Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

III. Перцептивные вилы деятельности

Мы видели, что, если с возрастом эффекты поля практически не изменяются, перцептивные виды деятельности, напротив, развиваются по нарастающей. Это прежде всего касается самого важного среди них — исследования конфигураций посредством более или менее систематических перемещений взгляда и определением точек его фиксации (центрации). Например, один из авторов этой книги с помощью Vinh-Bang (с фильмозаписью) изучил сравнение двух горизонталей, наклонных или вертикальных линий, продолжающих одна другую, или вертикали и горизонтали фигуры в форме L (замысел был в том, чтобы определить равномерность или неравномерность длины этих прямых). В реакциях детей 6 лет и реакциях более взрослых субъектов наблюдаются два явных различия. С одной стороны, у ребенка точки фиксации гораздо менее точны и располагаются на гораздо большем пространстве (до нескольких сантиметров от линии, на которую следует смотреть), чем у взрослого. С другой стороны, движения переноса и сравнения, переходящие от одного сегмента к другому, пропорционально менее часты у детей, чем

простые случайные перемещения. Одним словом, поведение детей определяется тем, что они ожидают увидеть, начиная с ошибочных центрации, тогда как взрослые смотрят внимательнее, выстраивая исследование в соответствии с определенной стратегией или действием, призванным решить поставленную задачу, таким образом, точки центрации представляют максимум информации и минимум потерь1.

Но исследование может быть поляризовано (сосредоточено на определенном аспекте) и по этой причине повлечь за собой вторичные ошибки: это случай вертикалей, длина которых по отношению к горизонталям той же длины переоценивается, потому что самые частые концентрации касаются середины горизонталей и вершины первых (что подтверждает запись движений глаза). Это заблуждение по поводу вертикали с возрастом увеличивается.



С другой стороны, исследование может включать в себя эффекты упражнения и, следовательно, иметь дело с временными переносами, когда участнику 20 и более раз подряд предъявляются одинаковые фигуры одинакового размера. В этом случае наблюдаются значительные разли-

1 Этот недостаток активного исследования объясняет классически описанный характер восприятия детей младше 7 лет: синкретизм (Клапаред) или глобальный характер (Декроли), согласно которому субъект выделяет в сложной конфигурации только общее впечатление, без анализа частей и синтеза их отношений. Например, А. Мейли-Дворецки использовал двусмысленную фигуру, в которой можно увидеть или ножницы, или человеческое лицо, обе структуры проявлялись у взрослых альтернативным образом, будучи несовместимыми одновременно (поскольку одни и те же круги представляют или глаза, или отверстия на ручках ножниц); некоторые дети, напротив, ответили: «Это человек, а ножницы ему бросили в лицо». Этот синкретизм не подчиняется законам, сравнимым с законами эффекта поля: он просто передает недостаток систематической исследовательской деятельности.чия восприятия в зависимости от возраста; Ж. Ноелтингом, работая с иллюзией Мюллера-Ливра (перистые фигуры) и ромба (недооценка большой диагонали), изучал эти различия. У взрослого человека повторение приводит к постепенному уменьшению систематической ошибки вплоть до полного ее исчезновения: этот эффект упражнения или кумулятивного исследования тем более интересен, что субъект полностью игнорирует его результаты, что исключает вмешательство внешних усилий и ведет к пониманию этой формы обучения как зависимой от увеличивающегося равновесия (все более и более полные «соединения»). У ребенка от 7 до 12 лет наблюдают те же эффекты, но тем более слабые, чем младше субъекты, при регулярном увеличении с возрастом. Напротив, в ходе исследований с применением этой же методики не было обнаружено никакого действия упражнения или повторения на детей младше 7 лет: кривая ошибок колеблется около одной средней величины, до 20 или даже 30 или 40 повторений (субъект устает тем менее, чем менее он совершает активное исследование), не наблюдается и эффекта обучения. Некоторый интерес представляет предположение, согласно которому обучение начинается только к 7 годам — возраст, когда синкретизм значительно ослабевает, а движение глаз становится более управляемым, кроме того, именно в этом возрасте строятся первые логико-математические операции, т. е. перцептивная деятельность может быть управляема мышлением, что способствует лучшему пониманию задачи: конечно, мышление не заменяет восприятия, но, структурируя реальность, оно способствует программированию принятия перцептивной информации, т. е. дает указание, на что нужно посмотреть с большим вниманием. Даже в области простых линейных длин это программирование играет очевидную роль, заменяя

метрику общими или просто порядковыми оценками (см. далее гл. 4, § 2-6).

Эта ориентирующая деятельность мышления проявляется еще более ярко в области перцептивных координат, т. е. в установлении связей с горизонтальными и вертикальными осями, что позволяет судить о направлении фигур или линий. X. Вурстен по нашей просьбе изучил сравнение вертикальной линии длиной 5 см и переменной наклонной (включая горизонтальную позицию), начало которой расположено в 5 см от первой. Взрослый, допустивший достаточно грубые ошибки, плохо справился с этой задачей, а дети 5 и 6 лет гораздо лучше, т. к. маленькие дети не думают об ориентации линий (доказательством чего является исследование этой ориентации через сравнение фигур между собой: именно тогда дети совершают максимум ошибок, а для взрослого оценка становится удобна). В промежутке от 5-6 до 12 лет ошибка в определении длин возрастает К 9-10 годам, когда она проходит через максимум, чтобы затем слегка уменьшиться (благодаря новым перцептивным видам деятельности по переносу длин независимо от направлений). Именно в этом возрасте (9-10 лет) в области мышления организуется система оперативных координат, т. е. субъект начинает замечать направления, что в этом случае мешает ему производить перцептивную оценку длин1.

1 П. Дадсетан впоследствии повторил предыдущий опыт, предоставляя субъектам судить о горизонтальности прямой, нарисованной внутри треугольника, основа которого наклонна, а все изображение выполнено на большом белом листе, по краям которого — черные черты для облегчения установления связей. Не входя в детали результатов, отметим основное: только к 9-10 годам ребенок снова становится чувствителен к общим связям (внешним треугольнику), т. к. под влиянием появляющихся оперативных координат у него возникает «мысль посмотреть» на края листа, выходя, наконец, за границы треугольной фигуры. ПроверяяВ общем, мы видим, что перцептивные виды деятельности с возрастом развиваются до такой степени, что могут подчиняться приказам, которые им дает развивающийся интеллект. Но до образования мыслительных операций ориентирующую роль выполняет деятельность в совокупности, как это показано в главе 2, § I. Поэтому неправильно рассматривать перцептивные виды деятельности как результат простого расширения или смягчения эффектов поля, как это утверждает теория гештальта. Напротив, эффекты поля появляются как местные проявления перцептивных видов деятельности разных уровней, поскольку среди них есть более ранние и более поздние, а установление отношений или, по меньшей мере, глобальные сравнения начинаются с первых недель жизни человека.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.