Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Монистические представления о сущности мотива

Мотив как потребность

В большинстве работ мотив рассматривается как побудитель действий, деятельности, поведения человека. Принятие потребности за мотив происходит, т.к. она объясняет почему человек хочет проявить активность. С.Л. Рубинштейн писал, что в потребности содержится активное отношение (стремление), направляющее человека на преобразование условий с целью удовлетворения нужды. Потребность объясняет, откуда берется энергия для проявления активности.

Роль потребностного побуждения обстоятельно рассмотрена в обзоре зарубежных работ Е.Н. Баканова, В.А. Иванникова (1983). Принятие потребности за побудитель приводит к следствиям: 1) как только субъект переходит в состояние потребностного напряжения (драйва, нужды), начинается активность организма с высвобождением и тратой энергии; 2) чем выше напряжение потребности, тем интенсивнее побуждение. Когда нет условий удовлетворить потребность, энергия возрастает и проявляется в «спонтанной» общей активности субъекта. Но в 50-е гг. Д. Кемпбелл и Ф. Шеффилд (1953) предполагают, что потребностное напряжение не влияет на изменение активности, а вызывает снижение порога ответа на внешние стимулы. Ж. Нюттен считает, что активность не бывает «ненаправленной».

Органическая потребность (нужда) не приводит прямо к активности по устранению нужды, а создает повышенную чувствительность к воздействию соответствующих ей внешних раздражителей. Тогда возникает состояние «оперативного покоя» (А.А. Ухтомский), отражающее появление доминантного очага возбуждения в пищевых центрах животных.

Возникновение потребности не может объяснить целенаправленную активность, выбор того или иного способа (предмета, действия) удовлетворения потребности. Исследовательское и манипуляторное поведение у животных наблюдается и при отсутствии «первичных» потребностей, актуализация последних снижает (оставляет без изменений) исследовательскую активность (Р. Батлер, Х. Харлоу, 1954). Была выдвинута гипотеза Д. Хебба (1949) о нужде организма в оптимальном уровне активации нервной системы, которая достигается при различных проявлениях активности: исследовательской, манипуляторной, игровой, познавательной. Затем была выдвинута гипотеза о «внешне вызванном драйве» (Х. Харлоу, К. Монтгомери, 1953). Под этим термином понимается потребностное напряжение, которое не является сигнализацией внутреннего состояния организма, а вызвано внешними причинами.



Из обзора работ Е.Н. Бакановым и В.А. Иконниковым были сделаны заключения о том, что понятие потребности выходит из круга существенных признаков побудителя деятельности, т.к.: 1) тканевый дефицит не вызывает активности; 2) в процессуальной деятельности (игровой, исследовательской) не удается найти дефицита, вызываемого депривацией объекта.

Сложность темы мотивации обусловлена: 1) исследования проводились во многих случаях на животных (ниже уровень живого мира); 2) изучены были только биологические потребности; 3) в процессуальной деятельности животных отсутствуют характерные для потребности черты (усиление драйва при нарастании депривации, феномен насыщения, т.е. редукция потребности). Это приводит к мысли о существовании потребностей, которые мало изучены и неизвестны; 4) нарастание потребностного напряжения не всегда приводит к усилению активности, обеспечивающей полную разрядку этого напряжения. Но неверен вывод о том, что потребность лишена побудительной функции. Реализация побуждения у животных может блокироваться разными факторами. Это наводит на мысль о неверно выбранном критерии для определения наличия побуждения при потребности (уровень активности). Потребность имеет функции побуждения, но это не дает возможность объяснить: почему выбирается этот объект, а не другой, почему потребность удовлетворяется этой активностью [7], [8].

А.Р. Лурия пишет, что источником активности человека служат планы, перспективы, программы, которые формируются в процессе сознательной жизни людей; они социальны по своему происхождению и осуществляются при ближайшем участии сначала внешней, а потом и внутренней речи. Всякий сформулированный в речи замысел вызывает целую программу действий, направленных на достижение этой цели.

Л.С. Выготский указывал на то, что сама мысль рождается не из другой, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, интересы и побуждения, аффекты и эмоции. П.В. Симанов считает, что потребности являются основной и движущей силой человеческого поведения и отождествляются с мотивами.

