Полномочия прокурора, их характер и классификация при осуществлении надзора за законностью предварительного расследования. ОТЧЁТ
По преддипломной практике
Оглавление:
Введение
1. Структура и полномочия прокуратуры Оршанского района
2. Основные направления прокурорского надзора.
3. Порядок учета и регистрации уголовных дел в прокуратуре.
4. Порядок организации и проведения прокурорских проверок.
5. Взаимодействие органов прокуратуры с правоохранительными органами в деле укрепления законности и правопорядка. Формы взаимодействия.
6. Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия.
6.1 Полномочия прокурора, их характер и классификация при осуществлении надзора за законностью предварительного расследования.
6.2 Прокурорский надзор за исполнением законов органами осуществляющими ОРД.
6.3 Эффективность прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела. Факторы, влияющие на эффективность прокурорского надзора.
6.4 Акты прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия.
7. Рассмотрение в органах прокуратуры предложений, жалоб и заявлений граждан (общая характеристика)
Заключение
Введение
Я, Черепанова Яна Александровна в период с 12 января по 20 марта 2009 г. находилась на преддипломной практике в прокуратуре Фрунзенского района г. Минска.
Целью практики являлось:
закрепление теоретических знаний полученных мною в ВГУ им. Машерова
Задачами практики являлось:
практическое закрепление теоретических знаний;
повышение уровня подготовки по специальности;
овладение навыками, формами и методами работы различных государственных органов;
выполнение индивидуального задания.
Структурная схема прокуратуры Фрунзенского района г. Минска
| | 1: Структура и полномочия прокуратуры Фрунзенского района г. Минска
Прокуратура
Оршанского района в своей деятельности руководствуется следующими нормативно-правовыми актами:
1. Конституцией Республики Беларусь;
2. Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»;
3. Законом Республики Беларусь «О государственной службе Республики Беларусь»;
4. Положением «О порядке прохождения службы в органах прокуратуры»;
5. Приказами Генерального прокурора Республики Беларусь;
6. Приказами и указаниями прокурора г. Минска.
Полномочия прокурора Оршанского района:
- осуществляет общее руководство работой прокуратуры;
- организует исполнение всеми работниками прокуратуры района приказов, распоряжений и указаний Генерального прокурора и прокурора г. Минска, решений коллегии прокуратуры Республики Беларусь и прокуратуры г. Минска;
- координирует деятельность прокуратуры района с другими правоохранительными органами района, судом Фрунзенского района г. Минска, инспекцией Министерства по налогам и сборам, администрацией Фрунзенского района г. Минска;
- обеспечивает организацию, подготовку и проведение полугодовых, годовых межведомственных совещаний;
- организует рассмотрение вопросов укрепления законности и правопорядка, взаимодействия правоохранительных органов;
- организует подготовку информации в администрацию Фрунзенского района г. Минска;
- организует предварительное расследование по уголовным делам, следователей прокуратуры;
- осуществляет надзор за оперативно-розыскной деятельностью Фрунзенского РУВД г. Минска;
- организует надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи;
- организует надзор за исполнением законодательства в кредитно-банковской сфере;
- рассматривает поступающие в прокуратуру района обращения граждан, должностных лиц, организаций;
- рассматривает поступающие в прокуратуру района уголовные дела;
- поддерживает государственное обвинение по уголовным делам и высказывает мнение по гражданским делам;
- осуществляет контроль за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности в прокуратуре района;
- проводит идеологическую работу;
- направляет предложения прокурору г. Минска по подбору кадров в прокуратуру Фрунзенского района, поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности;
- организует методическую работу и учебу по повышению квалификации работников прокуратуры;
- планирует работу прокуратуры;
- осуществляет прием граждан;
- осуществляет общее руководство канцелярией прокуратуры района;
- организует работу по совершенствованию делопроизводства в прокуратуре района;
- обеспечивает надлежащий учет и хранение вещественных доказательств по уголовным делам, предварительное расследование по которым производилось следователями прокуратуры Фрунзенского района г. Минска.
