Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Сложные приемы оформления заголовков

Газетные заголовки. Их виды и оформление

Шрифтовое оформление заголовков

 

Выразительность заголовка во многом зависит от размера (кегля) его шрифта. Выбор кегля определяется важностью газетного материала, к которому относится заголовок, объемом этого материала и количеством колонок, на которые он разверстан, а также местом заголовка на газетной полосе и ее форматом.

Чем важнее статья или заметка, тем более крупный шрифт используют для набора заголовка. Между объемом газетных материалов и кеглем шрифтов заголовков существует прямая зависимость: чем больше объем статьи, тем крупнее заголовок. Верстальщику приходится учитывать и то, как разверстана статья: чем больше текстовых колонок она занимает, тем крупнее должен кегль шрифта быть для ее заголовка.

На выбор заголовочных шрифтов влияет и формат газетной страницы. Поскольку объем материалов, публикуемых в крупноформатной газете, как правило, больше, чем в малоформатной, то заголовки к ним набирают шрифтами более крупных кеглей.

Выбирая шрифты для заголовков нескольких соседних материалов, расположенных на одной газетной странице, приходится учитывать разницу в их размерах. Заголовок, набранный крупным кеглем, выделяется сильнее, если соседние заголовки будут набраны мелкими кеглями. Если же набрать несколько соседних заголовков одинаковыми по кеглю шрифтами, то важнейший из этих заголовков может потеряться, поскольку будет недостаточно выделен. Для набора газетных «шапок» — над подборкой или полосой — используют шрифты крупных кеглей. Конечно, кегль шрифта для шапки, стоящей над подборкой, зависит как от ее значения, так и от количества и объема входящих в подборку материалов. В любом случае шапка набирается шрифтом более крупного кегля — на одну­две, а то и больше ступеней, чем заголовки заметок, входящих в подборку.



Шапку над полосой оформляют шрифтами размером 28, 32, 36, 42 и даже 48 пт. Иногда при публикации особо важных сообщений в газетах большого формата для набора «шапок» используют еще более крупные шрифты — 60 и 72 пт. В малоформатных газетах титульные шрифты больше 48 пт обычно не применяются.

Если шапка над полосой состоит не из одной, а из нескольких строк, то для ее оформления можно применить шрифт одной гарнитуры, но разных кеглей. Например, важнейшую по значению строку набирают шрифтом 48 пт, а остальные — более мелким — 36 пт.

Многострочные заголовки рекомендуется набирать шрифтами более мелких кеглей — на одну ступень ниже, чем однострочные. Строки такого заголовка, даже набранные более мелким шрифтом, в целом образуют крупный, хорошо выделяющийся на полосе блок и занимают значительную площадь. Если набрать многострочный заголовок шрифтом обычного кегля, он может «задавить» все остальные заголовки.

В малоформатных газетах, стремясь сэкономить площадь для текста, нередко уменьшают шрифты заголовков и шапок. Но выигрыш в несколько текстовых строк оборачивается серьезным проигрышем: мелкие, невыразительные заголовки теряются на газетной странице, а в результате важные статьи и сообщения остаются не замеченными читателями.

При оформлении заголовков различных уровней на полосе важно выдержать правильное соотношение между их шрифтами. Подзаголовки набирают более мелкими шрифтами, чем основные заголовки. Тематический подзаголовок, стоящий под основным заголовком, обычно оформляют шрифтом на две ступени меньше шрифта заголовка. Так, если заголовок набран шрифтом 28 пт, то для подзаголовка берут шрифт 20 пт. Эта рекомендация относится и к оформлению подшапок, стоящих над подборками или на целой полосе. Такая контрастность в размерах шрифтов заголовка и подзаголовка препятствует их смысловому объединению при чтении — взгляд читателя направлен прежде всего на основной заголовок.

