Требования к оформлению контрольной работы ББК 88.
Л 681
Рецензенты:доктор исторических наук, профессор кафедры «Философия, история и право» Титоренко М.Ф., доктор философских наук, профессор кафедры «Философия, история и право» Сидоров В.Г.
Лобанова А.В.
Конфликтология. Программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению, профили «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». — Краснодар: Краснодарский филиал Финуниверситета, кафедра «Философия, история и право», 2015 г. — 70 с.
Дисциплина «Конфликтология» является вариативной и относится к блоку дисциплин, инвариантных для направления подготовки, отражающих специфику филиала социально-гуманитарного модуля образовательной программы для подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика», профили «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Рабочая программа дисциплины содержит перечень результатов освоения дисциплины, место дисциплины в структуре ОП, объем дисциплины в зачетных и академических часах, содержание дисциплины и форм текущего контроля успеваемости, перечень учебно-методического обеспечения, основной и дополнительной учебной литературы, программного обеспечения и информационных справочных систем, фонд оценочных средств, методические указания, описание материально-технической базы.
Учебное издание
Лобанова Анна Владимировна
КОнфликтология
Рабочая программа дисциплины
Формат 60´90/16. Гарнитура Times New Roman
Усл. п.л. 4,1. Изд. № ________ от __________. Тираж 100 экз. Заказ № _________
Отпечатано в Краснодарском филиале Финуниверситета
© Лобанова А.В. 2015
© Краснодарский филиал Финуниверситета, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
| Наименование дисциплины……………………………………...
|
|
| Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы……………………………………
|
|
| Место дисциплины в структуре ОП……………………………...
|
|
| Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)…
|
|
| Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий………………..
|
| 5.1
| Содержание дисциплины………………………………………….
|
| 5.2
| Учебно-тематический план………………………………………..
|
| 5.3
| Содержание практических и семинарских занятий…………….
|
|
| Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине………..............................
|
| 6.1
| Формы внеаудиторной самостоятельной работы………………
|
| 6.2
| Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы………………………………………….
|
|
| Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине………………………..
|
| 7.1
| Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения ОП…………………………………………….
|
| 7.2
| Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки владений, умений, знаний, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения ОП…………………………………………….
|
| 7.3
| Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков, характеризующих этапы формирования компетенций………………………………
|
|
| Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины………………………..
|
|
| Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины……
|
|
| Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины…………………………………………………………
|
|
| Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем…………………………..
|
|
| Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине……
|
|
1 Наименование дисциплины
Дисциплина «Конфликтология».
Цель дисциплины - формирование системы представлений о конфликтологии как комплексной прикладной дисциплине, направленной на развитие личной и профессиональной конфликтной компетентности.
Задачи дисциплины:
-ознакомление с теоретическими и прикладными основами конфликтологии;
-приобретение практических навыков применения этих знаний для конструктивного разрешения конфликтов и эффективного поведения в конфликтных ситуациях в сфере профессиональной деятельности;
-формирование конфликтоустойчивости и воспитание толерантности в целях конструктивного конфликтогенного поведения в будущей профессиональной деятельности;
-создание предпосылок для активного применения полученных знаний в практической работе для конструктивного урегулирования конфликтов в профессиональной деятельности.
2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Совместно с другими дисциплинами профессионального цикла ФГОС ВО (ОС ФУ) учебная дисциплина «Конфликтология» обеспечивает инструментарий формирования следующих общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра экономики:
Таблица 1 – Компетенции, формируемые в результате изучения дисциплины «Конфликтология»
№ п/п
| Код
| Компетенция
| Формы и методы обучения
| Инструментальные компетенции выпускников по уровням подготовки (ИК)
|
| ИК-1
| Владение нормами русского литературного языка в устной и письменной речи в процессе личной и профессиональной коммуникаций
| Практические занятия (решение ситуационных задач, выступления с докладами и презентациями), самостоятельная работа (контрольная работа).
|
Освоение содержания учебной дисциплины «Конфликтология» студенту позволит
знать:
-основные положения конфликтологии: типичные причины конфликта в межличностных отношениях и профессиональной деятельности; функции, структуру и динамику и конфликта в коллективе; современные технологии разрешения конфликтов; принципы бесконфликтного руководства;
уметь:
-разбираться в основных типах конфликтов; различать стадии развития конфликта;
-понимать и оценивать позиции различных участников и сторон конфликтных взаимодействий;
-анализировать взаимоотношения в коллективе;
владеть:
-навыками конструктивно-партнерских взаимоотношений в коллективе; развитыми навыками по успешному разрешению конфликтов; навыками публичной речи, аргументации, ведения переговоров; навыками противостояния манипуляции; методами профилактики и нейтрализации межличностных конфликтов; методами оптимизации сотрудничества людей в организациях, повышения их активности и результативности в совместной деятельности.