Полномочия заместителей прокурора Фрунзенского района г. Минска:
- осуществляют надзор за соблюдением законности при производстве дознания и предварительного следствия в отделах дознания и предварительного расследования Фрунзенского РУВД г. Минска;
- осуществляют надзор за соблюдением законности при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях во Фрунзенском районе г. Минска;
- осуществляют надзор за оперативно-розыскной деятельностью РУВД г. Минска;
- рассматривают и разрешают обращения граждан на нарушения в деятельности РУВД;
- осуществляют надзор по борьбе с коррупцией и организованной преступностью;
- подготавливают информацию в администрацию Фрунзенского района;
- осуществляют надзор за соблюдением законности при вынесении отделами дознания и предварительного расследования Фрунзенского РУВД постановлений о прекращении и приостановлении предварительного расследования по уголовным делам, и производят по ним проверки;
- изучают и направляют в суд для рассмотрения уголовные дела;
- осуществляют прием граждан;
- предложения по планированию работы прокуратуры направляют прокурору;
- осуществляют надзор за законностью рассмотрения дел об административных правонарушениях;
- осуществляют надзор за защитой экономической безопасности;
- ведут накопление и анализ данных о состоянии законности в сфере экономики, дисциплины, охраны окружающей среды на предприятии;
- осуществляют взаимодействие с судом Фрунзенского района;
- и др.
Полномочия помощников прокурора Фрунзенского района г. Минска:
- осуществление правовой пропаганды;
- осуществляют проверки исполнения законодательства по борьбе с организованной преступностью и коррупцией органами государственного управления, контролирующими органами, правоохранительными органами, предприятиями, учреждениями и их должностными лицами;
- осуществляют проверки имущественного и финансового состояния физических и юридических лиц, в отношении которых имеются данные о причастии к коррупции, организованной преступности и легализации преступных доходов;
- осуществляют надзор за налоговым законодательством;
- разрешают вопросы о трудовых и жилищных спорах, осуществляют по ним проверки;
- осуществляют проверки по фактам смерти граждан;
- осуществляют проверки по факту нарушений правил охраны труда и техники безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях района;
- осуществляют надзор за законностью судебных постановлений по уголовным делам;
- обеспечивают законность рассмотрения уголовных дел в суде;
- организуют и проводят проверки в уголовно-исполнительной инспекции Фрунзенского РУВД г. Минска и наблюдательной комиссии при администрации Фрунзенского района;
- осуществляют обобщение судебной практики по уголовным делам;
- готовят материалы на рассмотрение оперативных и координирующих совещаний правоохранительных органов района.
Полномочия следователей прокуратуры Фрунзенского района г. Минска:
разрешают материалы и возбуждают уголовные дела в пределах своей компетенции, и проводят по ним предварительное расследование;
по указанию прокурора принимают к производству и расследуют уголовные дела, независимо от их подследственности;
отвечают за качество и сроки проведения следственных действий, соблюдение норм уголовно-процессуального законодательства;
составляют процессуальные документы по делам, находящимся в производстве;
определяют необходимость и очередность проведения следственных действий;
принимают меры по выявлению и устранению причин и условий способствовавших совершению преступления, возмещению материального ущерба, причиненного преступлением;
осуществляют пропаганду законодательства и участвуют в семинарах;
решают вопросы о возобновлении производства по делу;
осуществляют выезды на места происшествия, проводят в полном объеме первоначальные проверочные и следственные действия;
несут персональную ответственность за качество проводимых осмотров места происшествия.
2: Основные направления прокурорского надзора.
Прокурорский надзор подразделяется на следующие виды:
- надзор за исполнением законодательства;
- надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
- надзор за исполнением закона в ходе судебного производства;
- надзор за соответствием закону судебных постановлений;
- надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.
Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Предметом надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности является соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц.
Предметом надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания является соответствие Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь правовых актов и решений (действий) органов предварительного расследования и их должностных лиц.
Предметом надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении являются соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению.
