Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Попытки осуществления экономических реформ в 50 -60-е годы.

В результате выполнения планов двух послевоенных пятилеток (1946 – 1950 гг.) (1951 – 1955 гг.) было не только восстановлено народное хозяйство Беларуси, но и заложен фундамент его дальнейшего индустриального развития. К середине 50-х гг. на индустриальной карте республики появились подшипниковый, часовой, радиаторный заводы, крупнейший в Европе камвольный комбинат в Минске, шелкоткацкая фабрика в Витебске, сахарный завод в Скиделе. Только за пятую пятилетку (1951 – 1955 гг.) в строй вошло около 150 крупнейших промышленных предприятий, более 200 средних и мелких. В 1957 г. Минский автозавод выпустил 40-тонный самосвал, который на Международной выставке 1958 г. получил высший приз. На Могилевском металлургическом заводе в 1957 г. был произведен первый прокат.

Вместе с тем настоятельно требовалось перевести все отрасли народного хозяйства на новый технический уровень, активизировать работу по техническому прогрессу на предприятиях. С этой целью в 1955 г. был создан Государственный комитет по новой технике при Совете Министров. С целью ликвидации излишней централизации в управлении со стороны министерств, устранения ведомственных барьеров, повышения связи между предприятиями и территориальными органами власти происходит переход в управлении промышленностью и строительством от отраслевого (через министерство) к территориальному (через совнархозы), т.е. ликвидировались министерства по отраслям и созданы совнархозы по территориям. Первоначально эта мера дала свои результаты, но в дальнейшем было выявлено ряд негативных моментов.

Значительно укреплялась экономика колхозов и совхозов, отмечался рост с/х продукции. Однако имелось ряд серьезных недостатков: не эффективно использовалась земля, техника; не были скоординированы действия между колхозами и МТС; существовала низкая оплата труда колхозников; высокие государственные налоги; существенные недостатки мели место в управлении, т.к. с/х организации были лишенгы самостоятельности.



В 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР и сентябрьском Пленусе ЦК КПСС были приняты решения, направленные на реформирование с/х. В Беларуси предусматривалось: повысить заготовительные цены на с/х продукцию по обязательным поставкам государству, снизить сельхозналоги с крестьян, а с 1958 г. этот налог отменялся совсем, списывалась задолженность с сельхозхозяйств, увеличивались размеры приусадебных участков, увеличиваются госвложения в с/х.

С целью увеличения сбора зерновых культур начинается освоение целинных земель. Для этих целей только с Беларуси направляется на целину 35 тыс. человек. Предпринимаются меры пол наращиванию животноводства и увеличению производства мясо-молочной продукции.

Предпринятые меры не всегда имели положительный результат. К концу 50-х гг. возникает новая экономическая ситуация. Это выразилось в том, что, во-первых, возникают противоречия между достигнутым уровнем производства, НТР и формами, методами управления. Чрезмерная централизация командно-административные методы способствовали бюрократизму, ограничивали инициативу.

Во-вторых, экстенсивный путь развития экономики исчерпал свои возможности. Настоятельно требовалось перейти к интенсивным методам.

В-третьих, в связи с введением новой системы управоления (совнархозом, территориальной системы управления) произошел разрыв хозяйственных связей и отношений.

В этих условиях предпринята вторая попытка реформирования управления экономикой. В марте 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС и сентябре 1965 г. были приняты следующие решения:

-вводились твердые, стабильные неизменные планы закупок государством с/х продукции на несколько лет вперед для республик, областей, районов, совхозов и колхозов;

-отменялись ограничения на содержание в подсобных хозяйствах домашнего скота;

-намечалось строительство около 200 ремонтных заводов и около 1000 специализированных мастерских;

-списывалась задолженность со слабых хозяйств;

-планировалось приступить к мелиорации с/х угодий;

-были снижены цены на с/х технику и электроэнергию;

-предпринимались шаги по укоренению в с/х достижений науки, повышению уровня квалификации специалистов;

-с целью демократизации колхозного строя в 1969 г. на III Всесоюзном съезде колхозников был принят статут с/х артели.

В области промышленности предусматривалось:

-вернуться к управлению экономикой по отраслевому признаку;

-повысить самостоятельность предприятий, что отразилось в значительном сокращении плановых показателей (вместо 1000 – 8);

-предприятиям разрешалось распоряжаться самостоятельно частью полученной прибыли;

-предприятия могли создавать за счет полученной прибыли фонд развития техники, фонд материальной заинтересованности работников, фонд жилищного строительства;

-стали устанавливаться задания по реализации продукции, а не по производимому валу;

-вводились элементы хозрасчета, начали более эффективно использоваться прибыль, цена, премии, кредит.

-обращалось внимание на более эффективный подход к планированию с целью соблюдения эффективных пропорций в развитии народного хозяйства.

Таким образом, хозяйственная реформа придала определенный импульс экономическому развитию страны. Это отразилось на выполнении заданий восьмой пятилетки.

Развитие

Промышленности, с/х

Республики в 70 – 80- е годы ХХ в.

Реформы 60-х гг. дали определенный эффект, но он оказался ниже ожидаемого. Продолжала доминировать приверженность не экономическим методам управления, а командно-административным. В этом главная причина неудач проводимых реформ.

В 70-е годы в экономике продолжилась прежняя линия. Ставились задачи обеспечения значительного подъема материальной и культурной жизни народа, повышения эффективности производства. Предусматривалось внедрение достижений научно-технического прогресса.

