Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Выбор темы выпускной квалификационной работы

Рыбинцев А.И., Балашов А.В, Подковыров И.Ю.,

Орлова Т.Ф., Гиченкова О.Г., Конотопская Т.М.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Для направления подготовки

Садоводство»

(квалификация бакалавр)

 

 

Волгоград, 2015

УДК

ББК

М-54

 

Рецензент заведующий кафедрой растениеводства и кормопроизводства Волгоградского ГАУ кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Михальков Д.Е.

 

М-54 Рыбинцев А.И., Балашов А.В, Подковыров И.Ю., Орлова Т.Ф., Гиченкова О.Г., Конотопская Т.М. Методические указания к выполнению и защите выпускных квалификационных работ для направления подготовки 35.03.05«Садоводство» (квалификация бакалавр). - Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2015. – 36 с.

 

В методических указаниях даны рекомендации по подготовке к защите, написанию и оформлению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы. Методические указания предназначены для студентов по направлению подготовки 35.03.05 «Садоводство».

Рассмотрено и рекомендовано для издания на заседании кафедры садоводства, селекции и семеноводства протокол № 10 от «16» марта.2015 г. Рекомендованы учебно-методическим советом Волгоградского ГАУ (протокол № ____ от «___» _________.2015 г).

 

УДК

ББК

 

© ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», 2015

© Коллектив авторов, 2015

Содержание

    стр.
1. Общие положения
2. Цель и задачи
3. Выбор темы выпускной квалификационной работы
4. Структура и содержание выпускной квалификационной работы бакалавра
5. Требования к оформлению текста и подготовке рукописи
6. Рекомендации по подготовке доклада
7. Рекомендации по подготовке презентации
8. Представление и порядок защиты выпускной квалификационной работы
  Приложение 1. Примерные темы выпускных квалификационных работ
  Приложение 2. Образец оформления титульного листа
  Приложение 3. Образцы оформления списка использованных источников

Общие положения



Совокупность требований к выпускной квалификационной работе регламентируются федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ № 501 от 28 октября 2009 года. Её защита является итоговой государственной аттестацией студентов, оценка на соответствие присуждаемой квалификации.

В данных методических указаниях приводятся рекомендации по содержанию, объёму и структуре выпускной работы бакалавров, а также по подготовке доклада и презентации.

Выпускная квалификационная работа на степень бакалавра представляет собой активную и творческую форму образовательного процесса, которая расширяет, углубляет, обобщает, систематизирует и закрепляет полученные студентами в процессе обучения общекультурные и профессиональные компетенции. Её подготовка к защите призвана содействовать закреплению и проявлению знаний, полученных в процессе изучения общеобразовательных и специальных дисциплин, умений и навыков, приобретенных за время прохождения учебных и производственных практик на предприятиях АПК.

Процесс выполнения выпускной работы формирует способности к анализу текущей ситуации на производстве, самостоятельному и творческому мышлению, умению принимать решения в различных ситуациях, подготавливает студента к профессиональной деятельности. Поэтому выбор темы, сбор и анализ фактического материала, постановку полевых опытов и лабораторных экспериментов необходимо проводить заблаговременно (на втором-третьем курсе обучения) во время прохождения производственных и учебных практик и по согласованию с дипломным руководителем.

Цель и задачи

Целью выполнения выпускной квалификационной работы по направлению подготовки является формирование и развитие профессиональных знаний в сфере избранной специальности, систематизация полученных теоретических знаний, закрепление навыков самостоятельного проведения научно-исследовательской работы, закрепление профессиональных компетенций, освоенных студентами в процессе реализации всей образовательной программы. Достижение данной цели предполагает решение целого комплекса взаимосвязанных задач, важнейшими их которых являются:

1. определение направления работы в рамках приобретаемой профессии и федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;

2. обоснование актуальности и новизны выбранной темы, её оценка с позиций современного развития производства и возможности внедрения на предприятиях региона;

3. разработка методических аспектов исследования с учётом рекомендаций ведущих учёных и возможностей приборной базы университета;

4. анализ и обобщение зарубежного и отечественного опыта в решении производственных задач, изучение фундаментальной и периодической литературы, нормативных и методических материалов по вопросам, разрабатываемым в выпускной квалификационной работе;

5. обоснование технологических и экономических особенностей современного производства плодовой, ягодной, овощной продукции или предоставления садоводческих услуг;

6. доказательное формирование собственной позиции в рамках исследуемых вопросов;

7. подготовка к публичной защите выпускной квалификационной работы в виде доклада и презентации.