Служебные подзаголовки, имеющие вспомогательные функции, набирают в основном мелкими шрифтами — 12 и 16 пт. Для набора внутренних подзаголовков обычно выбирают некрупные шрифты размером 10, 12, реже 16 пт. Такие заголовки должны достаточно хорошо выделяться и читаться в тексте статьи и вместе с тем не занимать много места. При оформлении «афишкой» подзаголовки в зависимости от их значения можно набирать шрифтами разных кеглей.

Для рубрик применяют мелкие шрифты — кеглей 10, 12, а на полосе большого формата, над важным разделом газеты или над крупной статьей — 16 и даже 20 пт. Рубрику над тематической подборкой, иногда играющую роль своеобразной шапки, набирают и более крупным шрифтом.

Оформляя заголовки, следует учитывать и начертания шрифтов — различия между ними по насыщенности, ширине и наклону. Заголовки главных материалов газетной страницы почти всегда набирают «черными» (жирными и полужирными) начертаниями шрифтов. Однако если мы наберем подобным образом все заголовки на странице, это приведет к ослаблению их воздействия на глаз читателя — выделить какой­либо из них будет весьма затруднительно. Еще хуже будет результат, если все заголовки оформить светлыми шрифтами: полоса будет смотреться однотонно серой и на ней вообще трудно будет заметить какой­либо заголовок. Поэтому целесообразно чередовать заголовки, набранные шрифтами различных начертаний. Если, например, заголовок какой­либо статьи набран полужирным шрифтом, то заголовки соседних заметок целесообразно оформить шрифтами светлого начертания; если шапка над полосой набрана курсивным полужирным шрифтом, то заголовок стоящей под нею статьи лучше набрать прямым светлым.

Таким же образом подбирают шрифты для заголовков, подзаголовков и рубрик: полужирное начертание противопоставляют светлому, прямое — курсивному, нормальное — узкому. Если заголовок набран прямым полужирным шрифтом, то для подзаголовка нередко выбирают светлое начертание — прямое или курсивное. Рубрика над таким заголовком будет восприниматься легче, если ее также наберут шрифтом контрастного начертания, например светлым курсивом, и подчеркнут тонкой линейкой.

При необходимости можно добиться контрастности и между соседними заголовками, набранными шрифтами одного полужирного начертания. Для этого какой­либо из них набирают вразрядку. При этом заголовок, набранный, например, полужирным узким шрифтом, визуально будет смотреться как оформленный светлым шрифтом. Не следует забывать, что заголовок, набранный в разрядку, читается несколько хуже, чем обычный.

 

Прописные и строчные шрифты

 

Контрастность соседних заголовков можно в некоторой степени усилить и за счет использования прописных и строчных шрифтов: например, набрать заголовок полужирным прописным, а подзаголовок — светлым строчным.

Сочетание прописных и строчных шрифтов для оформления заголовков применяется и по другой причине. Давно замечено, что заголовки, набранные прописными шрифтами, гораздо сильнее выделяются на газетной странице. Именно поэтому для большинства заголовков используют прописные литеры.

Естественное стремление усилить воздействие заголовка на читателей при наборе его прописными не должно приводить к ухудшению его читаемости в тех случаях, когда в заголовок входят цифры, даты, имена, фамилии или инициалы, географические названия, аббревиатуры (сокращения), то есть те элементы, которые надо выделить из общего текста. Если такой заголовок набрать прописными литерами, то это выделение исчезнет.

 

Пример:

 

Неправильно: ПАВЕЛ КОЛОБКОВ: ЕСТЬ ПЕРВОЕ РУССКОЕ ЗОЛОТО ЛЕЙПЦИГА

Правильно: Павел Колобков: есть первое русское золото Лейпцига

 

При верстке малоформатной газеты следует также учитывать, что заголовок, набранный прописными, занимает больше места, чем набранный строчными. Относительно узкие текстовые колонки на странице малого формата вынуждают использовать строчные шрифты для набора заголовков чаще, чем в газете большого формата.