3 Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Конфликтология» является вариативной дисциплиной ФГОС ВО (ОС ФУ) по направлению 38.03.01 (080100.62) «Экономика», вводит студентов в область основных положений конфликтологии: типичных причин конфликта в межличностных отношениях и профессиональной деятельности; функций, структуры и динамики конфликта в коллективе; современных технологий разрешения конфликтов; принципов бесконфликтного руководства.
Изучение дисциплины «Конфликтология» базируется на сумме знаний, полученных студентами в ходе освоения полного общего среднего образования.
Знания и навыки, полученные в процессе изучения дисциплины «Конфликтология» будут использованы студентами при изучении последующих профессиональных дисциплин «Менеджмент» и «Экономическая психология», предусмотренных учебным планом, при написании контрольной работы, а также в процессе решения круга задач профессиональной деятельности в дальнейшем, где актуальны навыки бесконфликтного поведения и соблюдения этических норм общения в коллективе.
Таблица 2 - Междисциплинарные связи тем дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№
п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Номера разделов (тем) данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
|
|
|
| 1.
| Менеджмент
| *
| *
| *
| *
| *
| 2.
| Экономическая психология
| *
| *
| *
| *
| *
|
4 Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)
Для направления подготовки 38.03.01 «Экономика», профили «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач. ед., 108 часов (таблица 3).
Таблица 3 – Трудоемкость дисциплины «Конфликтология»
| Направление подготовки 38.03.01 (080100.62) «Экономика»
| Профили «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
| На базе высшего образования, профили «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
| На базе однопрофильного среднего профессионального образования, профили «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
| Вид учебной работы
| Часы:
| Часы:
| Часы:
| Всего
| Сем. 1
| Всего
| Сем.*
| Всего
| Сем. 2
| Общая трудоёмкость дисциплины
|
|
|
|
|
|
| Аудиторные занятия
|
|
|
|
|
|
| Лекции
|
|
|
|
|
|
| Семинарские или практические занятия
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
|
| В семестре
|
|
|
|
|
|
| В сессию
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации
|
зачет
|
зачет
|
зачет
|
зачет
|
зачет
|
зачет
|
5 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий
5.1 Содержание дисциплины
Тема 1. Социально-психологическая характеристика конфликта
Понятие конфликта, его сущность и структура. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.
Участники конфликта и их характеристика. Предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон и их роль в анализе конфликта.
Типологии конфликтов (по составу участников, по сферам проявления, по степени длительности и напряженности, по предмету, по социальным последствиям). Виды юридических конфликтов.
Объективные и субъективные причины конфликта. Причина и конфликтная ситуация. Типы конфликтных ситуаций.
Динамика конфликта. Этапы развития конфликта (возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации; начало открытого конфликтного взаимодействия; развитие открытого конфликта; разрешение конфликта). Фазы конфликта: начальная фаза; фаза подъема; пик конфликта; фаза спада.
Позитивная и негативная роль конфликтов в жизни человека и общества.
Тема 2. Механизмы возникновения и развития конфликтов
Формулы конфликта. Зависимость конфликта от конфликтогенов. Закон эскалации конфликтов. Зависимость конфликта от конфликтной ситуации и инцидента. Зависимость конфликта от двух и более конфликтных ситуаций.
Конфликты и трансактный анализ. Понятие трансакции и их типы. Поведенческие характеристики основных трансакций (Родитель, Взрослый, Ребенок). Алгоритм трансактного анализа.
Тема 3. Поведение личности в конфликте
Стратегии поведения в конфликте (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). Конфликт и манипуляция.
Типы конфликтных личностей. Теория акцентуации характеров (К. Леонгард, А. Е. Личко и др.). Конфликтная личность демонстративного и ригидного типа. Конфликтная личность неуправляемого и сверхточного типа. Конфликтная личность “бесконфликтного” типа. Приемы общения с конфликтными личностями.
Тема 4. Технологии разрешения конфликтов
Понятие и основное содержание управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение.