Выбор темы выпускной квалификационной работы

Выполнение ВКР начинают с выбора направления профессиональной специализации и темы. В федеральном государственном образовательном стандарте направления подготовки 35.03.05 «Садоводство» определены следующие профессиональные области деятельности выпускников:

- разработка технологий выращивания садовых культур;

- организация и производство, хранение и первичная переработка продукции плодовых, овощных, лекарственных и эфиромасличных культур, винограда;

- проектирование, озеленения и эксплуатация садово-парковых и ландшафтных объектов;

- создание новых сортов.

Объектами выполнения научных исследований в рамках дипломной работы являются: плодовые деревья, плодово-ягодные кустарники, декоративные, овощные, лекарственные культуры, виноград и их сорта, генетические коллекции садовых растений, селекционный процесс, вредные организмы и средства защиты растений от них, технологии производства продукции садоводства, садово-парковые ландшафты, почва и её плодородие, сады и виноградники, культивационные сооружения для выращивания садовых культур.

При выборе направления и формулировании темы рекомендуется руководствоваться следующими положениями.

Овощеводство – область науки об овощных и бахчевых растениях, изучающая разнообразие форм, особенности их биологии, эффективные приемы выращивания высоких и устойчивых урожаев при наименьших затратах труда и средств.

При формулировки темы по данному направлению необходимо использовать следующие ключевые фразы, являющиеся предметом изучения в овощеводстве.

Биологические особенности овощных и бахчевых растений и их связь с продуктивностью и качеством продуктивных органов. Агроэкологическая оценка различных видов овощных культур.

Видовые и сортовые реакции овощных растений на комплекс и отдельные факторы внешней среды, их влияние на продуктивность посевов и качество урожая.

Способы повышения продуктивности овощных растений путем воздействия на них внешних условий (оптимизация условий внешней среды, предпосевная и предпосадочная обработка семян и посадочного материала, применение росторегулирующих веществ, размещение в пространстве надземных органов и корневых систем).

Агротехнические приемы повышения качества овощной продукции (содержание витаминов, углеводов, минеральных солей, ферментов, биологически активных веществ). Разработка приемов снижения в овощах содержания токсичных веществ: нитратов, тяжелых металлов, радионуклидов и пестицидов.

Разработка низкозатратных, экологически безопасных технологий возделывания овощных культур в открытом и защищенном грунте.

Природные ресурсы овощеводства и бахчеводства и их охрана. Конвейерное поступление овощей из открытого и защищенного грунта в целях расширения сроков потребления. Расширение ассортимента и интродукция новых сортов и культур.

Разработка дифференцированного и комплексного использования природных ресурсов при минимальном воздействии на агроэкосистему.

Приспособленность овощных растений к местным почвенно-климатическим и погодным условиям. Регулирование микроклимата за счет оптимального размещения растений на склоне, использования лесополос, укрытий из полимерных материалов, посева кулис, тщательной прополки; уплотнение основной культуры дополнительной (интеркроппинг), защита посевов и посадок от вредителей и болезней.

Повышение плодородия почвы в органо-биологическом земледелии, использование адаптивного потенциала культивируемых видов и сортов овощных и бахчевых культур, почвозащитных севооборотов – центрального звена в экологическом овощеводстве; минимализации систем обработки почвы, оптимизации питания овощных растений. Разработка биологических методов зашиты основных овощных культур от вредителей, болезней и сорняков, биологической мелиорации орошаемых земель.

Реакции высокоурожайных видов (сортов) овощных и бахчевых растений на предшественники, приемы обработки почвы, способы, сроки, глубину и нормы, посева, виды, дозы и сочетания макро- и микроудобрений, приемы ухода за растениями; на способы и сроки уборки, на химические средства защиты растений.

