Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Мотив как сложное интегральное психическое образование

Детерминация поведения и деятельности обусловливается не просто разрозненными факторами, а их совокупностью, каждый из которых выполняет свои определенные функции (Б.Ф. Ломов, В.А. Иванников, М.Ш. Магомед-Эминов). Отсюда мотив – сложное интегральное (системное) психологическое образование. В. Вундт (1897): мотив – соединение представлений (основание поступка) и чувств (побудительная причина поступка).

Д.Н. Узнадзе (1969) понимал мотив как сложное психическое образование, возникающее в результате многоэтапного процесса мотивации.

М.Ш. Магомед-Эминов (1987), В.А. Терентьев (1970): наличие в мотиве интеллектуального и волевого и эмоционального компонентов [7], [13].

В.Г. Леонтьев (1992): мотив как системное образование личности, как системный способ организации активности человека. Внутренняя психологическая структура мотива состоит из: подструктуры свойств, образующих мотивационное ядро, и подструктуры функций, в которых проявляются его свойства. В ядерной части мотива выделяются: содержательные, установочные, волевые (свойства) и направленность, значимость, динамичность, эмоциональность.

Границы и структура мотива

Границами мотива являются: 1 потребность; 2. намерение что-то сделать, включая побуждение к этому. В структуру мотива не входят стимулы. Р.А. Пилоян (1984): мотив формируется в ходе выполнения действия (соотнесение своих возможностей с особенностями соперника).

Мотивация – это есть особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного в данный момент результата [17].



В структуре мотива выделены компоненты, которые можно отнести к 3 блокам в соответствии со стадиями.

1. Потребностный блок: биологические и социальные потребности, осознание необходимости, долженствования.

2. Блок «внутреннего фильтра»: нравственный контроль, оценка внешней ситуации, оценка своих возможностей (знаний, умений, качеств), предпочтения (интересы, склонности, уровень притязаний) [7].

3. Целевой блок: образ предмета, могущего удовлетворить потребность, опредмеченное действие, потребностная цель, представление процесса удовлетворения потребности.

Структура каждого конкретного мотива (т.е. основания действия) строится из сочетания тех компонентов, которые обусловили принятое человеком решение (горизонтальная структура мотива).

Вертикальная структура мотива: в состав мотива могут входить 2-3 компонента из одного блока, один из которых играет главную роль, а остальные – сопутствующую, соподчиненную. Отношения между компонентами могут складываться и в блоке «внутреннего фильтра», целевом блоке [7].

Структура мотива как основания действия или поступка многокомпонентна, в ней находят отражение несколько причин и целей. Й. Лингард (1970): «мотивационная констелляция» - совокупность условий и факторов, обусловливающих мотивационный акт (интегральное психологическое образование). А.Н. Леонтьев: функция мотивов, взятая со стороны сознания, состоит в том, что они оценивают жизненное значение объективных обстоятельств, придают им личностный смысл [10].

Функции мотивов

1. побуждающая функция энергетику мотива. Связана с возникновением потребностного состояния, которое вызывает мобилизацию энергии.

2. направляющая функция отражает направленность энергии на определенный объект, на определенную активность. Наличие цели позволяет мотиву осуществлять эту функцию;

3. стимулирующая, связана с продолжением побудительного и при осуществлении намерении. Стимулирующая функции мотива, отражающая напряжение потребности, наряду со значимостью цели позволяет говорить о силе мотива;

4. регулятовная (директивная) функция (делать или не делать) – часть управления и стабилизирует функционирующей системы с помощью контроля;

5. управляющая функция (входит в планирование действия, результата и способа) (контролирующая функция – часть);

6. организующей функции мотива (деятельность мысленно организуется, но внешнее еще не проявляется; это еще не замысел, не его осуществление);

7. структурирующая функция: важность конечного результата (цели) приводит к более тщательному анализу ситуации, элементов задачи, большей вербализации ходов (путей решения задачи) и критической их оценке;

8. смыслообразующая: эмоции оценивают личностный смысл происходящих событий и в случае несоответствия этого смысла мотиву изменяют общую направленность деятельности личности (А.Н. Леонтьев).

9. отражательная функция – это отражение в сознании человека потребностей и целей, средств их достижения и своих возможностей, последствий для себя и нравственного самочувствия;

10. объяснительная – сознательно формулируемый личностью источник ее поведения (мотив является основанием действия, поступка) (Н.Е. Ерошина, И.Е. Головаха);

11. защитная функция: истинная цель подменяется «официальной версией», необходимой для сохранения требуемого решения, для создания видимости рациональной деятельности (К. Обуховский).

Характеристики мотива

Выделяют динамические (силу, устойчивость) характеристики (энергетические) и содержательные характеристики (полнота осознания структуры мотива; уверенность в правильности выбора, принятого решения; направленности мотива – личностная, индивидуальная или общественная, коллективная; ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения; на удовлетворение потребностей – биологических или социальных – они направлены, с какой деятельностью связаны: игровой и т.д.) [7].

