Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Внешнеорганизованная мотивация

Мотивация, обусловленная внешними второсигнальными стимулами

Под внешнеорганизованной мотивацией Е.П. Ильин понимает воздействие (оперативное, срочное) на процесс мотивации субъекта А со стороны субъекта Б (или группы других лиц, или СМИ) с целью либо инициации мотивационного процесса, либо вмешательства в уже начатый процесс формирования намерения (мотива), либо стимуляции, увеличения силы побуждения, мотива [7].

Мотив – сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект. В процессе воспитания формировать мотивы нельзя, но можно способствовать этому процессу. В процессе воспитания и социализации формируется тот строительный материал, который будет позже использоваться для мотивации того или иного действия и поступка. Этим материалом являются личностные образования: интересы, склонности, нравственные принципы, установки и самооценка. Извне формируются не мотивы, а мотиваторы (и мотивационная сфера личности) [7].

Часто целью воздействий (влияний) субъекта Б (инициатора влияний) на субъект А (адресата влияния) является изменение мотивов, намерений последнего, которое служило бы удовлетворению потребностей, склонностей, интересов первого. При отказе выполнения требования или приказа формируется мотив не действия, а поступка. Характеристиками субъекта А могут быть его личностные свойства, способствующие принятию воздействия (внушаемость – невнушаемость) и наличные состояния (тревога, апатия, утомление и т.д.). Характеристиками субъекта Б могут быть внешний вид, личностные свойства. Степень принятия внешнего воздействия (навязанности) определяется: наличием/отсутствием у субъекта гипотезы и количества вариантов решения задачи, сложностью решаемой задачи, принимаемого решения, степенью неопределенности, творческим характером деятельности [7].



Неимперативные прямые формы организации мотивационного процесса

Просьба. Для людей с флегматическим темперамента просьба является мощным стимулятором их активности. Просьба – это форма внешней инициации мотивационного процесса субъекта используется в том случае, когда не хотят придавать воздействию официальный характер или когда кто-то нуждается в помощи. Просьба оказывает большое влияние на намерения субъекта, если облекается в ясные и вежливые формулировки и сопровождается уважением к его праву отказать, если выполнение просьбы создает ему какие-то неудобства [7].

Предложение (совет). Предложить кому-либо что-то – значит представить на обсуждение это что-то как известную возможность (вариант) решения проблемы. Принятие предлагаемого субъектом зависит от степени безвыходности положения, в котором он находится, от авторитетности лица, которое предлагает, от привлекательности предлагаемого, от особенностей личности самого субъекта. Холерик ответит на предложение сопротивлением, сангвиник проявит любопытство, меланхолик ответит избеганием, флегматик – отказом или затяжкой времени [7].

Убеждение как форма воздействия на принятие субъектом решения. Убеждение – это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основной убеждения служит разъяснение явлений, причинно-следственных связей и отношений, выделение социальной и личной значимости решения того или иного вопроса. Убеждение аппелирует к аналитическому мышлению, при котором преобладает сила логики, доказательность и достигается убедительность приводимых доводов. Установлено, что доводы (аргументы), приводимые другим человеком, убеждают нас сильнее, чем аналогичные доводы, приводимые самому себе [7].

Выделяют методы убеждения:

- фундаментальный (прямое обращение к собеседнику, которого сразу и открыто знакомят со всей информацией, составляющей основу доказательства правильности предлагаемого);

- метод противоречия (основан на выявлении противоречий в доводах убеждаемого и на тщательной проверке собственных аргументов на непротиворечивость с целью предотвратить контрнаступление);

- метод «извлечения выводов» (аргументы излагают не все сразу, а постепенно, довиваясь согласия на каждом этапе);

- метод «кусков» (аргументы убеждаемого делят на сильные (точные) и средние (спорные), слабые (ошибочные);

- метод игнорирования – если изложенный собеседником факт не может быть опровергнут;

- метод акцентирования (расставляются акценты на приводимых собеседником и соответствующих общим интересах доводах

- метод двусторонней аргументации (сначала излагают преимущества, а затем недостатки предлагаемого способа решения вопроса);

- метод «да, но…» (используется, когда собеседник приводит убедительные доказательства преимуществ своего подхода к решению вопроса. Сначала соглашаются с собеседником, после паузы приводят доказательства недостатков его подхода);

- метод кажущейся поддержки (доводы собеседника не опровергаются, а приводятся новые аргументы в их поддержку. Когда сложится впечатление о хорошей осведомленности убеждающего, приводятся контрагрументы);

- метод бумеранга (собеседнику возвращают его аргументы, направленные в противоположную сторону, аргументы «за» превращаются в аргументы «против» [7].