Д.В. Колесов (1991) разработал концепцию развития психики, движущей силой которой являются потребности. Связи организма с внешней средой он называет потребностями связями, которые могут иметь разную степень напряженности (активность и покой). Вводит понятие потребностного цикла как единицы жизнедеятельности и единицы структурно-функциональной, включающей морфологическую основу, соответствующие ей процессы. Начало потребностного цикла связано с возникновением дефицита веществ, энергии, информации. Напряжение потребностных связей со средой – потребностное возбуждение. Потребностное возбуждение в отношении к последующей деятельности есть потребностное побуждение. Побуждение, имеющее тонический характер (сохранение при длительном времени, проявляясь при каждом удобном случае) есть установка. Удовлетворение потребности – это овладение предметом потребности и его использование. Исполнительская активность существа, ориентированная в направлении его потребностных связей с окружающей средой, понимается как деятельность. Д.В. Колесов полагает, что потребность всегда «знает», что ей нужно, но «не знает» или «не всегда знает» через какой объект внешнего мира она это получит.

Соотношение между потребностями и мотивами можно систематизировать [1], [7 с. 50-51]:

1) между мотивом и потребностью возможны далекие и опосредованные отношения;

2) потребность дает толчок к возникновению мотива;

3) потребность преобразуется в мотив после опредмечивания, т.е. после нахождения предмета, могущего ее удовлетворить;

4) потребность – часть мотива (В.А. Иванников);

5) потребность и есть мотив (Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн).

С.П. Манукян (1984) считает, что потребность нельзя отождествлять с мотивами, потребности не могут являться побудителями деятельности. Отождествить мотив с потребностью не позволяет ряд выводов: 1)потребность не полностью объясняет причину конкретного действия, поступка (одна и та же потребность может быть удовлетворена разными средствами и способами); 2) мотив-потребность отделяется от идеальной цели, потому неясно, почему мотив имеет целенаправленность; 3) принятие потребности за мотив приводит к тому, что говорят об удовлетворении мотива, а не потребности, о цели как средстве удовлетворения мотива, а не потребности, о наследственных, приобретенных мотивах.

А.В. Веденов объясняя природу мотива, пришел к пониманию того, что человек действует на основе потребностей всего общества, требований общества и коллектива. В.Н. Колбанский писал, что потребность личности и потребность общества – явления одинаковой природы, поэтому побуждают и направляют поведение человека при помощи одного и того же механизма. Ш.Н. Чхартишвили, наоборот, разделяет потребности личности (психологический феномен) удовлетворяются потреблением и потребности общества (социально-экономический феномен) – производством. Потребность является основным фактором активности человека.

Т.О. Гордеева в потребностной модели выделяет три базовых типа мотивации: внутреннюю, автономную, контролируемую. [2, с. 70]. Внутренняя мотивация имеет три варианта: мотивация достижения (имеет в основе потребность в стремлении (желании) добиваться наилучших результатов в значимой для индивида области, желание творить, делать), мотивация компетентности (стремление к самостоятельному достижению различных внешних и внутренних результатов, достижение ощущения эффективности, собственного роста, саморазвития и мастерства) и мотивация познания (проявляется в интересе, энтузиазме, любознательности, стремлении узнавать новое, понимать окружающий мир, причины разнообразных явлений) [2, с. 70-71]. Природа внешней автономной мотивации – не деятельностная, а личностная (проистекает от индивида и сознательно им выбранных личностно значимых целей, по отношению к достижению которых выполняемая деятельность является средством) [2, с. 72-73]. Внешняя контролируемая деятельность – межличностная, социальная (основание для выделения - ощущение контроля, фрустрации потребности человека в автономии) [2, с. 74].

Мотив как цель (предмет удовлетворения потребности)

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова: цель – это то, к чему стремятся и то, что надо осуществить. Целью является предмет, объект, действие [12].

