Обратная связь
|
Подготовительная к школе группа Тема: Методика обучения детей предметному рисованию.
План.
- Принципы отбора тем для рисования.
- Задачи обучения предметному рисованию в разных возрастных группах.
- Методика работы с детьми по предметному рисованию.
Домашнее задание:Выполнить анализ программных задач по предметному рисованию в разных возрастных группах. Анализ выполнить в таблице.
Первый принцип отбора тем - учет эмоционально-интеллектуального опыта, который складывается у детей в процессе их жизни и деятельности в детском саду и в семье.
| У ребёнка рано возникает желание передать свои впечатления о мире в рисунке (лепке). Ребенок ставит соответствующие цели. (Нарисую...) Этот эмоциональный порыв - рассказать в рисунке о том, что его волнует, очень искренен, но ребёнок не всегда может свободно изобразить предмет, явление. . Следовательно, надо помочь дошкольнику овладеть способами, средствами достижения цели, надо учить его изобразительной деятельности, но так, чтобы он мог относительно свободно изобразить любой предмет, явление, воплотить любой свой замысел. Речь идет о втором принципе отбора содержания: формировании обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы сходных по внешнему виду, форме и строению предметов, т.е. типичных.
Н.П. Сакулина предложила все предметы, которые изображает ребенок, разделить на большие типовые группы: растения (овощи, фрукты, деревья и т.п.), животные (рыбы, птицы, четвероногие), человек, транспорт, здания. Все конкретные предметы, входящие в ту или иную группу, сходны между собой по внешнему виду, так как имеют общее назначение или условия жизни. В процессе специального обучения дети могут усвоить общие знания о связях между внешним видом и функцией предмета. Внешнее сходство предметов одной группы определяет и сходство в способах изображения.
Третий принцип (основание) для отбора содержания - учет последовательности освоения изобразительных умений и навыков.
Это означает, что отбор системных знаний, содержания, воплощенного в тематике, подчиняется специфике деятельности и доступным детям задачам изображения. При отборе тем и ознакомлении с соответствующими предметами для изодеятельности важны не все доступные связи, а те, что выявляют внешние признаки предмета и могут быть переданы детьми в рисунке.
Четвертый принцип объединяет в себе два предыдущих: учет необходимости повторения сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности детейв направлении повышения их самостоятельности и все большей активизации творчества в процессе познания, а затем и в процессе образного отражения впечатлений.
Это выражается в повторении одной темы, но в разных вариантах («Рыбки в аквариуме», «Пустим красивых рыбок в озеро»); в подборе разных тем изображения, но сходных по внешним признакам, а значит, и способам изображения предметов (огурцы, кабачки, овальные бусинки на нитке; цыплята, утята, воробьи и т. п.).
Пятый принцип - учет сезонных явлений, местного окружения - природного и социального, социальных явлений, календарных дат и т.п.
Шестой принцип - по возможности учет индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта детейкак условие актуализации ценных и действенных мотивов деятельности, активизации соответствующих чувств, воображения, целенаправленности деятельности, а, следовательно, и творческих проявлений дошкольников.
А сейчас составим таблицу. В таблице мы пометим задачи обучения предметному рисованию в разных возрастных группах.
Возрастная группа
| Задачи обучения
| Последовательность работы
| Методы и приёмы
| Тематика
| 1 млад
|
| 1 квартал
2 квартал
3 квартал
|
|
| 2 млад
|
| 1 квартал
2 квартал
3 квартал
|
|
| |
Задачи обучения предметному рисованию
Первая младшая группа: привить детям интерес к рисованию; научить их быть внимательными на занятиях; ознакомить воспитанников с материалами и принадлежностями для рисования; научить правильно держать карандаш, не брать его в рот, рисовать только на бумаге; легко водить кистью (без нажима), следить за движением руки и регулировать силу нажима, набирать краску на весь ворс кисти, лишнюю отжимать и промывать кисть в воде; научить различать и запоминать цвета (красный, синий, желтый, зеленый), узнавать и называть изображение предмета по цвету; развивать у детей умение узнавать нарисованные предметы, научить рассказывать о том, что ребенок нарисовал сам; учить устанавливать взаимосвязь между изображением предмета и самим процессом рисования; научить рисовать предметы и явления как показанные воспитателем, так и по памяти.
