Обратная связь
|
Анкета для учителя «Признаки агрессивности» Методики для исследования агрессивности младших школьников,
Рекомендации по их применению
Условия проведения структурированного наблюдения
(Источник:Семаго М.М.,Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. М., Айрис-пресс, 2004.)
Обязательная договоренность с педагогом или воспитателем о времени и целях посещения психологом класса или группы детей.
Педагог (воспитатель) должен хорошо себе представлять, что другой специалист придет в класс не с целью проверки знаний детей или (что еще более серьезно) проверки его готовности, а совершенно по другому поводу. Это требует от психолога предварительной работы (по крайней мере, беседы) с педагогом, в процессе которой объясняются задачи — просто понаблюдать за тем, как ведут себя дети, а не за тем, как педагог научил их вести себя, посмотреть за их реакциями, за скоростью их утомления и т. п. Удобнее всего это сделать на консилиуме или в неформальной обстановке, однако имеет смысл рассказать о целях своего посещения уроков и на педсовете, чтобы и администрация школы была в курсе.
При этом не нужно, чтобы педагог предупреждал детей о целях визита психолога. Для детей он как бы просто приходит в гости на урок (занятие).
Незаметность» специалиста.
Для достижения этой цели лучше всего сесть на одной из задних парт и не проявлять живого и эмоционального интереса к тому, что происходит в классе, то есть не «включаться» в ход занятия. Максимум, что можно себе позволить - это доброжелательно улыбаться детям.
В случае, если психолог не знаком с детьми, лучше всего заранее, скажем, накануне, прийти в класс (в группу) на перемене и немного пообщаться. Таким образом, снимается эффект «чужого человека». Это достаточно важно, так как в противном случае поведение детей может быть неестественным, они могут принять психолога за проверяющего, что, безусловно, скажется на их поведении и реакциях, по крайней мере, во время первого посещения. Опыт показывает, что дети достаточно быстро привыкают к тому, что рядом с ними иногда сидит психолог, и просто перестают замечать его присутствие.
3. «Неодноразовость» наблюдения.
Хотя, конечно, и однократное наблюдение за небольшим количеством детей может быть вполне информативным, но для задач выделения тех или иных особенностей детей, приводящих к проблемам обучения и/или поведения, однократного наблюдения будет явно недостаточно. В группу риска в таком случае могут не попасть дети, которых просто физически нет на занятии или уроке, а с другой стороны, вполне нормативный, но заболевающий ребенок легко, по косвенным признакам — быстрая утомляемость, раздражительность, низкий уровень психической активности — может попасть под прицел психолога.
Следует заметить, что дело даже не в количестве посещений детей одного и того же класса или группы. Наиболее важно то, что наблюдение должно происходить в различных учебных (жизненных) ситуациях.
Необходимые для наблюдения ситуации:
• Начало учебного дня: 1-2-й уроки.
• Конец учебного дня, 4-5-й уроки.
• Начало недели (четверти).
• Конец недели (четверти).
• Урок физкультуры, урок труда (в обоих случаях информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках, крайне важна).
• Начало учебного дня, 1-2-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.
• Конец учебного дня, 4-5-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.
• Репетиция какого-либо действия.
• Сам праздник или какое-либо выступление.
• Свободное поведение детей на перемене.
• Дети в столовой.
• Дети во время прогулки.
Первичные результаты наблюдения удобно регистрировать в заранее приготовленные карты – схемы.
Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе
(составлена на основе материалов, представленных в источнике: Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009)
Дата проведения наблюдения ________________ Класс ________________
Условия проведения наблюдения (на уроке, на перемене, на прогулке и т.п.)_________________________________________________________
Характер
нарушения поведения
| В чем именно проявляется
| Ф.И. учащихся, возраст
| | | | | | Агрессия
| Физическая
| Ломает предметы
| | | | | | Рвет книги, тетради
| | | | | | Толкает сверстников
| | | | | | Бьет руками/ногами сверстников
| | | | | | Кусается, щипается
| | | | | | Другое (отметить)
| | | | | | Вербальная
| Произносит нецензурные слова
| | | | | | Называет обидным словом (кличкой, прозвищем и т.п.)
