения предметному рисованию в разных возрастных группах.
  3. Методика работы с детьми по предметному рисованию.

 

Домашнее задание:Выполнить анализ программных задач по предметному рисованию в разных возрастных группах. Анализ выполнить в таблице.

 

Первый принцип отбора тем - учет эмоционально-интеллек­туального опыта, который складывается у детей в процессе их жизни и деятельности в детском саду и в семье.
У ребёнка рано возни­кает желание передать свои впечатления о мире в рисунке (лепке). Ребенок ставит соответствующие цели. (Нарисую...) Этот эмоциональный порыв - рассказать в рисунке о том, что его волнует, очень искренен, но ребёнок не всегда может свободно изобразить предмет, явление. . Следовательно, надо помочь дошкольнику овладеть способами, средствами достижения цели, надо учить его изобразительной деятельности, но так, чтобы он мог относитель­но свободно изобразить любой предмет, явление, воплотить лю­бой свой замысел. Речь идет о втором принципе отбора содержа­ния: формировании обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы сходных по внешнему виду, форме и строению предметов, т.е. типичных. Н.П. Сакулина предложила все предметы, которые изображает ребенок, разделить на большие типовые группы: растения (овощи, фрукты, деревья и т.п.), животные (рыбы, птицы, четвероногие), человек, транспорт, здания. Все конкретные предметы, входящие в ту или иную группу, сходны между собой по внешнему виду, так как имеют общее назначение или условия жизни. В процессе спе­циального обучения дети могут усвоить общие знания о связях между внешним видом и функцией предмета. Внешнее сходство предметов одной группы определяет и сходство в способах изо­бражения. Третий принцип (основание) для отбора содержания - учет по­следовательности освоения изобразительных умений и навыков. Это означает, что отбор системных знаний, содержания, вопло­щенного в тематике, подчиняется специфике деятельности и дос­тупным детям задачам изображения. При отборе тем и ознаком­лении с соответствующими предметами для изодеятельности важны не все доступные связи, а те, что выявляют внешние при­знаки предмета и могут быть переданы детьми в рисунке. Четвертый принцип объединяет в себе два предыдущих: учет необходимости повторения сходных тем при одновременном ус­ложнении характера познавательной деятельности детейв на­правлении повышения их самостоятельности и все большей акти­визации творчества в процессе познания, а затем и в процессе об­разного отражения впечатлений. Это выражается в повторении одной темы, но в разных вариантах («Рыбки в аквариуме», «Пустим красивых рыбок в озеро»); в подборе разных тем изображения, но сходных по внешним призна­кам, а значит, и способам изображения предметов (огурцы, кабач­ки, овальные бусинки на нитке; цыплята, утята, воробьи и т. п.). Пятый принцип - учет сезонных явлений, местного окруже­ния - природного и социального, социальных явлений, кален­дарных дат и т.п. Шестой принцип - по возможности учет индивидуального эмо­ционально-интеллектуального опыта детейкак условие актуализа­ции ценных и действенных мотивов деятельности, активизации соот­ветствующих чувств, воображения, целенаправленности деятельно­сти, а, следовательно, и творческих проявлений дошкольников. А сейчас составим таблицу. В таблице мы пометим задачи обучения предметному рисованию в разных возрастных группах.
Возрастная группа Задачи обучения   Последовательность работы Методы и приёмы Тематика
1 млад   1 квартал 2 квартал 3 квартал    
2 млад   1 квартал 2 квартал 3 квартал    

Задачи обучения предметному рисованию



Первая младшая группа: привить детям интерес к рисованию; научить их быть внимательными на занятиях; ознакомить воспитанников с материалами и принадлежностями для рисования; научить правильно держать карандаш, не брать его в рот, рисовать только на бумаге; легко водить кистью (без нажима), сле­дить за движением руки и регулировать силу нажима, наби­рать краску на весь ворс кисти, лишнюю отжимать и про­мывать кисть в воде; научить различать и запоминать цвета (красный, синий, желтый, зеленый), узнавать и называть изоб­ражение предмета по цвету; развивать у детей умение узна­вать нарисованные предметы, научить рассказывать о том, что ребенок нарисовал сам; учить устанавливать взаимо­связь между изображением предмета и самим процессом рисования; научить рисовать предметы и явления как пока­занные воспитателем, так и по памяти.