Сорта и элементы сортовой агротехники и влияние агротехнических приемов на возможность механизированного выращивания и уборки, урожайность и товарные качества продукции, в том числе сохраняемость. Способы снижения потерь и повышения качества овощей (стандартно-товарная обработка, хранение и транспортировка). Роль сорта в индустриальной технологии.

Экологический и технологический паспорт сорта.

Рассадный и другие способы выращивания овощных растений. Биологические и организационные основы метода рассады и их значение для крупного промышленного производства. Интенсивные технологии производства рассады для открытого и защищенного грунта.

Площади питания, применяемые схемы размещения растений и их обоснование. Современные тенденции в совершенствовании размещения растений.

Научные основы и промышленные технологии производства овощей в защищенном грунте. Организационно-технические основы, агротехнические приемы защищенного грунта. Влияние систем использования и особенностей эксплуатации сооружений (культурообороты, уход за сооружениями, грунтами, мероприятия по защите от вредителей и болезней) на микроклимат и урожайность. Интенсивные технологии выращивания отдельных культур (огурец, томат, перец, грибы, зеленные и т.д.)

Агротехническая оценка (технологические показатели, влияние на урожайность и качество продукции) культивационных и других сооружений, оборудования, материалов (субстраты, пленка), систем использования культивационных сооружений (культурообороты).

Плодоводство, виноградарство – научная область, объединяющая проблемы, связанные с производством продукции плодоводства, виноградарства и декоративного растениеводства (цветоводства, древоводства и газоноводства), выращиванием посадочного материала и разработкой основ размножения садовых культур.

Формулировка темы по плодоводству, виноградарству или декоративному садоводству, а также содержание выпускной работы должны отражать одно или несколько следующих направлений:

Биологические особенности пород и сортов плодовых, декоративных растений, газонных трав и винограда, их хозяйственных признаков и свойств в связи с обоснованием возделывания в различных почвенно-климатических зонах и разработкой систем и отдельных приемов агротехники; обоснованием использования садовых растений в городских и сельских ландшафтах, а также в интерьере.

Биологические основы размножения винограда, плодовых, декоративных растений и газонных трав, разработка отдельных приемов и технологических циклов выращивания посевного и посадочного материала.

Разработка основ агротехнических систем и приемов, повышающих устойчивость плодовых, декоративных растений, газонных трав и винограда к неблагоприятным условиям среды.

Разработка приемов контроля над сортовыми признаками и качеством посевного и посадочного материала плодовых, декоративных растений, газонных трав и винограда в процессе его выращивания в открытом и защищенном грунте.

Обоснование структуры и конструкций различных типов насаждений винограда, плодовых, декоративных растений и газонов.

Разработка систем мероприятий и отдельных приемов закладки насаждений винограда, плодовых, декоративных растений и газонов (выбор и оценка места, предпосадочная подготовка почвы, организация территории, размещение растений).

Изучение систем и отдельных приемов выращивания высоких и устойчивых урожаев плодов, ягод, винограда и декоративной продукции высокого качества (системы содержания почвы, удобрение, орошение, формирование и обрезка растений).

Разработка эффективной технологии уборки урожая плодовых культур и продукции декоративного садоводства.

Комплексная оценка сортов винограда, плодовых, декоративных растений и газонных трав для использования в садах, ландшафте и интерьере, разработка сортовой агротехники.

Введение винограда в культуру и распространение ее по районам Нижнего Поволжья и Дона. Формирование коллекций и очагов и сортимента культурного винограда.

Влияние экологических и антропогенных факторов на рост, развитие, плодоношение виноградного растения, его урожайность и качество виноградной продукции. Специализация зон возделывания по направлению использования различных видов продукции виноградарства.

Совершенствование сортимента винограда с учетом обеспечения получения экологически-безопасной и конкурентноспособной продукции.

Разработка прогрессивных экономически рентабельных способов реконструкции и ремонта садов и виноградников, элементов технологии возделывания плодовых, ягодных растений и винограда на склонах.

Разработка биологических основ и технологических приемов выращивания винограда в защищенном грунте.

Совершенствование методов биотехнологии в плодоводстве, декоративном садоводстве и виноградарстве (регуляторы роста, микроклонального размножения и др.).