Предметом надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера являются соблюдение органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждениями, исполняющими принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администрациями мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев законодательства, а также прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, и выполнение ими своих обязанностей.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор в пределах своей компетенции имеет право:
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей. Вход прокурора на территорию и в помещения, доступ в которые ограничен в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, и допуск его к сведениям, составляющим государственные секреты, осуществляются в соответствии с законодательством;
требовать от руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей предоставления принятых этими лицами (органами) постановлений, приказов, решений, распоряжений, статистических и иных сведений и других необходимых материалов, выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз. Должностные лица и индивидуальные предприниматели обязаны исполнить требование прокурора в порядке и сроки, установленные законодательными актами, и о результатах сообщить прокурору;
вызывать должностных лиц и иных граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, истребовать от них декларации о доходах и имуществе;
использовать на безвозмездной основе средства связи, информационные системы, банки данных и архивные документы государственных органов, иных организаций и граждан, за исключением средств связи, информационных систем, банков данных и архивных документов организаций и граждан, пользующихся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом;
проверять законность административного задержания граждан и применения к ним административных взысканий;
осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и их должностными лицами Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции имеют право:
проверять дела оперативного учета, другие материалы и документы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;
давать санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий в случаях, определенных законодательными актами;
продлевать сроки проведения оперативно-розыскных мероприятий в порядке, установленном законодательными актами;
давать письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, а также о прекращении их проведения;
требовать письменные объяснения от должностных лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений законодательства, допущенных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
знакомиться со сведениями о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, в случае обращения указанных лиц с письменными заявлениями и жалобами на незаконные действия сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, или привлечения этих лиц к уголовной ответственности;
принимать меры по отмене незаконных постановлений о заведении дел оперативного учета и проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий путем внесения соответствующих актов прокурорского надзора;
требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок исполнения законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. О результатах проведения проверок руководители указанных органов письменно информируют прокурора.
При осуществлении надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера прокурор в пределах своей компетенции имеет право:
посещать в любое время без личного досмотра органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждения, исполняющие принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, места содержания под стражей и лечебно-трудовые профилактории;
знакомиться с документами, на основании которых лица содержатся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, осуждены, подвергнуты принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера. В необходимых случаях прокурор опрашивает указанных лиц;
проверять соответствие законодательству постановлений, приказов и распоряжений должностных лиц органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждений, исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администраций мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев;
требовать письменные объяснения от должностных лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений законодательства;
требовать от должностных лиц устранения нарушений прав лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера;
в случаях, предусмотренных законодательными актами, санкционировать осуществление действий или давать согласие на их осуществление должностными лицами органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждений, исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администраций мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев.
3 Порядок учета и регистрации уголовных дел в прокуратуре.
Уголовные дела при поступлении в прокуратуру района подлежат обязательной регистрации. В прокуратуре Оршанского района существует две формы регистрации:
- журнал учета и регистрации уголовных дел поступающих из РУВД Фрунзенского района г. Минска;
- журнал учета и регистрации уголовных дел направляемых в суд Фрунзенского района г. Минска;
- книга №1 (книга учета и регистрации уголовных дел непосредственно следователями прокуратуры).
В данных журналах и книгах регистрируется дела по постановлению суда подлежащие приостановлению или прекращению. Если прокурор согласен с решением суда, то он регистрирует дело, если нет – направляет на дополнительную проверку. Все решения прокурора подлежат регистрации.
Книга №1 – книга учета уголовных дел непосредственно следователями прокуратуры. Следователи в процессе своей деятельности, при наличии достаточных оснований полагать о наличии состава преступления, в ходе предварительного расследования, возбуждают уголовные дела. Регистрация в книге происходит следующим образом:
1. записывается номер уголовного дела по порядку;
2. суть дела (его краткое содержание);
3. статья, в соответствии с которой возбуждено уголовное дело.
4: Порядок организации и проведения прокурорских проверок.
При проведении прокурорских проверок существуют следующие стадии:
1. подготовка материалов;
2. проверка заявлений граждан;
3. вынесение соответствующих решений по результатам проверок.
В ходе подготовки материалов к проверке, прокурор:
- проверяет соблюдение законности, готовит проекты документов об истребовании от руководителей и иных должностных лиц, издаваемых ими приказов, инструкций, решений, распоряжений и иных актов необходимых документов и материалов статистических и иных проверок и ревизий деятельности подконтрольных и подведомственных предприятий, учреждений и организаций и подчиненных им должностных лиц, о выделении специалистов для выяснения возникших вопросов, о проведении экспертиз, проверок по поступившим в прокуратуру материалам, сообщениям и заявлениям;
- проверяет законность административного задержания граждан, и применение к ним мер воздействия за административные правонарушения, готовила проекты постановлений об освобождении лиц незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами и т.д.