Вторая младшая группа:прививать детям интерес к рисованию, тре­нировать внимание, наблюдательность, воспитывать эстетичес­кое отношение к действительности: следует учить их правиль­но сидеть за столом, правильно держать корпус и руки. Дети должны учиться пользоваться карандашом и кисточкой (пра­вильно держать, свободно, без лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку (лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и осушать салфеткой. Педагог знакомит детей со свойствами красок, учит их рисовать красками двух-трех цве­тов, учит различать, называть и использовать в работе цвета (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый), знать их оттенки (розовый, голубой, серый).

Средняя группа: за­креплять у детей интерес к рисованию; развивать у них наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, ритма, фор­мы, самостоятельность; научить детей рисовать простые по форме предметы и выделять их основные части; научить различать, называть и правильно использовать цвета: крас­ный, синий, зеленый, белый, желтый, черный, коричневый, оран­жевый, а также их оттенки: розовый, голубой, серый, светло-зеленый.

Старшая группа:развивать у детей наблюдательность, воображение, ини­циативность, самостоятельность; воспитывать эстетическое отношение к окружающему, учить детей описывать предмет, его форму, выделяя самые существенные его признаки, срав­нивать предметы по форме и цвету; передавать относитель­ные размеры предметов, формировать пространственное во­ображение; учить рисовать по замыслу и по памяти, доби­ваться выразительного решения композиции.

Подготовительная к школе группа

Перед воспитателем подготовительной к школе группы стоят следующие задачи:

— развивать способность детей к эстетическому воспри­ятию окружающего мира, наблюдательность, внимание, зри­тельную память, образное мышление;

— прививать желание рисовать;

— учить детей рисовать по памяти, воображению, на за­данную тему, с натуры;

—учить продумывать и планировать работу заранее;

—знакомить с богатством цветов и форм окружающего мира, с произведениями изобразительного искусства, образ­цами народного творчества;

— учить правильно размещать изображение на листе бу­маги, знакомить с понятием «перспектива»;

—учить передавать цвет и его оттенки, составлять произ­водные цвета, использовать их, различать, называть цвета спек­тра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

— на свой вкус подбирать цветовые сочетания с исполь­зованием нейтральных: белый, серый, черный;

— учить добиваться нужных оттенков смешиванием красок;

— учить находить, определять и передавать в рисунке отличие и сходство форм разных предметов, определять и передавать пространственное расположение моделей и их частей относительно друг друга без передачи перспективно­го сокращения; учить самостоятельно подбирать нужный для работы материал: бумагу (соответствующего формата и цвета), краски (гуашь, акварель), карандаши (графитные и цветные), кисти разных размеров; совершенствовать умение рисовать карандашом контуры предмета, закрашивать рису­нок карандашом или краской, изменяя при этом направле­ние штрихов или мазков в соответствии с формой модели; привлекать детей к выполнению коллективных работ; учить рисовать фигуру человека (в профиль, анфас, в статичном положении и движении), птиц и животных (статично и в движении), разные виды транспорта; учить отображать со­бытия окружающей жизни, а также иллюстрации к литера­турным произведениям.

Методы и приёмы

Первая младшая группа

Занятия проводятся по подгруппам. В первую подгруппу отбирают детей с неустойчивым вниманием. Сидят они не­спокойно, мешают друг другу, воспитателя слушают невни­мательно, процесс рисования речью не сопровождают, цвета различают плохо. Это дети с недостаточной подготовкой.

Вторая подгруппа — малыши, которые во время объясне­ния могут сосредоточиться всего 3—4 мин, слушают воспи­тателя и понимают указания, которые он дает всей группе. Речь у этих детей еще пассивная. Рисование словами не сопровождают, но могут ответить на вопросы: Что нарисо­вано? Что это? Они различают основные цвета, но не назы­вают их, а только находят.

В третью подгруппу отбирают детей с высоким уровнем подготовки к изобразительной деятельности. Их внимание уже более устойчиво, речь выразительна. Дети общаются не только друг с другом, но и со взрослыми. Они понимают объяснение воспитателя, сосредоточивают внимание на объяс­нении в течение 4—5 мин, начинают планировать свои дей­ствия, мысль выражают предложением. Рисование сопровож­дают речью.

В I полугодии воспитатель работает с каждой подгруп­пой отдельно. Продолжительность занятий в первой и вто­рой подгруппах — 5—8 мин, для третьей — 10—12.

Во II полугодии первую и вторую подгруппы можно объ­единить. Продолжительность занятий увеличивается до 12— 15 мин.