Динамика конфликта и содержание управления им. Источники прогнозирования конфликта.
Пути предупреждения конфликта. Вынужденные и превентивные формы предупреждения конфликта. Стимулирование конфликта, его формы и средства.
Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные. Этапы регулирования конфликта.
Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов. Алгоритмы деятельности руководителя по управлению
конфликтами. Факторы принятия конструктивных решений по конфликту.
Модель применения власти по разрешению конфликтов по X. Корнелиус и Ш. Фэйр.
Тема 5. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
Понятие технологий эффективного общения и их разновидности. Общение как основной элемент в конфликтном взаимодействии.
Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения и их функции в конфликте. Достижение взаимопонимания, конструктивного взаимодействия и эмпатии в общении.
Понятие технологий рационального поведения в конфликте. Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии.
Переговорный процесс: содержание, приемы, модели. Модели по-ведения партнеров в переговорном процессе (“Избегающий”, “Уступаю-щий”, “Отрицающий”, “Наступающий”).
Технологии управления эмоциями в переговорном процессе. Д. Скотт и ее технологии управления эмоциями (“заземление”, “визуализация”, “проецирование”, “очищение ауры”). Правила самоконтроля эмоций (эмоциональная выдержка; рационализация эмоций и поддержание высо-кой самооценки) и их применение в переговорном процессе.
Манипулятивные технологии в переговорном процессе. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе. Типы стратегий: “выигрыш-выигрыш”, “проигрыш-выигрыш”, “проигрыш-проигрыш”, “выигрыш-выигрыш”. Тактики переговоров: “видимое сотрудничество”, “дезориентация партнера”, “провокация чувства жалости у партнера”, “ультимативная тактика”, “лавирование резервами уступок”. Тактические приемы: “закрытая дверь”, “визирование”, “внешняя опасность” и др.
5.2 Учебно-тематический план
Темы дисциплины и виды занятий для направления подготовки 38.03.01 «Экономика», профили «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» представлены в таблицах 4-6.
Таблица 4 - Распределение бюджета времени при изучении дисциплины «Конфликтология» для направления подготовки 38.03.01 «Экономика», профили «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (в часах)
Наименование темы дисциплины
| Трудоемкость в часах
| Формы текущего контроля успевае-мости
| Всего
| Аудиторная работа
| Самостоя-тельная работа
| Общая
| Лекции
| Семинар-ские или практи-ческие занятия
| Занятия в интерактивных формах
| 1. Социально-психологическая характеристика конфликта
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Механизмы возникновения и развития конфликтов
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Поведение личности в конфликте
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Технологии разрешения конфликтов
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
| контрольная работа
|
Таблица 5 - Распределение бюджета времени при изучении дисциплины «Конфликтология» для направления подготовки 38.03.01 «Экономика» на базе высшего профессионального образования, профили «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (в часах)
Наименование темы дисциплины
| Трудоемкость в часах
| Формы текущего контроля успевае-мости
| Всего
| Аудиторная работа
| Самостоя-тельная работа
| Общая
| Лекции
| Семинар-ские или практи-ческие занятия
| Занятия в интерактивных формах
| 1.Социально-психологическая характеристика конфликта
|
|
|
|
|
|
|
| 2.Механизмы возникновения и развития конфликтов
|
|
|
|
|
|
|
| 3.Поведение личности в конфликте
|
|
|
|
|
|
|
| 4.Технологии разрешения конфликтов
|
|
|
|
|
|
|
| 5.Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
| контрольная работа
| Таблица 6 - Распределение бюджета времени при изучении дисциплины «Конфликтология» для направления подготовки 38.03.01 «Экономика» на базе однопрофильного среднего профессионального образования, профили «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (в часах)
Наименование темы дисциплины
| Трудоемкость в часах
| Формы текущего контроля успевае-мости
| Всего
| Аудиторная работа
| Самостоя-тельная работа
| Общая
| Лекции
| Семинар-ские или практи-ческие занятия
| Занятия в интерактивных формах
| 1. Социально-психологическая характеристика конфликта
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Механизмы возникновения и развития конфликтов
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Поведение личности в конфликте
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Технологии разрешения конфликтов
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
| контрольная работа
|
5.3 Содержание практических и семинарских занятий
Практические занятия призваны путем диалога со студентами более глубоко и полно раскрыть технологии рационального и конструктивного поведения личности в конфликтной ситуации.