 

Выбор шрифтовых гарнитур

Шрифтовое оформление заголовка начинается с выбора шрифтовой гарнитуры. Она определяет степень выделения заголовка на газетной полосе, гармоничность сочетания его с другими заголовками и иные качества.

Верстальщики нередко говорят о необходимости добиться соответствия между характером заголовочного шрифта и содержанием, жанром газетного материала, к которому относится заголовок. Однако точно определить, в какой мере рисунок шрифта отвечает характеру, стилю того или иного материала, довольно трудно. Здесь нет четких критериев, многое зависит от субъективного восприятия. Поэтому выбор той или иной шрифтовой гарнитуры для набора заголовка определяется в основном интуицией верстальщика, его вкусом и опытом.

Самые общие рекомендации в этой области все­таки дать можно. Для человека, который имеет дело с полиграфической продукцией (верстает ли он газету или журнал или лишь читает их), каждый шрифт отличается не только большей или меньшей удобочитаемостью, он имеет также свое лицо, оказывает определенное психологическое воздействие. Недаром о шрифтах говорят: «тяжелый», «мрачный», «легкий», «веселый», «жизнерадостный» и т.п., употребляя эмоциональные характеристики. Восприятие шрифта зависит от его начертания (большей или меньшей насыщенности, ширины и т.д.) и от его рисунка.

Как же добиться гармонии шрифтов и сколько шрифтовых гарнитур для этого использовать? Можно выделить нескольких основных стилей оформления заголовков в современной периодической печати. Эти стили различаются в основном количеством шрифтовых гарнитур, применяемых для набора заголовков.

В газетах давно уже утвердился многогарнитурный стиль. Для оформления заголовков на одной газетной полосе используют четыре­пять и более гарнитур, что позволяет добиться несколько большего разнообразия в оформлении страницы.

Распространение многогарнитурного стиля оформления заголовков имеет несколько причин. С одной стороны, оно связано с национальными традициями оформления русских газет; с другой — обусловлено некоторыми особенностями их содержания. Дело в том, что для российской периодической прессы всегда были характерны относительно большие материалы — статьи, обзоры, очерки и т.д. Средний объем публикуемых в отечественных газетах материалов намного превышает объем заметок и сообщений, помещаемых в зарубежных периодических изданиях. В таких условиях использование для оформления газетных заголовков различных шрифтовых гарнитур становится дополнительным средством, помогающим избежать однообразия в подаче крупных текстовых блоков. Однако во всем должно присутствовать чувство меры. В некоторых газетах, особенно в местных, количество шрифтовых гарнитур зачастую равно количеству набранных в ней заголовков, и тогда газетная страница превращается в своеобразную витрину шрифтов, имеющихся в запасе у верстальщика. Пестрота заголовочных шрифтов не только не способствует, а скорее препятствует выделению основных заголовков.

В последние годы в наших газетах отмечается тенденция к сокращению количества шрифтовых гарнитур, применяемых для оформления заголовков, до двух-­трех. Тот же процесс наблюдается и в зарубежной прессе. Это вовсе не ведет к обеднению, однообразию заголовков. Даже с помощью двух гарнитур, за счет использования различных начертаний шрифтов, варьирования их кеглей, а также сочетания набора прописными и строчными литерами, иногда удается достичь разнообразного, но простого, ясного и гармоничного оформления заголовков.

Существует и одногарнитурный стиль оформления заголовков. Его сторонники считают возможным для оформления газеты применять шрифты различных начертаний и размеров какой-­либо одной гарнитуры. Они имеют для этого некоторые основания: в отдельных случаях, используя разнообразие шрифтов даже одной гарнитуры, опытный верстальщик сумеет просто и строго оформить заголовки на газетной странице. Тем не менее, этот стиль все же несколько ограничивает возможности выделения важнейших заголовков.