Совершенствование способов уборки урожая винограда, товарной обработки и первичной переработки.

Разработка биологических основ и технологических приемов частного виноградарства (столовое виноградарство, производство сушеного винограда, других видов безалкогольной продукции).

Выбирая тему, следует учитывать требования, предъявляемые к выпускным квалификационным работам. Они должны:

- иметь научное и практическое значение, давать конкретные решения вопросов плодоводства, овощеводства и виноградарства, декоративного садоводства и ландшафтного озеленения, селекции и семеноводства применительно к разным типам хозяйств и формам собственности.

- более глубоко прорабатывать технологические приемы производства в данных отраслях.

- выполняться в условиях, обеспечивающих научную достоверность экспериментальных и расчетных данных.

Тема выпускной квалификационной работы должна содержать наименование хозяйства, на базе которого проводились исследования, а также его территориальное местоположение.

Студентам, имеющим связь с сельскохозяйственным производством, целесообразно выбирать темы, актуальные в решении складывающихся проблем. При формулировке заглавия работы следует опираться на примерные темы, приведённые в приложении 1.

Студент совместно с предполагаемым дипломным руководителем, должны выбрать тему, наиболее удовлетворяющую их интересам и возможностям успешного выполнения. Целесообразно выбирать тему до выезда на учебные и производственные практики на втором-третьем курсе обучения.

Для утверждения сформулированного заглавия, студент подает заявление в деканат, в котором указывает:

- свои фамилию, имя, отчество, курс и группу;

- тему выпускной квалификационной работы;

- название выпускающей кафедры;

- фамилию, имя, отчество и должность предполагаемого руководителя.

Заявление подписывает заведующий кафедрой, к которой прикрепляется студент для выполнения выпускной квалификационной работы и декан факультета.

На основании этого заявления издаётся соответствующее распоряжение о закреплении темы, назначении руководителя и консультанта.

4. Структура и содержание выпускной квалификационной работы бакалавра

Объем выпускной квалификационной работы должен составлять 60-80 страниц компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала. Выпускная квалификационная работа состоит их следующих основных разделов:

Введение:(1-3 стр.) – является важной частью работы. В нем должно отражаться следующее: новизна и актуальность темы для совершенствования производства продукции или расширения и углубления научных знаний в изучаемой области (для работ поискового и исследовательского направления); перспективы изучения вопроса на современном уровне.

Актуальными признаются темы, недостаточно разработанные теоретически и практически, посвященные важным проблемам, решение которых может обеспечить значительный вклад в развитие АПК региона и России. Рекомендуется отметить, в какой степени исследуемые вопросы рассмотрены в научной литературе. Если в специальной литературе исследуемая проблема рассмотрена в недостаточной степени, то необходимо указать, какие вопросы в ней решены не полностью, а каким уделено особое внимание;

Обзор литературы(10-15 стр.) В соответствии с темой ВКР дается обзор литературы по изучаемому вопросу, излагаются данные науки и передового опыта. Этот раздел строится по принципу постепенного суживания диапазона рассматриваемых вопросов от общих данных к более конкретным по теме работы.

Работу следует начинать с изучения состояния вопроса, что позволит определить основное направление и содержание работы.

С начала работы студент должен завести библиографическую картотеку и заносить в нее каждую выделенную по теме книгу, журнальную статью и др. Указываются фамилия, автора, инициалы, полное название книги или статьи, место и год издания; для журнальных статей – дополнительно название журнала, номер, место, год выпуска.

В обзоре литературы помещаются сведения о биологических и экологических особенностях культуры, ареалах естественного произрастания в природе и районах культивирования, как в мире, так и в России, приводится хозяйственное значение изучаемых растений, описываются сорта и их питательная ценность, область применения. Если объектом изучения являются технологии, приёмы и способы культивирования, то приводится эволюция их возникновения и развития, тенденции мирового производства.

Ссылки на используемые источники помещаются после их упоминания в квадратных скобках цифрой, которая обозначает номер библиографической ссылки по списку литературы, приведённому в алфавитном порядке в конце выпускной квалификационной работы.

Пример оформления ссылки на литературный источник:






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.