Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Программа прикладного социологического исследования

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Этапы и виды прикладного социологического исследования

2. Программа прикладного социологического исследования

3. Выборочный метод в социологическом исследовании

4. Методы сбора социологической информации

 

Этапы и виды прикладного социологического исследования

Прикладное социологическое исследование направлено на получение фактического знания, которое составляет эмпирический базис социологической теории, или имеет самостоятельное конкретно-прикладное, удовлетворяя практические потребности конкретных заказчиков (руководителей предприятий, органов государственного управления, средств массовой информации и т.д.).

Прикладное социологическое исследование – это деятельность, направленная на получение знаний о социальном явлении, которое в данный момент находится в центре нашего внимания. В качестве социального явления могут выступать предзабастовочная ситуация на предприятии, общественное мнение по какому-либо вопросу и т.д.

Социологическое исследование направлено на получение новой информации. Например, нам надо узнать мнение студентов нашего университета об организации учебного процесса. Как это сделать? Если поговорить с некоторыми студентами, то можно получить интересную информацию, но возникает вопрос, насколько личные точки зрения этих студентов отвечают мнениям большинства студентов университета.

Получить нужную информацию мы можем при помощи конкретного социологического исследования, предполагающего и опрос необходимого количества студентов по определённому инструментарию (например, анкете). Прежде сем приступить к подобному исследованию, надо ответить на следующие вопросы: для чего мы будем спрашивать? о чём будем спрашивать, кого, где?



Социологическое исследование имеет ряд этапов

Первый этап – подготовительный. Здесь необходимо разработать программу и методику социологического исследования, продумать организацию всего процесса исследования, сделать выборку (определить, кого именно будем опрашивать).

Второй этап – полевой. На этом этапе изучается мнение людей, т.е. идёт сбор социологической информации (анкетного, интервью и т.д.), наблюдения, анализа документов, эксперимента.

Третий этап – подготовка и обработка информации. Информация, полученная на полевом этапе, нуждается в проверке. Просматриваются материалы на предмет полноты и качества заполнения, выбраковываются те из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. На этом этапе происходит кодировка открытых вопросов. Составляется логическая программа обработки информации на ЭВМ. Если обследуемая совокупность небольшая, обработка информации производится вручную.

Четвёртый этап – анализ полученной информации и подготовка итоговых документов. Степень анализа зависит от вида социологического исследования, его целей и задач. В ходе анализа выявляются социальные связи, противоречия, тенденции, новые социальные проблемы. Оформляются результаты исследования в виде:

1) информационной справки;

2) информационной записки;

3) аналитической записки;

4) отчёта о научно-исследовательской работе.

Аналитическая записка и отчёт должны содержать выводы и рекомендации по разрешению проблемы, изучению которой было посвящено социологическое исследование.

Социологические исследования делятся на три основных вида, что зависит от степени сложности исследования, или от глубины изучения интересующего нас предмета. Различают:

- аналитическое исследование;

- описательное исследование:

- пилотажное (разведывательное) исследование.

Самое сложное из них аналитическое. В его основе – глубоко продуманная программа и тщательно проверенный инструментарий (анкета, бланки интервью). В таком исследовании выясняются глубинные причины, лежащие в основе явлений.

Описательное исследование более простое. Его цель состоит в получении данных, которые дают более или менее целостное представление об изучаемом явлении и его структурных элементах. Описательное исследование применяется, когда объект анализа – большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. В таком исследовании можно сравнить и сопоставить характеристики, интересующие исследователя, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Пилотажное (разведывательное) исследование. Оно является пробным, предваряющим основное. Оно не требует сложной программы, в нём используется сжатый по объёму инструментарий, возможен опрос небольших совокупностей. С его помощью можно оперативно получить социологическую информацию. В этом случае не изучаются какие-либо глубинные процессы, причины их возникновения, а собирается информация, лежащая как бы на "поверхности".

 

Программа прикладного социологического исследования

Итак, как видим, социологическое исследование начинается не с составления анкеты, а с составления его программы.

Программа – это один из важнейших социологических документов. Она представляет собой теоретико-методическую основу процедур всех этапов исследования: сбора, обработки и анализа информации. Программа как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. Она состоит из двух основных частей: методической и процедурной. Все составляющие части программы связаны, подчинены общему замыслу научного поиска.