Занятия со всей группой можно проводить лишь в конце года, когда дети научатся слушать воспитателя, выполнять его указания.

Учебный материал первой младшей группы дети осваи­вают в три этапа.Первый этап включает ознакомление с художественными материалами. Второй — действия детей по указанию воспитателя, завершение начатого им рисунка. Тре­тий — создание образов под руководством воспитателя и самостоятельно. В I полугодии лучше проходить первый и второй этапы, во II — последний. Обучение детей всегда должно носить наглядно-действенный характер. Демонстра­цию воспитателем последовательности рисования нужно со­провождать объяснениями соответствующих действий.

Существуют различные приемы обучения детей рисова­нию отдельных предметов: поэтапное объяснение и демон­страция изображаемого; объяснение в целом; частичная и полная демонстрация изображения; словесные указания; индивидуальная работа; дорисовывание предмета (воспита­тель начинает, а дети дорисовывают, — например, к воздуш­ным шарикам дорисовывают ниточки); нацеливание ребен­ка на рисование (чтобы он беспомощно не манипулировал карандашом, нужно взять руку ребенка в свою и работать вместе).

От прямых линий ребенок постепенно переходит к рисованию кружочков. Из комбинации линий и кружочков возникают изображения конкретных предме­тов

Ориентировочные задания I полугодия: капли воды, трава, снег, дождик кап-кап, следы, листики, дорожки, ручейки, ниточ­ки с шариками (дорисовывание ниточек), мячи катятся по дорожке (дорисовывание дорожки), снег падает на дорожку (дорисовывание снега), следы собачки на дорожке, идут ножки по дорожке. Во II полугодии воспитатель учит детей рисовать гори­зонтальные и вертикальные прямые линии слева направо, сверху вниз, пересекать их, закруглять линии кистью и карандашом

Ориентировочные задания для рисова­ния кисточкой и карандашами: ручейки, волны, столбики, палочки, дорожки, ленточ­ки, окно, клеточки, забор, платок, клубки ниток, шарики, мячи, снежки, солнышко, снежная баба и т.п.

Для отработки приемов примакивания на одном из заня­тий детям предлагается отпечатать пальчиками листья на дереве, которое нарисовал взрослый.

Вторая младшая группа.Объясняя то или иное задание, воспитатель демонстриру­ет и описывает предмет, обращая внимание малышей на его форму и характерные признаки, показывает последователь­ность выполнения рисунка, рассказывает о композиции. Пе­ред рисованием нужно не просто показать детям предмет и рассказать о нем (флажок, мяч и т.п.), но и дать поиграть с ним.По окончании занятий малышей учат убирать материалы, которыми они пользовались. Чтобы на занятиях по предметному рисованию сосредо­точить внимание детей на основном — форме предмета, вос­питатель должен использовать различные приемы: нагляд­ные, словесные, игровые(картинки, загадки, стихи по теме). Эффективным средством обучения во второй младшей группе является последовательный показ способов изобра­жения. Детям нужно видеть весь процесс выполнения ри­сунка. Но к этому не следует обращаться на каждом занятии, чтобы не мешать развитию инициативы. Словесными приемами обучения (объяснением, указанием, поощрением), активизирующими внимание детей, педа­гог должен пользоваться на протяжении всего занятия. Так, сначала он объясняет детям задание, показывает последова­тельность изображения предмета, каждое движение сопро­вождает словом, проверяет, не забыли ли они, как надо пра­вильно держать кисточку.

В конце занятия воспитатель анализирует выполненные рисунки. Дети 3—4 лет еще не умеют замечать недостатки, поэтому не стоит оценивать их работы отрицательно. Инте­рес к работам других детей возникает у малыша немного позже, а на этом этапе его больше интересует собственный рисунок и положительное отношение взрослого к результа­ту его труда. Рисунки нужно рассматривать в игровой фор­ме. Воспитатель располагает рисунки так, чтобы дети могли составить по ним рассказ.

В I квартале с детьми второй младшей группы необходи­мо повторить пройденный материал. С целью закрепления умений и навыков некоторые задания можно дать повторно, но в другой технике и на другую тему.

Во II квартале следует продолжать тренировать руку ре­бенка в рисовании моделей круглой формы. В Ш квартале уже можно учить их изображе­нию предметов прямоугольной формы, причем не только рисовать их, но и закрашивать.

В IV квартале воспитатель относительно редко показыва­ет последовательность рисования предметов, ограничиваясь словесными объяснениями и напоминанием.