Цель проведения практических занятий — более глубокое усвоение студентами теоретических знаний и формирование навыков их применения в практической деятельности.
Содержание практических занятий для направления подготовки 38.03.01 «Экономика», профили «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» представлено в таблице 7.
Таблица 7 - Трудоемкость практических занятий по дисциплине «Конфликтология» для направления подготовки 38.03.01 «Экономика», профили «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
№ темы
дисциплины
| Тематика практических и/или семинарских занятий
| Формы
проведения
| Трудоемкость в часах
ОФО/ЗФО
| Рекомендуе-мые источники из разделов 8,9
| Тема 1
| Возникновение и развитие конфликтологии.
Психологические составляющие конфликта.
| Опрос. Дискуссия по актуальным вопросам темы. Работа в рабочих тетрадях. Ситуационные и практические задачи.
|
| Раздел 8
(№1-5),
раздел 9
(№1-13)
| Тема 2
| Эскалация конфликта. Основные модели поведения и стили общения личности в конфликтном взаимодействии.
| Опрос. Дискуссия по актуальным вопросам темы. Работа в рабочих тетрадях. Ситуационные и практические задачи.
|
| Раздел 8
(№1-5),
раздел 9
(№1-13)
| Тема 3
| Пути и способы предупреждения и разрешения конфликтов.
| Опрос. Дискуссия по актуальным вопросам темы. Работа в рабочих тетрадях. Ситуационные и практические задачи.
|
| Раздел 8
(№1-5),
раздел 9
(№1-13)
| Тема 4
| Технологии разрешения конфликтов. Факторы и механизмы разрешения внутриличностных и внутригрупповых конфликтов.
| Опрос. Дискуссия по актуальным вопросам темы. Работа в рабочих тетрадях. Ситуационные и практические задачи.
|
| Раздел 8
(№1-5),
раздел 9
(№1-13)
| Тема 5
| Условия разрешения семейных конфликтов, конфликтов в сфере управления и условиях учебной деятельности. Медиация. Технологии управления конфликтами.
| Опрос. Дискуссия по актуальным вопросам темы. Работа в рабочих тетрадях. Ситуационные и практические задачи.
|
| Раздел 8
(№1-5),
раздел 9
(№1-13)
| Итого:
|
| % занятий, проводимых в интерактивной форме
| 34/8
|
|
Тема 1 (2 занятия: 1-2).
Занятие 1. Возникновение и развитие конфликтологии
Контрольные вопросы к практическому занятию 1:
1.Охарактеризуйте основные задачи отечественной конфликтологии на современном этапе своего развития.
2.Перечислите основные этапы развития конфликтологии и кратко охарактеризуйте их.
3.Назовите социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения конфликтологии.
Занятие 2. Психологические составляющие конфликта.
Контрольные вопросы к практическому занятию 2:
1.Что такое объект конфликта и каковы его виды?
2.Какие существует основные подходы к рассмотрению конфликта.
3.Какие существуют необходимые идостаточные условия возникновения конфликта?
4.Какие основные структурные элементы конфликта вы знаете?
Тема 2 (2 занятия: 3-4).
Занятие 3.Эскалация конфликта.
Контрольные вопросы к практическому занятию 3:
1.Что такое эскалация конфликта и каковы ее признаки?
2.Какие выделяют периоды и этапы в динамике конфликта?
3.В чем выряжается непосредственная связь фаз и этапов динамики конфликта?
4.Какова роль толерантности в разрешении конфликта?
Занятие 4. Основные модели поведения и стили общения личности в конфликтном взаимодействии.
Контрольные вопросы к практическому занятию 4:
1.Какие личностные качества отличают конфликтных личностей?
2.В чем особенности рефлексивного общения, и как оно влияет на поведение сторон в конфликте?
3.Какие стили общения вы знаете, и как они отражаются на конфликтах?
Тема 3 (2 занятия: 5-6).
Основные модели поведения и стили общения личности в конфликтном взаимодействии.
Контрольные вопросы к практическому занятию 5:
1.Какие личностные качества отличают конфликтных личностей?
2.В чем особенности рефлексивного общения, и как оно влияет на поведение сторон в конфликте?
3.Какие стили общения вы знаете, и как они отражаются на конфликтах?
Занятие 6. Пути и способы предупреждения и разрешения конфликтов.
Контрольные вопросы к практическому занятию 6:
1.Раскройте основы прогнозирования и профилактики конфликтов.