В результате проведения проверок прокурор выносит следующие решения:
- протесты на акты республиканских и местных органов государственного и хозяйственного управления и контроля, местных Советов депутатов и иных органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, политических партий и иных общественных, религиозных объединений, а также решения и действия должностных лиц, противоречащих закону постановлений по делам об административных правонарушениях;
- представления с требованием об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий;
- предписания об устранении нарушении закона;
- официальные предупреждения в отношении должностных лиц и граждан о недопустимости нарушения ими требования закона;
- постановления о привлечении нарушителей закона к уголовной, административной ответственности;
- постановления о возбуждении дисциплинарных производств, исков и заявлений в защиту прав и законных интересов государства, государственной формы собственности, а также защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности, и граждан, лишенных возможности самостоятельно защищать свои интересы.
Практика выработала ещё и такой акт как ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАПИСКИ (законодательно они не закреплены). В них содержится информация о состоянии законности в различных сферах. После составления она направляются в Парламент, Совет Министров, Президенту. Реквизиты в законе не определены - всё зависит от опыта прокурора. Их основное значение - предупреждение правонарушений и оказание воздействия на руководство.
Все перечисленные акты всегда индивидуальны (обращены к тем иди иным органам, должностным лицам, гражданам).
Прокуроры не правомочны принимать акты, рассчитанные на многократное применение или безличные, устанавливающие абсолютные требования и запреты, какими могут быть акты органов государственной власти и управления в пределах их полномочий.
Условиями эффективности актов общего надзора являются:
- своевременность вынесения акта;
- точность и достоверность указываемых в нём фактов;
- юридическая обоснованность и мотивированность вносимых в акте предложений;
- правильность выбранного пути внесения акта.
Протест — акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты министерств и других подчиненных Правительству Республики Беларусь республиканских органов государственного управления, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, решения других юридических лиц, решения и действия должностных лиц.
Протест приносится в орган или должностному лицу, принявшим противоречащие законодательству правовой акт, решение, или должностному лицу, совершившему незаконное действие, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
В протесте прокурор или его заместитель требуют отмены или изменения противоречащих законодательству правового акта, решения или прекращения незаконного действия.
Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а местными Советами депутатов — на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений законодательства, прокурор или его заместитель вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме.
Принесение протеста приостанавливает исполнение опротестованного правового акта, решения или действия должностного лица.
При рассмотрении протеста коллегиальным органом прокурору или его заместителю заранее сообщается о дне, времени и месте проведения заседания. Прокурор или его заместитель, а также по их поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении протеста.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его прокурором (его заместителем) либо вышестоящим прокурором.
В случае отклонения протеста прокурора или его заместителя, принесенного в порядке, предусмотренном Законом о прокуратуре (за исключением протеста на судебные решения), либо нерассмотрения его в установленный срок, прокурор или его заместитель могут принести протест в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу).
Если в 10-дневный срок вышестоящий орган (вышестоящее должностное лицо) не отменит опротестованный правовой акт, решение или действия, прокурор или его заместитель, принесшие такой протест, вправе обратиться с заявлением в соответствующий суд об отмене противоречащего законодательству правового акта или решения. Подача прокурором или его заместителем заявления в суд приостанавливает действие опротестованного правового акта или решения.
Рассмотрение и разрешение заявления прокурора или его заместителя в суде осуществляются в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Реквизиты протеста:наименование документа (протест); дата составления; имя органа, которому протест адресуется; акт, который опротестовывается; краткое содержание акта в опротестуемой части; юридическое обоснование протеста; предложение прокурора о восстановлении нарушенного права; подпись и чин прокурора.
Представление — акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям.
Представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения и принять меры к устранению способствующих им причин и условий. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня поступления представления должны быть приняты соответствующие меры по выполнению содержащихся в нем требований. В этот же срок прокурору или его заместителю должно быть сообщено в письменной форме о мерах, принятых по представлению.
При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору или его заместителю заранее сообщается о дне, времени и месте проведения заседания. Прокурор или его заместитель, а также по их поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении представления.
Представление менее властный акт, чем протест. Оно может быть принесено как в тот орган, где выявлено нарушение, так и в вышестоящий орган.
Реквизиты представления: наименование документа(заголовок); дата и место составления; классный чин прокурора; описание обстоятельств нарушения; предложение прокурора о наложении взыскания; подпись; предложение сообщить прокурору об исполнении.
Постановление — акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушения закона мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного производства, либо о привлечении лица к материальной ответственности.