Императивные прямые формы организации мотивационного процесса

Приказ, требование. В случае приказа, требования (понуждения) или просьбы особенностью формирования мотива является то, что человек принимает их как цель. В.А. Иванников говорит о 2 родах целей: цель как конкретное наполнение мотива и цель, задаваемая другими людьми и обществом в целом. В этом случае цель не возникает из развития потребностей субъекта, а накладывается на уже существующую систему потребностей, соответствуя ей в различной степени. Важно принятие цели как собственной, отвечающей интересам, ценностям, установкам. Это происходит, когда у человека сформирована внутренняя позиция (социальная установка) долженствования в отношении выполнения им определенной роли. Поскольку цель уже сформирована другим, не нужна тщательная отработка вариантов, т.е. 2 и 3 стадии формирования мотива. Но формирование мотива начинается с восприятия внешнего стимула, с осознания его значимости в данный момент и в данной ситуации для приказывающего и самого субъекта и с возникновения стремления отреагировать на него. Стимул принят субъектом как личностно значимый, у него возникло чувство долга, обязанности. Общественно значимые цели должны стать значимыми, должен возникнуть мотивационно-целевой резонанс (Н.В. Кузьмина).

Принуждение как форма инициации мотивационного процесса. Эта форма воздействия используется, когда другие формы воздействия на мотивацию и поведение субъекта оказываются недейственными или когда нет времени, чтобы их использовать. Принуждение выражается в прямом требовании согласиться с предлагаемым мнением или решением, принять готовый эталон поведения при несогласии субъекта с этим. Принуждение действенно, если принуждающий имеет более высокий социальный статус, чем принуждаемый. Авторитет первого облегчает выполнение распоряжения. Как постоянная форма воздействия на субъект принуждение малопригодно, но и полностью от него отказываться нецелесообразно. Положительной стороной принуждения является то, что оно может способствовать снятию конфликтной ситуации на данном отрезке времени и выполнению субъектом необходимых действий.

Используя второсигнальные (речевые) виды воздействия на мотивацию адресата влияния, следует думать не только о содержании произносимых слов, но и о том, как их произносить, какими действиями (жестами, мимикой) их сопровождать. А. Меграбьяном (1971) показано, что при первой встрече адресат влияния на 55% верит невербальным сигналам другого человека, на 38% - паралингвистическим сигналам (громкость речи, интонация, смешки, покашливание и т.д.) и лишь на 7% - содержанию речи [7].

Манипуляция

Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. Для манипуляции используют следующие приемы: поддразнивающие высказывания; подзадоривающие высказывания; «невинный» обман, введение в заблуждение; замаскированные под малозначительные и случайные высказывания отговор и клевета; преувеличенная демонстрация своей слабости, неосведеомленности, неопытности для того, чтобы пробудить у адресата стремление помочь; «невинный» шантаж [7].

Мотивация, вызванная привлекательностью объекта

Как пишет А. Маслоу, деятельность человека не столько «толкает» изнутри, сколько привлекается извне возможностью удовлетворения. А.Н. Леонтьев: внешние стимулы могут влиять на мотивационный процесс: экстринсивная мотивация (внешнеобусловленная).

К. Левин различает «позитивный» и «негативный» характер требований, т.е. одни вещи побуждают стремиться к ним, а другие – отталкивают. Л.И. Божович говорит, что предметы, постоянно удовлетворяющие ту или иную потребность, как бы фиксируют в себе эту потребность, в результате чего приобретают способность побуждать поведение даже, когда соответствующая потребность не была предварительно актуализирована. Образ потребности – при предъявлении предмета ее удовлетворения, если в предыдущем опыте его использование доставляло человеку удовольствие, наслаждение или приводило к неприятностям. Тогда разворачивается мотивационный процесс, связанный либо с намерением овладеть предметом, либо защититься от него, удалиться. Потребность и связанная с ней мотивация могут возникать и при отсутствии предшествующей связи между потребностью и предметом, когда привлекательный предмет появляется впервые.

Психологические механизмы осуществления мотивации

Заражение. Заражение понимается как и узко – процесс передачи эмоционального состояния от человека или группы другому (другим), и широко – как подражание и внушение. Это все обусловлено наличием внешних факторов. Развитый человек нуждается в убеждении, а автоматическое заражение действует ослаблено или не действует.