2.Назовите типичные способы оценки результатов деятельности.
3.Назовите условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов.
Тема 4 (2 занятия: 7-8).
Технологии разрешения конфликтов
Контрольные вопросы к практическому занятию 7:
1.Что можно отнести к основным технологиям прогнозирования и профилактики конфликтов?
2.Что является типичными способами оценки результатов деятельности?
3.Какие условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов вы знаете?
Занятие 8. Факторы и механизмы разрешения внутриличностных и внутригрупповых конфликтов.
Контрольные вопросы к практическому занятию 8:
1.Что такое защитные механизмы, и какие из них наиболее конструктивны?
2.Что лежит в основе межгруппового конфликта?
3.Перечислите основные способы разрешения внутриличностных конфликтов.
4.Назовите типы ролей и основные группы ролевых конфликтов.
Тема 5 (2 занятия: 9-10).
Занятие 9.Условия разрешения семейных конфликтов, конфликтов в сфере управления и условиях учебной деятельности
Контрольные вопросы к практическому занятию 9:
1.Что способствует предупреждению конфликтов между родителями и детьми?
2.Что является источниками конфликтов в сфере управления?
3.Назовите основные способы разрешения конфликтов между учителем и учениками.
Занятие 10.Медиация. Технологии управления конфликтами
Контрольные вопросы к практическому занятию 10:
1.Назовите основные этапы переговорного процесса.
2. Назовите три варианта посредничества.
3. Назовите основные модели поведения в переговорном процессе и дайте их характеристику.
4. Сформулируйте определение манипуляции.
5. Перечислите манипуляции, основанные на правилах приличия.
6. Перечислите манипуляции, направленные на унижение оппонента.
7. Как соотносятся между собой понятия: «стратегия переговорного процесса» и «тактики переговорного процесса»?
8. Перечислите основные стратегии в переговорном процессе.
9. Перечислите основные тактики в переговорном процессе.
10. Перечислите приемы тактики «выжимания уступок».
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1 Формы внеаудиторной самостоятельной работы
Основная цель самостоятельной работы студента при изучении дисциплины «Конфликтология» — закрепить теоретические знания, полученные в ходе лекционных занятий. Глубоко изучить, использовав рекомендованную литературу, а также лекции по курсу, основные теоретические аспекты дисциплины, связанные с современными проблемами корпоративного бесконфликтного общения.
В процессе самостоятельной работы студенты должны овладеть практическими навыками использования методов ценообразования, решив практические задачи, представленные в методических указаниях кафедры. Самостоятельная работа студента в процессе изучения дисциплины включает:
- освоение рекомендованной преподавателем и методическими указаниями по данной дисциплине основной и дополнительной учебной литературы;
- изучение корпоративных образовательных ресурсов (электронные учебники, электронные библиотеки, электронные видеокурсы и др.);
- работу с компьютерными обучающими программами (КОПР);
- выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач;
- самостоятельный поиск информации в Интернете;
- выполнение контрольной работы;
- консультации по наиболее сложным вопросам;
- участие в работе научного кружка по кафедре и ежегодных студенческих научных конференций;
- подготовку к зачету.
На самостоятельную работу студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», профили «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» очной формы обучения, отводится 74 часа учебного времени (таблица 8).
Таблица 8 – Трудоемкость самостоятельной работы студентов по дисциплине «Конфликтология» для направления подготовки 38.03.01 «Экономика», профили «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
№ темы дисциплины
| Форма внеаудиторной самостоятельной работы
| Трудоемкость в часах
| 1-5
| Работа с учебной, научной и справочной литературой; изучение материалов интернет-ресурсов; разбор вопросов по теме занятия из рабочей программы дисциплины; работа в интерактивных рабочих тетрадях, подготовка к решению ситуационных задач и тестированию.
|
| 1-5
| Подготовка к практическим занятиям
|
| Выполнение контрольных работ
|
| Подготовка к зачету
|
| Итого:
|
|
На самостоятельную работу студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» на базе однопрофильного среднего профессионального образования, профили «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» заочной формы обучения, отводится 96 часов учебного времени (таблица 9).