Пестрота и дисгармония в заголовках могут возникнуть не только при использовании излишнего количества шрифтовых гарнитур, но и как результат неумелого сочетания шрифтов, противоположных по рисунку, что особенно характерно при оформлении заголовков и подзаголовков. Целесообразно в подобных случаях набирать заголовок и подзаголовок шрифтами одной гарнитуры, но разных начертаний или же шрифтами разных, но близких по рисунку гарнитур.

Наибольшего внимания требуют соседние заголовки, расположенные на одном уровне. Если набрать их абсолютно одинаковыми шрифтами, это может привести к их смысловому слиянию, особенно если они не разделены текстовой оборкой. Чтобы избежать этого, достаточно оформить соседние заголовки шрифтами разных начертаний.

 

Сложные приемы оформления заголовков

Стремясь усилить воздействие газетных заголовков на читателя, нередко прибегают к различным сложным приемам их оформления. Все эти приемы основаны на нестандартном применении полиграфических средств, на нарочитом отклонении от установившихся норм и практических рекомендаций. Оформляя сложный заголовок, используют шрифты разных гарнитур, начертаний и размеров, изменяют привычное расположение заголовка и его элементов, применяют сложное обрамление простыми и фигурными линейками и т.п.

Самый распространенный из этих приемов — так называемое акцентирование, то есть выделение в заголовке самого важного по значению слова или группы слов, несущей наибольшую смысловую нагрузку. Проще всего добиться нужного эффекта, набрав заголовок строчным шрифтом, а выделяемую группу слов — прописным.

Пример:

БАНДИТСКИЙ БЕЛГОРОД.

Врагам губернатора отрубают руки

 

Можно выделить ударную часть заголовка, оформив ее шрифтом другой гарнитуры или другого начертания. Если, например, заголовок набран прямым полужирным шрифтом, то для выделения часто применяют курсив.

Наиболее важную по значению строку двух­ или трехстрочного заголовка нередко набирают шрифтом крупного кегля и более яркой гарнитуры, чем остальные строки. Для выделения слова в заголовке его нередко подчеркивают тонкой или полужирной линейкой.

Прием акцентирования в заголовке оправдан, если он применяется осмысленно, с пониманием его целей и возможностей. Зачастую в самых разных газетах при оформлении двухстрочных заголовков допускают одну и ту же ошибку: пытаются уравнять обе строки по длине. Если не получается добиться этого с помощью шрифта одной гарнитуры, набирают каждую из строк шрифтами разных гарнитур. Особенно часто для этого применяют шрифты гротесковых гарнитур, близких по своему рисунку, что иногда приводит к непреднамеренному акцентированию, при котором происходит неоправданное выделение какого-­либо слова.

В некоторых газетах получают распространение приемы оформления заголовков, связанные с изменением их обычного размещения по горизонтали. Появляются заголовки, набранные вертикальной строкой — сверху вниз или по диагонали.

 

Цвет в заголовке

 

Цвет — сильное средство выделения заголовка газетного материала. Поскольку цветные заголовки обладают, по сравнению с черными, гораздо большей выделительной силой, применение их в газете требует чувства меры и хорошего вкуса. Ошибку совершают те верстальщики, которые, получив в свое распоряжение дополнительный цвет, стремятся применить его для печатания чуть ли не всех заголовков. Это приводит не только к пестроте полос, но и к тому, что основные материалы не получают достаточного выделения и теряются на полосе.

Для газетных заголовков можно взять любую дополнительную краску. Предпочтение следует отдать прежде всего красному, затем зеленому цвету, а также светлым оттенкам синего цвета. Вряд ли целесообразно применять темные цвета, мало отличающиеся от черного. Так, заголовки, напечатанные темно­синим цветом, почти не выделяются среди обычных черных заголовков.

Для успешного оформления цветных заголовков немалое значение имеет подбор титульных шрифтов. Опыт показывает, что такие заголовки лучше набирать прописными литерами полужирного или жирного начертания. Это обеспечит более яркий, интенсивный цветовой тон.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.