Сила мотивов определяется интенсивностью мотивационного возбуждения, которое зависит от гипоталамуса, приходящего в состояние возбуждения от недостатка каких-то веществ в организме. Гипоталамус выступает в роли генератора энергии, необходимой для формирования побуждения к действию. Силу мотива определяют и психологические факторы: знание результатов деятельности, понимание смысла работы, свобода творчества, анне жесткое регламентирование. Сила мотива определяется сопровождающей его эмоцией. Яркая эмоциональная окраска мотива указывает на то, что он требует немедленной «энергетической разрядки» во внешней деятельности. Сила мотива больше, если мотивация внутриорганизованная, т.е. когда человек сам детерминирует свою деятельность, исходя из внутренних побуждений (потребностей, желаний). При наличии у человека внутреннего локуса контроля он более настойчив в достижении цели, чем при наличии внешнего локуса [7].

Градиент цели (Г. Холл): скорость выполнения действия увеличивается по мере приближения к цели. Приближение финиша (работы) увеличивает работоспособность.

Эффективность мотива: чем более выражен у человека интерес к какому-нибудь делу, тем успешнее он его делает (В.С. Мерлин).

Относительная сила мотива: прямая зависимость между силой мотива и эффективностью деятельности встречается только при возрастании силы мотива до оптимального уровня; дальнейшее увеличение ее и нарастание возбуждения приводят к снижению эффективности деятельности (закон Йеркса-Досона).

Устойчивость мотивов – устойчивость (инертность) потребности и устойчивость (ригидность) установок, мировоззрения, ценностей, склонностей человека, интересов.

«Борьба мотивов»

В. Вундт связывал борьбу мотивов с процессом выбора; В.Штерн – с проявлением человеком решительности. А.Ф. Лазурский писал, что возбудителем борьбы мотивов можно считать такое стечение обстоятельств, при котором у человека наряду с одним каким-нибудь желанием или влечением, отличающимся значительной силой и стремящийся перейти в действие, возникают другие желания, противоположные первому, затрудняющие его осуществление. А.Ф. Лазурский рассматривал борьбу мотивов как одно из проявлений психической задержки. Внутренняя борьба – процесс, в котором все важнейшие запросы и потребности человека выступают нередко с чрезвычайной яркостью.

Л.П. Кичатинов считает, что термин «борьба мотивов» не точно отражает суть явления. Это взаимопереходы мотивов вследствие переосмысления личностного значения деятельности (смена мотивов).

А.А. Файзуллаев (1989) говорит о блокировке личностью принятия мотива, М.В. Демин (1977) – о борьбе различных влечений и тенденций в мотиве, В.К. Вилюнас (1990) – о конкурирующих побуждениях. Все это говорит о том, что в человеке «борются» различные доводы, установки, желания, влечения, т.е. различные компоненты мотива, а не мотивы. Когда он сформирован, то бороться нет надобности, его надо реализовать. Можно сознательно действовать наперекор какому-то влечению, желанию (потребности), если в пользу другого мнения доводы оказались сильнее, но нельзя действовать наперекор мотивам. Конкуренция намерений (не знаю, что и делать: и то надо, и то, и это надо сделать): 1. конкурируют мотивационные установки (нереализованные, отложенные мотивы); 2. «конкуренты» не «уничтожаются», а выстраивается определенная последовательность выполнения намерения.

Истинная борьба мотивов возможна, когда противоборствуют намерения двух и более людей. «Борьба мотивов» происходит как на сознательном, так и на бессознательном уровне (органические потребности).

Борьба мотивов может проходить по следующим сценариям: 1. «делать – не делать» (стремление – избегание); 2. «делать, но как» (стремление – стремление); 3 «и так плохо, и так» (избегание – избегание). Борьба мотивов может приводить к существенному психическому напряжению человека и не всегда вызывает уверенность принятого решения. Для снятия напряжения могут быть использованы: оттягивание принятия окончательного решения о цели, условное принятие цели, использование жребия, обращение за советом и т.д.

О. Нейрат развил положение об использовании вспомогательных средств в учение о вспомогательных мотивах, роль которых заключается в том, чтобы воздействовать на собственное решение (выбор) при помощи нейтральных стимулов, приобретающих от этого значение и силу мотивов.

Внутренняя борьба связана с принятием решения не только о том, что делать, и когда делать, в какой момент начать действие при наличие противоположного желания, тормозящего инициацию (запуск) нужного действия.

О классификации мотивов

Классификация мотивов на основании различных видов потребностей (биологических и социальных): биологические, социальные, выделение мотивов самоутверждения, самоактуализации, мотивов-стремлений к результату (мотив достижения), мотивов-стремлений к деятельности, мотивов к успеху и избеганию неудачи.

Деление мотивов на основании установок, нравственности, направленности личности (Л.И. Божович): личностные и общественные, эгоистические и общественно значимые; + (по В.И. Ковалеву): идейные и нравственные мотивы (как они отражают убеждения личности), мотивы коллективисткие (базируются на аттитюдах (установках, как нормы для данного коллектива). Это классификации по наиболее выраженному мотиватору. [2], [9].