А.Н. Леонтьев не отвергает возможности превращения цели в мотив. Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. Их совпадение есть либо результат приобретения целью самостоятельной побудительной силы, либо результат осознания мотивов, превращающего их в мотивы цели. Позже он пишет, что термин «мотив» принят для объяснения того объективного, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направлена деятельность. Воспринимаемый предмет приобретает побудительную функцию, т.е. становится мотивом. По А.Н. Леонтьеву направленность побуждению придает именно объект (предмет, вещь). Объект выступает в роли стрелочника, который указывает направление реализации имеющегося у человека побуждение. «Опредмечивание потребности» придает этому побуждению смысл, но побудителем деятельности является не сам предмет, а его значение для субъекта. Смыслообразующая функция («сдвиг мотива на цель»), когда побуждает к деятельности не желание завладеть предметом, а выполнение самого действия, получение от него удовольствия [10].

Согласно представлениям С.П. Манукяна, определенные предметы и явления (объекты) порождают потребность с конкретным предметным содержанием. Это содержание актуализирует каждый раз данную потребность, если человек встречается с этим объектом или его образ воспроизводится в сознании. Значит, не потребность вызывает деятельность (при актуализации потребности начинается деятельность человека по ее удовлетворению), а предмет потребности или его образ. Психическое состояние напряженности будет отражать нужду, а опредмеченная потребность – потребность личности.

К. Левин ставит побудительную силу вещей в связь с потребностями и намерениями субъекта: изменение «характера требований» происходит изменение соответственно потребностей и интересов человека.

Л.И. Божович согласна с позицией А.Н. Леонтьева о том, что потребность не может определить целенаправленное действие человека, а может вызывать неорганизованную активность, считает, что предметы, постоянно удовлетворяющие ту или иную потребность, приобретают способность побуждать поведение и деятельность человека даже в условиях, когда соответствующая потребность не была предварительно актуализирована. По Л.И. Божович, предметы являются побудителями потребностей, а не действий или деятельности. Без оживления потребности под действием предмета активность человека проявиться не может [1], [10].

Позиция «предмет в качестве мотива» имеет свои противоречия.

1) нет ответа на вопрос, почему человек совершает данное действие (ведь цель может удовлетворять разные потребности)

2) нет возможности решать вопросы таких характеристик мотива как сила (степень привлекательности) и устойчивость мотива;

3) снижено значение задачи и роли мотива в формировании потребности, в рамках данной направленности рассуждений ученые больше говорят о роли потребности в формировании мотива.

Мотив как побуждение

Мотив всегда побуждает что-либо делать/не делать. Нестрогость использования понятий вызвала путаницу: за мотив стала приниматься любая причина, вызывающая побуждение, а не только само побуждение. Г. Олпорт справедливо отмечает, что в качестве объектов, побуждающих деятельность человека, могут выступать и отсутствующие (представляемые, воображаемые) объекты. Побудителей (детерминант) может быть много, они могут быть внешними и внутренними. Что может служить критерием различения мотивационных и немотивационных детерминант [7].

В западной психологии решением этого вопроса является различение способа (как) и причины (почему) поведения: к мотивации относят только причины. Мотивация отвечает за стратегическую направленность поведения на цель, а способ поведения, его тактическая реализация определяется не причиной, а опытом и научением.

С.Л. Рубинштейн полагает, что мотивация - через психику реализующаяся детерминация. Поэтому должна быть детерминирована не только физиологическая реакция, сколько психическая, затрагивающая высшие уровни психической регуляции, связанная с осознанием стимула и приданием ему значимости.

Большинство отечественных и зарубежных психологов считают, что мотив – это не любое возникшее в организме человека побуждение (понимаемое как состояние), а внутреннее осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию и поступку. Стимул вызывает (побуждает) действие или поступок не прямо, а опосредованно, через мотив: побудителем мотива является стимул, а побудителем действия (поступка) – внутреннее осознанное побуждение (мотив). Х. Хекхаузен: мотивация – это побуждение к действию определенным мотивом [18].

В.И. Ковалев: мотив – осознанное побуждение. Побуждение есть самостоятельный психологический феномен, проистекающий от отражения в сознании потребностей, имеет свою специфику [9]. М.Ш. Магомед-Эминов (1987): мотив – только один из видов побуждений, наряду с потребностями, диспозициями (устойчивыми свойствами личности), интересами и т.д. [13].

