Обратная связь
|
Тема 1. Психология как наука, грани взаимодействия психологии и медицины. Современные психологические школы. Методы исследования в психологии. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ С КУРСОМ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Н.Н. Осипова
ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Издание одобрено и рекомендовано к печати
Центральным методическим советом
Смоленской государственной медицинской академии
СМОЛЕНСК 2013
УДК
ББК
Рецензенты: - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Смоленского государственного университета
Автор: Осипова Н.Н.
Практикум по психологии: учебное пособие / Осипова Н.Н. – Смоленск: СГМА, 2013. - 91 с.
Практикум по психологии предназначен для студентов 1-2 курса лечебного и педиатрического факультетов медицинской академии. В практикуме представлены материалы для самостоятельной работы сотудентов, типовые задачи, элементы психологических тренингов, тесты для исследования когнитивных, эмоциональных процессов, профессионально значимых личностных характеристик.
Учебное пособие рекомендовано Центральным методическим советом ГОУ ВПО СГМА Росздрава № ________ «___» ____________ 20__ г.
(протокола) (дата заседания)
ББК
УДК
ISBN_____ ©Автор Н.Н. Осипова, 2013
© ГОУ ВПО СГМА Минздрава России, 2013
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у студентов следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
Номер /индекс компетенции/
| Содержание компетенции
| | | ОК-1
| способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| | ОК-5
| способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
| | ОК-8
| способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией
| | ПК-25
| способности и готовности к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в лечебно-профилактических организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни
| | ПК-26
| способности и готовности к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек
| |
Тема 1. Психология как наука, грани взаимодействия психологии и медицины. Современные психологические школы. Методы исследования в психологии.
Цель и задачи:получить представление о месте психологии в системе гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Показать связь психологии с медициной в контексте субъектных взаимодействий в системе «врач-больной», а также психологического сопровождения лечебно-диагностического процесса. Ознакомить с основными психологическими направлениями, показать связь с психотерапией. Рассмотреть методы исследования в психологии.
Основные понятия:психология, психика, психоанализ, бихевиоризм, сознание, деятельность, рефлексия, наблюдение, проекция.
Вопросы к занятию:
- Основные этапы становления психологии как науки. Задачи и проблемы современной психологии. Психологические направления и школы в зарубежной психологии (психоанализ, гештальт-психология, бихевиоризм, гуманистическая психология).
- Вклад отечественных ученых в изучение психики человека. Концепция единства сознания и деятельности.
- Возможности и необходимость совместной работы врача и психолога. Психологическая компетентность врача.
- Методы психологического исследования. Возможности использования психологической диагностики в медицине.
Классики говорят, что….
«...медицина не техника, где доминируют точные науки – физика, математика, кибернетика, которые не являются основами логических операций врача. Эти операции, как и самое исследование, особо сложны потому, что на больничной кровати лежит не абстрактная болезнь, а конкретный больной, то есть всегда какое-то индивидуальной преломление болезни... в индивидуальном факторе и коренится основная, наиболее объективная причина врачебных ошибок и никакое руководство, никакой опыт не в состоянии гарантировать абсолютную безошибочность мыслей и действий врача, хотя, как идеал, это остается нашим девизом».
И.В. Давыдовский
«Теперь ты изучил болезнь и знаешь больного, но ведай, что и больной тебя испытал, и знает каков ты...»
М.Я. Мудров
«Нет нужды объяснять, в каком тяжелом положении находится врач, к которому не имеют доверия больные; еще тяжелее положение больного, вынужденного лечиться у врача, если последний единственный в данной местности, к которому нет доверия».
Г.В. Захарьин
«... специалист, устремленный на определенный орган, не только не видит пациента в целом, он не видит и медицины в целом, он не хочет знать и проблем в целом».
|
|