Делается акцент на техническое переоснащение промышленности, внедрение высокоэффективной техники. За 1970 -1985 гг. было введено 186 промышленных предприятий: завод автоматических линий в Барановичах, инструментальный завод в Орше, заводы сельскохозяйственного машиностроения в Лиде и Бобруйске. Получают дальнейшее развитие все виды транспорта.

Но экономика Беларуси, как и в целом экономика СССР, стала снижать темпы роста. Уменьшался прирост национального дохода, промышленности, снижается производительность труда. Снижалась инициатива трудовых коллективов. Нерационально использовались трудовые и материальные ресурсы. Появилась инфляция.

Экономика БССР продолжала развиваться в значительной мере по экстенсивному пути. НТП в значительной степени затрагивал военно-промышленный комплекс. огромные средства вкладывались в новое строительство, которое нередко оставалось незавершенным. Процесс демократизации политической системы не был доведен до конца, отсутствовал плюрализм, наблюдался разрыв между словом и делом, народ превращается в просителя, сверху навязывались общественные идеалы, происходит отчуждение народа от государства.

В сложившихся условиях нарастает контроль и централизация. Идет быстрый рост министерств и ведомств. Если при образовании СССР было 10 наркоматов, в 1954 г. – 28 министерств и три государственные комитета, а в 60-х гг. их количество сократилось до двух десятков, то к началу 80-х гг. количество центральных ведомств приблизилось к 100. Управленческий аппарат возрос с 1960 г. по 1985 г. почти в 2 раза и достиг 18 млн. чел. Эти кадры отличались низкой квалификацией и профессионализмом. (45% имели высшее образование и несколько процентов – специальное управленческое образование).

Начала доминировать система планирования выпуска продукции от достигнутого. Возрастает материалоемкость продукции и это свидетельствует об отставании СССР от западных стран. Например, продукция машиностроения СССР составляла 2/3 продукции машиностроения США, но не ее выпуск тратилось трудовых ресурсов в 1,7 раза, в 1,3 – металла, в 1,5 раза – производственных фондов.

Был сделан акцент на производство продукции группы «А» - производство средств производства. Снизилось производство средств потребления. Если в 1928г. доля групп «А» составляла 39,5%, а доля группы «Б» - 65,5%, то в 1986 г. – 75,3% и 27,4 % соответственно. Форсированный рост группы «А» вызвал нехватку инвестиций для отраслей группы «Б», что консервировало отсталость последних.

Экономика слабо воспринимала научно-технический прогресс, что привело к застою в развитии этих 2-х сфер.

В значительной степени вышеуказанные недостатки компенсировались финансовыми поступлениями от экспорта сырья, благо, что в начале 70-х гг. резко возросли на мировом рынке цены на нефть. Значительная часть средств идет на закупку импортной техники. При этом эффективность ее использования была весьма низкой.

Противоречиво происходит развитие сельского хозяйства. Идет процесс усиления МТБ и замедляются темпы развития производства. Усиливается энерговооруженность сельского хозяйства (с/х), что позволило механизировать значительную часть работ. Возрастают поставки удобрений, мелиорация земель, расширение пахотных земель. В республике создаются аграрно-промышленные комплексы. Они были призваны связать с/х производство, переработку с/х продукции, транспортировку и сбыт переработанной продукции.

Но рост с/х производства не смог обеспечить спрос населения на данную продукцию. Начинают снижаться темпы прироста валовой с/х продукции: за 8-ю пятилетку этот прирост составил 21%, за 9-ю – 13%, 10-ю – 9%; 11-ю – 6%.

Сельское хозяйство постепенно становится сырьевым придатком городов, ограничиваются экономические интересы крестьян. Возрастают цены на с/х промышленную технику. Значительные налоги колхозы и совхозы платили сельхозтехнике, сельхозхимии (т.е. обслуживающим предприятиям). Плохо использовались кредиты, замораживались средства в незаконченном строительстве.

Раскрестьяниванию в с/х в значительной степени способствовало огосударствление колхозно-кооперативной собственности, формирование сближения государственной и кооперативной форм собственности. Проводимая политика «неперспективных деревень» и получения крестьянами паспортов приводит к миграции сельского населения в города. Крестьянский уклад жизни теряет свою самобытность. С 1970 по 1986 гг. количество сельского населения Беларуси уменьшилось с 5094 тыс. до 3689 тыс. Нехватка рабочей силы компенсировалась привлечением рабочих, служащих, студентов на период уборочных и посевных работ.

Усиливался административно-командный нажим на колхозы и совхозы, сохранялась мелочная опека. Снижается эффективность коммунистических идеалов. Таким образом, к началу 80-х гг. с/х оказалось в кризисном положении. Не росла практически урожайность зерновых. Она составляла 16 ц с гектара, в то же время как в Голландии эти показатели составили 70, Китае – 47, Венгрии – 53. (Данные по СССР). Урожайность в Беларуси составляла 21,5 ц с гектара. Обостряется продовольственная проблема, увеличивается импорт с/х продукции. В середине 80-х гг. практически везде было введено нормированное обеспечение продуктами питания, вводятся карточки.

Нарастание кризисных явлений требовало коренных изменений в существующей системе. Попытка их глобального решения была предпринята командой М.С. Горбачева.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.