мотив → побуждение → действие (Х. Хекхаузен) [18],

побуждение (мотив) → действие (В.И. Ковалев) [9],

побуждение → мотив → действие (А.А. Файзуллаев).

Ограниченность позиции «мотив как побуждение»:

1) побудительностью обладает потребность. Побуждение можно рассматривать как состояние внутреннего (потребностного) напряжения – состояние одинаково для разных мотивов.

2) Побуждение не раскрывает содержательную сторону мотива, не объясняет причину и смысл активности человека.

3) У человека есть поступки, связанные с обоснованным (мотивированным) отказом что-то делать. Причина отказа есть, а побуждения к действию нет. Трудно согласиться, что мотив – это только то, что заставляет действовать. Мотив, который лежит в основе бездействия, называют отрицательным [7].

Мотив как намерение

К. Левин (1969) понимал намерение как волевой акт, который создает ситуации, позволяющие человеку положиться на действие внешних стимулов так, что выполнение намеренного действия становится уже не волевым действием, а чисто условно-рефлекторным.

Л.И. Божович намерения рассматривает в качестве побудителей поведения в тех случаях, когда принимаются решения. Намерения возникают на базе потребностей, которые не могут быть удовлетворены прямо и требуют ряда промежуточных звеньев, не имеющих своей собственной побудительной силы. В этом случае они выступают в качестве побудителя действий, направленных на достижение промежуточных целей. Намерение формируются тогда, когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено, и что оно является результатом влияния потребности, интеллектуальной активности человека (связанной с осознанием средств достижения цели) [1], [5], [7].

К. Левин говорил о действиях по намерению. Намерение подчеркивает устремление человека в будущее, его замысел, предположение, готовность что-то сделать, осмысленность принимаемого решения. В намерении наиболее ярко проявляется смысл предполагаемых действий и поступков, их произвольный характер.

Но намерение не раскрывает причину действия или поступка, не отвечает на вопрос «почему?».

Мотив как устойчивые свойства (личностные диспозиции)

Мотив – это устойчивые характеристики личности, в основном характерна для работ западных психологов, но есть и сторонники отечества.

В западной психологии устойчивые (диспозиционные) и переменные факторы мотивации (М. Мадсен, 1959), устойчивые функциональные переменные (Х. Мюррей, 1938), личностные и ситуационные детерминанты (Дж. Аткинсон, 1964) рассматриваются как критерии разделения мотива и мотивации. Устойчивые характеристики личности обусловливают поведение и деятельность так же, как и внешние стимулы.

К.К. Платонов, В.С. Мерлин, М.Ш. Магомед-Эминов считают, что в качестве мотивов (вместе с психологическими состояниями) могут выступать и свойства личности). Однако проблема определения мотива остается актуальной, т.к. многие личностные свойства скорее являются поребностными [7], [13].

Мотив как состояние

Р.А. Пилоян (1984): мотивом называется особое состояние человека, заставляющее его действовать или бездействовать. Дж. Гилфорд (1956): состояние как фактор начала и поддержания активности. Е.Р. Холгард (1957): мотивом является любое состояние организма, которое имеет влияние на его готовность к началу или продолжению определенного поведения.

А.М. Мейерович: формированию образа предмета потребности предшествует предвосхищение, моделирование «потребного состояния личности» и является мотивом деятельности, отражающим то, ради чего она совершается.

Мотив как формулировка

К. Обуховский (1972), А. Левицкий: мотив – это психический процесс, который изнутри стимулирует субъект к постановке цели и принятию соответствующих средств действия. Мотив – это формулировка цели и средств (за мотивом остается только содержательная сторона: довод, аргумент). Мотив К. Обуховским рассматривается как фактор, который дает возможность человеку сформулировать решение о начале деятельности. Если человек не сформулировал мотива совершенного (совершаемого) действия, то он не имел мотива действия, следовательно, действие было немотивированным. Формулировка помогает уяснить цель действия, дает возможность принять решение о начале действия. Акцент на осознанности цели и средств ее достижения.