Вторая младшая группа:прививать детям интерес к рисованию, тренировать внимание, наблюдательность, воспитывать эстетическое отношение к действительности: следует учить их правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки. Дети должны учиться пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, свободно, без лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку (лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и осушать салфеткой. Педагог знакомит детей со свойствами красок, учит их рисовать красками двух-трех цветов, учит различать, называть и использовать в работе цвета (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый), знать их оттенки (розовый, голубой, серый).
Средняя группа: закреплять у детей интерес к рисованию; развивать у них наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, ритма, формы, самостоятельность; научить детей рисовать простые по форме предметы и выделять их основные части; научить различать, называть и правильно использовать цвета: красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный, коричневый, оранжевый, а также их оттенки: розовый, голубой, серый, светло-зеленый.
Старшая группа:развивать у детей наблюдательность, воображение, инициативность, самостоятельность; воспитывать эстетическое отношение к окружающему, учить детей описывать предмет, его форму, выделяя самые существенные его признаки, сравнивать предметы по форме и цвету; передавать относительные размеры предметов, формировать пространственное воображение; учить рисовать по замыслу и по памяти, добиваться выразительного решения композиции.
Подготовительная к школе группа
Перед воспитателем подготовительной к школе группы стоят следующие задачи:
— развивать способность детей к эстетическому восприятию окружающего мира, наблюдательность, внимание, зрительную память, образное мышление;
— прививать желание рисовать;
— учить детей рисовать по памяти, воображению, на заданную тему, с натуры;
—учить продумывать и планировать работу заранее;
—знакомить с богатством цветов и форм окружающего мира, с произведениями изобразительного искусства, образцами народного творчества;
— учить правильно размещать изображение на листе бумаги, знакомить с понятием «перспектива»;
—учить передавать цвет и его оттенки, составлять производные цвета, использовать их, различать, называть цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
— на свой вкус подбирать цветовые сочетания с использованием нейтральных: белый, серый, черный;
— учить добиваться нужных оттенков смешиванием красок;
— учить находить, определять и передавать в рисунке отличие и сходство форм разных предметов, определять и передавать пространственное расположение моделей и их частей относительно друг друга без передачи перспективного сокращения; учить самостоятельно подбирать нужный для работы материал: бумагу (соответствующего формата и цвета), краски (гуашь, акварель), карандаши (графитные и цветные), кисти разных размеров; совершенствовать умение рисовать карандашом контуры предмета, закрашивать рисунок карандашом или краской, изменяя при этом направление штрихов или мазков в соответствии с формой модели; привлекать детей к выполнению коллективных работ; учить рисовать фигуру человека (в профиль, анфас, в статичном положении и движении), птиц и животных (статично и в движении), разные виды транспорта; учить отображать события окружающей жизни, а также иллюстрации к литературным произведениям.
Методы и приёмы
Первая младшая группа
Занятия проводятся по подгруппам. В первую подгруппу отбирают детей с неустойчивым вниманием. Сидят они неспокойно, мешают друг другу, воспитателя слушают невнимательно, процесс рисования речью не сопровождают, цвета различают плохо. Это дети с недостаточной подготовкой.
Вторая подгруппа — малыши, которые во время объяснения могут сосредоточиться всего 3—4 мин, слушают воспитателя и понимают указания, которые он дает всей группе. Речь у этих детей еще пассивная. Рисование словами не сопровождают, но могут ответить на вопросы: Что нарисовано? Что это? Они различают основные цвета, но не называют их, а только находят.
В третью подгруппу отбирают детей с высоким уровнем подготовки к изобразительной деятельности. Их внимание уже более устойчиво, речь выразительна. Дети общаются не только друг с другом, но и со взрослыми. Они понимают объяснение воспитателя, сосредоточивают внимание на объяснении в течение 4—5 мин, начинают планировать свои действия, мысль выражают предложением. Рисование сопровождают речью.
В I полугодии воспитатель работает с каждой подгруппой отдельно. Продолжительность занятий в первой и второй подгруппах — 5—8 мин, для третьей — 10—12.
Во II полугодии первую и вторую подгруппы можно объединить. Продолжительность занятий увеличивается до 12— 15 мин.
