Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

История изучения детерминации активности человека и животных

Анташкевич Елена Геннадьевна

 

Преподаватель:

Лобанов Александр Павлович, доктор психологических наук, профессор

 

 

Минск, 2016

Оглавление

1. Введение.................................................................................... 2

2. История изучения детерминации активности

человека и животных........................................................................ 2

3. Трудности в изучении мотивации и мотивов человека............... 6

4. Монистические представления о сущности мотива................... 8

5. Мотивация как процесс............................................................... 15

6. Внутриорганизованная мотивация............................................. 19

7. Внешнеорганизованная мотивация............................................. 21

8. Мотив как сложное интегральное психическое образование.... 27

9. Заключение ........................................................................... 32

10. Список использованных источников .................. 34

Введение

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности является одной из самых разрабатываемых и изучаемых стержневых вопросов в области психологических наук. Ведущая роль данным психологическим образования отводится исходя из того, что мотивация как побуждающее к деятельности образование личности определяет разнообразие и степень легкости и обоснованности выполнения того или иного действия. Как отмечает Б.Ф. Ломов, что трудность изучения мотивов заключена в том, что в мотивах и целях наиболее отчетливо отражается и проявляется системный характер психического. Мотивация отражает внутреннюю детерминацию осуществляемой деятельности, степень легкости и качества ее выполнения и реализации.

Вопросу мотивации и мотивов было посвящено множество работ именитых ученых психологии как в отечестве, так и за рубежом (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, Д.Н. Узнадзе, а также Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.). Е.П. Ильин в книге «Мотивация и мотивы» делает анализ различных подходов к таким важным явлениями внутреннего мира человека, как мотивы и мотивация, используя научные мысли древних мыслителей и более поздних исследователей данных феноменов психики человека.



История изучения детерминации активности человека и животных

Потребностные теории мотивации.

К изучению причин активности человека и животных, их детерминации с научной точки зрения приступили ученые мыслители древности – Аристотель, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, которые упоминали о «нужде» как учительнице жизни.

Демокрит рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но и сделала ум человека более изворотливым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния.

Гераклит наиболее подробно рассматривал побудительные силы, влечения, потребности. Он указывал на то, что потребности определяются условиями жизни. Он указывал на то, что всякое желание покупается ценою «психеи», поэтому злоупотребление вожделениями ведет к ее ослаблению. Однако при этом умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию интеллектуальных способностей человека.

Сократ писал, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. При всем этом важность заключена не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место они занимают в его жизни. Человек не может преодолеть свою природу и выйти из-под зависимости от других людей, если он не в состоянии управлять своими потребностями, желаниями, поведением. Люди, не способные укрощать свои побуждения, являются рабами телесных страстей и внешней действительности. Поэтому человек должен стремиться к минимизации потребностей и удовлетворять их только тогда, когда они становятся действительно насущными.

Платон говорил, что «вожделеющую», или «низкую», душу образуют сбор потребностей, влечения и страстей. Такая душа напоминает стадо и требует руководства со стороны «разумной и благородной души».

Аристотель полагал, что стремления всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. В то же время стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых сообщать и оценивать пригодность или непригодность данного объекта для жизни организма. Любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющие активность человека, имеют природные основания.

Лукреций считал, что источниками воли являются желания, вытекающие из потребностей.

Б. Спиноза определял главной побудительной силой поведения аффекты, к которым он относил влечения, связанные с телом и душой. Если влечение осознается, то оно превращается в желание.

Материалисты конца 18 века: Э. Кадильяк утверждал, что потребности можно сводить к беспокойству, которые вызывается отсутствием чего-либо, ведущего к удовольствию. По его мнению, благодаря потребностям возникают все душевные и телесные привычки.

П. Гольбах отводил важную роль потребностям в жизни человека. Потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Через мотивы, представляющие собой реальные или воображаемые предметы, с которыми связаны благополучие организма, потребности приводят в действие наши ум, чувства и волю и направляют их к тому, чтобы предпринять определенные меры для поддержания существования организма. Потребности человека беспрерывны, что является основным источником активности человека.

К. Гельвеций источником активности считал страсти. Физические, или природные, страсти возникают из-за удовлетворения/неудовлетворения потребностей (которые отождествляются с ощущениями).

Н.Г. Чернышевский утверждал, что понять отношение субъекта к объекту, определить роль материально-экономических условий для психического и нравственного развития личности можно с помощью потребностей. С развитием потребностей тесно связано и развитие познавательных способностей. Удовлетворение первичных (органических) потребностей ведет к появлению нравственно-эстетических потребностей. Животные наделены только физическими потребностями, которые и определяют их поведение и психическую жизнь.

Согласно позиции Р. Вудвордса: организм оказывается чувствительным к одним стимулам и безразличным к другим благодаря потребностям. Это определяет не только характер двигательных реакций, но и влияет на восприятие окружающего мира.

В 20-е гг. 20 в. в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку. Так, наряду с органическими, выделены психогенные (вторичные) потребности, которые возникают в результате обучения и воспитания (Г. Мюррей). К таким были отнесены потребности: в достижении успеха, в аффиляции и агрессии, в доминировании и привлечении внимания, потребность в избегании неудач и вредных воздействий и т.д. свою классификация потребностей была создана А. Маслоу. В 20 в. понятие «мотивация» остается в крепкой привязке к понятию «потребности».