В.Н. Мясищев, И.В. Имедадзе (1989): мотив как основания своего действия и поступка. П.И. Иванов: мотивы действия – все то, чем определяется степень приемлемости целей и путей, ведущих к достижению этих целей. Мотив – это ответ на вопрос, почему человек ставит перед собой эту цель, действует так.

Мотив как удовлетворенность

Удовлетворенность в качестве мотива изучается В.Г. Асеевым (1976), А.Г. Ковалевым (1969), П.М. Якобсоном (1969). Якобсон использует понятие «удовлетворение». Но это понятие является следствием достижения цели – удовлетворения потребности. Удовлетворение – это эмоциональное состояние, возникающее вследствие реализации мотива. Термин «удовлетворенность» понимаемый как отношение к выполняемой деятельности, образу жизни (Т.А. Китвель, 1974, Н.Г, Крупнов, И.Г. Столяр, 1972, А.А. Мурутар, П.А. Вихалем, 1972, Н.Ф. Наумова, 1970, К.Р. Хаав, 1978). Удовлетворенность выполняет долгосрочную оценочную функцию, поэтому она является положительным оценочным отношением, а неудовлетворенность – отрицательным. На основании положительного отношения к своей деятельности субъект имеет долгосрочную мотивационную установку на ее выполнение.

Таким образом, мотивация – это внутренняя детерминация поведения и деятельности, которая может быть обусловлена внешними раздражителями, окружающей человека средой. Внешняя среда воздействует на человека физически, а мотивация – процесс психический, преобразующий внешние воздействия во внутреннее побуждение [7].

Б.Ф. Ломов: в исследованиях психических явлений есть попытка искать одну-единствуенную детерминанту явления. Но это тупик. Любое явление определяется системой детерминант.

 

Мотивация как процесс

Понимание термина «мотивация»

Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр. В настоящее время мотивация трактуется по-разному: как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Мадсен, 1959, Ж. Годфруа, 1992); как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986); как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Мотивация как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас, 1990). Р.А. Пилоян полагает, что разрешение путаницы в определениях и понимании термина способно введение двух понятий: «мотивация деятельности» и «мотив действия» [7], [8], [13].

Два направления определения понятия «мотивация»:

1. рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. В.Д. Шадриков (1982): мотивация обусловлена потребностям и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (объективными, внешними; субъективными, внутренними – знаниями, способностями, характером), мировоззрением, убеждениями, направленностью личности и т.д. с учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения.

2. направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Но в двух направлениях мотивация выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т.е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. В.А. Иванников (1985): процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Мотив как предмет удовлетворения потребности (А.Н. Леонтьев), т.е. не надо формировать, а только актуализировать (вызвать в сознании образ). Противоречия в положении относительно взаимозависимости мотива и мотивации. Р.А. Пилоян утверждает, что мотивация и мотив – взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории и что мотивы действия формируются на базе определенной мотивации (т.е. мотивы вторичны). Через выработку отдельных мотивов мы можем влиять на мотивацию в целом (т.е. мотивы становятся первичными) [10].

В.Г. Леонтьев (1992) выделяет 2 типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива. В.Г. Леонтьев полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей.

Экстринсивная и интринсивная мотивация

Экстринсивной (обусловленной внешними условиями и обстоятельствами) и интринсивной (внутренней, связанной с личностными диспозициями: потребностями, установками, интересами, влечениями, желаниями), при которой действия и поступки совершаются «по доброй воле» субъекта (Х. Хекхаузен) [18]. Классификация мотивов учебной деятельности, различающихся по происхождению и предметному содержанию: внутренние по отношению к учебной деятельности и широкие социальные, внешние по отношению к учебной деятельности, идущие от общества (Л.И. Божович, 1951). Л.И. Божович выделила мотивы, связанные с деятельностью, мотивы, связанные с социальными отношениями [1], [2, с. 65, с. 69].

Потребность – единственный источник мотивации. Такой позиции придерживались: Г.А. Фуртунатов, А.В. Петровский, Д.А. Кикнадзе. Против этой позиции выступал В.И. Селиванов: различные воздействия, исходящие от других людей и предметов окружающей среды, вызывают ответные действия человека помимо его потребностей и даже вопреки им.