Занятия со всей группой можно проводить лишь в конце года, когда дети научатся слушать воспитателя, выполнять его указания.
Учебный материал первой младшей группы дети осваивают в три этапа.Первый этап включает ознакомление с художественными материалами. Второй — действия детей по указанию воспитателя, завершение начатого им рисунка. Третий — создание образов под руководством воспитателя и самостоятельно. В I полугодии лучше проходить первый и второй этапы, во II — последний. Обучение детей всегда должно носить наглядно-действенный характер. Демонстрацию воспитателем последовательности рисования нужно сопровождать объяснениями соответствующих действий.
Существуют различные приемы обучения детей рисованию отдельных предметов: поэтапное объяснение и демонстрация изображаемого; объяснение в целом; частичная и полная демонстрация изображения; словесные указания; индивидуальная работа; дорисовывание предмета (воспитатель начинает, а дети дорисовывают, — например, к воздушным шарикам дорисовывают ниточки); нацеливание ребенка на рисование (чтобы он беспомощно не манипулировал карандашом, нужно взять руку ребенка в свою и работать вместе).
От прямых линий ребенок постепенно переходит к рисованию кружочков. Из комбинации линий и кружочков возникают изображения конкретных предметов
Ориентировочные задания I полугодия: капли воды, трава, снег, дождик кап-кап, следы, листики, дорожки, ручейки, ниточки с шариками (дорисовывание ниточек), мячи катятся по дорожке (дорисовывание дорожки), снег падает на дорожку (дорисовывание снега), следы собачки на дорожке, идут ножки по дорожке. Во II полугодии воспитатель учит детей рисовать горизонтальные и вертикальные прямые линии слева направо, сверху вниз, пересекать их, закруглять линии кистью и карандашом
Ориентировочные задания для рисования кисточкой и карандашами: ручейки, волны, столбики, палочки, дорожки, ленточки, окно, клеточки, забор, платок, клубки ниток, шарики, мячи, снежки, солнышко, снежная баба и т.п.
Для отработки приемов примакивания на одном из занятий детям предлагается отпечатать пальчиками листья на дереве, которое нарисовал взрослый.
Вторая младшая группа.Объясняя то или иное задание, воспитатель демонстрирует и описывает предмет, обращая внимание малышей на его форму и характерные признаки, показывает последовательность выполнения рисунка, рассказывает о композиции. Перед рисованием нужно не просто показать детям предмет и рассказать о нем (флажок, мяч и т.п.), но и дать поиграть с ним.По окончании занятий малышей учат убирать материалы, которыми они пользовались. Чтобы на занятиях по предметному рисованию сосредоточить внимание детей на основном — форме предмета, воспитатель должен использовать различные приемы: наглядные, словесные, игровые(картинки, загадки, стихи по теме). Эффективным средством обучения во второй младшей группе является последовательный показ способов изображения. Детям нужно видеть весь процесс выполнения рисунка. Но к этому не следует обращаться на каждом занятии, чтобы не мешать развитию инициативы. Словесными приемами обучения (объяснением, указанием, поощрением), активизирующими внимание детей, педагог должен пользоваться на протяжении всего занятия. Так, сначала он объясняет детям задание, показывает последовательность изображения предмета, каждое движение сопровождает словом, проверяет, не забыли ли они, как надо правильно держать кисточку.
В конце занятия воспитатель анализирует выполненные рисунки. Дети 3—4 лет еще не умеют замечать недостатки, поэтому не стоит оценивать их работы отрицательно. Интерес к работам других детей возникает у малыша немного позже, а на этом этапе его больше интересует собственный рисунок и положительное отношение взрослого к результату его труда. Рисунки нужно рассматривать в игровой форме. Воспитатель располагает рисунки так, чтобы дети могли составить по ним рассказ.
В I квартале с детьми второй младшей группы необходимо повторить пройденный материал. С целью закрепления умений и навыков некоторые задания можно дать повторно, но в другой технике и на другую тему.
Во II квартале следует продолжать тренировать руку ребенка в рисовании моделей круглой формы. В Ш квартале уже можно учить их изображению предметов прямоугольной формы, причем не только рисовать их, но и закрашивать.
В IV квартале воспитатель относительно редко показывает последовательность рисования предметов, ограничиваясь словесными объяснениями и напоминанием.
