Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Вопрос 9. Механизмы групповой динамики: разрешение внутригрупповых потиворечий, идиосинкразический кредит, психологический обмен.

Выясняя раскрытие механизмов групповой динамики выделяют три механизма:

1. Разрешение внутригрупповых противоречий. Исследователи группового развития отмечают наличие нескольких типов внутригрупповых противоречий:1. между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью и, 2. между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, интеграции ее с группой.

Переход группы с одного уровня развития на другой происходит скачкообразно, в результате обострения указанных противоречий и их последующего разрешения. Так, если перед группами начинали ставиться, сообразуясь с их потенциалом, более сложные и ответственные задачи, требовавшие от них больших усилий и напряжения, это способствовало разрешению указанного выше противоречия и вело к развитию как отдельных социально-психологических характеристик «коллективного субъекта», так и его самого в целом. Аналогично разрешался конфликт между личностью и группой: получая, если в этом имелась потребность, возможность более ответственно подходить к выполнению заданий, члены группы тем самым наряду с личным совершенствованием вносили вклад в совершенствование самой группы.

2. «Идиосинкразический кредит». С анализом поведения лидера связано выделение механизма развития группы (Е.Холландер) - феномен «идиосинкразического кредита».Сам феномен Холландер с развитием группы не связывал и рассматривал его в ракурсе иной проблемы — проблемы соотношения уровня нормативного поведения (в более узком смысле — конформности) и величины статуса индивида в группе (т.е. фактически — лидерства).



Высокостатусный субъект (лидер):1. не обязательно жестко реализует нормы группы 2.он привносит в ее жизнь некоторые новшества, хотя бы и ценою отхода от ряда прежних норм, способствуя тем самым более эффективному достижению групповой цели и переводя группу на более высокий уровень функционирования. Члену группы может быть позволено отклонение от групповых норм пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей. Вследствие чего возникает феномен «идиосинкразического кредита», представляющий собой своеобразное разрешение со стороны группы на девиантное поведение (поведение, отклоняющееся от групповых норм).Лидер, гораздо сильнее других членов,ориентирован на группу (фактор мотивации), обладает наибольшей компетентностью в групповой задаче и вносит значительный вклад в ее решение. Лидеру, чем низкостатусному субъекту, позволено отклоняться от групповых норм, если это способствует лучшему достижению целей труппы. Феномен «идиосинкразического кредита» выступает в качестве одного из условий внедрения в жизнь группы элементов инновационности, создавая тем самым предпосылки перехода группы на новую, более высокую ступень жизнедеятельности.

3.Психологический обмен. . Лучше объяснит суть психологического обмена так называемый ценностный обмен, в качестве механизма межличностного взаимодействия в малой социальной группе.

В малой социальной группе ценности могут выступать в виде каких-либо значимых характеристик членов группы: 1.свойствам их личности, умениям, опыту2. реализуемых ими в ходе решения стоящих перед группой задач с пользой для отдельных партнеров и группы в целом.

С анализом процесса ценностного обмена применительно к межличностному взаимодействию вводится понятие ценностного вклада индивида относительно отдельных партнеров и группы (ценностный вклад в жизнедеятельность группы)

Примеры функционирования ценностного (или психологического) обмена в качестве одного из механизмов групповой динамики: феномена социального проникновения, характеризующего экстенсивность (широту) и интенсивность (глубину) развития межличностных отношений в диадическом взаимодействии. Разновидностей социального проникновения — личностное взаимораскрытие партнеров по общению.

Прослеживая динамику социального проникновения, И. Альтмен и Д. Тейлор выделяют ряд условных этапов(стадии):

♦ ориентации — отношения носят характер ограниченных, поверхностных (в основном поведенческих) контактов;

♦ пробного эмоционального обмена — контакты часты, но поверхностны (это касается, в частности, обмена между членами диады информацией личностного характера);

♦ полного эмоционального обмена — контакты глубоки, затрагивают личностные структуры (причем имеет место обмен достаточно значимой для индивидов информацией), но охватывают ограниченные области взаимодействия;

♦ установившегося обмена — контакты охватывают разнообразные «личностные области» общающихся и развертываются как на интимном (глубинном личностном), так и на поверхностном уровнях.

По мере прохождения этих стадий отношения в диаде все более синхронизируются, взаимосвязываются, растет интенсивность обмена вербальными, невербальными и пространственными типами поведения.

Таким образом, уже на уровне диады, этой элементарной разновидности малой группы, процесс психологического обмена выступает в качестве существенного условия развития и построения системы межличностных отношений. В еще большей степени этот процесс обнаруживается в «нормальных» по объему малых группах, т.е. таких, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни как с микроячейками соответствующих социальных организаций. Выше было приведено описание некоторых основных элементов данной модели, где отмечалось, что ценностный обмен есть развернутый в пространстве и времени процесс.

Предполагается по-уровневый характер ценностного обмена в малой группе, обусловливающий определенную последовательность ее развития, этапность (стадийность) складывания в единый социальный организм, это:

Диадный уровень — типичный для начального этапа жизни группы, когда она еще не сложилась как целое. Обмен развертывается между двумя членами группы, а потом - множество диад, образуемых партнерами по группе.

Групповой уровень — более характеризует сложившуюся группу. Обмен рассматривается как выходящий за узкодиадные рамки: одной из сторон-участниц обмена становится сама группа,как совокупный коллективный субъект, определяющий в итоге статус своих членов в зависимости от их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы.

С уровнями ценностного обмена очерчивается и «поле» его реализации — две важнейшие сферы жизнедеятельности группы, отвечающие активностям инструментального и экспрессивного типа.В указанном «пространстве» группового функционирования оформляются основные контуры статусной иерархизации — ключевого звена структурообразования группы.

Динамика группового процесса предполагает этапность прохождения группой ряда важных жизненных стадий на пути движения к высшей из них (в традиционной социально-психологической трактовке) — коллективу или (в современной функционально-управленческой трактовке) — команде. При этом развитие группы теснейшим образом сопряжено с процессом групповой социализации, отражающим временную развертку взаимодействий и взаимовлияний в системе «индивид — группа».

Смена стадий групповой жизни сопровождается изменениями феноменологического плана, ростом интегративных тенденций, постепенным оформлением качественно новых системных признаков совокупного субъекта деятельности. На этом пути отмечается неравномерность складывания основных сфер жизнедеятельности малой группы, обусловленная соподчиненностью стоящих перед ней целей.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.