Средняя группа

Воспитатель использует на занятиях игровые, сло­весные и наглядные приемы обучения.К каждому занятию он должен продумать, как рассказать о предмете, в какой последовательности анализировать его детали, какие вопросы задавать детям. Форма предмета, его характерные особен­ности, хорошо усваиваются детьми во время учебных игр и упражнений на темы: «Овощной магазин», «Магазин игру­шек», «Что одинаковое и что различное?», «Волшебный ме­шочек», «Найти круглую и овальную формы» и т.п. Чтобы дети усвоили и запомнили цвета, можно также провести учеб­ные игры: «Кто быстрее найдет кольцо?», «Перекатывание шариков», «Передаваниешариков» и др.В средней группе рисование продолжает оставаться игрой и все игровые приемы работают. Дети, например, с удоволь­ствием рисуют елочные бусы, чтобы украсить новогоднюю елку; морковку, чтобы угостить зайчика и т.п. Чтобы воспитанники приучались изображать предметы самостоятельно, чтобы лучше развивались их внимание, па­мять, чувство цвета и формы, можно давать задания рисовать по воображению(снежную бабу, деревья зимой, грибочки, воздушные шарики, птичек) и время от времени — по па­мяти. В средней группе повышаются требования и к техничес­ким навыкам. Воспитатель приучает детей закрашивать плос­кости карандашом и краской (карандаш не должен отры­ваться от бумаги, а кисть следует вести за ворсом), учит наносить штрихи в одном направлении, рисовать двумя-четырьмя красками. В I квартале в средней группе учат детей рисовать пред­меты круглой, прямоугольной и треугольной формы, а также предметы, состоящие из прямых и округлых форм. На пер­вых занятиях воспитатель предлагает нарисовать разноцвет­ные шарики, мячи, которые катятся по дорожке. В дальней­шем ребят учат не просто рисовать знакомые уже предметы, а увязывать их с временами года. Летом, например, дети рисуют ягоды, цветы, радугу, осенью — фрукты, овощи, грибы, зимой — снежную бабу. Воспитатель обращает внимание ре­бят не только на форму предметов, но и на цвет. Во II квартале продолжается рисование предметов круг­лой, овальной и комбинированной формы. Одновременно совершенствуется рисование прямолинейных моделей. В III квартале необходимо закрепить умение дошкольни­ков безошибочно определять форму предмета.

Старшая группа.

На занятиях в старшей группе воспитатель широко ис­пользует наглядные и речевые приемы обучения. Воспитатель полностью показывает, как рисовать ту или иную модель только тогда, когда счита­ет, что дети плохо усвоили этот материал или когда им тя­жело дается задание. Детей необходимо учить правильно располагать изобра­жение на бумаге, но нельзя требовать от пятилетних детей воспроизведения перспективных сокращений, хотя их и учат правильно определять положение предметов в пространстве. Например, во время прогулки воспитатель обращает внима­ние малышей на то, что близкие деревья кажутся большими, дальние — маленькими. С первых занятий I квартала нового учебного года вос­питатель определяет, каковы навыки детей в изображении уже знакомых им предметов. Прежде чем перейти к рисова­нию более сложных вещей, следует показать им их в натуре (например, дом). Программный материал во II квартале усложняется. Дети должны воспроизводить в рисунках картины зимней при­роды, заснеженные дома и деревья, зимние игры и развлече­ния, рисовать более сложные по форме и строению предме­ты. В III квартале детей старшей группы воспитатель учит правильно работать акварельными красками, подбирать крас­ку нужного цвета на палитре и равномерно покрывать ею плоскость. В IV квартале дети закрепляют знания и навыки, приоб­ретенные ими в течение года, и продолжают учиться переда­вать свои впечатления от наблюдений за живой природой, теперь уже летней. Они рисуют людей, деревья, птиц, животных, дома, город­ской транспорт. И главная задача педагога в этот период — учить детей и внимательно наблюдать, и правильно изобра­жать Анализ строения тела животного педагог проводит, пока­зывая детям игрушку или рисунок. Предлагает им мысленно разделить объект на составляющие — туловище, шею, голову, ноги, хвост — сравнить их с геометрическими фигурами (круг, овал) и рисовать их в определенной последовательности, соблюдая пропорции. Чтобы научить рисовать человека, нужно показать детям куклу и рассказать о ее строении (голова, туловище, руки, ноги), познакомить с формой и пропорциями. Воспитатель показывает детям, как рисовать куклу в зимней одежде.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.