В идеальном варианте программа включает в себя следующие элементы:

1) анализ проблемы и определение проблемной ситуации;

2) определение объекта исследования и его предварительный анализ;

3) определение предмета исследования и его предварительный анализ;

4) определение целей и задач исследования;

5) формулирование гипотез;

6) вычленение основных понятий и их интерпретация.

Начальный пункт в разработке программы – это анализ возникшей проблемы и формулирование проблемной ситуации. Социальная проблема – это ситуация, требующая неотложного анализа в целях выработки решения. Проблемная ситуация глубоко связана с проблемой, но не тождественна ей. Проблема может быть шире проблемной ситуации. Но может быть и так, что проблемная ситуация включает или порождена несколькими проблемами. Например, у нас в республике не существует проблемы трудовой занятости населения. Это социальная проблема нашей страны. Но в конкретном социологическом исследовании в рамках данной проблемы может рассматриваться проблемная ситуация как желание молодых людей города Могилёва работать и не желание занимать низкооплачиваемые должности.

Социальные проблемы различаются по своим масштабам. Одни не выходят за рамки коллектива (групповые), другие затрагивают интересы целых регионов, больших социальных групп, третьи - интересы и потребности общества в целом.

Следующий этап – определение объекта исследования. Но социальная проблема не существует сама по себе, она предполагает носителя. Какую-то группу людей, общность. Объектом социологического исследования являются люди, объединённые в различные общности, группы, организации или вовлечённые в различные социальные процессы. Например, исследуя проблему реформы высшего образования в Беларуси, мы отнесём к объекту всех тех, кто имеет к ней отношение. Это работники министерства, законодатели, преподаватели, представители государственных органов на местах, занимающихся вопросами высшего образования, студенты. Объект социологического исследования должен отвечать таким требованиям как:

1) профессиональная принадлежность (вид изучаемой деятельности, коммерция, образование и т.д.);

2) пространственная принадлежность (регион, город, деревня);

3) временная (период и сроки проведения исследования).

Любой объект является носителем множества проблем. Поэтому необходимо выделить предмет исследования, т.е. те свойства и стороны объекта, которые в наиболее полном виде выражают изучаемое социальное явление.

Следующим шагом исследования является определение его цели. Цель – это общая направленность исследования, проект действия, то, чего требуется достичь.

Чёткая формулировка цели – это важнейшее методологическое требование к программе. В эмпирическом исследовании цель необходимо согласовать с заказчиком. Постановка прикладной цели подчёркивает необходимость получения информации для определения направлений выхода из конкретной ситуации.

На основе цели разрабатывается система основных и не основных задач. Задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования. Основные задачи вытекают непосредственно из предмета исследования, отвечают его целевой установке. Дополнительные задачи направлены на изучение отдельных сторон проблемы для подготовки будущих исследований, проверки не связанных с данной проблемой гипотез.

Следующий этап в разработке программы – выдвижение рабочих гипотез. Рабочая гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть. Основные требования к гипотезам:

1) ясность;

2) проверяемость;

3) непротиворечивость.

При разработке программы необходимо выделить основные понятия. Это происходит при анализе проблемы и предмета исследований. Эти понятия носят абстрактный характер. Затем они переводятся в совокупность конкретных наблюдаемых признаков.

Этим заканчивается методологическая часть программы и начинается работа над процедурной её частью. Процедурная часть включает в себя:

1) определение общего плана исследования;

2) построение требуемого планом типа выборки;

3) определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Это может быть монографическое исследование, которое ориентировано на изучение социального явления или процесса на одном объекте, взятом в качестве представителя целого класса подобных объектов.

Планом предусмотрено пилотажное (разведывательное) исследование. Его цель – уточнить применяемый инструментарий.

Выбирается и обосновывается тип инструментария, с помощью которого обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк интервью, карточка наблюдения и др.).

Определяются этапы проведения исследования, содержание действий социологов на каждом из выделенных этапов.

Теперь можно лучше представить себе, для чего нужна программа. Если сразу начать с составления вопросов анкеты, то, во-первых, будет много лишних вопросов и может не оказаться нужных; во-вторых, можно «утонуть» в полученном материале, не зная как его обработать. Значение программы в том, что она задаёт направление работы, позволяет обобщить то, что уже известно о предмете исследования и выяснить то, что ещё необходимо узнать.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.