| | | | | | Кричит
| | | | | | Другое (отметить)
| | | | | | Аутоагрессия
| Кусает, щипает себя
| | | | | | Выдергивает волосы
| | | | | | Другое (отметить)
| | | | | | Вспыльчивость
| В физических действиях
| Неожиданно для всех бросает предметы
| | | | | | Неожиданно для всех может разорвать книгу, тетрадь
| | | | | | Неожиданно для всех может выбежать из класса
| | | | | | Другое (отметить)
| | | | | | В речи
| Неожиданно для всех может нагрубить
| | | | | | Неожиданно для всех может накричать
| | | | | | Другое (отметить)
| | | | | | Негативизм
| В физических действиях
| Все делает наоборот
| | | | | | С трудом включается в коллективную работу
| | | | | | В речи
| Говорит «Не хочу», «Не буду», «Нет»
| | | | | | Отказы
| Отказывается от интересной для всех деятельности
| | | | | | Конфликтность
| Сам провоцирует конфликт
| | | | | | Отвечает конфликтно на конфликтные действия других
| | | | | | Не учитывает желаний и интересов других сверстников
| | | | | | Критерии оценки:0 – проявления отсутствуют; 1 – проявления слабо выражены; 2 – проявления умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3 – проявления сильно выражены, наблюдаются постоянно
Карта динамического наблюдения за детьми на коррекционно-развивающих занятиях
(Источник: Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009)
Дата проведения наблюдения ________________ Класс/группа ________________
Оцениваемый
показатель
| Варианты проявления
| Ф.И. учащихся, возраст
| | | | | | | | | | | | | | | | Степень участия ребенка в заданиях
| Не принимает участия
| | | | | | | | | | | | | | | | Принимает участие больше в роли наблюдателя
| | | | | | | | | | | | | | | | Принимает активное участие
| | | | | | | | | | | | | | | | Эмоциональный фон
| Пониженный
| | | | | | | | | | | | | | | | Повышенный
| | | | | | | | | | | | | | | | Норма
| | | | | | | | | | | | | | | | Взаимодействие с другими детьми
| Избегает взаимодействия
| | | | | | | | | | | | | | | | Стремится к взаимодействию, но взаимодействие не получается
| | | | | | | | | | | | | | | | Взаимодействует с другими ребятами без трудностей
| | | | | | | | | | | | | | | | Восприятие ребенка группой
| Изгой
| | | | | | | | | | | | | | | | Частично отвергаемый
| | | | | | | | | | | | | | | | Принимаемый
| | | | | | | | | | | | | | | | Лидер
| | | | | | | | | | | | | | | | Наличие агрессивных проявлений
| Часто
| | | | | | | | | | | | | | | | Иногда
| | | | | | | | | | | | | | | | Отсутствуют
| | | | | | | | | | | | | | | | Виды агрессивных проявлений
| Вербальная агрессия
| | | | | | | | | | | | | | | | Физическая агрессия
| | | | | | | | | | | | | | | | Косвенная агрессия
| | | | | | | | | | | | | | | | Негативизм
| | | | | | | | | | | | | | | | Наличие изменений
| Негативные
| | | | | | | | | | | | | | | | Отсутствуют
| | | | | | | | | | | | | | | | Положительные
| незначительные
| | | | | | | | | | | | | | | | значительные
| | | | | | | | | | | | | | | |
Анкета для учителя «Признаки агрессивности»
(Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)
(Источник: Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.)
№
| Утверждение о ребенке
| Да
| Нет
|
| Временами в него вселяется «злой дух»
|
|
|
| Он не может промолчать, когда чем-то недоволен
|
|
|
| Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же
|
|
|
| Иногда ему без всякой причины хочется выругаться
|
|
|
| Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги
|
|
|
| Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение
|
|
|
| Он не прочь подразнить животных
|
|
|
| Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним
|
|
|
| Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих
|
|
|
| В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот
|
|
|
| Часто бывает ворчлив
|
|
|
| Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека
|
|
|
| Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других
|
|
|
| Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых
|
|
|
| Легко ссорится, часто вступает в драки
|
|
|
| Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми
|
|
|
| У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности
|
|
|
| Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится
|
|
|
| Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других
|
|
| Оценка результатов:
Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, может быть отнесено к вашему ребенку.
15 – 19 баллов– высокий уровень агрессивности.
7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности.
1– 6 баллов – низкий уровень агрессивности.
|
|