Постановление как акт прокурорского надзора может быть вынесено и в иных случаях выражения требования, вытекающего из полномочий прокурора.
Постановление о возбуждении административного производства подлежит исполнению органами (должностными лицами), правомочными составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, в сроки и порядке, установленные законом.
Постановление о возбуждении дисциплинарного производства или привлечении к материальной ответственности подлежит исполнению соответствующим органом или должностным лицом в 10-дневный срок со дня его поступления. Иные постановления подлежат рассмотрению и исполнению в срок, установленный прокурором или его заместителем.
О результатах рассмотрения постановления письменно сообщается прокурору или его заместителю.
Постановление прокурора или его заместителя до его исполнения может быть отозвано вынесшим его прокурором, заместителем прокурора или вышестоящим прокурором.
Официальное предупреждение — акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения лицом правонарушений, влекущих ответственность, установленную законодательством, либо совершения готовящихся им противоправных действий, объявляемый такому лицу в целях предупреждения совершения им правонарушений.
Официальное предупреждение, выносимое прокурором или его заместителем, направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, либо объявляется ему лично под расписку.
При несогласии с официальным предупреждением лицо, в отношении которого оно вынесено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.
5. Взаимодействие органов прокуратуры с правоохранительными органами в деле укрепления законности и правопорядка. Формы взаимодействия.
Генеральный прокурор Республики Беларусь, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур координируют правоохранительную деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов государственной безопасности, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, а также деятельность по борьбе с преступностью организаций, участвующих в борьбе с преступностью. С этой целью образуется возглавляемое прокурором координационное совещание по борьбе с преступностью в состав которого входят руководители органов, осуществляющих борьбу с преступностью, и организаций, участвующих в борьбе с преступностью. Порядок работы координационных совещаний и полномочия их председателей определяются Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.
Формы взаимодействия. В целях обеспечения координации деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, и организаций, участвующих в борьбе с преступностью, прокурор:
- проводит заседания координационного совещания, организует временные комиссии (рабочие группы);
- дает указания по вопросам организации борьбы с коррупцией;
- истребует статистическую и другую необходимую информацию;
- представляет Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, местным представительным, исполнительным и распорядительным органам информацию о состоянии преступности и вносит предложения о мерах по борьбе с преступностью;
- информирует общественность о состоянии преступности, правоохранительной деятельности государственных органов через средства массовой информации.
6. Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия.
Одной из основных отраслей прокурорского надзора в рамках надзорной деятельности прокурора является надзор за исполнением закона при производстве предварительного следствия и дознания, а т.же надзор за соответствием УПК РБ правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц при производстве предварительного следствия и дознания.
Этот надзор базируется на общих принципах, но с учётом определённой специфики:
1. Он осуществляется в процессуальной форме;
2. Сопряжён с процессуальным руководством органами дознания и следствия.
На надзор за органами дознания и следствия возложены две основные задачи:
- чтобы ни одно преступление не осталось не раскрытым;
- чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности за данное преступление.
Эти задачи получили развитие в УПК РБ, в соответствии с которым цель надзора в данной отрасли:
1. обеспечить защиту интересов личности, государства, юридических лиц от преступных посягательств;
2. не допустить незаконное привлечение граждан к уголовной ответственности.
Надзор осуществляется на всех этапах: начинается от поступления в орган дознания или к следователю заявления о совершённом и готовящемся преступлении, и вплоть до утверждения обвинительного заключения и направления дела в суд.
Полномочия прокурора, их характер и классификация при осуществлении надзора за законностью предварительного расследования.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением закона при производстве предварительного следствия и дознания определяются Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. В частности, прокурор:
1) проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;
2) требует от органов, осуществляющих предварительное расследование для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных или готовящихся преступлениях, о ходе дознания, предварительного следствия;
3) рассматривает и разрешает жалобы на действия и решения лиц, производящих дознание и предварительное следствие;
4) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание, а также не соответствующие закону указания и постановления руководителей следственных подразделений и органов дознания;
5) санкционирует заключение лица под стражу, производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, прослушивание телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, которые передаются по техническим каналам связи, извлечение трупа из места захоронения (эксгумация), помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в лечебно-психиатрическое учреждение, отстранение обвиняемого от должности;
6) продлевает и устанавливает срок расследования, содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом;
7) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия с письменными указаниями о производстве дополнительного расследования;
|