Живя в обществе, человек не может не зависеть от влияния окружения в своих решениях и поступках. Референтная зависимость возникает, когда человек, не задумываясь, некритически заимствует установки, нормы поведения, образ жизни, надеясь благодаря этому стать похожими на «настоящих людей», быть причисленными к определенному кругу людей. Информационная зависимость обнаруживается, когда человек стремясь к какой-то цели, не располагает необходимой информацией. Он вынужден некритически использовать информацию, полученную от человека, которого считает более информированным. Властная зависимость – это зависимость индивида от человека, наделенного специальными полномочиями или обладающего высоким авторитетом. Мотивация может испытывать сильное давление со стороны и принимать внешнеорганизованный характер. Внешняя мотивация не является однородным образованием. С позиции Е.П. Ильина, мотивация и мотивы всегда внутренне обусловлены, но могут зависеть и от внешних факторов, побуждаться внешними стимулами [7], [8].

Когда речь идет о внешних мотивах и мотивации, то имеют в виду обстоятельства (актуальные условия, оказывающие влияние на эффективность деятельности, действий), внешние факторы, влияющие на принятие решения и силу мотива, имеют в виду и приписывание самим человеком этим факторам решающей роли в принятии решения и достижения результата. Внешнестимулируемая, или внешнеорганизованная, мотивация – обстоятельства, условия, ситуация приобретают значение для мотивации только, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения потребности, желания. Поэтому внешние факторы в процессе мотивации должны трансформиоваться во внутренние [3], [4], [7].

С.Е. Покровской и И.В. Броновой на основе литературного анализа и эмпирических данных (выборка 80 человек) сделаны выводы о связи мотивационной сферы личности (потребностного, личностного и социального блоков) и ее меняющемся наполнением в период обучения. Ими выявлены связи между курсом обучения и познавательными мотивами (чем ниже курс обучения, тем выше наполняемость мотивационной сферы личности студентов мотивами познавательными, блоком личностных мотивов, а также социальным блоком). Эмпирические данные дают возможность найти подтверждение гипотезы об изменении наполняемости мотивационной сферы личности в сторону личностного блока в зависимости от длительности обучения. Это есть попытка внести большую ясность в представление о мотивационной сфере личности в период самоопределения на этапе студенческой жизни белорусской молодежи [14, с. 67].

О положительной и отрицательной мотивации

В.Г. Асеев: особенность мотивации в ее двухмодальном, положительно-отрицательном строении. Эти 2 модальности побуждений проявляются во влечениях и непосредственно реализуемой потребности и их необходимости. О. Мауэр (1938) описал важность значения эмоций, которые предвосхищают принятие решения. Он изложил свою концепцию мотивации, основывающуюся на предвосхищаемых положительных и отрицательных эмоциях. Он объяснял поведение, индукцией влечения – когда поведение имеет наказуемые последствия (что обусловливает закрепление предвосхищаемой эмоции страха, т.е. попадая вновь в данную ситуацию, человек начинает ее бояться), а с другой стороны, редукцией влечения – когда поведение имеет поощряемые последствия (что обусловливает закрепление предвосхищаемой эмоции надежды). 4 типа предвосхищающих (положительных и отрицательных) эмоций (страх, облегчение, надежда, разочарование) в зависимости от увеличения или уменьшения их интенсивности определяют, какие способы поведения будут выбраны, осуществлены, заучены (подкреплены).

В случае прогнозирования возможности удовлетворения потребности влияния возникают положительные эмоциональные переживания, в случае планирования деятельности как объективно заданной необходимости (в силу жестких обстоятельств, социального требования, обязанности, долга) могут возникнуть отрицательные эмоциональные переживания.

В.И. Ковалев считает, что мотив как побуждение – одномодален. Но в мотиве выражается и отношение к тому, что человеку предстоит сделать. Отношение двумодально. Построение мотива, мотивационный процесс может сопровождаться положительными, отрицательными эмоциональными переживаниями, которые сохраняются и во время деятельности [9].

Стадиальность мотивационного процесса

Модель принятия морального решения (С. Шварц): этапы оценки: ситуации, приводящей к возникновению желания помочь другому человеку, своих возможностей, последствий для себя и для нуждающегося в помощи.