Бихевиористские теории мотивации.

Бихевиористы объясняют поведение через схему «стимул – реакция», указывая на то, что раздражитель есть активный источник реакции организма. Для бихевиористов проблема мотивации не стоит остро, т.к. они полагают, что динамическим условием поведения является реактивность организма, т.е. его способность отвечать специфическим образом на раздражитель. При этом одновременно указывается условие, что организм не всегда реагирует на воздействующий извне стимул. В связи с этим условием в схему добавлен фактор (названный мотивацией), объясняющий различия в реактивности. Но данный фактор был привязан к механизму физиологии: различию в чувствительности организма к данному стимулу, т.е. к порогам ощущений. Под мотивацией стали понимать состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители. В этом случае мотив рассматривается как энергизатор или сенсибилизатор.

Ж. Ньюттен, критикуя положения бихевиористского направления, дает свое понимание активности человека. Он полагал, что поведение человека определено планом и стремлением реализовать этот план, достичь цели. Поведение – это поиск отсутствующих или еще не существующих ситуаций и предметов, а не просто реагирование на них. В данном случае мотивация как понятие вырастает в самостоятельный специфический механизм организации поведения человека и животных.

Когнитивные теории мотивации.

У. Джеймс выделял несколько типов принятия решения (формирования намерения, стремление к действию) как сознательного преднамеренного мотивационного акта. Объекты мысли, задерживающие окончательное действие или благоприятствующие ему, он называет основаниями, или мотивами, данного решения. Мотивация в значительной степени связана с сознательным принятием решения.

Во второй половине 20 в. появились мотивационные концепции Дж. Роттера, Г. Келли, Х. Хекхаузена, Д. Макклелланда, для которых характерным является признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Стало необходимым введение новых понятий: социальные потребности, жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний.

Р. Кеттелл построил «динамическую решетку устремлений». Выделил мотивационные диспозиции типа «эргов» (от греч. Ergon – энергия, работа), в которых видел своего рода биологически обусловленные влечения, и «энграммы», природы которых содержится не в биологической структуре, а в истории жизни субъекта. В зарубежных мотивационных концепциях центральным психическим процессом, объясняющим поведение, становится принятие решения.

Психоаналитические теории мотивации.

Учение З. Фрейда (конец 19 в.) о бессознательном и влечениях человека. Он придавал решающую роль в организации поведения человека бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями. В основном сексуальными (либидо) и агрессивными, требующими непосредственного удовлетворения и блокируемые «цензором» личности – «сверх-я», т.е. интериоризованными в ходе социализации индивида социальными нормами и ценностями. В определении активности поведения человека решающую роль играет бессознательное, подавление побуждений которого со стороны «сверх-я» приводит к неврозам.

У. Макдауголл выдвинул «гормическую» концепцию и считал, что у человека имеется 18 инстинктов. Согласно этой концепции движущей силой поведения (в том числе и социального) является особая врожденная (инстинктивная) энергия («горме»), которая определяет характер восприятия объектов, создающее эмоциональное возбуждение и направляющая умственные и телесные действия организма к цели. Каждому инстинкту соответствует своя эмоция, которая из кратковременного состояния превращается в чувство как устойчивую и организованную систему диспозиций – предрасположений к действию.

Биологизаторские теории мотивации.

В этом случае о мотивации говорят о мобилизации энергии. Данные теории содержат предположения о том. Что естественным для организма является состояние неактивности. Чтобы произошел переход к активности необходимы такие особые побудительные силы. Если рассматривать живой организм как активный, то понятие «мотивации» становится лишним.

Мотивация в работах отечественных ученых.

А.Ф. Лазурский, изучая вопросы о мотивации поведения человека, опубликовал книгу «очерк науки о характере» (1906 г.), в которой шло обсуждение вопросов, связанных с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью к внутренней задержке побудительных импульсов.

Н.Н. Ланге дал свое понимание отличий влечений от «хотений». «Хотения» - это влечения, переходящие в активные действия; это деятельная воля.

В 20-х гг. вопросами мотивации занимались: В.М. Боровский (1927), Н.Ю. Войтонис (1929, 1935) (биологизаторские позиции). Л.С. Выготский в книге «Педология подростка» отводит большую роль вопросу о сущности интересов и их изменений в подростковом возрасте. Считал, что проблема соотношения влечений и интересов является ключом к пониманию психического развития подростка, которое обусловлено эволюцией интересов и поведения ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Выражая позицию относительно мотивов, Л.С. Выготский утверждал, что интересы не являются навыками. В работе «История развития высших психических функций» Л.С. Выготский уделяет внимание вопросу о «борьбе мотивов». Стал разделять мотив и стимул, говорил о произвольной мотивации [7].

В 40-х гг. с позиции «теории установки» мотивацию рассматривал Д.Н. Узнадзе (1966), который говорил, что источником активности является потребность, которая с его точки зрения сводится к широкому понятию: это – есть то, что является нужным для организма, но чем он в данный момент не обладает.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.