Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Исследования персонала организаций

 

Общенаучные эмпирические методы исследования персонала организаций – это методы получения информации, ориентированные на сбор и анализ конкретных фактов действительности и предполагающие как использование качественных методов анализа, так и использование количественных измерений.

Идея необходимости разработки и применения эмпирических методов исследования в социальных и гуманитарных науках приписывается французскому философу, социологу, методологу и популяризатору науки Огюсту Конту (1798-1857); его современнику франко-бельгийскому ученому-математику, естествоиспытателю и статистику Ламберу Адольфу Жаку Кетле (1796-1874); а также французскому горному инженеру, социологу и политическому деятелю Фредерику Пьеру Гийому Ле Пле(1806-1882).

Наибольшее распространение получили следующие современные общенаучные эмпирические методы:

· научное наблюдение;

· опросные методы;

· измерение показателей;

· анализ документов;

· эксперимент.

Научное наблюдение –метод исследования, предполагающий сбор фактической информации посредством прямого непосредственного регистрирования исследователем событий, реакции испытуемых на них, а также условий, в которых эти события разворачиваются и факторов, влияющих на количество и масштабы реакции.

Опросные методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование) основаны на вопросно-ответных взаимодействиях и широко применяются в управлении персоналом, поэтому на их изучении целесообразно остановиться специально[20].

Метод измерения показателей – метод, позволяющий на основе отдельных количественных и качественных измерений сравнивать оцениваемые объекты и прогнозировать тенденции их изменения. Часто применение метода связано с изобретением некоторой формулы, составляющие которой поддаются прямому количественному измерению.



Метод анализа документов– это метод систематического анализа, представляющий собой последовательное применение методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников информации с целью решения определенных исследовательских задач. Классическая разновидность этого метода – традиционный анализ документовпредставляет собой совокупность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания исследуемого источника информации и позволяющих преобразовать первоначальную форму информации в соответствующую целям исследования.

Разновидностью этого метода также является контент-анализ – строго формализованный метод количественного и качественного анализа текстовой информации с применением компьютерной техники, предполагающий выделение в тексте смысловых единиц (категорий анализа), последующий подсчет частоты их употребления в тексте и установление ряда соотношений: различных элементов текста друг с другом, соотношений с общим смыслом, с назначением информации, с объемом той или иной информации в тексте.

Научный эксперимент –метод исследования, предполагающий активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя посредством целенаправленного планомерного манипулирования одной или несколькими переменными (факторами), регистрацию сопутствующих изменений в изучаемом объекте, последующее описание и объяснение обнаруженных изменений.

Помимо упомянутых выше методов в управлении персоналом применяется множество оригинальных и комплексных методов и методик. Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто применяемые в организациях.

Шкалирование– метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем, применяемый в тех случаях, когда отсутствует возможность прямого измерения изучаемых процессов. Чаще всего применяются шкалы оценок и шкалы установок.

Факторный анализ – метод многомерной математической статистики, применяемый при исследовании статистически связанных признаков с целью выявления определенного числа скрытых от непосредственного наблюдения факторов. Метод возникает в начале ХХ в. и находит применение во многих науках (экономике, математике, статистике, демогрфии, политологии, социологии и др.). Особую убедительность методу придали широко известные исследования Ч. Спирмена (факторный анализ интеллекта).

Социометрический метод исследований представляет собой разновидность опросных методов исследования. Социометрические опросы проводятся в малых группах (чаще – в группах численностью 15-20 человек, где люди достаточно хорошо знакомы, регулярно общаются или взаимодействуют целевым образом) и обычно – применительно к определенной ситуации (в случае возникновения трудноразрешимого конфликта в группе, в ситуации возникновения проблемы выбора конкретного лица для выполнения каких-либо обязанностей, при необходимости решения каких-либо производственных, социальных и иных задач, и т.д.). Это предопределяет и специфические особенности социометрического инструментария, для которого характерны:

· четкая направленность опроса;

· использование небольшое количество вопросов (заданий);

· проведение опроса всех участников группы (т.е. сплошное обследование);

· обязательность строгого соблюдения этических социальных норм и этических правил проведения опроса;

· в случае необходимости – строгое соблюдение тайны ответов опрашиваемых (в том числе при проведении анонимных опросов).

Социометрические опросы базируются на принятии предположения, что сделанные опрашиваемыми выборы (предпочтения) отражают взаимоотношения в группе и, следовательно, отражают структуру и содержание социально-психологических взаимодействий, которые имеют место в действительности. Границы применения социометрического метода связаны, прежде всего, с ограничениями, которые накладывает данное допущение; второй ряд ограничений связан с возможностью фиксации отношений между людьми посредством социометрических карточек; третий ряд ограничений детерминирован объективными ограничениями диапазонов возможностей самих исследователей (временных, например) и условий организации и материально-технического обеспечения проведения опроса.

Идиографический и генерализующий методывзаимодополняют друг друга и поэтому часто используются в одном исследовании.

Идиографический метод (от греч. idios – особенный, своеобразный, странный, неслыханный, необычный) представляет собой метод познания, в рамках которого объект исследования описывается как исторически однократное, единое целое, уникальное при помощи логических средств (например, посредством установления причинных связей).

Общезначимость результатов исследования в рамках идиографического метода достигается за счет отнесения к общезначимой ценности [не путать с оценкой! – прим. автора] в рамках данного конкретного контекста (Г. Риккерт) и выявления тем самым существенного в исследуемом объекте.

Несмотря на критику, в управлении персоналом данный метод может найти широкое применение, так как при некоторых обстоятельствах и условиях он может быть единственно возможным. Например, при невозможности исследовать несколько коммерческих банков определенного типа ввиду отсутствия доступа к источникам информации, остается возможность исследования уникальной ситуации в одном коммерческом банке.

Генерализующий (или номотетический) метод (от греч. nomo-teteo – издавать, устанавливать законы) является методом познания, нацеленным на установление общего, имеющего статус и форму закономерности или закона. При использовании метода акцент делается на отделении существенного (общего) от несущественного, выявлении общего, типичного, выражающего общую закономерность, объединяющую исследуемый объект с многими другими, а также на предсказание будущего исследуемых объектов и поиске возможности целесообразно воздействовать на него[21].


4. Вопросы, задания и упражнения






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.