В.И. Ковалев рассматривает мотив как трансформирование и обогащение стимулами потребности. Если стимул не превратился в мотив, значит он или «не понят», или «не принят». Вариант возникновения мотива: возникновение потребности – ее осознание – «встреча» потребности со стимулом – трансформирование потребности (посредством стимула) в мотив и его осознание. В процессе возникновения мотива происходит оценка различных сторон стимула. Ощущение голова вызывает в сознании образ предмета, который мог бы удовлетворить потребность; под влиянием этого образа возникает импульс к действию (побуждение), которое соотносится человеком с внешними условиями (ситуацией), с морально-психологическими установками личности. Процесс соотнесения приводит к постановке цели и определению плана действий [9].

А.А. Файзуллаев (1989) выделяет в мотивационном процессе 5 этапов [7].

1 этап – возникновение и осознание побуждения (осознание предметного содержания побуждения (какой предмет нужен), действия, результата и способов осуществления этого действия. Побуждением может выступать потребности, влечения, склонности.

2 этап – «принятие решения» - внутреннее принятие побуждения, т.е. идентификация его с мотивационно-смысловыми образованиями личности, соотнесение с иерархией субъективно-личностных ценностей, включение в структуру значимых отношений человека. Сообразуясь со своими нравственными принципами, ценностями, человек решает, насколько значима возникшая потребность, влечение и стоит ли их удовлетворять.

3 этап – реализация мотива, в течение которого в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива.

4 этап – закрепление мотива, в результате чего он становится чертой характера. Мотив приобретает новые функции: удовлетворения, насыщения потребности, интереса.

5 этап – актуализация потенциального побуждения, под которым имеется в виду осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания.

А.Н. Зерниченко, Н.В. Гончаров (1989) выделяют в мотивации 3 стадии: формирование мотива, достижение объекта потребности и удовлетворение потребности (2 и 3 стадии связаны с реальным действованием).

Д.В. Колесов (1991) разработал концепцию потребностного поведения. «Мотивационное поле» имеет функцию формирования мотива и удовлетворения потребностей индивида. Мотивационное поле - \то функциональный орган головного мозга, задачи которого сводятся к упорядочению потребностей и выбору оптимального способа достижения состояния удовлетворения как конечной цели поведенческих реакций.

Стадии формирования побуждения: потребностное возбуждение попадает в зону потребностных эталонов, затем – в зону представительства потребностей, в зону обработки потребностного возбуждения и зону формирования программы действий, в зону подкрепления. Зона потребностных эталонов включает ядра потребностей и модели потребного результата. В зоне представительства потребностей накапливается потребностное возбуждение от ядер всех потребностей. Функция зоны: переключение чрезмерно накопившегося возбуждения одной потребности на другую.

В зоне обработки потребностного возбуждения происходит конвергенция потоков информации: потребностного возбуждения из зоны представительства потребностей; возбуждения, несущего информацию о возможных предметах удовлетворения потребностей; возбуждения, несущего информацию об условиях, сопутствующих успеху. В зоне формирования программы действий мотив трансформируется в исполнительскую активность, в которую он входит как компонент. Когда программа действий полностью сформирована, но импульса к началу соответствующей деятельности нет, то такое состояние автором названо побуждение к деятельности. Центры подкрепления (5 зона) взаимодействуют с предыдущими, подкрепляя (усилия/ослабляя) происходящие процессы в них.

Зарубежные психологи цикл мотивационного процесса представляют так: сначала актуализируется и удовлетворяется потребность при взаимодействии человека с внешней средой: доминирующая потребность появляется на переднем плане сознания в качестве фигуры на фоне личного опыта и, удовлетворенная, снова растворяется в фоне. Процесс сей включает 6 фаз: ощущение стимула – его осознание – возбуждение (решение, возникновение возбуждения) – начало действия – контакт с объектом – отступление (возвращение к начальному состоянию).

В вопросе понимания мотивации выделены несколько подходов: структурно-психологический (А.Г. Ковалев, А.А. Файзуллаев), биологизированный морфо-функциональный, рефлекторный (Д.В. Колесов), гештальт-подход (Ж.-М. Робин) [7].






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.