Средняя группа
Воспитатель использует на занятиях игровые, словесные и наглядные приемы обучения.К каждому занятию он должен продумать, как рассказать о предмете, в какой последовательности анализировать его детали, какие вопросы задавать детям. Форма предмета, его характерные особенности, хорошо усваиваются детьми во время учебных игр и упражнений на темы: «Овощной магазин», «Магазин игрушек», «Что одинаковое и что различное?», «Волшебный мешочек», «Найти круглую и овальную формы» и т.п. Чтобы дети усвоили и запомнили цвета, можно также провести учебные игры: «Кто быстрее найдет кольцо?», «Перекатывание шариков», «Передаваниешариков» и др.В средней группе рисование продолжает оставаться игрой и все игровые приемы работают. Дети, например, с удовольствием рисуют елочные бусы, чтобы украсить новогоднюю елку; морковку, чтобы угостить зайчика и т.п. Чтобы воспитанники приучались изображать предметы самостоятельно, чтобы лучше развивались их внимание, память, чувство цвета и формы, можно давать задания рисовать по воображению(снежную бабу, деревья зимой, грибочки, воздушные шарики, птичек) и время от времени — по памяти. В средней группе повышаются требования и к техническим навыкам. Воспитатель приучает детей закрашивать плоскости карандашом и краской (карандаш не должен отрываться от бумаги, а кисть следует вести за ворсом), учит наносить штрихи в одном направлении, рисовать двумя-четырьмя красками. В I квартале в средней группе учат детей рисовать предметы круглой, прямоугольной и треугольной формы, а также предметы, состоящие из прямых и округлых форм. На первых занятиях воспитатель предлагает нарисовать разноцветные шарики, мячи, которые катятся по дорожке. В дальнейшем ребят учат не просто рисовать знакомые уже предметы, а увязывать их с временами года. Летом, например, дети рисуют ягоды, цветы, радугу, осенью — фрукты, овощи, грибы, зимой — снежную бабу. Воспитатель обращает внимание ребят не только на форму предметов, но и на цвет. Во II квартале продолжается рисование предметов круглой, овальной и комбинированной формы. Одновременно совершенствуется рисование прямолинейных моделей. В III квартале необходимо закрепить умение дошкольников безошибочно определять форму предмета.
Старшая группа.
На занятиях в старшей группе воспитатель широко использует наглядные и речевые приемы обучения. Воспитатель полностью показывает, как рисовать ту или иную модель только тогда, когда считает, что дети плохо усвоили этот материал или когда им тяжело дается задание. Детей необходимо учить правильно располагать изображение на бумаге, но нельзя требовать от пятилетних детей воспроизведения перспективных сокращений, хотя их и учат правильно определять положение предметов в пространстве. Например, во время прогулки воспитатель обращает внимание малышей на то, что близкие деревья кажутся большими, дальние — маленькими. С первых занятий I квартала нового учебного года воспитатель определяет, каковы навыки детей в изображении уже знакомых им предметов. Прежде чем перейти к рисованию более сложных вещей, следует показать им их в натуре (например, дом). Программный материал во II квартале усложняется. Дети должны воспроизводить в рисунках картины зимней природы, заснеженные дома и деревья, зимние игры и развлечения, рисовать более сложные по форме и строению предметы. В III квартале детей старшей группы воспитатель учит правильно работать акварельными красками, подбирать краску нужного цвета на палитре и равномерно покрывать ею плоскость. В IV квартале дети закрепляют знания и навыки, приобретенные ими в течение года, и продолжают учиться передавать свои впечатления от наблюдений за живой природой, теперь уже летней. Они рисуют людей, деревья, птиц, животных, дома, городской транспорт. И главная задача педагога в этот период — учить детей и внимательно наблюдать, и правильно изображать Анализ строения тела животного педагог проводит, показывая детям игрушку или рисунок. Предлагает им мысленно разделить объект на составляющие — туловище, шею, голову, ноги, хвост — сравнить их с геометрическими фигурами (круг, овал) и рисовать их в определенной последовательности, соблюдая пропорции. Чтобы научить рисовать человека, нужно показать детям куклу и рассказать о ее строении (голова, туловище, руки, ноги), познакомить с формой и пропорциями. Воспитатель показывает детям, как рисовать куклу в зимней одежде.
|
|