Таблица 9 – Трудоемкость самостоятельной работы студентов по дисциплине «Конфликтология» для направления подготовки 38.03.01 «Экономика» на базе однопрофильного среднего профессионального образования, профили «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
№ темы дисциплины
| Форма внеаудиторной самостоятельной работы
| Трудоемкость в часах
| 1-5
| Работа с учебной, научной и справочной литературой; изучение материалов интернет-ресурсов; разбор вопросов по теме занятия из рабочей программы дисциплины; изучение рекомендованных к занятию нормативных правовых актов, подготовка к решению ситуационных задач и тестированию.
|
| 1-5
| Подготовка к практическим занятиям
|
| Выполнение контрольных работ
|
| Подготовка к зачету
|
| Итого:
|
|
На самостоятельную работу студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» на базе высшего образования, профили «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», отводится 96 часов учебного времени (таблица 10).
Таблица 10 – Трудоемкость самостоятельной работы студентов по дисциплине «Корпоративные финансы» для направления подготовки 38.03.01 «Экономика» на базе высшего образования, профили «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
№ темы дисциплины
| Форма внеаудиторной самостоятельной работы
| Трудоемкость в часах
| 1-5
| Работа с учебной, научной и справочной литературой; изучение материалов интернет-ресурсов; разбор вопросов по теме занятия из рабочей программы дисциплины; изучение рекомендованных к занятию нормативных правовых актов, подготовка к решению ситуационных задач и тестированию.
|
| 1-5
| Подготовка к практическим занятиям
|
| Выполнение контрольных работ
|
| Подготовка к зачету
|
| Итого:
|
|
6.2 Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы
Перечень контрольных вопросов по дисциплине
1. Понятие конфликта, его сущность и структура.
2. Условия возникновения конфликта.
3. Участники конфликта и их характеристика.
4. Предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон.
5. Типологии конфликтов: по составу участников, по сферам проявления, по степени длительности и напряженности, по предмету, по социальным последствиям.
6. Объективные и субъективные причины конфликта.
7. Причина и конфликтная ситуация.
8. Типы конфликтных ситуаций.
9. Динамика конфликта. Этапы развития конфликта: возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации; начало открытого конфликтного взаимодействия; развитие открытого конфликта; разрешение конфликта.
10. Фазы конфликта: начальная фаза; фаза подъема; пик конфликта; фаза спада.
11. Позитивная и негативная роль конфликтов в жизни человека и общества.
12. Формулы конфликта.
13. Зависимость конфликта от конфликтогенов.
14. Закон эскалации конфликтов. Зависимость конфликта от конфликтной ситуации и инцидента.
15. Зависимость конфликта от двух и более конфликтных ситуаций.
16. Конфликты и трансактный анализ.
17. Понятие трансакции и их типы (Э. Берн).
18. Поведенческие характеристики основных трансакций (Родитель, Взрослый, Ребенок).
19. Алгоритм трансактного анализа.
20. Стратегии поведения в конфликте (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) (К. Томас).
21. Конфликт и манипуляция (Р. Чалдини).
22. Типы конфликтных личностей.
23. Теория акцентуации характеров (К. Леонгард, А.Е. Личко и др.).
24. Конфликтная личность демонстративного и ригидного типа.
25. Конфликтная личность неуправляемого и сверхточного типа.
26. Конфликтная личность «бесконфликтного» типа.
27. Приемы общения с конфликтными личностями.
28. Понятие технологий эффективного общения и их разновидности. Общение как основной элемент в конфликтном взаимодействии.
29. Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения и их функции в конфликте.
30. Достижение взаимопонимания, конструктивного взаимодействия и эмпатии в общении.
31. Понятие технологий рационального поведения в конфликте.
32. Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии.
33. Понятие и основное содержание управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение.
34. Пути предупреждения конфликта.
35. Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные.
36. Этапы регулирования конфликта.
37. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов.
38. Факторы обращения к силовым методам разрешения конфликтов (П. Карневал и Д. Пруитт).
39. Алгоритмы деятельности руководителя по управлению конфликтами.
40. Факторы принятия конструктивных решений по конфликту.
41. Модель применения власти по разрешению конфликтов по X. Корнелиус и Ш. Фэйр.
42. Переговорный процесс: содержание, приемы, модели.
43. «Метод принципиального ведения переговоров» Р. Фишера и У. Юри.
44. Модель «взаимных выгод» и модель «уступок – сближения» Дж. Рубина.
45. Модели поведения партнеров в переговорном процессе («Избегающий», «Уступающий», «Отрицающий», «Наступающий»).
46. Манипулятивные технологии в переговорном процессе.
47. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе.
48. Типы стратегий: «выигры
|