Эмоциональное заражение отчетливо проявляется в поведении людей во время массовой паники. Она обусловлена многократным отражением в толпе эмоционального состояния (страха) и нарастает в силу взаимной индукции. Сильно эмоциональное заражение проявляется при наличии общности оценок ситуации и установок, ожидании каких-то событий, низких сплоченности группы и авторитета ее лидера, уподоблении кому-то. Чем выше уровень самосознания человека, тем труднее он поддается заражению, самосознание направляет на большую продуманность действий. Заражению способствуют: высокая энергетика поведения человека, оказывающего влияние на субъект, артистизм поведения, создание интриги, загадочность поведения, прикосновение и телесный контакт.

Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу, принятие и воспроизведение внешних и внутренних особенностей других людей, привлекательных для данного субъекта виды подражания: непроизвольное и произвольное, логическое и внелогическое, внутренне и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.

Индивидуальные особенности мотивации.

Особенности личности вмешиваются в процесс формирования мотива на всех этапах. Легкость возникновения потребности, ее интенсивность (сила) зависят от индивидуальной «чувствительности» человека к стимулу второсигнальному воздействию (ситуации). Возникновение и переживаний состояний (обиды), приводящих к желанию применить ту или иную форму агрессии зависит от выраженности у субъекта конфликтных черт личности. На стадии принятия решения сильное влияние на процесс мотивации оказывают волевые качества (решительность, смелость) По данным Л.М. Кубышкиной (1997), высокая мотивация на социальный успех (стремление к признанию, соперничеству, достижениям в значимой деятельности) связана с уверенностью человека в собственном обаянии, в привлекательности своей личности. Направленность мотивации определяется теми или иными личностными особенностями и самооценкой субъекта [7].

К. Обуховский: легкость формирования мотива наблюдается у лиц с примитивным мышлением и у лиц высокой духовной культуры. Выделены стили мотивации. В.Н. Азаров (1988) выделил стили действования: импульсивный (склонность реализовывать ситуативные тенденции при минимальном обдумывании вариантов и последствий своих действий) и управляемый (рефлексивно-волевой) – стиль, характеризующийся выраженной регуляцией действий, опосредуемых развернутым анализом возможных способов достижения цели.

Дж. Роттер (1954) утверждает, что при внутреннем локусе контроля речь идет об убеждениях, касающихся собственной деятельности и того, насколько человек собственными усилиями может добиться желаемого.

Концепция Р. де Чармса (1976). Он выделил 2 типа личности: «самобытная» – относится к своим действиям как к свободным, самостоятельным; и «пешка» – видит себя как объект, подчиненный внешнему управлению и принуждению.

Д. Макклелланд, Дж. Аткинсон: если человек ориентирован на успех, он не испытывает страха перед неудачей, а если ориентирован на избегание неудачи, то будет тщательнее взвешивать свои возможности, колебаться при принятии решения.

Возрастные особенности детей оказывают влияние на мотивацию. П.М. Якобсон (1969): готовность школьников подчиняться требованиям взрослых резко снижается от 4 к 7-му классу, что говорит о снижении роли внешнеорганизованной и увеличении роли внутреннеорганизованной мотивации.

Этнические особенности мотивации. Они обусловлены образом жизни, национальными традициями, характером. О.С. Дейнеко (1999): американские студенты реже поступают на «авось», лучше осознают стили поведения в ситуации риска, более дифференцированно относятся к риску принятия решения, рискуют более взвешенно. В.М. Базыва (1997): у девочек русской этнической группы более выражена, чем у коми, потребность в самопрезентации, самопроявлении, желании быть в центре событий; у русский больше, чем у представительниц коми, более выражена агрессивная тенденция и потребность в самопроявлении. У коми девочек сильнее выражена эмпатия, потребность в эмоциональном тепле, потребность в познании, стремлении к достижению высокого положения в обществе, в самоутверждении. У коми юношей выявлена выраженная подчиненность по отношению к тем, с кем общаются, сотрудничеству, в поддержке со стороны других людей. Коми молодежь в большей мере готова к пониманию чужой точки зрения.

Мотивы всегда формируются в индивидуальной жизни человека, а не имеются уже в готовом виде при рождении. Мотивы не могут действовать непроизвольно. Не может быть внешних и внутренних мотивов. Мотивы всегда внутренние, в отличие от стимулов, вызывающих процесс мотивации, которые могут быть и внешними, и внутренними. Когда говорят о внешней мотивации и мотивах, то имеют в виду внешние воздействия других лиц, либо привлекательность каких-то объектов.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.