Классификации мотивов по видам активности: мотивы общения, игры, учения, профессиональной, спортивной и общественной деятельности.

Классификация с учетом временной характеристики: ситуативные и постоянные (периодически) проявляющиеся мотивы; мотивы кратковременные и устойчивые (мотивационные установки): оперативные и перманентные, долговременные.

Е.П. Ильин выделяет мотивы на основании их структуры: первичные (абстрактные) – с наличием абстрактной цели, вторичные – с наличием конкретной цели: вторичные делятся на: полные (с присутствием компонентов из всех блоков: потребностного, «внутреннего фильтра» и целевого) и укороченные (сформированные без участия «внутреннего фильтра») [7].

И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов (1991) выделили: обобщенные устойчивые мотивы, которые выражаются в индивидуально-личностных особенностях (мотив стремления к успеху, избегания неудачи); конкретные устойчивые мотивы, которым свойственна систематически воспроизводимая активность; общие неустойчивые мотивы, у которых имеется обобщенное предметное содержание, без дифференциации и иерархизации; конкретные неустойчивые мотивы, которым свойственная узкая временная перспектива при наличии конкретной (временной) цели [7], [13].

Е.И. Головаха (1979) выделяет 3 вида мотива: реально действующие неосознанные мотивы, выполняющие побудительную, смыслообразующую и объяснительную функцию; «понимаемые» мотивы, или выполняющие объяснительную, или смыслообразующую, или ту и другую.

Существует множество классификаций мотивов, в основании которых могут лежать различные психологические феномены. Несмотря на разнообразие классификаций нельзя сделать вывод о правильности или неправильности классификаций мотивов. Важным условием для разработки новых классификаций является непротиворечивость сути и определения понятия «мотива».

Мотивационная сфера личности

Под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей, целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов. С точки зрения ее развитости, ее характеризуют по широте, гибкости, иерархизированности [11].

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей, целей, интересов, тем более развитой является его мотивационная сфера. Мотивационную сферу личности составляют не столько актуальные потребности и актуальные мотивы, сколько устойчивые латентные образования (направленность личности, интересы, мотивационные установки, желания), которые называются потенциальными мотивами. Мотивационная сфера личности – латентное образование, в котором конкретные мотивы как временные функциональные образования появляются эпизодически, постоянно сменяя друг друга [11].

Гибкость мотивационной сферы характеризуется (Р.С. Немов) разнообразием средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность. Иерархизированность мотивационной сферы – отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствие с чем одни имеют доминирующее значение при формировании мотива, другие – подчиненное, второстепенное, одни используются чаще, другие – реже [11].

Заключение

Вопросами мотивации занимались ученые с древности, но появившееся в современном научном сообществе множество теорий и подходов к определению «мотивации» и «мотивов» не облегчает понимания сущности данных важных феноменов. Рассмотрены мотивационные образования, одни из которых скорее отражают потребности человека (интересы как познавательная потребность, влечения, желания, привычки), другие – намерения, т.е. мотивы, лишенные в данный момент побудительной силы. Е.П. Ильиным была выполнена попытка структурировать и обозначить границы сложных явлений в психике человека: мотивации и мотивов. Осуществляя научное обоснование таким понятиям, как мотивация и мотивы Е.П. Ильин начинает с рассмотрения различных подходов в данной области. Автор указывает на разночтения в понимании данных понятий как со стороны зарубежных, так и отечественных исследователей. Так, в структуру «мотива» входят следующие составляющие: потребность, цель, побуждение, намерение, формулировка, состояния, удовлетворенность, устойчивые свойства личности (диспозиции) необходимы для обоснования поступка. Все психологические феномены могут влиять на формирование конкретного мотива, но ни один из них не может подменить мотив в целом, т.к. только его компоненты. Рассмотрены индивидуальные особенности мотивов, стадии его формирования, функции. Е.П. Ильин структурировал информацию о природе мотива с точки зрения монистического подхода (согласно которому мотив можно представить в качестве одного элемента, наиболее полно и широко объясняющего выполнение деятельности, или процесса, механизма) и системного подхода (где мотив выступает в качестве сложного интегрального психологического образования). Нет единства взглядов ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом. Выход только в точке зрения: мотивация есть динамический процесс формирования мотива. Е.П. Ильин утверждает, что мотивация и мотивы всегда внутренне обусловлены, но могут зависеть и от внешних факторов, побуждаться внешними стимулами.

Термин «мотивация представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Существует два направления, объясняющих мотивацию с точки зрения ее статичности и динамичности: одно направление – со стороны структурных позиций, рассматривает мотивацию как совокупность факторов (объясняющих наличие и побуждение к деятельности) или мотивов. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. А второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм, мотивация выступает характеристикой процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Сделана попытка объяснить процесс «борьбы мотивов», выделения оснований для классификации мотивов.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.